Пулемётчица и фея. Судьба Варвары Мясниковой

Пулемётчица и фея. Судьба Варвары Мясниковой

Она не принадлежала к сонму великих актрис советского кинематографа сталинского периода – Любови Орловой, Марины Ладыниной, Тамары Макаровой. Однако стоит только произнести два слова: «Анка-пулеметчица», ваш собеседник невольно улыбнется, припомнив удалую девицу в папахе, которую Петька из «Чапаева», обучая пулемету, хотел поцеловать «в щечки». «Ну, как же помним: Петька, Анка, Чапаев…»

Она навсегда вошла в историю. Только если попытаться продолжить разговор, не вспомнится ни имя актрисы, ни ее судьба. И рядом с Анкой не возникнет образ божественной Феи из «Золушки»…

Представляем: имя этой замечательной актрисы – Мясникова Варвара Сергеевна. Родилась она 22 сентября (5 октября) 1900 года в Санкт-Петербурге, в семье страхового агента, мать занималась детьми и хозяйством. Старший брат Алексей в детстве увлекся живописью, потом стал профессиональным художником и до войны работал в Эрмитаже.

Варвара, окончив уже после революции гимназию, пошла работать инструктором-оператором в Народный комиссариат просвещения, и параллельно стала с интересом посещать занятия в только что открывшемся Институте живого слова. Работу из-за занятости, оставила, курсы в 1922 году окончила, сама стала преподавать мастерство художественной речи в школе рабочей молодежи.

Однако в Институте «зацепилась» еще и за «театральное отделение» и, окончив его, через спецкомиссию получила звание актрисы. И была принята в труппу экспериментального театра (1922–1925). После его закрытия числилась актрисой Большого драматического театра, а с 1927 года оказалась в центре кинематографии, попала в самый расцвет немого кино. Она сыграла целый ряд значимых киноролей. 1927 год – «Парижский сапожник» (Ольга), 1928 год – «Инженер Елагин», 1929 год – «Человек с портфелем», 1930 год – «Лягавый» и «Наши девушки» (Шура).

В 1931 году была зачислена в штат Ленинградской киностудии («Ленфильм») и сыграла революционерку Веру в «Спящей красавице». В 1932 году – «Личное дело» (Анна Штукова) и «Три солдата» (Варя, работник ревкома). Оказалась на виду работавших на «Ленфильме» братьев Васильевых – Георгия и Сергея.

В 1931 году у Сергея Дмитриевича Васильева трагически погибла жена, актриса Наталья Васильева (1902–1931). Через какое-то время он обратил внимание на благородную внешность Варвары Сергеевны, к 1934 году они официально поженились. Это был самый пик творческой круговерти. И в эти же сроки «Братья Васильевы» получили важнейшее партийное задание: снять фильм, прославляющий Красную армию.

За основу было предложено взять сценарий «Чапаев», написанный Анной Фурмановой, женой писателя и военного комиссара Дмитрия Фурманова. Картину нужно было снять как можно скорей – она должна была стать украшением Первого Международного московского кинофестиваля. В ходе изучения исторических материалов было подготовлено три варианта сценария, но ни один из них не устроил Сталина – именно он хотел, чтобы в картине было четыре ключевых фигуры: Чапаев, Фурманов, ординарец Петька и персонаж, отображающий судьбу женщин в Гражданскую войну. Прототипом стала некая санитарка Попова, помогавшая раненому на поле боя пулеметчику стрелять из «Максима», имя для героини «Анка-пулеметчица» придумал сам Фурманов. Ну, а Сергей – в исключительном лимите времени – «Анкой» в фильме «назначил» свою молодую – Варвару Мясникову.

Первыми контрольно фильм просмотрели Сталин, Молотов, Ворошилов. Вождь дал высокую оценку работе, сказал, что на примере данного фильма нужно воспитывать молодежь. Сам, кстати, смотрел его потом, в разные годы, еще более 30 раз.

«Чапаев» имел успех и у зрителя, и на кинофестивале. Васильевы были награждены орденами Ленина, Сергей в 1941 году, одним из первых, еще и Сталинской премией I степени. Варвара в 1935 году стала заслуженной артисткой РСФСР, сама картина стала культовой не только в Советском Союзе, но и в других странах. «Чапаева» включили в 100 лучших фильмов планеты, а «Анка» Варвары Мясниковой тоже стала культовой, с ней она просто навсегда вошла в историю мирового кинематографа.

После того, в 1937 году Васильевы снимают «Волочаевские дни». Сергей на главную роль Маши определяет уже, естественно, свою супругу «Анку» – Варвару. А в 1938 году у них родилась дочь – также Варвара, и маме надо было заняться ее воспитанием – не до съемок.

Когда началась война, Ленинградскую киностудию эвакуировали в Казахстан, уехали в Алма-Ату и Варвара с семьей. В осажденном городе остались брат и мама актрисы, которых она уже больше никогда не увидит – оба в 1942 году погибли. Сергей Васильев в Алма-Ате работал художественным руководителем Центральной объединенной киностудии (ЦОКС), где трудились эвакуированные кинематографисты с разных киностудий. В 1942 году Васильевы снимают еще одну картину о Гражданской войне «Оборона Царицына», в ней также играют Варвара Мясникова (Катя Давыдова) и Борис Блинов.

Сергей и Георгий в 1942 году награждаются Сталинской премией I степени, в 1944 году все возвращаются в Ленинград, Сергей Васильев назначается художественным руководителем «Ленфильма». И в том же году выходит на экраны фильм режиссера Лео Арнштама о Космодемьянской «Зоя», сыграла которую родившаяся в 1918 году актриса Галина Владимировна Водяницкая. В 1946 году она также получила Сталинскую премию I степени, но в том же году рассталась и со своим первым супругом, в браке с которым была с 1943 году кинорежиссером Ильей Фрэзом.

Здесь, уважаемый читатель, мы приближаемся к рубежу 1946–1947 годов, событиям, когда скончался в 1946 году Георгий Николаевич Васильев (1899–1946). Из тандема великих создателей «Чапаева» Сергей Васильев остался один.

Михаил Шапиро и Надежда Кошеверова задумали свою знаменитую «Золушку». Зрителям нужно было отдохнуть от войны. Мясникову пригласили на роль крестной волшебницы Феи, и она блестяще справилась, зрители «Золушку» полюбили, Варвару Сергеевну окрестили не иначе как «самой красивой волшебницей киноэкрана», а картина вошла в Золотой фонд советского кинематографа. Сама она, правда, удовлетворения от роли не получила: коллеги и критики приняли работу актрисы неоднозначно, многие по-прежнему видели в Мясниковой Анку-пулеметчицу и никак не могли сопоставить двух таких разных персонажей.

И, кроме того, на момент съемок, в 1947 году ей исполнилось уже 47 лет, а сыгравшей Зою Г. Водяницкой было всего 29. И Сергея Васильева, хоть он и стал в 1948 году народным артистом СССР, постигло новое увлечение. Избранницей стала Водяницкая. В 1947 году они расстались с Варварой Сергеевной. Со своей дочерью она уехала в Москву. Варвара Сергеевна устраивается только в Театр-студию киноактера и на «Мосфильм», играет небольшую роль «женщины на аэродроме» в фильме «У них есть Родина». В 1950 году награждается всего лишь «За трудовую доблесть» – и тишина…

А Сергей Васильев в 1944–1949 годах – художественный руководитель «Ленфильма». Г. Водяницкая в 1950–1951 годах – актриса Ленинградского Театра комедии; затем – Театра-студии киноактера. В 1955 году они официально поженились, родилась дочь Татьяна. Сергей Дмитриевич снимает фильм «В дни Октября», где Водяницкая в небольшой роли американской журналистки Луизы Брайант, но 16 декабря 1959 года на 60-м году жизни он скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище, рядом с Георгием Васильевым. Водяницкая вышла замуж за того самого Лео Арнштама, который снимал ее в «Зое». Но в 1979 году уходит из жизни и он, а самой Водяницкой жизнь выпала долгая – до 89 лет.

А Мясникова Варвара Сергеевна ушла тогда в тень. Посвятила себя дочери и внукам. Прожила заслуженная, любимая артистка РСФСР Мясникова Варвара Сергеевна 77 лет. 25 апреля 1978 года в Москве она скончалась. Но похоронена по завещанию на родине, на Серафимовском кладбище С.-Петербурга. Вот такова Судьба Анки-пулеметчицы.

Геннадий ТУРЕЦКИЙ

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

Победила титаническая воля Победила титаническая воля
События последних лет ясно показали, что героический подвиг советского народа по созданию ядерного оружия был совершён не зря. Именно оно обеспечивает России её независимость. Правда, даже в нашей стр...
21 сентября 2023
«Метр тальер Лепутан», или Пресыщение знатностью. Памяти Н.С. Лескова «Метр тальер Лепутан», или Пресыщение знатностью. Памяти Н.С. Лескова
Великий русский писатель Николай Семёнович Лесков (1831–1895) в одном из писем открыто выразил свою независимую писательскую позицию: «я верую так, как говорю, и этой верою жив я и крепок во всех утес...
21 сентября 2023
И.С. Бортников. Об эссе Н.В. Подгурского «Сожжение волхва» И.С. Бортников. Об эссе Н.В. Подгурского «Сожжение волхва»
Данное эссе недавно было опубликовано на сайте «Русского Лада». Пишущий сии строки не собирается оценивать его художественную ценность, это дело литературоведов. Нас же интересует гражданская позиция ...
21 сентября 2023