Псков: воспоминания о молодогвардейце

Псков: воспоминания о молодогвардейце

Как рождается настоящий, пожизненный интерес? В этом есть нечто необъяснимое. У меня вот так сложилось: будучи пионеркой, я настолько увлеклась историей комсомольского подполья «Молодая гвардия», что позднее стала знакомиться с родственниками погибших, сотрудничать со школьными молодогвардейскими музеями и писать о них в прессу. А разве забудешь счастье многолетнего общения с Василием Ивановичем Левашовым, участником штаба «Молодой гвардии»! Он был примером лучших качеств советского человека.

И когда в нынешнем марте «Правда» начала большой разговор о советских людях, я подумала, что смогу дать хотя бы некоторые штрихи к портрету незабвенного Василия Ивановича.

Их было восемь — тех ребят из «Молодой гвардии», кому повезло встретить Победу: Георгий Арутюнянц, Валерия Борц, двоюродные сёстры Нина и Ольга Иванцовы, Василий Левашов, Анатолий Лопухов, Михаил Шищенко, Радий Юркин. Они жили потом в разных городах России, Украины, но кем бы ни работали, на их плечах лежал долг активной пропаганды подвига погибших товарищей. В 1980-х годах, когда я приехала в Ленинград учиться в вузе, капитан 1 ранга Василий Левашов жил в Новом Петергофе Ленинградской области и преподавал в Военно-морском училище радиоэлектроники имени А.С. Попова. Я мечтала ему написать. Меня интересовали многие подробности истории подполья и сам город Краснодон, куда собиралась отправиться во время каникул.

Найти домашний адрес Василия Ивановича в Горсправке не составило труда, ведь из документальных книг я знала его биографические данные. А от Левашова ожидала в лучшем случае лаконичного ответа, понимая, что его может и не быть совсем. Но он пришёл!

Вечером звоню по указанному в письме номеру и слышу мягкий, приятный голос Василия Ивановича: «Да, здравствуйте… Наташа, давайте поговорим у нас в Петергофе. Писать пришлось бы слишком много. Вы когда сможете приехать? Назначьте день сами». Ого, вот это неожиданность! От волнения я совсем теряюсь. И вместо следующего дня назначаю встречу… через две недели, то есть 10 октября 1988 года. Тот осенний день открыл чудесную череду моих знакомств с людьми, близкими к «Молодой гвардии», причём с некоторыми — по «наводке» его, Левашова.

Позднее я спросила, почему он откликнулся. «Ну ты так проникновенно написала, что мне захотелось посмотреть на автора!» — улыбнулся Василий Иванович. А ведь мог проигнорировать послание какой-то студентки. Однако пошёл навстречу, потом приехал в гости к моим родителям в Псков. Вот это бескорыстное внимание к человеку говорило о многом.

«Родина, семья, человек» — так Левашовым расставлены жизненные приоритеты в подзаголовке его маленькой автобиографической книги «Найди себя в строю флотском». Она написана и благодаря Военно-морскому училищу города Пушкин, издана в середине 1990-х годов. В эпоху, когда от патриотизма, особенно советского, открестились, Левашов, как человек истинно советский и как фронтовик, поставил в книге (и в жизни!) на первое место понятие «Родина». Молодые люди его поколения обычно не отделяли свою личную биографию от биографии Советской Родины, поэтому в 1941 году добровольцами осаждали военкоматы.

Правда, в Краснодонском военкомате семнадцатилетний Василий получил тогда от ворот поворот: «Молод, подрасти». Но весной 1942-го ему вместе с двоюродным братом Сергеем Левашовым выпало иное предназначение — разведшкола и заброска в составе одной группы во вражеский тыл Харьковской области. Судьба их повисла на волоске, когда однажды в золотистом поле подсолнухов советских бойцов окружили немцы. Попасть в плен? Исключено! Казалось, есть лишь один выход, и Левашовы попрощались. Но командир решил по-другому: «Отставить стреляться!» Радист Василий взорвал рацию, а дальше — короткий яростный бой и бросок оставшихся в живых к спасительному лесу.

Расходились в сторону линии фронта поодиночке, но дороги Левашовых пересеклись ещё раз — в Краснодоне, на несколько месяцев борьбы «Молодой гвардии». По словам Василия Ивановича, стремления тихонько пересидеть оккупацию у его друзей не возникало. Вот что значило воспитание на советских идеалах! За сопротивление «новому порядку» почти все юные антифашисты поплатились жизнью.

Бойцом Кишинёвского полка Василий Левашов мстил за погибших молодогвардейцев до конца войны. На фронте ему вручили офицерские погоны и партбилет. Двадцатилетний комсорг полка не раз первым поднимался из окопов с призывом «За «Молодую гвардию»!», и без единого ранения, словно заговорённый, он бил фашистов на Украине, в Польше, штурмовал немецкий город-крепость Кюстрин, а затем и Берлин.

Однажды в перерыве между боями Василию вручили письмо от Александра Фадеева. Писатель тогда приступил к роману «Молодая гвардия» и хотел познакомиться с оставшимися подпольщиками. В его книге навсегда остался прекрасный образ погибшего молодогвардейца Серёжи Левашова. А книга Василия Ивановича «Брат мой — друг мой» (не издана, но есть в интернете) целиком посвящена памяти Сергея — круглого отличника, технически одарённого парня, мечтавшего стать авиаконструктором.

В отличие от брата Василий грезил морскими походами, поэтому после войны превратился из пехотинца в моряка. И навсегда влюбился в море! «Необычная моральная атмосфера на корабле — коллективизм, взаимовыручка, удаль, подначка — тоже были по душе», — вспоминал Левашов в своей книге. Поэтому разве мог он, отучившись в Военно-политической академии имени В.И. Ленина, остаться в столице, как ему предлагали? Нет, вернулся в морское братство. Только теперь оно было не черноморским, как до академии, а балтийским. Жена-москвичка Нинель Дмитриевна уехала с Левашовым в Таллин.

Военно-морское училище радиоэлектроники в Петергофе — последнее место службы Василия Ивановича, второй дом, которому было отдано около сорока лет. В эти годы береговой службе не требовалось на недели и месяцы уходить в море, так что у Левашова появилась возможность ещё активнее пропагандировать подвиг краснодонцев. Среднего роста, худощавый и рано поседевший, очень скромный по характеру, он незаметно покорял собеседника каким-то обаянием. Его охотно приглашали выступать школьные музеи «Молодой гвардии» во всех концах страны. Василия Ивановича встречали в Болгарии, Польше, Чехословакии и, конечно, в краснодонском музее «Молодая гвардия». А первый в СССР школьный молодогвардейский музей вообще создавался при непосредственном участии Василия Левашова и Георгия Арутюнянца.

Об их бесценной помощи рассказала мне Тамара Александровна Кисничан, организатор этого прекрасного музея в московской школе №312. Я не знаю человека, любящего молодогвардейцев сильнее, чем она. Кисничан ушла на пенсию, а созданный ею в столице «уголок Краснодона» действует с 1958 года по сей день, только сменил адрес. И, конечно, восхищённо вспоминаю музей в школе-интернате №49 города Стрельна Ленинградской области. По словам бывшего руководителя его Валерии Евгеньевны Анцуповой, Левашов никогда не отказывался здесь выступить.

А потом героя атаковала тяжелейшая болезнь. И я горячо убеждала Василия Ивановича поменьше выступать даже в ближайшей Стрельне. «Но как же? Они ждут, школа присылает за мной машину…» В октябре 1998 года я поздравила Василия Ивановича с юбилеем дорогого для него ВЛКСМ, а он неожиданно бодро сообщил о состоявшейся встрече с комсомольским активом Петергофа, об удачной поездке в Стрельну… При его-то самочувствии! Я ахнула. «Зато вышел в свет», — посмеялся Левашов. Милый наш молодогвардеец! Из-за болезни покинув училище, он тяготился оторванностью от коллектива.

Думаю, в 1998 году в Стрельне было его последнее в жизни выступление. А музей живёт до сих пор. Вот сегодняшний руководитель Лидия Николаевна Сущенко недавно прислала мне фотографии современной экспозиции и ролик о Василии Ивановиче. Хочется пожелать музею дальнейших успехов!

Когда антисоветская истерия 1990-х годов лила грязь на героев войны, «Молодой гвардии» досталось тоже. Однажды Левашову уже приходилось вставать на защиту посмертной чести одного из товарищей — Виктора Третьякевича, подозреваемого в предательстве. Тогда, в 1956 году, Василий Левашов, Георгий Арутюнянц и Анатолий Лопухов добились нового расследования, в итоге обвинения в адрес Виктора были сняты, а сам герой удостоился ордена Отечественной войны 1-й степени посмертно. Но с развалом СССР, когда всё советское целенаправленно очернялось, защищать историческую правду приходилось уже в кардинально других условиях.

«Комсомольцы-добровольцы, мы сильны нашей верною дружбой. Сквозь огонь мы пройдём, если нужно…» Я недаром начал своё обращение к вам именно с этих строк всем известной песни! — писал Василий Иванович в опубликованном обращении к молодёжи, датированном 22 июня 2001 года. — Сейчас нам пытаются ставить в вину наш энтузиазм и жертвы, принесённые во имя процветания Родины. Но иначе мы не могли. Мы любили свою Родину…» Выступления в музеях, кроме стрельнинского, оборвались, однако в квартиру Левашова по улице Константиновской (до переименования — Володарского) приходили разные делегации. «Ничего, борьба продолжается», — услышала я от Василия Ивановича. Он явно радовался любой возможности поведать правду о товарищах в противовес клевете!

В 1990-х годах, давно похоронив жену, Василий Иванович жил один, но не в одиночестве. Дочь и внучка заботились о нём, без конца приезжая из Петербурга. У них он обычно зимовал, но переселяться отказывался наотрез. Не хотел теснить близких и терять общение с петергофскими друзьями. Итак, 24 июня 2001 года я по телефону поздравила Василия Ивановича с паспортным днём рождения (настоящая дата — 17 марта). В тот день я уезжала в отпуск к родственникам. «Счастливого пути!» — тепло пожелал он. Голос был совсем слаб, потому что болезнь прогрессировала. Я ужаснулась, но никак не думала, что мы попрощались навсегда

Две недели спустя Василий Иванович Левашов ушёл в вечность. Уверена, что добрую память об этом достойном, действительно советском человеке хранят многие, кто общался с ним. Услышать Василия Ивановича можно в документальных фильмах «Борис Главан» и «По следам фильма «Молодая гвардия», размещённых в интернете на Ютьюбе.

Наталья БУХВАЛ, библиограф областной библиотеки для детей и юношества имени В.А. Каверина, г. Псков

Источник: «Правда»

Читайте также

И.С. Бортников. Глухих степей незнаемый певец (к 200-летию И.С. Никитина) И.С. Бортников. Глухих степей незнаемый певец (к 200-летию И.С. Никитина)
 К огромному огорчению, следует признать, что в наш век всеобщего материального потребительства, замечательный самобытный русский поэт Иван Саввич Никитин действительно «незнаемый певец». Пресыще...
3 октября 2024
Новые испытания для Южной Азии Новые испытания для Южной Азии
Ярмо, накинутое на трудовой народ, никогда не падёт по милости имущего класса. Это показали события в Бангладеш. На Шри-Ланке измученное либеральными экспериментами население выбрало левого президента...
3 октября 2024
Нижний Новгород. «РусЛада» подарила радость в День пожилого человека Нижний Новгород. «РусЛада» подарила радость в День пожилого человека
1 октября, в День пожилого человека, творческое объединение «РусЛада» провело 2 концерта для пожилых людей в городском округе город Бор и в Володарском муниципальном округе. «Танцуйте и будьте счастли...
3 октября 2024