Психолог действительной жизни. К 175-летию Николая Ярошенко

Психолог действительной жизни. К 175-летию Николая Ярошенко

Широкому кругу любителей изобразительного искусства художник Николай Ярошенко известен прежде всего как автор картины «Всюду жизнь», изображающей, как из-за решётки арестантского вагона заключённые кормят вольных голубей.

На полотне мы видим представителей различных слоёв общества — крестьянина, рабочего, солдата, интеллигента-политзаключённого… Но их лица выражают любовь и доброту. И мы понимаем, что, хотя эти люди оказались жертвами социальной несправедливости, они не утратили даже в таких условиях высокие человеческие чувства. И поэтому картина воспринимается как символ современной художнику российской действительности. Но и в других своих произведениях Ярошенко создал образы-символы русской действительности 70 — 80-х годов XIX века, которые не утратили своей актуальности и в наши дни.

Николай Александрович Ярошенко родился 175 лет назад — 13 декабря 1846 года в Полтаве, в семье военнослужащего. Его отец Александр Михайлович Ярошенко прошёл путь от рядового до генерал-майора. И он хотел, чтобы сын пошёл по его стопам. И потому определил его в Полтавский кадетский корпус. Однако с годами у Николая стала всё больше проявляться страсть к рисованию. После перевода в Первый кадетский корпус в Санкт-Петербурге и затем поступления в Артиллерийскую академию он стал посещать вечерние занятия в Академии художеств в качестве вольнослушателя. Большую часть времени Ярошенко был занят на военной службе и лишь выходные и праздники посвящал искусству.

В стенах академии он сблизился с И.Н. Крамским. В дальнейшем Ярошенко, достигнув творческой зрелости, вступил в организованное Крамским и его единомышленниками Товарищество передвижных художественных выставок. «Проходным билетом» в Товарищество стала его картина «Невский проспект ночью», которая была показана на IV Передвижной выставке. На ней были изображены три женщины, одетые не по сезону в летние платья, в окружении холодного и промозглого осеннего Петербурга. Крайняя нужда выбросила их на панель. Картина вызвала большой общественный резонанс. Многие критики придирались к якобы недоработке в деталях. Но все были вынуждены признать, что картина захватила публику.

На VI Передвижной выставке была показана картина Ярошенко «Кочегар» (1878) — первое в русской живописи изображение индустриального рабочего. Картина произвела эффект разорвавшейся бомбы. В этом рабочем, озарённом багровым сиянием печи, все увидели не просто жертву капитализма, а будущего ниспровергателя его бесчеловечных законов. Известный искусствовед А.В. Прахов так описал своё впечатление от этой работы: «Моя совесть зашевелилась… Кочегар — вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу: всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг».

70—80-е годы XIX века — время расцвета народнического движения, жестокого преследования революционеров, многочисленных политических процессов, террора… Откликом на эти события стала экспонировавшаяся на той же выставке картина «Заключённый» (1878) — одно из первых в русской живописи изображение революционера. Моделью для героя картины стал писатель Глеб Успенский, горячо сочувствовавший революционному движению.

Это движение охватило большую часть студенческой молодёжи, типичного представителя которой Ярошенко показал в своей картине «Студент» (1881). В.И. Ленин писал, что слово «студент» в ту пору обозначало что-то вроде бунтовщика, революционера». Ещё один образ современной молодёжи запечатлён в картине «Курсистка» (1883). В ней художник создал образ волевой и целеустремлённой девушки, чья страстная тяга к знаниям преодолевает все общественные препоны. Хотя оба образа обобщённые, всё же современники улавливали в них портретное сходство с учеником Академии художеств Ф.А. Чирком и слушательницей Бестужевских курсов А.К. Чертковой.

Ярошенко был блистательным мастером психологического портрета. Он создал более ста портретов своих выдающихся современников, со многими из которых его связывала тесная дружба. Это И.Н. Крамской и Н.Н. Ге, М.Е. Салтыков-Щедрин и Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров и Д.И. Менделеев, П.А. Стрепетова и В.С. Соловьёв… Он видел цель портретиста прежде всего в том, чтобы постичь и выразить психологию человека. По словам супруги художника, «он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляют».

Последние годы жизни Ярошенко были омрачены тяжёлой болезнью. С целью лечения он поселился в Кисловодске, в усадьбе с поэтическим названием «Белая вилла», где его гостями были Шаляпин и Собинов, Танеев и молодой Рахманинов…

В 1892 году Ярошенко вышел в отставку в звании генерал-майора и наконец смог всецело посвятить себя искусству. Он много путешествует по Кавказу, посещает Италию, Палестину, Египет, запечатлевая всё увиденное в этюдах и рисунках.

Николай Александрович Ярошенко скончался 8 июля 1898 года от сердечного приступа. Он был похоронен в ограде собора Святого Николая Чудотворца в Кисловодске. В 1962 году в городе был открыт музей-усадьба Ярошенко, обладающий богатым собранием произведений искусства, документов и книг, освещающим жизненный и творческий путь великого художника. В.И. Ленин, который восхищался картинами Ярошенко, назвал его «замечательным художником, прекрасным психологом действительной жизни».

Владимир СОКОЛОВСКИЙ, член Ассоциации искусствоведов

Источник: «Правда»

Читайте также

Победила титаническая воля Победила титаническая воля
События последних лет ясно показали, что героический подвиг советского народа по созданию ядерного оружия был совершён не зря. Именно оно обеспечивает России её независимость. Правда, даже в нашей стр...
21 сентября 2023
«Метр тальер Лепутан», или Пресыщение знатностью. Памяти Н.С. Лескова «Метр тальер Лепутан», или Пресыщение знатностью. Памяти Н.С. Лескова
Великий русский писатель Николай Семёнович Лесков (1831–1895) в одном из писем открыто выразил свою независимую писательскую позицию: «я верую так, как говорю, и этой верою жив я и крепок во всех утес...
21 сентября 2023
И.С. Бортников. Об эссе Н.В. Подгурского «Сожжение волхва» И.С. Бортников. Об эссе Н.В. Подгурского «Сожжение волхва»
Данное эссе недавно было опубликовано на сайте «Русского Лада». Пишущий сии строки не собирается оценивать его художественную ценность, это дело литературоведов. Нас же интересует гражданская позиция ...
21 сентября 2023