Проблемы возвращения русскоязычного населения в Чеченскую республику
Статью с таким названием автор написал в конце 2006 года, тогда будучи в 5-й по счёту командировке в Объединённой группировке войск и сил по проведению контртеррористической операции на Северном Кавказе в качестве начальника пресс-центра Группировки МВД России. При написании статьи использовал весь имеющийся фактический материал о проблемах возвращения русских в Чечню.
Этот материал напечатала только газета «Военный вестник Юга России» Северо-Кавказского военного округа, другие издания на предложения опубликовать статью просто промолчали, так как тема слишком сложная и деликатная. Сейчас я предлагаю читателям почитать материал того времени и перейти к современному положению русскоязычного населения в Чеченской Республике.
«В последнее время на страницах общероссийских и региональных печатных изданий ряд учёных, государственных и общественных деятелей высказали своё мнение по актуальнейшей проблеме Северо-Кавказского региона – возвращению в Чеченскую республику русскоязычного населения. То, что русское население играет огромную роль в социально-экономическом и культурном развитии северокавказского сообщества, осознали многие. Но, несмотря на усилия, предпринимаемые государственными и общественными организациями, в регионе сохраняется нестабильность, вызывающая отток русских. Это негативно влияет на общую ситуацию не только на Юге России, но и в стране в целом.
В мае 2003 года представители московской чеченской диаспоры провели пресс- конференцию, а затем «круглый стол», посвященный положению русскоязычного населения Чечни. По словам председателя Палаты народного собрания Чеченской Республики созыва 1996 года Амина Осмаева, чеченские общественные организации вынуждены поднять эту проблему, поскольку «У федеральных органов власти имеется определенный страх при обсуждении этой темы – они боятся обвинений в шовинизме». Представители чеченской диаспоры считают, что в Чечню могут вернуться около 100 тысяч русских, и рабочие места им гарантированы.
Особенно острую нужду республика испытывает в специалистах нефтедобывающей и перерабатывающей отрасли. Процесс развала экономики, науки, образования, промышленного и нефтехимического комплекса Грозного, Гудермеса, Малгобека, где в основном работали русские, достиг своей критической черты.
Чечня издавна по составу населения была полиэтнической. Рядом с чеченцами здесь веками жили казаки, русские и представители других кавказских народов. По переписи населения 1989 года на территории ЧИАССР проживало 1270429 представителей 97 национальностей. Накануне трагических событий в Чечне насчитывалось 734 тысячи чеченцев и 164 тысячи ингушей (57,8% от общего числа проживающих), 294 тысячи русских и 13 тысяч украинцев (27% населения). Многочисленными также были диаспоры армян, евреев и греков. Общая численность невайнахского населения составляла 370 тысяч, проживало оно в основном в городах. Часть чеченцев (более 20%) проживала за пределами своей республики. Соотношение численности коренного и русскоязычного населения в ЧИАССР значительно отличалось от того, какое сложилось в большинстве республик Российской Федерации. Грозный, столица республики, с населением почти полмиллиона человек был третьим по численности после Ростова-на-Дону и Краснодара городом на Северном Кавказе. Русские составляли в Грозном около половины населения.
В 1979 -1988 годах началась первая волна миграции русского населения из ЧИАССР. В тот период главным фактором оттока из Чечни были причины экономического характера. Русскоязычные жители республики, (прежде всего советские партийные работники, специалисты нефтяники), заглядывая в перспективу, продавали жилье и уезжали. Благо чеченцы и ингуши, которые проживали в самых различных регионах СССР, стремились приобрести недвижимость в Грозном и Гудермесе, в станицах Сунженского района и охотно ее покупали.
Последующие миграционные потоки из Чечни имели под собой политическую подоплеку. С приходом к власти Джохара Дудаева и после получения «независимости» чеченцы не сумели сохранить сложный технологический комплекс нефтедобычи и нефтепереработки. Развал нефтепромыслов, являвшихся становым хребтом республиканской экономики, лишил средств к существованию почти всё русское население Чечни, да и большинство чеченского. Республику стали покидать не только русскоязычные граждане, но и чеченцы и ингуши.
Точное или хотя бы приблизительное число уничтоженного русскоязычного населения в Чечне в годы правления дудаевского и масхадовского режима назвать сложно. Большинство наблюдателей сходятся на том, что до начала войны в Чечне погибли 20 тысяч человек. Избиения, грабежи, убийства, захват заложников, взломы и насильственное выселение из квартир и домов стали повседневной реальностью. Тысячи людей, бросая дома и имущество; бежали в Россию. До начала первой чеченской кампании Чечню покинуло более 250 тысяч человек.
Эта крупномасштабная гуманитарная катастрофа не была замечена западными наблюдателями, да и российская общественность узнала об этом сравнительно недавно. В ходе двух чеченских военных компаний ситуация коренным образом изменилась: численность населения Чеченской Республики уменьшилось на 700 тысяч человек, оно стало моноэтническим.
С начала 90-х годов Чечню покинули около 300 тысяч русских и русскоязычных граждан. Одновременно из Чечни бежало почти полмиллиона чеченцев. Этносоциальная структура населения изменилась. К началу Второй чеченской войны на территории республики оставалось лишь около 29 тысяч русских (более 17 тысяч из них составляли пожилые люди), в основном старики, жены чеченцев и рабы.
По последней переписи населения, проведенной в 2004 году, русских в Чеченской Республике насчитывается 45 тысяч человек. Они компактно проживают в Шелковском, Наурском, Сунженском и Грозненском районах. В остальных районах представителей не чеченской национальности незначительное количество. Чтобы вернуть русскоязычное население в Чеченскую Республику, необходимо создать там, прежде всего, безопасные условия для жизни. А то, что криминогенная ситуация в Чеченской республике сложная и характеризуется наличием общеуголовного бандитизма – этот факт никто из силовых структур не отрицает. В результате преступных действий бандитов гибнут и мирные местные жители – не только русские, но и чеченцы.
Так в марте 2006 года в станице Ищерской Наурского района Чечни боевиками был похищен, а затем зверски убит станичный атаман Николай Ложкин. Он стал восьмым по счету казачьим атаманом, убитым бандитами за время проведения контртеррористической операции с осени 1999 года. Расправа над станичником, заместителем главы местной администрации, вызвала бурю возмущения среди русского населения республики. Но никакой реакции на этот крик отчаяния не последовало, а вскоре был убит и атаман станицы Червленой: двое в масках с автоматами вывели его из дома, и на глазах у семьи расстреляли.
По словам Василия Бондарева, атамана Терского казачьего войска, в ряды которого уже не одно столетие входят и казаки, проживающие в Чечне, «до русских никому нет дела — ни на уровне Центра, ни в правительстве Чеченской республики. В Чечне продолжается отток русского населения с исконных казачьих земель, а отношение к казачеству остается пренебрежительным». Анализируя ситуацию с положением жизни русскоязычного населения республики в 2005 году, в региональном издании «Южный репортер» (г. Ростов-на-Дону) замминистра по национальной политике, печати и информации Чеченской Республики Ваха Гарсаев отметил: «Сейчас мы нацелены возвратить русских. В Наурский и Шелковской районы они сами потихоньку возвращаются. Мы бываем в семьях, смотрим, в чем они нуждаются. Но в большинстве возвращенцы — старики».
В республике Ингушетия, которая ранее входила в состав Чечено-Ингушской АССР, активно взялись за осуществление планов по обеспечению условий для возвращения на ее территорию русского населения. Поселиться в этой Северо-Кавказской республике приглашают и тех русских, кто никогда прежде там не жил.
Основная часть русской общины Чечено-Ингушской АССР была сконцентрирована в Грозном. В 1992 году в Ингушетии проживало 18094 русских и представителей других русскоязычных национальностей - сравнительно высокий показатель. В результате Осетино-Ингушского вооруженного конфликта 1992 года и чеченской кампании в 1995 году русских осталось чуть более тысячи. В октябре 2003 года Постановлением правительства Ингушетии была принята республиканская программа «Возвращение и обустройство русскоязычного населения, ранее проживавшего в Республике Ингушетия на 2004-2010 годы». На реализацию этой программы республиканским и муниципальными бюджетами предусмотрено 109 миллионов рублей.
По данным ингушского правительства, с 2004 года в республику по Программе вернулось около тысячи человек, для которых было выделено 17 квартир. В настоящее время в Ингушетии с ее почти полумиллионным населением проживают более 5 тысяч русскоязычных граждан, из них 2,5 тысячи человек - в Сунженском районе. Ежегодно планируется предоставлять возвращающимся семьям по 30 квартир. Однако программу приветствуют не все. По мнению местных русских, Федеральный центр должен выделять деньги на обустройство возвращающихся, так как республиканская программа по возвращению русских только дразнит местных жителей, тысячи из которых не имеют своего жилья. Неудивительно, что находятся «заинтересованные люди» из местных, которые провоцируют нападения на русских.
В 2006 году в Ингушетии совершено около десяти нападений на русских в станицах Орджоникидзевская и Троицкая, в результате которых погибли люди. Комментируя произошедшее, Президент Ингушетии Мурат Зязиков сказал: «Это варварство. Другой оценки быть не может. Сила России – в согласии между ее народами и взаимообогащении культур. Возьмите любую ингушскую семью – вы обязательно найдете там людей, с оружием в руках защищавших интересы России. В моем роду тоже есть полные георгиевские кавалеры. А мононациональность – это путь в пропасть. Его уже проходили многие страны. Кому-то очень нужно, чтобы Юг России был зоной перманентной нестабильности, поэтому нас и стараются ударить побольнее».
В начале 2005 года инициативная группа бывших русских жителей Грозного направила Президенту России Владимиру Путину открытое письмо с требованием официально признать факт массовых этнических чисток в Чечне с 1991 по 1994 годы. Под «русскими» авторы письма имели в вицу всех бывших жителей Чечни нечеченской национальности. Авторы обращения называют режим Дудаева фашистским и требуют уравнять русских в правах с чеченцами при выплате компенсаций за утраченное в Чечне жильё и имущество. В этом письме отмечено, что Европейский суд по правам человека охотно принимает иски от чеченцев и не замечает факта геноцида в отношении жителей Чечни других национальностей.
Это обращение далеко не единично. В 2006 году руководство России и Чеченской Республики стало уделить повышенное внимание этим вопросам. В канун православной Пасхи Председатель Правительства Чечни Рамзан Кадыров выступил с инициативой оказать материальную помощь в размере тысячи рублей каждому православному русскому по происхождению жителю Чеченской Республики. Кроме того, все христианские кладбища были приведены в порядок, а тем русским, кто вынуждено покинул Чечню и проживает в других регионах, организована поездка в населенные пункты, где они раньше проживали, для посещения кладбищ, где похоронены их родные и близкие. Все расходы взял на себя региональный общественный Фонд имени Героя России Ахмата Кадырова.
К Пасхе было приурочено и открытие храма Архангела Михаила в Грозном. В это же время по инициативе Правительства Чеченской Республики ее посетили около 1000 православных верующих, покинувших республику в период боевых действий. За счет фонда Кадырова в надлежащий вид были приведены христианские кладбища, многим русскоязычным семьям оказана существенная материальная помощь.
По мнению известного общественного деятеля Чечни Умара Автурханова (в 1993 г. – лидер оппозиции режиму Дудаева; 1994-95 гг. - председатель Временного совета Чеченской республики, затем председатель Комитета национального согласия), число русских в административных структурах республики очень мало. Изменить ситуацию можно путем введения квот для русского населения, причем в соответствии с его численным представительством на 1991 год. Со слов Умара Автурханова, помимо квотирования представительства русских в органах власти рассматриваются и другие способы привлечения их в республику. Например, полагает он, главами администраций казачьих Наурского и Шелковского районов должны быть казаки.
Бывший имам Грозненской соборной мечети Хамзат-Хаджи Саламов считает, что общественное мнение мусульман следует подготовить. «В республике выросло поколение войны, воспринимающее русских как врагов, - говорит он. - Необходимо работать с молодежью в том плане, что русские – такие же жители Чечни, и они должны иметь равные права».
Эту мысль до своей трагической гибели в 2005 году подтверждал и бывший секретарь Совета безопасности Чеченской Республики, полковник ФСБ России Рудник Дудаев, заявлявший: «За прошедшие 12 лет сознание людей деформировалось. Выросло не одно поколение молодых людей, одурманенных чуждой для чеченцев идеологией. Это не только ваххабизм и идеи сепаратизма, но и так называемая «американизация» молодежи, когда забываются традиции и обычаи своего народа, теряется индивидуальность, менталитет чеченцев». По словам Умара Автурханова «чеченскую молодежь следует учить русскому языку, приобщать к русской культуре, давать возможность получения высшего образования». По его мнению, «в республику просто необходимо возвращение русских работников нефтепромыслов, специалистов среднего звена. Для всего этого надо создать необходимый морально-психологический климат».
Рудник Дудаев считал, что на местном телевидении необходимо ввести рубрику об истории казачества, его быту, традициям, взаимоотношениям с чеченцами обязательно должны работать дикторы русской и кумыкской национальности. Нынешнее руководство Чеченской республики склонно смотреть на возможность возвращения русских со значительной долей оптимизма. Характеризуя положение дел в этом сложном вопросе; замминистра по национальной политике, печати и информации Чеченском республики Василий Светличный сказал следующие:
- Сейчас я республике изменились условии жизни. Во-первых, закончилась военная компания. Люди почувствовали, что свобода и мирная жизнь приходят на родную землю. Во-вторых, несмотря на еще высокий уровень безработицы, увеличивается количество рабочих мест. В-третьих, сегодня большая часть населения понимает, что идут позитивные изменения, и поэтому нет ярко выраженного проявления национализма по отношению к русским. Общая ситуация намного лучше, чем в других республиках Северо-Кавказского региона. Разработанная концепция возвращения на родную землю коренного населения, а том числе и русских, сейчас реализуется. В ближайшем будущем приобретет нормы закона, которые дают правовую основу для решения многих наболевших вопросов возвращения русскоязычного населения в республику. При планировании переселения русских из других регионов России эти нормативные акты обязывают местные администрации решить вопрос о их будущем трудоустройстве и жилье.
На прошедшем 31 октября 2006 года первом съезде Ассамблеи народов Чеченской Республики было принято Обращение к народам Российской Федерации, в котором делегаты, представляющие рваные национальности, заявили, что будущее Чечни видят только в составе Российской Федерации. Ассамблея народов определила и основные направления развития Чечни. Говоря об этом, тогдашний Президент Чеченской Республики Алу Алханов сказал: «Чеченскому народу когда-то удалось выйти из продолжительного политического хаоса и правового беспорядка, в которые его ввергли лидеры так называемой Ичкерии. Их попытки разделить народ на враждующие лагеря, тейповые и иные группировки навсегда потерпели неудачу. И сегодня Чеченская Республика является полноценным субъектом Российской Федерации, возрождающим мирную и счастливую жизнь для своего народа».
В конце ноября 2006 года в Грозном прошла церемония освящения. восстановленного храма Архангела Михаила. Присутствовавший на церемонии тогда еще Председатель правительства, а сейчас Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров в своем выступлении призвал жителей Чечни быть более толерантными по отношению друг к другу. Он подчеркнул, что республиканские власти предпринимают все возможное для возвращения представителей других национальностей на свою исконную землю: «Мы отчетливо понимаем, что проблему возврата наших граждан из других регионов необходимо решать вместе. Нам нужно вернуть в республику представителей всех этнических групп и конфессий, вынужденно покинувших ее в годы контртеррористической операции. Если мы достигнем этого, это и будет означать, что в Чеченской Республике наступил мир!» Рамзан Кадыров также напомнил, что одна из первостепенных задач республиканских органов власти заключается в том, чтобы чеченская земля по праву могла называться многонациональной. «Единство, дружба и взаимное уважение - именно в этом залог достойного и светлого будущего нашей Родины», — сказал он.
Руководство Оперативного штаба Чеченской Республики считает, что в решении этих задач большую помощь оказывает постоянно осуществляемая Объединенным пресс-центром информационно-разъяснительная работа с населением о вреде идей «ваххабизма» традиционному исламу и его пагубном влиянии на межнациональные отношения. Большую положительную роль сыграло то, что ведущие политические, общественные и религиозные деятели высказали свои мнения и предложения по решению этого сложнейшего вопроса. Не только МВД России должно заниматься этими проблемами, но и все другие заинтересованные государственные структуры и в первую очередь государство обязано использовать для этого всю законодательную базу, а если есть необходимость и значительно ее дополнить. Трудно добавить что-либо к этому выводу».
P.S. Говоря о сегодняшнем дне, хочу привести мнение журналистки Екатерины Нерозниковой, которая является одной из очень немногих экспертов по Чечне. Своими мыслями она поделилась Антону Кривенюку в его статье «Кто может работать топором? (Эпоха стабильности на Северном Кавказе закончилась)», опубликованной в еженедельнике «Совершенно секретно» № 11 11-24.06.2019 года: «В Чечне идут процессы, которые можно назвать новыми для этой республики. Люди, рождённые в начале 2000-х годов, выросли и начали строить своё общество. Это общество очень интересное – оно и религиозное, и традиционное – только традиции там уже свои, новые. Религия у многих выходит на первый план. Ну и совершенно новое для Чечни – это нарастающий культ личности. «Ахмат – сила», - слышно на каждом углу. Старшее поколение этого совсем не понимает, да и это очень далеко от чеченских традиций, а вот для молодёжи это прекрасно. Они видят, что Ахмат – действительно сила, и они тянутся к сильному. Вообще, культ силы крепнет в Чечне. Политики это тоже касается – тут кто сильный, тот и прав, с тем все и будут. Рамзан, может, не самый хороший человек, но он сильный – и молодёжь за него.
Я часто читаю, что, мол, в Чечне на самом деле Кадырова не любят, его боятся и всё такое. Но я видела другое. Многие реально тянутся к нему и даже ему подражают. Он как такой кавказский Путин. Социалка в Чечне, кстати, прилично подросла, рабочие места кое-какие появились, найти работу на 15 тысяч в месяц вполне реально. Очень развивается ресторанный бизнес – кафешек много и все они всегда забиты, что понятно – ходить-то больше некуда.
Характеризуя современное положение русских в Чеченской республике и оценивая перспективу возвращения русскоязычных к местам своего постоянного проживания, надо признать, что мало кто из граждан России славянской национальности поедет в Чеченскую республику просто так, ни с того, ни с сего из чувства патриотизма. Приезжающим нужно предоставить такие условия и привилегии, которые они не имеют в остальной России. Конечно, лучше всего, чтобы туда вернулись те, кто уехал, но эти люди сильно запуганы прошлым и боятся повторения для себя и своих близких подобного сценария, которые они уже пережили в 90-е.
Конечно, республика нуждается в первую очередь – в представителях «полезных профессий»: врачей и учителей. Этот вакуум могли бы заполнить русскоязычные граждане из других регионов. Врачи нужны поскольку в Грозном не осталось медицинских вузов, учителя – чтобы школьники грамотно говорили по-русски. Сейчас желающие вернуться в Чечню приезжают сюда в частном порядке. В Наурском районе им дают жильё из отказного фонда, в Гудермесе и Грозном приезжающим специалистам выделяют квартиры, причем с условием отработать по специальности пять лет, после чего жильё можно приватизировать.
Обратимся снова к мнению эксперта по Чеченской республики Екатерины Нерозниковой:
«В Чечне и Ингушетии – да, там ни о каких взаимоотношениях с русскими говорить скоро будет нельзя – потому что умрут последние местные русские. Чечня будет моноэтничной – и это, кстати, тоже большая проблема, отсутствие взаимодействия с другими культурами. В такой ситуации мы что получаем – чеченцы не общались с русскими, если только не с военными, и для них это непонятные люди, чужие. А чужой – он чаще всего враг. Это проблема. В целом и шире, этническое уступает место религиозному. Проблема столкновения ислама и традиционных ценностей налицо. Ислам, конечно, сильнее – потому что его идеи несут молодые, а старики, носители адатов, умирают. Таким образом, от традиций останутся только разрушающие конструкты».
Сейчас старшее поколение чеченцев в один голос говорит: «Надо вернуть русских». Они же до сих пор с бывшими соседями общаются по телефону, в Одноклассниках… Мы же может много хорошего дать друг другу. Но мало русских тут, мало. Таково мнение стариков.
У специалистов по Северному Кавказу на этот счёт есть также своё мнение, которое они неоднократно высказывали: «Если Россия хочет удержать в своих руках Северный Кавказ, то русское население хоть в каком-то виде там – обязательно. Нравится нам это или нет. Без русской прослойки кавказское, да и любое азиатское население быстро скатывается в средневековые нравы или исламизм с войной всех против всех. Если не планирует – тогда оно там не нужно, то есть примерно, как сейчас».
Именно этим принципом руководствовались власти в Российской империи, которые создавались цепочки казачьих поселений и переселяли туда огромное количество народу всех сословий. Тогда все понимали. Нужно создать что-то подобное, но теперь на современный лад.
Николай ВАРАВИН, историк, ветеран МВД РФ и боевых действий, член Союза писателей города Волжского Волгоградской области