Проблемы возвращения русскоязычного населения в Чеченскую республику

Проблемы возвращения русскоязычного населения в Чеченскую республику

Статью с таким названием автор написал в конце 2006 года, тогда будучи в 5-й по счёту командировке в Объединённой группировке войск и сил по проведению контртеррористической операции на Северном Кавказе в качестве начальника пресс-центра Группировки МВД России. При написании статьи использовал весь имеющийся фактический материал о проблемах возвращения русских в Чечню.

Этот материал напечатала только газета «Военный вестник Юга России» Северо-Кавказского военного округа, другие издания на предложения опубликовать статью просто промолчали, так как тема слишком сложная и деликатная. Сейчас я предлагаю читателям почитать материал того времени и перейти к современному положению русскоязычного населения в Чеченской Республике.

«В последнее время на страницах общероссийских и региональных печатных изданий ряд учёных, государственных и общественных деятелей высказали своё мнение по актуальнейшей проблеме Северо-Кавказского региона – возвращению в Чеченскую республику русскоязычного населения. То, что русское население играет огромную роль в социально-экономическом и культурном развитии северокавказского сообщества, осознали многие. Но, несмотря на усилия, предпринимаемые государственными и общественными организациями, в регионе сохраняется нестабильность, вызывающая отток русских. Это негативно влияет на общую ситуацию не только на Юге России, но и в стране в целом.

В мае 2003 года представи­тели московской чеченской диаспоры провели пресс- конференцию, а затем «круг­лый стол», посвященный положению русскоязычного населения Чечни. По словам председателя Палаты на­родного собрания Чеченской Республики созыва 1996 года Амина Осмаева, чеченские общественные организации вынуждены поднять эту про­блему, поскольку «У феде­ральных органов власти име­ется определенный страх при обсуждении этой темы – они боятся обвинений в шовиниз­ме». Представители чеченс­кой диаспоры считают, что в Чечню могут вернуться около 100 тысяч русских, и рабо­чие места им гарантированы.

Особенно острую нужду рес­публика испытывает в специ­алистах нефтедобывающей и перерабатывающей отрасли. Процесс развала экономики, науки, образования, промыш­ленного и нефтехимического комплекса Грозного, Гудерме­са, Малгобека, где в основном работали русские, достиг сво­ей критической черты.

Чечня издавна по составу населения была полиэтнической. Рядом с чеченцами здесь веками жили казаки, русские и представители других кав­казских народов. По переписи населения 1989 года на тер­ритории ЧИАССР проживало 1270429 представителей 97 национальностей. Накануне трагических событий в Чечне насчитывалось 734 тысячи чеченцев и 164 тысячи ингу­шей (57,8% от общего числа проживающих), 294 тысячи русских и 13 тысяч украинцев (27% населения). Многочис­ленными также были диаспо­ры армян, евреев и греков. Общая численность невайнахского населения составляла 370 тысяч, проживало оно в основном в городах. Часть че­ченцев (более 20%) проживала за пределами своей республи­ки. Соотношение численности коренного и русскоязычного населения в ЧИАССР значи­тельно отличалось от того, ка­кое сложилось в большинстве республик Российской Феде­рации. Грозный, столица рес­публики, с населением почти полмиллиона человек был третьим по численности после Ростова-на-Дону и Крас­нодара городом на Северном Кавказе. Русские составляли в Грозном около половины населения.

В 1979 -1988 годах началась первая волна миграции русского населения из ЧИАССР. В тот пери­од главным фактором оттока из Чечни были причины экономического характера. Русскоязычные жители республики, (прежде всего советские партийные работники, специалисты нефтяники), загля­дывая в перспективу, продавали жилье и уезжали. Благо чеченцы и ингуши, которые проживали в самых различных регионах СССР, стремились приобрести недвижи­мость в Грозном и Гудермесе, в станицах Сунженского района и охотно ее покупали.

Последующие миграционные потоки из Чечни имели под собой политическую подоплеку. С при­ходом к власти Джохара Дудаева и после получения «независимос­ти» чеченцы не сумели сохранить сложный технологический комп­лекс нефтедобычи и нефтепере­работки. Развал нефтепромыслов, являвшихся становым хребтом республиканской экономики, ли­шил средств к существованию почти всё русское население Чеч­ни, да и большинство чеченского. Республику стали покидать не только русскоязычные граждане, но и чеченцы и ингуши.

Точное или хотя бы прибли­зительное число уничтоженного русскоязычного населения в Чеч­не в годы правления дудаевского и масхадовского режима назвать сложно. Большинство наблю­дателей сходятся на том, что до начала войны в Чечне погибли 20 тысяч человек. Избиения, гра­бежи, убийства, захват заложни­ков, взломы и насильственное выселение из квартир и домов стали повседневной реальнос­тью. Тысячи людей, бросая дома и имущество; бежали в Россию. До начала первой чеченской кам­пании Чечню покинуло более 250 тысяч человек.

Эта крупномасштабная гуманитарная катастро­фа не была замечена западными наблюдателями, да и российская общественность узнала об этом сравнительно недавно. В ходе двух чеченских военных компа­ний ситуация коренным образом изменилась: численность населе­ния Чеченской Республики умень­шилось на 700 тысяч человек, оно стало моноэтническим.

С начала 90-х годов Чечню по­кинули около 300 тысяч русских и русскоязычных граждан. Одно­временно из Чечни бежало почти полмиллиона чеченцев. Этносо­циальная структура населения изменилась. К началу Второй чеченской войны на территории республики оставалось лишь око­ло 29 тысяч русских (более 17 ты­сяч из них составляли пожилые люди), в основном старики, жены чеченцев и рабы.

По последней переписи насе­ления, проведенной в 2004 году, русских в Чеченской Республике насчитывается 45 тысяч чело­век. Они компактно проживают в Шелковском, Наурском, Сунженс­ком и Грозненском районах. В ос­тальных районах представителей не чеченской национальности не­значительное количество. Чтобы вернуть русскоязычное население в Чеченскую Республику, необхо­димо создать там, прежде всего, безопасные условия для жизни. А то, что криминогенная ситуация в Чеченской республике сложная и характеризуется наличием общеу­головного бандитизма – этот факт никто из силовых структур не от­рицает. В результате преступных действий бандитов гибнут и мир­ные местные жители – не только русские, но и чеченцы.

Так в марте 2006 года в стани­це Ищерской Наурского района Чечни боевиками был похищен, а затем зверски убит станичный атаман Николай Ложкин. Он стал восьмым по счету казачьим ата­маном, убитым бандитами за вре­мя проведения контртеррорис­тической операции с осени 1999 года. Расправа над станичником, заместителем главы местной администрации, вызвала бурю возмущения среди русского на­селения республики. Но никакой реакции на этот крик отчаяния не последовало, а вскоре был убит и атаман станицы Червленой: двое в масках с автоматами вывели его из дома, и на глазах у семьи расстреляли.

По словам Василия Бондарева, атамана Терского ка­зачьего войска, в ряды которого уже не одно столетие входят и ка­заки, проживающие в Чечне, «до русских никому нет дела — ни на уровне Центра, ни в правительс­тве Чеченской республики. В Чеч­не продолжается отток русского населения с исконных казачьих земель, а отношение к казачеству остается пренебрежительным». Анализируя ситуацию с положе­нием жизни русскоязычного на­селения республики в 2005 году, в региональном издании «Южный репортер» (г. Ростов-на-Дону) замминистра по национальной по­литике, печати и информации Че­ченской Республики Ваха Гарсаев отметил: «Сейчас мы нацелены возвратить русских. В Наурский и Шелковской районы они сами потихоньку возвращаются. Мы бываем в семьях, смотрим, в чем они нуждаются. Но в большинстве возвращенцы — старики».

В республике Ингушетия, кото­рая ранее входила в состав Чечено-Ингушской АССР, активно взялись за осуществление пла­нов по обеспечению условий для возвращения на ее территорию русского населения. Поселиться в этой Северо-Кавказской респуб­лике приглашают и тех русских, кто никогда прежде там не жил.

Основная часть русской общи­ны Чечено-Ингушской АССР была сконцентрирована в Грозном. В 1992 году в Ингушетии прожива­ло 18094 русских и представите­лей других русскоязычных на­циональностей - сравнительно высокий показатель. В результате Осетино-Ингушского вооруженно­го конфликта 1992 года и чеченс­кой кампании в 1995 году русских осталось чуть более тысячи. В октябре 2003 года Постановле­нием правительства Ингушетии была принята республиканская программа «Возвращение и обус­тройство русскоязычного населе­ния, ранее проживавшего в Рес­публике Ингушетия на 2004-2010 годы». На реализацию этой про­граммы республиканским и муни­ципальными бюджетами предус­мотрено 109 миллионов рублей.

По данным ингушского прави­тельства, с 2004 года в респуб­лику по Программе вернулось около тысячи человек, для кото­рых было выделено 17 квартир. В настоящее время в Ингушетии с ее почти полумиллионным насе­лением проживают более 5 тысяч русскоязычных граждан, из них 2,5 тысячи человек - в Сунженс­ком районе. Ежегодно планиру­ется предоставлять возвраща­ющимся семьям по 30 квартир. Однако программу приветствуют не все. По мнению местных рус­ских, Федеральный центр должен выделять деньги на обустройство возвращающихся, так как респуб­ликанская программа по возвра­щению русских только дразнит местных жителей, тысячи из ко­торых не имеют своего жилья. Неудивительно, что находятся «за­интересованные люди» из мест­ных, которые провоцируют напа­дения на русских.

В 2006 году в Ингушетии совер­шено около десяти нападений на русских в станицах Орджоникидзевская и Троицкая, в результате которых погибли люди. Коммен­тируя произошедшее, Президент Ингушетии Мурат Зязиков сказал: «Это варварство. Другой оцен­ки быть не может. Сила России – в согласии между ее народами и взаимообогащении культур. Возь­мите любую ингушскую семью – вы обязательно найдете там людей, с оружием в руках защи­щавших интересы России. В моем роду тоже есть полные георгиевс­кие кавалеры. А мононациональ­ность – это путь в пропасть. Его уже проходили многие страны. Кому-то очень нужно, чтобы Юг России был зоной перманентной нестабильности, поэтому нас и ста­раются ударить побольнее».

В начале 2005 года инициа­тивная группа бывших русских жителей Грозного направила Президенту России Владимиру Путину открытое письмо с тре­бованием официально признать факт массовых этнических чисток в Чечне с 1991 по 1994 годы. Под «русскими» авторы письма име­ли в вицу всех бывших жителей Чечни нечеченской националь­ности. Авторы обращения назы­вают режим Дудаева фашистским и требуют уравнять русских в правах с чеченцами при выпла­те компенсаций за утраченное в Чечне жильё и имущество. В этом письме отмечено, что Европейс­кий суд по правам человека охотно принимает иски от чеченцев и не замечает факта геноцида в отношении жителей Чечни других национальностей.

Это обращение далеко не единично. В 2006 году руководство России и Чеченской Республики стало уделить повышенное внима­ние этим вопросам. В канун православной Пасхи Предсе­датель Правительства Чечни Рамзан Кадыров выступил с инициативой оказать мате­риальную помощь в размере тысячи рублей каждому пра­вославному русскому по про­исхождению жителю Чеченс­кой Республики. Кроме того, все христианские кладбища были приведены в порядок, а тем русским, кто вынуждено покинул Чечню и проживает в других регионах, организована поездка в населенные пункты, где они раньше проживали, для посещения кладбищ, где похоронены их родные и близ­кие. Все расходы взял на себя региональный общественный Фонд имени Героя России Ахмата Кадырова.

К Пасхе было приурочено и открытие храма Архангела Михаила в Грозном. В это же время по инициати­ве Правительства Чеченской Республики ее посетили около 1000 православных верую­щих, покинувших республику в период боевых действий. За счет фонда Кадырова в надле­жащий вид были приведены христианские кладбища, мно­гим русскоязычным семьям оказана существенная матери­альная помощь.

По мнению известного об­щественного деятеля Чечни Умара Автурханова (в 1993 г. – лидер оппозиции режиму Дудаева; 1994-95 гг. - пред­седатель Временного совета Чеченской республики, затем председатель Комитета наци­онального согласия), число русских в административ­ных структурах республики очень мало. Изменить ситу­ацию можно путем введения квот для русского населения, причем в соответствии с его численным представительством на 1991 год. Со слов Умара Автурханова, помимо квотирова­ния представительства русских в органах власти рассматриваются и другие способы привлечения их в республику. Например, полагает он, главами администраций ка­зачьих Наурского и Шелковского районов должны быть казаки.

Бывший имам Грозненской со­борной мечети Хамзат-Хаджи Саламов считает, что общественное мнение мусульман следует подго­товить. «В республике выросло поколение войны, воспринимаю­щее русских как врагов, - говорит он. - Необходимо работать с мо­лодежью в том плане, что русские – такие же жители Чечни, и они должны иметь равные права».

Эту мысль до своей трагичес­кой гибели в 2005 году подтверж­дал и бывший секретарь Совета безопасности Чеченской Респуб­лики, полковник ФСБ России Руд­ник Дудаев, заявлявший: «За про­шедшие 12 лет сознание людей деформировалось. Выросло не одно поколение молодых людей, одурманенных чуждой для чечен­цев идеологией. Это не только ваххабизм и идеи сепаратизма, но и так называемая «американиза­ция» молодежи, когда забываются традиции и обычаи своего наро­да, теряется индивидуальность, менталитет чеченцев». По словам Умара Автурханова «чеченскую молодежь следует учить русскому языку, приобщать к русской куль­туре, давать возможность полу­чения высшего образования». По его мнению, «в республику просто необходимо возвращение русских работников нефтепромыслов, специалистов среднего звена. Для всего этого надо создать не­обходимый морально-психологический климат».

Рудник Дудаев считал, что на местном телевидении необходи­мо ввести рубрику об истории казачества, его быту, традициям, взаимоотношениям с чеченцами обязательно должны работать дикторы русской и кумыкской национальности. Нынешнее ру­ководство Чеченской республи­ки склонно смотреть на возмож­ность возвращения русских со значительной долей оптимизма. Характеризуя положение дел в этом сложном вопросе; замминис­тра по национальной политике, печати и информации Чеченском республики Василий Светличный сказал следующие:

- Сейчас я республике изменились условии жизни. Во-первых, закончилась военная компания. Люди почувствовали, что свобо­да и мирная жизнь приходят на родную землю. Во-вторых, не­смотря на еще высокий уровень безработицы, увеличивается ко­личество рабочих мест. В-третьих, сегодня большая часть населения понимает, что идут позитивные изменения, и поэтому нет ярко выраженного проявления нацио­нализма по отношению к русским. Общая ситуация намного лучше, чем в других республиках Северо-Кавказского региона. Разработан­ная концепция возвращения на родную землю коренного населе­ния, а том числе и русских, сейчас реализуется. В ближайшем буду­щем приобретет нормы закона, которые дают правовую основу для решения многих наболевших вопросов возвращения русско­язычного населения в республи­ку. При планировании переселе­ния русских из других регионов России эти нормативные акты обязывают местные администра­ции решить вопрос о их будущем трудоустройстве и жилье.

На прошедшем 31 октября 2006 года первом съезде Ассамблеи народов Чеченской Республики было принято Обращение к наро­дам Российской Федерации, в ко­тором делегаты, представляющие рваные национальности, заявили, что будущее Чечни видят только в составе Российской Федерации. Ассамблея народов определила и основные направления развития Чечни. Говоря об этом, тогдашний Президент Чеченской Республики Алу Алханов сказал: «Чеченскому народу когда-то удалось выйти из продолжительного политического хаоса и правового беспорядка, в которые его ввергли лидеры так называемой Ичкерии. Их попыт­ки разделить народ на вражду­ющие лагеря, тейповые и иные группировки навсегда потерпели неудачу. И сегодня Чеченская Рес­публика является полноценным субъектом Российской Федера­ции, возрождающим мирную и счастливую жизнь для своего на­рода».

В конце ноября 2006 года в Гроз­ном прошла церемония освящения. восстановленного храма Архан­гела Михаила. Присутствовавший на церемонии тогда еще Председатель правительства, а сейчас Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров в своем выступ­лении призвал жителей Чечни быть более толерантными по от­ношению друг к другу. Он подчер­кнул, что республиканские власти предпринимают все возможное для возвращения представителей других национальностей на свою исконную землю: «Мы отчетливо понимаем, что проблему возврата наших граждан из других регио­нов необходимо решать вместе. Нам нужно вернуть в республику представителей всех этнических групп и конфессий, вынужденно покинувших ее в годы контртерро­ристической операции. Если мы достигнем этого, это и будет озна­чать, что в Чеченской Республике наступил мир!» Рамзан Кадыров также напомнил, что одна из пер­востепенных задач республикан­ских органов власти заключается в том, чтобы чеченская земля по праву могла называться многона­циональной. «Единство, дружба и взаимное уважение - именно в этом залог достойного и светлого будущего нашей Родины», — сказал он.

Руководство Оперативного штаба Чеченской Республики счи­тает, что в решении этих задач большую помощь оказывает пос­тоянно осуществляемая Объеди­ненным пресс-центром информа­ционно-разъяснительная работа с населением о вреде идей «вах­хабизма» традиционному исламу и его пагубном влиянии на межна­циональные отношения. Большую положительную роль сыграло то, что ведущие политические, обще­ственные и религиозные деятели высказали свои мнения и пред­ложения по решению этого слож­нейшего вопроса. Не только МВД России должно заниматься этими проблемами, но и все другие заин­тересованные государственные структуры и в первую очередь го­сударство обязано использовать для этого всю законодательную базу, а если есть необходимость и значительно ее дополнить. Труд­но добавить что-либо к этому вы­воду».

P.S. Говоря о сегодняшнем дне, хочу привести мнение журналистки Екатерины Нерозниковой, которая является одной из очень немногих экспертов по Чечне. Своими мыслями она поделилась Антону Кривенюку в его статье «Кто может работать топором? (Эпоха стабильности на Северном Кавказе закончилась)», опубликованной в еженедельнике «Совершенно секретно» № 11 11-24.06.2019 года: «В Чечне идут процессы, которые можно назвать новыми для этой республики. Люди, рождённые в начале 2000-х годов, выросли и начали строить своё общество. Это общество очень интересное – оно и религиозное, и традиционное – только традиции там уже свои, новые. Религия у многих выходит на первый план. Ну и совершенно новое для Чечни – это нарастающий культ личности. «Ахмат – сила», - слышно на каждом углу. Старшее поколение этого совсем не понимает, да и это очень далеко от чеченских традиций, а вот для молодёжи это прекрасно. Они видят, что Ахмат – действительно сила, и они тянутся к сильному. Вообще, культ силы крепнет в Чечне. Политики это тоже касается – тут кто сильный, тот и прав, с тем все и будут. Рамзан, может, не самый хороший человек, но он сильный – и молодёжь за него.

Я часто читаю, что, мол, в Чечне на самом деле Кадырова не любят, его боятся и всё такое. Но я видела другое. Многие реально тянутся к нему и даже ему подражают. Он как такой кавказский Путин. Социалка в Чечне, кстати, прилично подросла, рабочие места кое-какие появились, найти работу на 15 тысяч в месяц вполне реально. Очень развивается ресторанный бизнес – кафешек много и все они всегда забиты, что понятно – ходить-то больше некуда.

Характеризуя современное положение русских в Чеченской республике и оценивая перспективу возвращения русскоязычных к местам своего постоянного проживания, надо признать, что мало кто из граждан России славянской национальности поедет в Чеченскую республику просто так, ни с того, ни с сего из чувства патриотизма. Приезжающим нужно предоставить такие условия и привилегии, которые они не имеют в остальной России. Конечно, лучше всего, чтобы туда вернулись те, кто уехал, но эти люди сильно запуганы прошлым и боятся повторения для себя и своих близких подобного сценария, которые они уже пережили в 90-е.

Конечно, республика нуждается в первую очередь – в представителях «полезных профессий»: врачей и учителей. Этот вакуум могли бы заполнить русскоязычные граждане из других регионов. Врачи нужны поскольку в Грозном не осталось медицинских вузов, учителя – чтобы школьники грамотно говорили по-русски. Сейчас желающие вернуться в Чечню приезжают сюда в частном порядке. В Наурском районе им дают жильё из отказного фонда, в Гудермесе и Грозном приезжающим специалистам выделяют квартиры, причем с условием отработать по специальности пять лет, после чего жильё можно приватизировать.

Обратимся снова к мнению эксперта по Чеченской республики Екатерины Нерозниковой:

«В Чечне и Ингушетии – да, там ни о каких взаимоотношениях с русскими говорить скоро будет нельзя – потому что умрут последние местные русские. Чечня будет моноэтничной – и это, кстати, тоже большая проблема, отсутствие взаимодействия с другими культурами. В такой ситуации мы что получаем – чеченцы не общались с русскими, если только не с военными, и для них это непонятные люди, чужие. А чужой – он чаще всего враг. Это проблема. В целом и шире, этническое уступает место религиозному. Проблема столкновения ислама и традиционных ценностей налицо. Ислам, конечно, сильнее – потому что его идеи несут молодые, а старики, носители адатов, умирают. Таким образом, от традиций останутся только разрушающие конструкты».

Сейчас старшее поколение чеченцев в один голос говорит: «Надо вернуть русских». Они же до сих пор с бывшими соседями общаются по телефону, в Одноклассниках… Мы же может много хорошего дать друг другу. Но мало русских тут, мало. Таково мнение стариков.

У специалистов по Северному Кавказу на этот счёт есть также своё мнение, которое они неоднократно высказывали: «Если Россия хочет удержать в своих руках Северный Кавказ, то русское население хоть в каком-то виде там – обязательно. Нравится нам это или нет. Без русской прослойки кавказское, да и любое азиатское население быстро скатывается в средневековые нравы или исламизм с войной всех против всех. Если не планирует – тогда оно там не нужно, то есть примерно, как сейчас».

Именно этим принципом руководствовались власти в Российской империи, которые создавались цепочки казачьих поселений и переселяли туда огромное количество народу всех сословий. Тогда все понимали. Нужно создать что-то подобное, но теперь на современный лад.

Николай ВАРАВИН, историк, ветеран МВД РФ и боевых действий, член Союза писателей города Волжского Волгоградской области

Читайте также

Нужна ли русская национальная идея? Доклад В.Н. Федоткина Нужна ли русская национальная идея? Доклад В.Н. Федоткина
На видеоконференции движения «Русский Лад» 12 мая 2022 года выступил член центрального правления, доктор экономических наук, депутат нескольких созывов ГД Федоткин Владимир Николаевич. ...
17 Мая 2022
В.С. Никитин. Размышления к 100-летию пионерии В.С. Никитин. Размышления к 100-летию пионерии
В 2022 году 19 мая исполняется 100 лет со дня рождения Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина. Это по своей созидательной сути детское сообщество было прямым порождением Велик...
17 Мая 2022
В Красноярске отметили 25-летие Союза Беларуси и России В Красноярске отметили 25-летие Союза Беларуси и России
30 апреля 2022 года в Краевой библиотеке проведён круглый стол, организованный Красноярским региональным отделением Всероссийского созидательного движения «Русский Лад», по теме «25 лет Союзу Беларуси...
17 Мая 2022