Про Петра, большевиков и Россию – или кто же реально для истории ценен?

Про Петра, большевиков и Россию – или кто же реально для истории ценен?

«Светлый образ Европы» настолько сильно забит был позднесоветской творческой интеллигенцией в мозги всем остальным, что «выковырять» оттуда его, видимо, уже невозможно. И поэтому они старательно блокируют любые проявления «антиевропейства», выдавая его за противодействие прогрессу, архаизацию и все такое. И не видя, что реально архаизация – это именно что «ультраевропейство», объявление Европы «мерой всех вещей».

Вот, например, любят приводить пример Петра Великого, который – с точки зрения обладателей «мозгов образца 1989 года» – был, якобы, большой любитель Европы и ненавистник «исконной» России. Якобы. Потому что на самом деле если что и являлось главным достижением Петра Алексеевича – так это именно то, что он сумел сделать Россию не просто великой, но и успешно противостоящей этой самой Европе. И «движение на Восток» европейцев именно он остановил более чем на 100 лет. На самом деле даже 1812 год был – если кто помнит – неудачным в этом плане для «цивилизаторов». И первая – крайне относительная – их победа относится к Крымской войне. Но именно что крайне относительная.

Но почему же тогда были все эти «европейские платья» и «отрубленные бороды»? А были они именно потому, что Петр был не просто антиевропейцем, а крайне последовательным антиевропейцем. Правда, не слишком разбирающимся в предмете – но тогда в нем вообще никто не разбирался. В том смысле, что мало кто мог «отделить мух от котлет», а инженерное искусство от книксенов и камзолов. Или понять, что в организации регулярной армии важен не столько покрой платья, сколько его единообразие, что баллистика и курение трубок в целом не связано, и что не все в западных странах на голову превосходит отечественное. Но винить Петра в указанном смешно: нужно было много лет постоянных экспериментов для того, чтобы понять – что нужно брать себе, а что нет. Собственно, царь именно такими экспериментами и занимался: например, он экспериментально установил, что рекрутский набор в целом дает много более качественную армию, нежели европейская «вербовка».

Однако главное в «эпохе Петра» – то, что данный период был временем не просто патриотизма, а очень сильного патриотизма, превосходящего, если честно, то, что было до. Потому, что при любом подозрении на то, что кто-то – даже самый близкий человек – работает на иностранную державу, то для этого «близкого человека» битье кнутом и ссылка в Сибирь была бы самым лучшим вариантом. Что там говорить: Петр и родного сына на плаху отдал – именно потому, что за Алексеем стоял не просто заговор, а заговор во главе с Австрией. Головы летели активно – причем и «иностранных специалистов» это так же касалось в полной мере. То есть европейцы не были для Петра неприкасаемыми, наоборот – приняв их на службу, Петр начинал относиться к ним так же, как к русским.

Собственно, в этом и состоит разница между петровской политикой и тем «европоцентризмом», что ведет свою родословную из 1970-80-х годов: Петр не любил Европу, он любил Россию. И – видя европейскую военную и технологическую мощь (а не видеть ее мог только слепой) – хотел, чтобы именно Россия стала такой же могучей, как европейские страны. О том, чтобы «включить Россию в Европу», Петр не просто не задумывался – он отчаянно боролся именно с этой идеей. Собственно, и объявление России Империей имело именно этот смысл – это давало гарантированное «невключение» ее, например, в имперскую политику Австрии, уравновешивание России по значимости со Священной Римской империей.

И да, самое забавное – Петр был не просто истинным русским патриотом, но еще и русским православным патриотом. В том смысле, что не только строил церкви – кстати, именно при Петре в конце XVII – нач. XVIII веков было множество каменных церквей в старых русских городах, не говоря уж о новых. Но и прямо прислуживал во время богослужений – что, разумеется, было невозможно в случае, если бы Петр был такой враг Православия, которым его рисуют. Про то же, что царь решительно был настроен на войну с Османской Империей и на восстановление Православия в Южной Европе, можно не упоминать. И на деле «церковная реформа» Петра – которую традиционно считают антицерковной – была связана с его боязнью «папоцезаризма», т.е. превращения патриарха в духовного лидера, поставившего бы себя выше государства, России.

Впрочем, ладно – и так понятно, в чем состоят основные проблемы понимания петровской эпохи «людьми 1980-х годов». А состоят они в том, что оные просто переворачивают реальный петровский патриотизм, состоящий в укреплении России «скопированными с Европы элементами», в желание царя «сделать в России Европу». Про то, что такая мысль русскому человеку XVII века – для которого религия (православие) была одним из базисов миропонимания – просто не могла прийти в голову, «люди 1980-х годов» просто не догадываются.

Но ведь ровно то же самое можно сказать и про большевиков – которые так же внедряли в стране множество «элементов европейской реальности», но при этом так же делали ставки на развитие своей страны. Да, сейчас много говорится о том, что они – большевики – «желали мировой революции» и т.д., писали и говорили про это. И, так же как Петр, постоянно превозносили европейские достижения по сравнению с «лапотной Россией». Но это – опять же – происходит от «базиса 1980-х годов», от сложившихся тогда представлений, характерных для богатого и безопасного общества.

Потому, что вне указанного – вне возможности воплощения в жизнь – все желания и заявления мало чего стоят! Можно желать, чтобы прилетели инопланетяне и построили нам тут коммунизм, и даже активно заявлять и пропагандировать оное, но смысла во всем этом будет ноль. Потому что у данного сценария нулевая вероятность воплощения. Поэтому надо смотреть не на слова – а на действия. А они – действия большевиков – уже в конце 1917 – начале 1918 года свидетельствовали об одном: о том, что ставка была именно на Советскую Россию, на ее благополучие. Потому, что даже начальные декреты Советского руководства – за исключением самых первых декларативных – были направлены на организацию жизни в России. Начиная с решения «земельного вопроса» и заканчивая организацией научных и технических учреждений, связанных с модернизацией страны.

Ну да: если бы большевики реально верили в возможность скорого установления «земшарной республики», то зачем, например, им было организовывать производство радиоламп в 1918 году? (До революции оные закупались за границей.) Или, скажем, зачем в условиях, когда якобы «надеялись» объединиться с «ведущими индустриальными державами», основывать Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта? Неужто немцы с их развитым паровозостроением не могли дать паровозов, или хотя бы их конструкции? Или, скажем, ЦАГИ – Центральный аэрогидродинамический институт под руководством Жуковского, будущая кузница советской авиации, зачем нужна была она при условии революции в передовых авиастроящих странах, вроде Германии или Франции?

В 1918 году реально речь шла о создании собственных российских базовых отраслей, от агрономии до химической промышленности, от здравоохранения (система Семашко) до Мичуринского института, от завода АМО до Шатурской электростанции. Как это вообще сопрягается с концепцией «сжигания России для запуска Мировой революции»? Зачем нужно было стараться, если бы большевики реально верили, что «индустриальная Европа» вскоре будет с ними? Вот, например, в РФ «образца 1990-2000-х годов» решено было «не производить эти убогие станки», потому что можно покупать неубогие европейские – и станкостроение почти загнулось. Или, скажем, при незабвенном Дмитрии Анатольевиче решили, что «нам не нужны убогие совковые самолеты» – и почти что загнулось авиастроение. Ну и т.д. и т.п.

То есть, как бывает тогда, когда реально решают, что «заграница нам поможет», когда на самом деле «ставят на глобализацию», известно очень хорошо. И это – как нетрудно догадаться – к большевистской политике вообще не имеет никакого отношения. Но людям с «мозгами из 1989-го» понять оное очень тяжело. Им кажется, что если кто-то – не важно, Петр Великий или Ленин – очень жестко говорит о «русских», «о России», то он враг. А если кто сюсюкает, восхищается – народом, страной – но при этом отдает все «иностранным инвесторам», как Николай II или Ельцин, то он, понятное дело, друг. Хотя на деле все обстоит обратным образом.

Кстати, это не только к России относится: вон в соседней стране все соревнуются в дифирамбах к Украине, к украинцам, хвалят невероятно и страну, и людей, а на деле... а на деле построили буквальный Ад на Земле. Это специальный пример для тех, кто считает слова чем-то значимым! Кто до сих пор думает, что живет в 1989 году, и что достаточно будет переименовать советские названия и вынести Ленина из Мавзолея, как жизнь попрет! И готовы лопнуть от негодования на того же Ленина, который говорит о «великорусском шовинизме». Ну да: «слова о шовинизме» – это важно, а электростанции, например, или медпункты, или самолеты, или агрономия, которые под руководством Ленина создавались в России, это так, пустяк.

Впрочем, что тут возмущаться: того же Петра аж антихристом называли в массовом количестве, а не только «немецким шпионом». На самом деле и «шпионом» тоже – см. знаменитый миф о том, что «немцы (!!!) царя подменили». И считали, что он только русскую кровь и лил – несмотря на то, что численность населения в петровскую эпоху стабильно росла, кстати – а Империя, это так, побочный эффект. Ну да: решил Петр извести русских – создал им мощное государство с современной армией. Хотели большевики извести русских – построили им промышленность и коммунальное хозяйство, а заодно – дабы «грохнуть» окончательно – еще и ядерное оружие дали. Потому, что вон в Швейцарии ядерного оружия нет – а жизнь прекрасная!

Ну, а для тех, кто способен найти силы для преодоления «вечного 1989 года» можно только добавить: есть только один критерий истины – практика! И он на много порядков выше всяких слов.

Антон ЛАЗАРЕВ

Источник: «Живой Журнал»

Читайте также

Оренбургская область. «Огонь рябины красной» в Краснохолме Оренбургская область. «Огонь рябины красной» в Краснохолме
18 ноября в Доме книги посёлка Краснохолм при поддержке и непосредственном участии Оренбургского областного отделения ВСД «Русский Лад» состоялся музыкально-поэтический вечер Оренбургского областного ...
21 ноября 2024
Иркутск. С юбилеем, «Россияночка»! Иркутск. С юбилеем, «Россияночка»!
Ансамбль «Россияночка» был создан 25 ноября 2004 г. по инициативе ветерана войны, первого председателя Совета ветеранов при ЖЭУ, Спасенова Николая Максимовича. За эти годы менялись музыкальные руково...
21 ноября 2024
Рядовой солдат русской литературы. К 115-летию со дня рождения Михаила Бубеннова Рядовой солдат русской литературы. К 115-летию со дня рождения Михаила Бубеннова
Редко сейчас звучит это имя. Да и то, если и пишут о Михаиле Бубеннове, то акцент пытаются делать на различных байках и небылицах, приписываемых ему. При этом в капиталистической России о его творчест...
21 ноября 2024