В.С. Никитин. О Великой Руси, Великороссии, великороссах, великорусском языке и русскости

В.С. Никитин. О Великой Руси, Великороссии, великороссах, великорусском языке и русскости

В чём состоит и откуда пошло уникальное своеобразие России и русских? Почему Ф.И. Тютчев утверждал, что «умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать – в Россию можно только верить!»?

Если верить старинным ведам, то русские получили свыше от Космоса особый дар – русский космизм в виде уникального способа мышления – русскомыслия, как сплава разума и духа. Это позволяет им ощущать свою уникальную связь с Космосом, видеть мир целостно в космическом масштабе и в постоянном движении, как единство многообразного, живущее по принципу «в единстве – сила», и в нужное время заряжаться русским одухотворённым смыслом, как космической энергией.

Поэтому русские развивались в пространстве и времени как единство многообразного, что было непривычно для других племён, живущих по принципу «разделяй и властвуй», разделявших единый Космос на материальный и духовный миры, а свои земли на метрополии и колонии, а народы – на господ и рабов. Исследователи отмечают, что в отличие от Британской, Германской, Австро-Венгерской империй Российская империя не была империей господствующего русского народа – она изначально развивалась как империя русского пространства, т.е. как держава – страна, ответственная за достойное содержание огромного евразийского пространства, обустраиваемого братскими народами совместно для общего блага.

Поэтому летописец Нестор начал свою «Повесть временных лет» словами: «Откуда пошла есть Русская земля!», а не русский народ. Русская земля не была, как империя, политическим образованием, она изначально была духовно-культурным объединением многообразных племён и народов. Это было триединство Великой, Малой и Белой Руси, объединённых православной верой.

Вторая половина XII века явилась переломным этапом в истории древнерусского государства. Княжение Владимира Мономаха (1113-1125) и пребывание его сына Мстислава (1125-1132) в качестве князя Киевского завершали существование единого древнерусского государства. Далее начался длительный процесс его распада. Наступила эпоха феодальных центров, внесшая существенные изменения в политическую, социальную и демографическую ситуацию в Восточной Европе.

В «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, изданном в 1898 году, указано, что «Древние племена русских славян, сойдя с исторической сцены, дали материал для новых этнографических образований. Славянское население древней Волыни и Галиции явилось ядром малорусского племени. Древние кривичи стали предками белорусов. А встреча новгородских славян, кривичей, вятичей с древними финскими племенами центральной России положила начало великорусскому племени». Таким образом, Русская земля стала триединством великорусов, малорусов и белорусов. Эти три существительных являлись именами собственными трёх вышеназванных народов, а объединяло их воедино прилагательное «русский», выражающее их принадлежность к Русской земле, культуре и языку.

Известный русский историк В.О. Ключевский (1841-1911) в «Энциклопедическом словаре русской истории», составленном на основе его лекций, прочитанных в 80-х годах XIX века, утверждал следующее. «В исторических документах термины Малая Русь (Поднепровье) и Великая Русь (Верхне-Волжье) впервые встречаются в 1347 году в послании императора Иоанна Кантакузена к русскому митрополиту Феогносту». Император пишет Феогносту, что «кроме епархий Великой Руси, подвластных митрополиту, ему также должны принадлежать и епархии Малой Руси, отторгнутые от митрополии, такие как Владимирская на Волыни, Луцкая, Туровская, Холмская, Галицкая и Перемышльская». О Киевской епархии здесь речи не идёт, потому что она не была отторгнута от митрополии. В книге «Русская история» Ключевский поясняет, что «положение Русской земли в то время можно определить двумя чертами: политическое порабощение извне и политическая раздробленность внутри Вся западная Русь, т. е. Белоруссия, вместе с частью Великороссии, областью Смоленской, и Русь Малая с соседними краями нынешних великорусских губерний – Курской, Орловской, даже с частями Тульской и Калужской, входили в состав Литовско- Польского княжества».

Великая Русь в то время была раздроблена на удельные княжества, а великорусская народность оставалась лишь фактом этнографическим, без политического значения. Но, начиная с 1462 года, усилиями Великого князя Ивана III, а затем его сына Василия III, вокруг Москвы стало создаваться великорусское государство. Таким образом, православная идея псковского монаха Филофея – «Москва – третий Рим, а четвёртому не быть» начала воплощаться в жизнь. В итоге, к 1613 году Великороссия объединилась под московской властью. В состав Великороссии вошли: Московское и Ярославское княжества, Великий Новгород, Пермская земля, Ростовское, Тверское, Вятское княжества, Псковская вечевая республика, Смоленское и Рязанское княжества, Черниговская и Северская земля.

Далее Ключевский отмечает, что «мысль о государственном единстве Русской земли из исторического воспоминания теперь превращалась в политическое притязание, которое Москва и спешила заявить во все стороны, как своё неотъемлемое право». Москва говорила: «Вся Русская земля, а не только её великорусская половина является вотчиной московского государя. Вся Русская земля из старины от наших прародителей – наша отчина».

При Иване Грозном Московское царство успешно прирастало землями на Востоке и Юге. А после Смутного времени при царе Алексее Михайловиче в 1654 году, благодаря гетману Богдану Хмельницкому, Малороссия присоединилась к Великороссии, т.е. к Московскому государству. В этом же году русские взяли Смоленск, Витебск, Могилёв, Вильно. Но вмешались шведы, напавшие на Псков и Польшу. Русским пришлось оставить Вильно, Гродно и Могилёв. В итоге, Малороссия разделилась на правобережную Украину, которая с гетманом Тетерей ушла к Польше и подверглась насильственному окатоличиванию, и левобережную Украину, которая с гетманом Брюховецким примкнула к Москве. В результате, титул московского царя стал звучать так: «Государь Великая, Малая и Белая Руси».

Терминологические понятия Россия, Российская земля в письменных источниках получили широкое распространение со второй половины XV века, а особенно XVI века. После взятия Иваном Грозным Казани в 1552 году в состав Русского государства вошли поволжские народы, а в 1556 году башкиры. Русское государство выходило за Урал, т.е. за границы Восточно-Европейской равнины и становилось евроазиатским. Объединяющим его народы фактором при разной вере, прежде всего, были единое поклонение Космосу и коллективистский тип традиционного общества. Европейская Россия теперь занимала лишь 25 процентов площади страны, но концентрировала 66 процентов населения.

При Петре I Московское царство стало Российской империей. Но в Российской империи, в отличие от западных, никогда не было деления на метрополию и колонии. Россия никогда не рассматривала себя как государство русских, владычествующих над нерусскими. По переписи 1897 года население России составляло 128,2 миллиона человек, из них 93,4 – в Европейской части, 9,5 – в Царстве Польском, 2,6 – в Великом княжестве Финляндском, 9,3 – в Кавказском крае, 5,8 – в Сибири, 7,6 – в Среднеазиатских областях. Да, империя росла и усиливалась за счёт новых земель и народов, но воспринимала их как равноправных участников российского оркестра. Исключение составляли евреи, для расселения которых императрица Екатерина II ввела «черту оседлости». Но при этом ограничивали в правах не евреев как народ, а только лиц, открыто исповедующих иудаизм, как религию, возвеличивающую один народ над другими.

Как отмечает Владимир Мединский в своей серии книг «Мифы о России»: «В Российской империи понятие национальность не учитывалось, оно считалось чем-то дополнительным, в паспорте не проставлялось. Базовое различие проводилось по вероисповеданию – если ты православный, то какая разница армянин ты или еврей». Мединский пишет, что маркиз де Кюстин, назвавший первым Россию «тюрьмой народов», в своих воспоминаниях о России описал прелюбопытнейший эпизод. На придворном балу, когда маркиз рассматривал гостей, к нему подошел император НиколайI: «Вы думаете, что всё это русские? Конечно, Ваше Величество… А вот и нет. Это – татарин. Это – немец. Это – поляк. Это – грузин, а вот там стоят еврей и молдаванин. – Но тогда кто же здесь русские, Ваше Величество?! – А вот все вместе они русские!».

Действительно, в Российской Империи прилагательное «русский» определяло не национальность, а принадлежность человека к Русской земле и русской православной вере. Русскими считались: великороссы, малороссы и белорусы, а также все православные независимо от национальности. Это подтверждают итоги переписи 1897 года, приведённые в словаре Брокгауза и Ефрона в разделе «Племенной состав населения». В нём указаны 17 наций и народностей и их доля в общем составе населения России в процентах.

1.               Русские – 72,5

2.               Финны – 6,6

3.               Поляки – 6,3

4.               Литовцы – 3,9

5.               Евреи – 3,4

6.               Татары – 1,9

7.               Башкиры – 1,5

8.               Немцы – 1,3

9.               Молдоване – 1,2

10.            Шведы – 0,4

11.            Киргизы – 0,2

12.            Калмыки – 0,1

13.            Греки – 0,06

14.            Болгары – 0,05

15.            Армяне – 0,05

16.            Цыгане – 0,04

17.            Прочие нар. – 0,49

Обратите внимание, что среди племён нет православных малороссов, белорусов, грузин и осетин, т. к. все они считались русскими. Поэтому царь Николай II и Ленин в графе «национальность» в 1913 году написали «великоросс», а Сталин правомерно заявлял, что он русский грузинского происхождения. Но при этом государствообразующим народом по факту считались великороссы, ставшие главным ядром русской державы, благодаря своей территории, мировоззрению и языку. В статье «О национальной гордости великороссов» В.И. Ленин писал: «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину… Мы полны чувства национальной гордости, ибо великорусская нация создала революционный класс и показала, что она способна дать человечеству великие образцы борьбы за свободу и социализм».

В декабре 1930 года И.В. Сталин процитировал этот ленинский посыл обществу в своём письме к поэту Демьяну Бедному, унизившему русский народ в одном из своих произведений, и призвал всех гордиться русскостью.

Следует особо отметить, что великороссы составляли всего 44 процента населения, но именно родной язык великороссов всегда был государственным языком Русской и Российской державы, официальным языком делопроизводства, культуры, администрации и науки. Неслучайно В.И. Даль назвал свой словарь «Толковый словарь живого великорусского языка». Некоторые исследователи считают, что прилагательное «великорусский» не привязано к конкретной национальности – великороссам. Они говорят, что это сокращенный вариант слов «великий русский» язык. Однако В.И. Даль опровергает такой подход. В «Напутном слове» к своему Словарю, читанном в Обществе любителей российской словесности в Москве 21 октября 1862 года, он чётко обосновал почему назвал его словарём живого великорусского языка. Даль написал: «Вместо русского сказано великорусского языка: это будет точнее и правильнее; этим обозначена ширина объёма: малорусское и белорусское наречия исключены…. Объём этот ещё яснее отмечается словом «живого», которое и указывает на желание захватить всё то, что среди нынешнего великорусского народа можно услышать или прочитать». Таким образом, словарь В.И. Даля – это словарь живого языка великороссов, а языки белорусов и малороссов Даль считал особыми наречиями русского языка.

В целом по России по данным переписи 1897 года великорусский язык назвали родным 47%, украинский – 19%, белорусский – 5%, остальные языки – менее 5%.

В советское время в результате чрезмерной борьбы с великодержавным шовинизмом произошло резкое сужение понятия «русский» – от «пространства» до «народа». Это зафиксировано в словаре русского языка С.И. Ожегова, изданного в 1949 году. Словарь Ожегова определяет, что «великоросс» – это устаревшее понятие слова «великорус», а понятие «великорус» – это то же, что и русский. А белорусов и украинцев словарь определяет не как русских, а как восточно-славянские народы, составляющие основное население Белоруссии и Украины. В итоге, в отличие от Российской империи, белорусов и малороссов, а также православных в советское время лишили русскости, оторвали от Русской земли, подорвали триединство русского народа, а великороссов фактически превратили в «Иванов, не помнящих родства».

Это значительно ослабило духовную мощь русского народа, превратив его по факту из единства многообразного в единство однообразного. А, как показал русский философ Н.А. Бердяев в своём труде «Смысл истории», единство однообразного менее жизнеспособно и склонно к деградации. Современность подтверждает такие выводы. Согласно данным, приведённым в монографии «Русские», изданной Институтом этнологии и антропологии РАН в 2003 году под редакцией В.А. Александрова: «За годы советской власти произошли большие изменения в численности и расселении русского народа. Нивелирующее давление на великороссов и русских привело к стиранию особенностей и различий всех русских подразделений, на какой бы основе они не были созданы – социальной, религиозной, территориальной, экономической и этнической (так формировалось единство однообразного). Основания для заключения о депопуляции, а в ряде мест о денационализации русских дают данные по естественному движению народа, особенно проявившееся к 1989 году.

Рост численности народа с 70-х годов шёл замедленными темпами. К 1990 году везде естественный прирост был выше, чем в РСФСР, в которой он оказался в 1.4 раза ниже, чем среднереспубликанский и ниже грани расширенного воспроизводства населения.

К 1990 году в РСФСР оказалась самая низкая рождаемость – 13,4%. Произошел всплеск смертности, а значит обозначилась тенденция к приближению естественного прироста к нулевой отметке.

А в результате изменилась возрастная структура русского народа. Сократилась доля лиц трудоспособного возраста. Практически каждый пятый русский в РСФСР в 1989 году был пенсионером.

Наиболее ярко эти отрицательные явления проявились в Нечерноземье- главной исторической области формирования и развития русского народа. Этот регион составляет 29 областей. В «сердце русских земель», где испокон веков особо ценился крестьянин-пахарь, на селе осталось менее 20% населения. Началась деградация сельского хозяйства».

После 1991 года положение русских в Нечерноземье ещё более ухудшилось.

Такой дефицит русскости не позволяет Российской Федерации в настоящее время дать достойный и более быстрый отпор англосаксам и другим русофобам в развязанной ими гибридной цивилизационной войне Запада против Русского мира. Державная ответственность государствообразующего народа ослаблена. Пришла пора и власти и обществу осознать, что «русскость – это всемирно значимое явление в истории человечества, призванное помочь ему сохранить не только жизнь на планете Земля и во Вселенной, но и наладить её как гармоничное единство многообразного в соответствии с законами Космоса под девизом «Миру – Мир!». Поэтому борьба русофобов с русскостью – это преступление против человечества.

Всероссийское созидательное движение «Русский Лад» предложило свою Программу из 19 мер по укреплению суверенитета мышления и восполнению русскости в Российской Федерации в условиях гибридной войны (см. сайт Движения). Прежде всего, для победы нужно вернуть России русский дух и русское мировоззрение – Лад. Нужно поднять державную ответственность народов России за судьбу Отечества путём возврата государствообразующему народу его гордого имени «великороссы», а другим братским народам права быть русскими.

Это обеспечит возврат России к русским цивилизационным основам, укрепит Русский мир, создаст более благоприятные условия для развития БРИКС, приблизит победу над либеральным фашизмом и создание многополярного справедливого мира.

В.С. НИКИТИН, председатель Координационного совета ВСД «Русский Лад»

Читайте также

Положение о всероссийском творческом фестивале-конкурсе «Русский Лад – 2025» Положение о всероссийском творческом фестивале-конкурсе «Русский Лад – 2025»
Всероссийский творческий Фестиваль-конкурс «Русский Лад»-2025 (далее: Фестиваль-конкурс) – постоянно действующая акция, организуемая Движением «Русский Лад», направленная на пропаганду созидательных и...
12 декабря 2024
Отчет Калмыцкого республиканского отделения ВСД «Русский Лад» за 2024 год Отчет Калмыцкого республиканского отделения ВСД «Русский Лад» за 2024 год
Калмыцкое республиканское отделение Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» в 2024 году провело обширную работу по пропаганде идей Всероссийского созидательного движения, увеличению своих...
12 декабря 2024
С. Маслов. Что же дальше будет с нашей Россией? С. Маслов. Что же дальше будет с нашей Россией?
Страдания по «хозяину Земли Русской» доходят у некоторых до экстаза. Иногда даже плакаты вывешивают на улицах: «Прости нас, Государь!» Ну, может быть, среди просящих прощения есть потомки тех приближё...
12 декабря 2024