Принудительная эстонизация

Принудительная эстонизация

После беседы директора Кохтла-Ярвеской госгимназии Хендрика Агура в видеостудии Postimees с журналистом Еленой Повериной стал еще очевиднее провал проекта государственных гимназий для русских и русскоязычных гимназистов. И главный вывод сводится даже не к тому, что политические партии, которые настаивают на безотлагательной и полной эстонизации образования в Эстонии, и министерство образования и науки, которое согласилось с этим, выказали не только свой непрофессионализм, но и популизм, авантюризм и русофобию.

Главный вывод в том, что снова стоит вопрос об отказе в основной школе от метода погружения в эстонский язык, а также перехода двуязычных гимназий (с преподаванием в соотношении 60:40 в пользу эстонского) на полностью русский язык обучения. Разумеется, одновременно гарантируется углубленное изучение эстонского языка и владение абитуриентом государственным языком не ниже уровня С1.

Поразили в беседе Агура с Повериной обе стороны. Первый – растерянностью и неубедительностью ответов. Вторая – робостью, уходом от острых вопросов, которые не столько припечатали бы собеседника, сколько дали возможность зрителям убедиться в фиаско титанических попыток русофобов эстонизировать среднее образование в Эстонии. Основные блоки реформы – это языковое погружение, соотношение 60:40, учреждение государственных гимназий с эстонским языком обучения для неэстонской учащейся молодежи.

Стало ясно то, о чем с самого начала, уже более 10 лет, твердили НКО «Русская школа Эстонии», добровольное народное движение «Ночной дозор» и центристы, скрытно имитировавшие сохранение «русской школы». Надо учить эстонскому языку на высшем уровне и отказаться от нереального обучения неэстонцев только на эстонском языке. А ведь сколько времени и денег было потрачено/истрачено! Хуже того, это привело к снижению образованности русских и русскоязычных выпускников основной школы и абитуриентов гимназий. Это вообще кого-то в Эстонии волнует? Или такая и была поставлена задача изначально?

Хендрик Агур подтвердил, что для него стало открытием плохое владение эстонским языком поступивших в его гимназию русских и русскоязычных юношей и девушек. Елена Поверина назвала «потемкинскими деревнями» эту ситуацию, то есть напрасные усилия по изучению эстонского языка методом погружения да и изучения 60% предметов на эстонском языке в двуязычной гимназии (60:40). Промолчали на этот счет и чиновники министерства образования и науки. В том числе министр Майлис Репс.

Что понятно. Обучение на эстонском языке в гимназии требует от русского и русскоязычного гимназиста владения эстонским на таком же уровне, что и у их же эстонских сверстников. Но предусмотренная министерством категория В1, которую должна обеспечить основная школа для своих выпускников 9-х классов, явно недостаточна для госгимназий с эстонским языком обучения.

И потому абсолютно права была еще в начале года вице-мэр Кохтла-Ярве Нина Алексеева, 20 лет отвечающая за образование в своем городе: «С эстонским языком в основных школах города все супер». Но в министерстве и СМИ, а также русофобские парламентские партии (сегодня они меньше-больше все такие) это мнение специалиста не заметили, когда в интересах живущих в Кохтла-Ярве эстонцев стали настаивать на переводе обучения только на эстонский язык. Правда, поначалу министр Репс разъясняла, что русские и русскоязычные кандидаты в гимназисты не готовы к обучению только на эстонском языке. В итоге верх взяли русофобы – политики и чиновники, и к их изумлению мы имеем то, что получили – признание провала политики полной эстонизации образования, на чем открыто настаивает и эстонизатор Нарвы президент ЭР Керсти Кальюлайд.

Думаю, от растерянности Хендрик Агур врал, ладно: лгал и путался, отвечая на элементарные вопросы Елены Повериной, которые повторяли уже ранее заданные Агуру несколько дней назад и в начале этого года. Примеры:

1. Ответ Агура Елене Повериной 11 ноября: «Каждый может есть так, как ему угодно. Мы только требуем, чтобы все одевались корректно и вели себя культурно, как в Европе»; «Достаточно быть просто аккуратно одетым, мы не требовали никакой школьной формы».
Ответ Агура в новости портала ERR 31 октября: «Если говорить о школьной культуре, то им не нравились элементарные вещи: например, что в школьной столовой надо есть с помощью ножа и вилки. Мы действительно требуем есть второе блюдо не только вилкой. Второй пример – мы требуем соответствующую одежду, поскольку она создает академическую атмосферу», – сказал Агур.

2. Ответ Агура Елене Повериной 11 ноября: «Столь низкий уровень владения языком оказался для коллектива полным сюрпризом». Ответ Агура в новости портала ERR 31 октября: «Директор гимназии Хендрик Агур рассказывает: чтобы решить проблемы с эстонским языком в гимназии, были предусмотрены специальные уроки, но только для десятиклассников, потому что остальные уже хотя бы год, но учились по системе 60 на 40». Так какой тут сюрприз? Любой эксперт знает, что и первый, даже второй год учебы в двуязычной гимназии (60:40) не гарантирует такого уровня владения языком, чтобы сразу учиться только на эстонском. Об этом год назад говорила министр Репс. А Агур – в неведении.

3. Ответ Агура Елене Повериной 11 ноября: «Все выпускники основной школы по закону должны иметь уровень B1. К сожалению, у наших учеников этого уровня нет». Агур неточен. Выше уже разъяснялось, что уровень B1 не позволяет учиться в гимназии с эстонским языком обучения. В этом виноваты система образования и форсирование с учреждением госгимназий, но никак не поступающие в гимназию выпускники основной школы. Если Агур этого не знает, то он рассуждает непрофессионально или путается.

4. Ответ Агура в новости портала ERR 31 октября: «Если пришедшие в 11-й и 12-й классы доселе учились по системе 60:40, то здесь эти учащиеся так и продолжают учиться таким же образом, но здесь они действительно на 60 процентов учатся на эстонском языке». То есть 40% занятий проходит на русском?

Ответ журналисту ERR Маргитте Отсмаа радио Vikerraadio в начале 2019 года: «Обучение будет на эстонском языке – это все-таки школа в Эстонии. Тут нет никаких сомнений. Обучение однозначно будет на эстонском, как «аминь» в церкви».

Причина того, что директор госгимназии в Кохтла-Ярве вынужден крутить и юлить, одна – реализуемый им государственный проект носит политический характер и совершенно не подготовлен профессионально. Поэтому «весь в белом» Агур винит во всем СМИ и покинувших гимназию ребят, мол, нет у них «мотивации учиться».

Что касается журналиста Елены Повериной, то она вела себя так, будто Postimees – государственное СМИ. Она подготовила для Хендрика Агура вопрос: «Чем помочь детям, которые хотят продолжать образование, но не владеют в достаточной степени эстонским языком?» Но, зная (должна знать), что форсирование запуска проекта с госгимназиями, увы, по политическим мотивам показало его русофобскую изнанку, да еще и терпит фиаско, странно было не задать принципиальный вопрос. А именно о том, как обстоят дела с переданными правительству в соответствии с эстонским законодательством ходатайствами нескольких двуязычных гимназий (60:40) об их переводе полностью на русский (родной) язык обучения. Плюс обязательство гарантировать владение государственным языком на категорию С1 абитуриентами этих гимназий.

Этот вопрос должна задать себе и русская и русскоязычная общественность, интеллигенция, в том числе прогрессивная эстонская, различные общественные организации, занятые культурной жизнью, но прежде всего – НКО «Русская школа Эстонии» (РШЭ), местные правозащитники, Координационный совет российских соотечественников Эстонии (КСРСЭ) Объединенная левая партия Эстонии, лидеры Центристской партии Эстонии Яна Тоом и Михаил Кылварт. Последние – особенно, они бросили защиту русской школы Эстонии на полпути, хотя продолжают заверять общество в том, что русской школе – быть! Должно рассчитывать и на российские правозащитные организации.

Молчать и бездействовать – обречь треть населения на принудительную ассимиляцию, и это на руку только эстонизаторам-русофобам, которые живут прошлым и реализуют себя в русофобии, причиняя страдания русскому и русскоязычному населению страны.

РУССКИЕ И РУССКОЯЗЫЧНЫЕ ЖИТЕЛИ ЭСТОНИИ, НЕ МОЛЧИТЕ!

Димитрий КЛЕНСКИЙ

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

За обучение на родном языке За обучение на родном языке
В центре Риги прошёл «Марш света против тьмы», организованный активистами Русского союза Латвии и Штабом защиты русских школ. Более двух тысяч человек собрались у Пороховой башни близ здания министерс...
11 Декабря 2019
В.Н. Севастьянов: И.В. Сталин и национальный вопрос в России. Доклад на семинаре в Красноярске В.Н. Севастьянов: И.В. Сталин и национальный вопрос в России. Доклад на семинаре в Красноярске
К началу ХХ века Российская империя оформилась как многонациональное государство, завершив процесс присоединения и объединения многочисленных народов, начатый ещё во времена Московского царства. Отлич...
11 Декабря 2019
Т. Куликова. Об индивидуализации тарифов ОСАГО Т. Куликова. Об индивидуализации тарифов ОСАГО
Выступление экономиста Татьяны Куликовой на Парламентских слушаниях на тему «Вопросы совершенствования правового регулирования ОСАГО. Практика, проблемы, пути решения», 05.12.2019....
11 Декабря 2019