Причины торжества «пластмассового мира»
Что на самом деле поражает в современном мире, так это кардинальное несоответствие его «базиса» и восприятия. То есть того, чем этот мир является на самом деле, что можно с легкостью увидеть из объективных данных – прекрасно всем доступных – и того, чем он представляется в голове обывателей.
Объективно «современный мир» – это совокупность капиталистических государств «империалистического» типа (то есть осуществляющих неэквивалентный обмен между «развитыми» и «неразвитыми» странами в пользу первых), мир с очень жестким уровнем конкуренции и между «бизнесами», и между работниками за рабочее место, мир, который варварски использует природные ресурсы – в том числе и невозобновимые – методично переводя их «на мусор». Мир, в котором дети добывают литий, а от малярии умирают в год до 700 тыс. человек при том, что лекарство от этой болезни давно известно. Мир, главным источником энергии в котором выступает сжигание органического топлива – как в «старом добром» XIX столетии (причем уголь до сих пор еще остается важнейшим энергоресурсом). Мир, в котором десяткам миллионов людей недоступна питьевая вода, мир, в котором пашут землю, чтобы не умереть с голоду – причем порой так же на быках, как во времена Одиссея. Ну и т.д., и т.п.
А «в представлении» современный мир выглядит чуть ли не коммунизмом. Причем не просто коммунизмом – то есть обществом, «настроенным» на удовлетворение любых потребностей всех обитателей – а коммунизмом «развитым», имеющим огромную производственную и энергетическую избыточность. Недаром «адепты современности» считают ту же «Туманность Андромеды» Ефремова обществом «слаборазвитым»: дескать, «бедненько, но чистенько». И дело не только в отсутствии «современных компьютеров», а именно в описанном там подходе к наделению жителей ресурсами.
То есть современный обитатель ведет себя так, как будто давно уже изобретены и построены не только термоядерные реакторы, но и «универсальные синтезаторы» или какие-нибудь «наноассемблеры» вместе с порталами телепортации. Ну, а как без последнего объяснить идею постоянного перемещения огромных масс людей по всему Земному шару?
И единственные проблемы, требующие решения – это вопрос о «половой идентификации»: ну да, половозрелая особь лет в 20-40 до сих пор не может решить, кто она, мальчик или девочка. Или вот, например, вопрос о «всемирном потеплении»: тут оказывается, что человек настолько силен, что может прямо изменять климат планеты. Это в презренной физической реальности максимум, что нам доступно – разогнать небольшой дождь на небольшой территории. В реальности же «отображенной» человек может заставить «нагреваться планету». Или наоборот – охлаждаться, достаточно только ввести соответствующие налоги. Почему в таком случае нельзя просто принять закон «о запрете нагрева Земли» – непонятно.
Или вопрос о том, «изменять ли человеческий геном или не изменять». (Слава богу, забыли об идее «пришивать ли человеческую голову к иному телу или не пришивать»? А то была такая «движуха» лет шесть назад – но закономерно слилась: «пришивальщик» оказался банальным мошенником.) Или же: «сможет ли ИИ захватить власть или не сможет» (ну да, «Терминатор» все смотрели). Все же остальное – все эти вопиющие «вопросы производства» – для «современника» давно уже не интересно.
Получается что-то наподобие описанного Лемом в «Футурологическом конгрессе»: в «собственном представлении» наши современники велики и могучи, вкушают амброзию квантум сатис, могут с легкостью покорять моря и горы, летать на Луну (ну да: уже лет двадцать как «вот-вот полетят») и говорят о том, что «нынешнее поколение будет жить вечно» (тоже, наверное, уже лет двадцать обещают «через два-три десятилетия практическое бессмертие»). А в реальности – жрут практически тот же самый «концентрат из травы и кормовой свеклы, вымоченный в хлорированной воде и смешанный с рыбной мукой; обычно туда добавляют витамины и костный клей и все это сдабривают смазочным маслом, чтоб не застряло в горле». Только тут даже не требуется добавлять туда «кислоту» для того, чтобы выдавать все это за «куропатку» (ну, не мог представить пан Станислав, что достаточно будет объявить это «бургером» – и молодежь станет жрать данную смесь за обе щеки похлеще перепелок, совершенно на трезвую голову).
Почему так происходит? В смысле: почему же для того, чтобы откосплеить «Футурологический конгресс» – или «Матрицу», которую «квазибратья, вполне возможно, содрали у Лема же – не понадобилась ни «фармакократия», ни пресловутые «ванны с физраствором», ни какие-нибудь иные способы «физического воздействия на сознание».
И даже пресловутое постоянное сидение перед «зомбоящиком» – как показала реальность – тут необязательна. Наоборот, наибольший уровень «погруженности в Матрицу» показывают личности, от этого самого «зомбоящика» отказавшиеся! Именно из них происходят те самые «соевые» мальчики и девочки, которые даже сейчас буквально ставят «Великий Запад» в разряд всемогущего божества. Могущего и одаривать, и наказывать целые страны. Подобное положение может показаться странным.
Но на самом деле наоборот – именно такое положении более чем естественно. Дело в том, что именно эти «мальчики и девочки», как правило, изначально существуют (и существовали) внутри очень мощного «информационного пространства», созданного во время «Золотых десятилетий» ради обеспечения имеющейся тогда системы общественного производства.
Причем – поскольку речь тогда шла о том, что эта система должна в ближайшем будущем вырасти в разы – «информационное пространство» формировалось очевидно «на вырост». Проще говоря: людей, которых учили работать с информацией – от журналистов и писателей до разного рода программистов и сисадминов – было «научено» очень много. Если же учесть, что после отказа от этой «производственной программы» данное «пространство» не сократилось, а наоборот – начало раздуваться до невозможности – то нетрудно понять, что в современном мире тех, для кого «виртуальное первично», очень и очень велико.
А значит, для огромного числа людей «презренная реальность» не имеет никакого значения. Ну, в самом деле, можно сравнить тех, кто реально работает – например, в космической промышленности – и тех, кто создает бесчисленные армады «космических крейсеров» в различных фильмах, играх, распространяет их, пишет рецензии и статьи на сайтах и т.д. Отсюда неудивительно, что представление о «Земле – как великой космическое державе» гораздо более популярно, нежели мысль о том, что человек делает в космосе только первые робкие шаги. (И да, «Земля» тут – синоним США. Потому, что в «медиапространстве» Штаты занимают 90%, если не более.)
Еще более забавна ситуация, например, в медицине – потому что тут людей, занимающихся дистрибуцией/торговлей/рекламой, намного больше. Включая самых неожиданных – скажем, для страховых компаний в США именно медицина «основной хлеб». Поэтому неудивительно, что в массовом сознании давно уже создан образ «всемогущего врача», который – как уже было сказано – вот-вот создаст «эликсир бессмертия». В реальности же...
В реальности же банальная вирусная инфекция привела почти что к коллапсу. Потому что оказалось: не только лекарства от «ковида» не существует – кстати, даже сейчас, несмотря на то, что неоднократно заявлялось о его создании – но даже банальные карантинные меры (известные еще лет 300 назад) нынешнее общество позволить себе не может. В результате – более 6 млн. человек умерших, причем более миллиона из них – в США (то есть почти 1/6 всех смертей, при том, что численность населения данной страны составляет 1/23 от общемировой). Такая вот «страна передовой медицины» с госпиталями, выглядящими, как космические корабли из фантастических фильмов – и с такими же фантастическими зарплатами медиков (и ценами на медуслуги).
Такова цена за «виртуальность» – которая именно в США достигает максимального значения. То есть за то, что идея «казаться – а не быть» давно уже стала основной в нашем мире, где десятки миллионов наиболее оплачиваемых людей (от стилистов до айтишников) работают именно на «казаться».
И – что самое неприятное – отказаться от нее поэтому давно уже невозможно: это, с одной стороны, приведет к социальной катастрофе – потому что численность «информационщиков» составляет более 20% от всех работающих и более 70% от всех работающих с высшим образованием. А с другой – все равно взять «умеющих в реальность» негде: даже в IT, которая «генетически» являлась разновидностью «инженерного дела» (а среди работающих там до сих пор полно «генетических инженеров») побороть «магические настроения» будет очень и очень тяжело. В смысле – научиться работать так, чтобы «делать, а не продавать», не тянуть проекты годами, не выпускать сырятину, не перекладывать ответственность друг на друга и т.д., в общем, научиться ставить «вперед» физику, а не психологию – очень многих тут почти невозможно. А ведь IT – это «пограничная зона» между магией и реальностью. Что же говорить о «чистых магах»?
Никакого возвращения к реальному миру из текущих фэнтезийных эмпирей «так просто» совершить невозможно. Собственно, именно поэтому все даже самые робкие попытки сделать это – например, трамповская «мага» – завершились крахом (причем, Трампа пришлось «менять» с ужасным скандалом, отбросив все мыслимые и немыслимые приличия – чего ранее не было ни разу, что показывает масштаб проблемы).
Поэтому – только Суперкризис, только хардкор, и дай Бог, чтобы обошлось без радиоактивных развалин. Ну, а на будущее – когда человечество переживет «вот это все» – надо будет очень хорошо запомнить данный урок. И больше никогда – ни при каких условиях – не «бросать дело на полпути». То есть, начав строить нечто огромное и важное, не решать: «подождать немножко», «отдохнуть» и все такое. Поскольку последствия этого решения неизбежно будут очень и очень нехорошие.
Антон ЛАЗАРЕВ
Источник: «Живой Журнал»