«Повернули» Угрюм-реку

«Повернули» Угрюм-реку

Прокремлевская пресса воздает хвалу новоявленному телефильму «Угрюм-река» по роману Вячеслава Шишкова и одновременно распорядителю первого канала Константину Эрнсту, который якобы, как пишет корреспондентка «Российской газеты» Сусанна Альперина, «поворачивает реки вспять».

И на этот раз с сопродюсером Денисом Евстигнеевым «повернули «Угрюм-реку», то есть развернули ее лицом к зрителю. А до этого что, выходит, поворот шел в другую сторону? Если автор намекает на новизну и образность художественных красок, глубину осмысления идеи, заложенной в романе, то этого не случилось, как убедительно и точно показал Александр Бобров в своей статье в «СР», давая оценку новоявленному фильму.

А может быть, в достоинство ему ставится то, что вместе с создателями фильма режиссеру Юрию Морозу удалось виртуозно перелицевать сюжет и замысел писателя, подстричь его под современный, не сходящий с экрана стереотип кинопродукции, в которой любовные страсти, или как сказал бы А.П. Чехов, «амурное кувырколесие», бьют через край. Что и называется повернуть лицом к зрителю, которого много лет этим пичкают и облучают.

Режиссер, не стесняясь говорит о том, что именно любовная канва зрителю сегодня будет намного ближе и понятней, чем тема классовой борьбы, которая лежит в основе советской картины, вышедшей на экраны в 1968 году. Поэтому, мол, и изменили мотивации героев, акцент сделали на мелодраматической линии, ввели мистическую. То есть допустили не только самопроизвол в отношении трактовки главной идеи эпопеи писателя, но и растянули фильм аж на 16 серий.

Мистика вообще излюбленная тема нынешних телетворцов. В советском фильме режиссера Ярополка Лапшина было всего 4 серии. Но каких! Фильм этот поражал зрителей не только богатством художественных красок, прекрасной игрой актеров Людмилы Чурсиной и Георгия Епифанцева в ролях Прохора Громова и Анфисы Козыревой, но и тем, что все талантливые исполнители сумели точно и образно воспроизвести историческую правду, отраженную в романе писателя, над которым он работал 14 лет. А она заключается в показе классовых противоречий между алчными предпринимателями и теми, которые уже тогда, на сломе веков, ярко давали о себе знать. Об этом свои впечатления писатель накапливал, совершая экспедиции с 1900 по 1920 годы по рекам Иртыш, Обь, Бия, Катунь, Енисей, Чулым, Лена, Нижняя Тунгуска, которая легла в основу романа, и Ангара, а позднее по многим городам страны.

Во время службы техником в Томском округе водных путей он познакомился с Николаем Ефимовичем Матониным, потомком богатого предпринимательского рода. Он и рассказал ему о своих очень далеких предках купцах Косьме Куприяновиче, Оверьяне Косьмиче и Николае Ефимовиче Матониных, не скрывая, что в народе эти пропредки прослыли кровопийцами и убийцами, породили недобрую память, ненависть и презрение. Эти купцы и стали прототипами героев повести писателя. Правда, в ней сильна психологическая трактовка персонажей, показано, как страсть к стяжательству и обогащению перекраивает характеры и мотивы поведения даже самых сильных и незаурядных натур, превращая их в манкуртов наживы. И Прохор, которого отец посылает в путешествие на открытие новых торговых путей ради коммерческого дела, а не только из-за страстей к одной и той же женщине, как это выписано в сериале, проходит через это перерождение, превращаясь из пытливого путешественника, тянущегося к великим открытиям, в заурядного стяжателя, мелкого скопидома.

В нынешнем телесериале хозяин-богач ведет нанятых им людей через дебри и топи тайги к месту добычи золота. Один из них сильно сопротивляется, предупреждая об опасности такого пути, но не потому, что работа на приисках часто грозила гибелью человеку из-за несчастной эксплуатации его труда. Упрямца, тормозящего путь, пугает дух шаманки Синельги. Эта шаманка, придуманная сценаристами, является людям якобы в переломные моменты жизни. Она олицетворяет природу, появляется в лесу, под водой, в замерзшей реке, на качелях. А сыграла ее в фильме актриса-модель Евгения Манджиева.

Навязанной фантазией как бы умышленно приглушили остроту сюжета и авторского замысла, оградили зрителя от исторической правды, воспроизведенной в романе. Может быть, потому, что он не потерял своей актуальности и злободневности, как и советский фильм сегодня.

Вопреки точке зрения режиссера Юрия Мороза, которую он высказал, что тема классовой борьбы, на чем сделан акцент в советском фильме, сегодня неактуальна. Но это не его точка зрения, а всей нынешней олигархической власти, диктуемая мировой глобалистской элитой, которая всеми средствами и способами пытается вытравить марксистские истины о законах классовой борьбы, подменить их другими постулатами о разнице якобы религий, культур, гендерными различиями и прочим.

Нарастающие противоречия в обществе между магнатами капитала, денежными заправилами и всё более беднеющей массой народа это опровергает и подтверждает правоту учения Маркса, которым, кстати, всё больше интересуются мыслящие люди планеты. А у нас буржуазные проповедники объявляют его неактуальным, потерявшим силу. Неактуально что? Социальное неравенство, при котором денежные тузы гребут миллионы и триллионы денег, а власть, их крышующая, определяет прожиточный минимум взрослых в 11 510 руб., пенсионерам – 8 788 руб., ребенку – 10 383 руб., а минимальную зарплату – 12 700 руб. И это при сумасшедшем росте цен на продукты питания и коммуналку, на образование и лечение, когда, чтобы вылечить своих тяжелобольных детей, матери просят подаяние у всего мира. И всё большее число граждан попадают в кредитную кабалу, чтобы их семьи могли выжить. Они уже набрали от 17 до 20 триллионов. Олигархи хапнули себе в десятки раз больше – суммы, равные нескольким бюджетам страны. Только за время пандемии присвоили 70 млрд., 35 млрд отправили за рубеж. И это тоже неактуально, как и всё растущее недовольство и недоверие к нынешней власти, и протесты, несмотря на стремление их обуздать драконовскими законами. Зато актуальным остается факт подчинения нынешних буржуазных деятелей культуры диктату сверху, исполнение заказов оттуда.

Хотя повсюду продолжают кричать о тисках советской цензуры, в то время как сами за щедрое вознаграждение добровольно на себя ее сегодня напяливают. Как справедливо отметил Александр Бобров в публикации в «Советской России»: «Эта эпопея требует для экранизации Художника, а не клепальщика телефильмов на поток, не калейдоскопа картинок, а режиссерской концепции и гражданской позиции». Ясно, что там, где правит бал коммерция, гражданской позицией не пахнет. Есть только видимость «свободного творчества». В этом и заключается лицемерие буржуазного мира, о котором говорит Ленин в своей статье «Партийная организация и партийная литература» (т. 12 стр. 99–103):

«В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствует масса трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть «свободы» реальной и действительной. Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господа писатели, от вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в рамках и картинках, проституции в виде дополнения к «святому» сценическому искусству… жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания… и мы социалисты разоблачаем это лицемерие… только в социалистическом внеклассовом обществе, – утверждает Ленин, – возможна свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать всё новые и новые силы в ее ряды.

Это будет свободная литература, потому что она будет служить не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность».

Ленинское слово актуально и сегодня. За претворение его в жизнь борется КПРФ, предлагая свою программу возрождения страны на основе социализма, а стало быть, и культуры, которая будет духовно и нравственно поднимать человека труда.

А. ЗАСИМОВА

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

Он всегда был против Он всегда был против
Несмотря на то, что Егор Летов умер 16 лет назад, его песни продолжают слушать и петь. «Гражданская оборона» — голос городской «изнанки», это музыка, ставшая по-настоящему народной. Тот факт, что она ...
13 сентября 2024
Генетическое самоубийство Генетическое самоубийство
По нашему твердому убеждению, основной причиной вымирания русского народа в мирное время является алкоголизм. Алкоголь – это мощнейшее генетическое оружие, которое используется для уничтожения на гене...
13 сентября 2024
В. Букарский. Антисоветская кодла В. Букарский. Антисоветская кодла
Я, как житель Молдавии, не хотел писать. Вроде бы некорректно. Впрочем, русские соотечественники имеют полное право на высказывания о внутриполитических процессах в России. Не я уехал из России. Это Р...
13 сентября 2024