«Помни! Мир спас советский солдат!» Победа 1945 года в рисунках школьников Удмуртии

«Помни! Мир спас советский солдат!» Победа 1945 года в рисунках школьников Удмуртии

«И помнит мир спасённый…» – под таким названием с декабря 2019 по май 2020 года прошёл Всероссийский конкурс, посвящённый 75-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Он был организован ЦК ЛКСМ РФ и Отделами ЦК КПРФ по работе с женскими и детскими общественными организациями и молодёжной политике. От учащихся 1–11-х классов на конкурс принимались стихи, проза, фотолетописные материалы, рисунки, открытки.

Как сказано в пресс-релизе ЦК ЛКСМ РФ, всего на Всероссийский конкурс поступило более двух тысяч творческих заявок со всех регионов нашей страны, а также из Донецкой и Луганской республик. Ребята приняли активное участие во всех номинациях конкурса, прислав «воодушевляющие рисунки, трогательные видеоролики художественного чтения, талантливо оформленные исследовательские работы» («Дети рисуют Победу» // kprf.ru/activity/culture/192990.html)

Творческий конкурс был поддержан Удмуртской республиканской организацией Всероссийского созидательного движения «Русский Лад». В нашей республике на этот конкурс наиболее активно откликнулись учителя изобразительного искусства, приславшие на региональный этап работы своих школьников. В патриотической акции участвовали дети из школ Ижевска (№№ 5, 8, 10, 17, 19, 30, 42, 43, 64), Сарапула, Завьяловского, Алнашского, Балезинского, Воткинского, Граховского, Дебёсского, Кизнерского, Можгинского, Малопургинского, Увинского районов. Часть работ на военную тематику была презентована педагогами в марте во время курсовой подготовки учителей изобразительного искусства.

Региональное жюри под руководством председателя УРО «Русский Лад» Ю.В. Семёнова и членов комиссии Г.И. Репиной, В.В. Фёдоровой, Н.В. Лекомцевой, Н.Н. Трониной, О.П. Северюхиной, Д.Ю. Семёнова, Г.Л. Ботниковой, А.Н. Лекомцевой, Н.В. Набиуллиной, обсудив присланные стихи и рисунки, технику их исполнения, содержание и аннотации к ним, отметили лучшие работы благодарственными письмами от имени УРО «Русский Лад». Десять работ были направлены в Москву на Всероссийский этап молодёжного конкурса. Все школьники, отправлявшие свои рисунки и стихи, получили дипломы за участие в конкурсе, подписанные секретарём ЦК КПРФ М. Дробот и первым секретарём ЦК ЛКСМ РФ В. Исаковым.

В конкурсных работах детей Удмуртии отразились разные аспекты военной судьбы поколения 40-х годов ХХ столетия. Здесь были представлены эпизоды сложных битв на полях сражений, портреты героев с наградами, действия партизан и санинструкторов, работа подростков на заводах в тылу, горестные картины беженцев – женщин с детьми и стариков, сидельцев в бомбоубежищах и др. Осмыслим наиболее значимые по содержанию работы юных участников творческого конкурса (некоторые из их работ представлены в коллажной заставке к данной статье).

КРАСНОЕ ЗНАМЯ НАД ПОВЕРЖЕННЫМ РЕЙХСТАГОМ

«Рассказы о Победе». Так назвала свой сюжет семиклассница Косенкова Евгения из Октябрьской школы Завьяловского района. На её рисунке орденоносный дед вместе с юным внуком рассматривают фотоальбом, который хранит снимки со множеством лиц и эпизодов военных лет. Кадры фотохроники побуждают и горестные, и радостные воспоминания у участника тех событий. Как отмечает учитель изобразительного искусства Н.В. Набиуллина, «замысел этой работы – повествование о семье, которая передает из поколения в поколение, от отца к сыну, от деда к внуку рассказы о войне. Обложка тёмного цвета символизирует, что хранящиеся в старом альбоме фотографии были сделаны в нелегкое, страшное для нашей страны время. Монохромный контраст картины выражает и горечь, и печаль, и радость. Это мысли о тяжелых днях войны, подвиге и долге, о далеком Берлине и о долгожданном среди поколения убелённых сединами дедов событии – Великой Победе!» Символом Победы на рисунке школьницы выступает закреплённое на крыше поверженного Рейхстага Красное Знамя с серпом и молотом.

На рисунке-плакате Владимировой Ульяны из Верхнетыжминской школы Кизнерского района (учитель Ф.П. Кольцова) советский солдат с суровым ликом в пилотке с красной звездой крепко держит в натуженных мускулистых руках винтовку, на штыке которой гордо плещется победное Красное Знамя. В рисунке отражено внутреннее ликование советского воина по поводу долгожданной Победы. Одновременно светотени на лице воина, прошедшего трудными дорогами войны, передают также горечь воспоминаний о многих соратниках, проливших сою кровь во имя Отечества, сложивших свои жизни ради торжества всеобщей Победы над жестоким врагом – германским фашизмом и японским милитаризмом. Рисунок Ульяны называется «Помни… Мир спас советский солдат». Вкупе с изображённым на рисунке русское слово «мир» исполнено глубокой символики: это глобальное многонациональное пространство Земли с жителями разных стран, пребывающих в добрососедстве и вне вооружённых конфликтов. Своим рисунком-плакатом с ёмким лозунгом кизнерская восьмиклассница сердцем своим откликнулась на посыл стихотворения о «Серёжке с Малой Бронной и Витьке с Моховой» поэта-фронтовика, артиллериста Е. Винокурова. Композитор А. Эшпай написал к стихотворению музыку. А исполнитель песни М. Бернес сделал её всенародно известной. Пафосные строки из стихотворения Е. Винокурова «Москвичи» («В полях над Вислой сонной...»,1952) дали название нынешнему Всероссийскому творческому конкурсу: «И помнит мир спасённый».

Создав свой плакат, наша юная землячка отразила значимость подвига советского народа и всех прогрессивных сил мира, сумевших обуздать агрессию империалистских кругов, вовлёкших во всеобщую кровавую бойню 40-х годов ХХ века мировое сообщество. Во Вторую мировую войну было втянуто 61 государство с населением 1,7 миллиарда человек, военные действия велись на территории 40 государств, а также на морских и океанских просторах (ria.ru/20190901/1558072732.html). Общие потери с учетом военных и гражданского населения составили, по разным источникам, от 50 до 80 миллионов погибших (tass.ru/spec/wwii).

«ЗЕМЛЯ В ОГНЕ!»

На рисунке «Земля в огне!» ижевской шестиклассницы Сидоровой Даши (школа № 8) явлена сложная фоновая композиция в сочетании с портретным жанром. Танки, самолёты и бойцы в железных касках динамично устремлены вперёд на противника на правом и центральном флангах наступательного поля. Бойцов в атаку поднимает знаменосец. Композиционно в этом кровавом хаосе военных действий особо отличается облик опытного, бывалого в трудных переделках командира, о чем свидетельствуют детали прорисовки: морщинистое напряженное лицо, сдвинутые скулы, растянутые в тревоге, но замаскированные густыми усами губы, напряженно настроенные уши (вероятно, по звукам своих орудий и пулеметов он судит, насколько далеко продвинулись его бойцы). Опытный командир с красной звездой на пилотке внимательно наблюдает за происходящим боем. Глаза его жёстко сведены в одну точку. Наверное, там решается исход всего сражения. Командир и его бойцы находятся очень близко к месту действия: земля в огне, и отсветы пламени зеркально отражаются на командирской куртке и защитного цвета гимнастерках устремившихся в атаку воинов.

Учитель изобразительного искусства Л.Н. Курочкина так комментирует рисунок своей ученицы: «Автор рисунка умело применяет цветопись – красное, белое, черное, возводя их контрастное использование в ранг символов жизни и смерти, которые на войне зачастую отделяет всего лишь миг. Здесь представлен своеобразный гимн в честь нашей несокрушимой армии. Русский солдат всегда стоял и будет стоять на страже нашей Родины!» Действительно, в триединстве образов командира, знаменосца и атакующего солдата предъявлен cобирательный образ cоветского воинства.

Тревожные аспекты первых месяцев войны отражены и в рисунке «Прощание» девятиклассницы Рудиной Алёны из ижевской школы № 64 (учитель А.Н. Лекомцева). На картине изображён молоденький советский солдат, облачённый в военную форму. Это означает, что фронт совсем близко. Сельского парнишку из глухой российской лесной местности провожает только его престарелая мать. Наверное, все односельчане призывного возраста уже на войне, а старики и подростки в страдную июльскую пору на ниве. О чем её думы? Возможно, это самый младший сын убелённой сединами уже немолодой женщины. Самое дорогое отдаёт она Родине, призвавшей на защиту Отечества своих граждан.

ОТ КРАСНОАРМЕЙЦА-РЯДОВОГО ДО МАРШАЛА

Многие школьники сосредоточили свое внимание на жанре портрета. Ученица 11 класса Тыловайской школы Дебёсского района Первушина Анастасия предложила на конкурс графическую работу «Мой дед – защитник Родины» с изображением красноармейца в будёновке (такая форма одежды просуществовала в Красной Армии до 1943 года). Это её дедушка Первушин Иван, начавший свою службу еще в 1937 году. А с сентября 1939 года по начало июня 1941 года, освоив ручной пулемёт, служил в составе 5-й пограничной заставы под Брестом, занимался строительством укреплений. Не успев после демобилизации побыть дома, в июне же Иван ушел на фронт добровольцем. Воевал под Великим Новгородом и на Белорусском фронте. Служил пулемётчиком, был тяжело ранен, почти год пробыл в госпиталях, в июне 1943 года его комиссовали. Немного подправив здоровье, он начал работу в колхозе, а затем был взят конюхом в Тыловайскую милицию. Автор графического портрета ветерана Отечественной войны – участница школьного музейного кружка (руководит учитель изобразительного искусства Е.Р. Бегенеева). С карандашным портретом своего деда, восстановленным по фотографии, Анастасия ежегодно участвует в акциях «Бессмертный полк».

Школьников Заряну Сергееву, Анну Семакину, Ариадну Петрову из посёлка Грахово (учитель О.И. Холстинина) увлекли деяния военных лётчиков, наносивших врагу ощутимый урон и оказывавших советским военным подразделениям существенную помощь. Они оперативно подвозили на дальние расстояния снаряды, тяжелые орудия, личный состав. Летали за линию фронта к партизанам. Доставляли грузы в блокадный Ленинград. Бомбили подразделения врага, переправляли с линии боевых действий и из оккупированной зоны в тыл тяжелораненых и гражданское население. Атаковали противника в воздухе. Не жалея жизни, как Н. Гастелло, шли на боевой таран скоплений техники врага. Романтика судеб военных лётчиц из Таманской дивизии, успешно летавших на «фанерных» самолётах ПО-2, также оказалась близка юным школьникам. Там служила и наша землячка из Воткинска Нина Ульяненко, ставшая Героем Советского Союза. Из 101 участника Великой Отечественной войны, получившего звание Героя Советского Союза и связанного судьбами с Удмуртией, 26 человек – это военные лётчики.

Учитель Н.В. Никитина из Большекибьинской школы Можгинского района предоставила графический портрет именитого земляка, Маршала Советского Союза Ф.Я. Фалалеева – уроженца деревни Полянское Большеучинской волости Вятской губернии (род. в 1899 г.). Талантливый сельский паренёк из вятской глубинки, прошедший большой боевой путь с времён Гражданской войны и во время Отечественной, он в 1944 году был назначен Маршалом авиации. Как представитель Ставки Верховного Главнокомандования, участвовал в разработке наступательных операций на Дону, в Крыму, Прибалтике, Восточной Пруссии. Курировал вопросы создания международного авиаполка «Нормандия–Неман». Был в составе правительственной делегации в Потсдаме и участником Парада Победы на Красной площади в июне 1945 года. Можгинцы чтят своего знаменитого земляка, еще с юности освоившего профессию оружейника, а затем и лётчика. Читают книги «В строю крылатых» Ф. Фалалеева, «Рассказы о маршале» Л. Емельянова, «Воинская слава Удмуртии» Н. Кузнецова. Оттого история жизни и славных деяний советского маршала во славу нашего Отечества, как миф, передаётся из уст в уста. В Удмуртии гордятся тем, что после войны вплоть до 1950 года Ф.Я. Фалалеев возглавлял Военно-воздушную академию им. Жуковского.

«ГРОХОЧЕТ СТАЛЬ УРАЛЬСКОГО ЗАКАЛА»

«Все для фронта, все для победы!» – так назвал свой рисунок Помыткин Денис, ученик 9 класса школы № 5 г. Ижевска (учитель И.И. Стрелкова). На рисунке изображен процесс монтировки молодым рабочим противотанковой пушки конструктора В. Грабина ЗИС-3, которая вслед за головным предприятием в Горьком производилась и на Ижевском оружейном заводе в годы войны. Города Ижевск и Воткинск из Удмуртии внесли значительный вклад в Победу в Великой Отечественной войне (http://gasur.ru/activity/publications/pub_arh/2006/02/).  На заводах выпускалось оружие: винтовки, снаряды, пушки, гаубицы, миномёты, мины, авиационные бомбы и др.

Заглянув на ряд сайтов в интернете, можно найти много важных сведений. К примеру, техническую характеристику пушки ЗИС-3 (калибр 76,2 мм, масса в боевом положении 1200 кг, масса в походном положении 1850 кг, дальность стрельбы до 13,3 км, скорострельность до 25 выстрелов в минуту – https://ru.wikipedia.org/wiki/76). Можно почерпнуть сведения о создателях серийного заводского оружия и людях, воевавших при помощи этих грозных орудий. Так, из числа рабочих Воткинского машиностроительного завода и трех оружейных заводов Ижевска был набран личный состав военнослужащих для сформированного в нашей республике 174-го Отдельного истребительного артиллерийского противотанкового дивизиона имени Комсомола Удмуртии.  

Артдивизион был сформирован в сентябре 1942 года по инициативе комсомольцев Воткинского завода, на котором был налажен и производился выпуск 45-мм противотанковых пушек 53-К. В своё личное свободное от работы время будущие артиллеристы, с разрешения администрации завода, изготавливали дополнительные орудия, на которых сами проводили учения по стрельбе на заводском полигоне. Первый состав из 221 человека был отправлен на фронт в сентябре 1942 года. Вторая группа в количестве 254 человек прибыла на фронт в августе 1943 года. Пополнения в личном составе происходили за счёт добровольцев, недавно достигших совершеннолетия. Ещё вчера подростками они стояли у станков Воткинского и Ижевских заводов, изготавливая те самые пушки, с которыми прибыли на фронт.

Боевой путь артдивизиона им. Комсомола Удмуртии начался с оборонительных действий в Воронежской области и под Сталинградом. Затем 174-й противотанковый артдивизион, входя в состав 172-й стрелковой дивизии, воевал на Юго-Западном, Белорусском, Первом Украинском фронтах. С боями форсировал реки Дон, Вислу, Одер. Освобождал Украину, Польшу, Румынию, Германию, Чехословакию. Конец войны артдивизион застал, освобождая Прагу. За период боевых действий в Великой Отечественной войне дивизион имеет на своём счету 3 уничтоженных самолёта, 57 танков, 38 миномётов, 74 автомашины, 4 миномётных батареи, 49 орудий, 34 дзотa, 29 бронетранспортеров, 86 огневых точек, 48 крупнокалиберных пулемётов, 74 станковых пулемёта, 108 ручных пулемётов, 76 повозок с грузами, 6000 человек живой силы. В 1945 году артдивизион был награжден орденом Красного Знамени (https://ru.wikipedia.org/wiki/174).

В числе воинов истребительного противотанкового артдивизиона им. Комсомола Удмуртии находился и фронтовой поэт-артиллерист, кавалер ордена Красной Звезды из Воткинска Юрий Шаврин. Он погиб в Польше в январе 1945 года, был похоронен на воинском кладбище в местечке Пиотркув. Как отмечалось в письме польских коллег из комиссии «Места памяти народной» от 17 мая 1985 года, тогда его обихоженная могила значилась под № 187 среди 1137 захоронений советских воинов. Как знать, ныне в эпоху «всеевропейской десоветизации», варварского низвержения памятников маршалам Победы И. Коневу в Германии, К. Рокоссовскому в Польше и уничтожения плит с именами тысяч павших советских освободителей Европы не останется ли о них лишь вселенский миф, начертанный рукою поэта С. Орлова: «Его зарыли в шар земной <…> / Ему как мавзолей земля – на миллион веков…»? В стихотворении же «Победный гром», написанном Ю. Шавриным за неделю до его гибели, представлена картина результативной стрельбы из воткинских и ижевских дальнобойных пушек по расположениям и танкам противника с высокопрочной бронёй (типа «Фердинанд»): «Вонзаясь в небо тысячами молний <…> / В накаты семислойные вгрызаясь, / Паля огнём нутро звериных нор, / <…> Грохочет сталь уральского закала – / Победный, грозный орудийный гром»).

С 1964 года в школе № 14 города Ижевска работает музей боевой славы имени 174-го противотанкового артдивизиона. Памятники-пушки в честь этого боевого подразделения установлены в Ижевске (1968) и в Воткинске (1985). В День Победы и День Комсомола к боевым пушкам-памятникам приходят ветераны труда – дети-труженики военного времени, школьники, студенты, горожане, чтобы возложить цветы, с почтением преклонить головы, прочитать стихи, показать фотографии и рассказать о родственниках и знакомых, воевавших в этом артдивизионе и трудившихся в заводских цехах.

Напомним, ижевские мартены, освоив литьё разных сортов стали, помногу выдавали металл для оружейного производства. Продукцию ижевского металлургического завода получали 150 предприятий страны. А заводские рабочие в цехах собирали за сутки столько оружия, что город в течение всего военного времени ежедневно поставлял фронту по целому железнодорожному эшелону разнообразного вооружения. В годы войны на заводах широко практиковалось привлечение к работе подростков моложе 16 лет. К примеру, в 1943 г. каждый седьмой рабочий, занятый в промышленности Удмуртии, еще не достиг своего совершеннолетия. Ныне указом Президента РФ от 2 июля Ижевск был по праву удостоен звания «Город трудовой доблести».

«ПОБЕДА. ВОЗВРАЩЕНИЕ. МИР»

«Мы ждали!» Это рисунок восьмиклассницы Никитиной Дианы из Октябрьской школы Завьяловского района. Содержание картины – салют в День Победы. Нескончаемая радость и одновременно осознание цены, которой она досталась. Надежды на светлое будущее. На ближнем к зрителю плане молодой военнослужащий, которому посчастливилось живым вернуть с войны. Его ждали: девушка не в состоянии сдерживать эмоции радости, она с нежностью прижалась к нему. У них впереди мирное будущее и много личных планов. Автор рисунка постаралась подробнее написать лица персонажей, передать их радостные эмоции. На втором плане люди, которые вышли посмотреть на праздничный салют. Они стоят к нам спиной, это семья. Их жесты свидетельствуют, что они охвачены объединяющим чувством радости.

На рисунке «Возвращение» ижевской девятиклассницы Масленниковой Дарьи из школы № 64 (учитель А.Н. Лекомцева) изображен совсем ещё молодой советский солдат, вернувшийся с фронта в свое родное поселение в конце майской весны. Здесь тоже прошла война, о чём свидетельствуют воронки от взрывов у ног солдата, глубокие от тяжелой техники колеи на дороге, обгоревшие и порушенные вражескими снарядами дома, искривлённые стволы простреленных берёзок. Слезы переполняют его печальные глаза. Никто не встречает солдата в заброшенной деревушке. Вглядываясь в бывшее поселение, он не находит родительский дом. Но молодой человек символизирует собой будущее возрождение и своей малой родины, и большой страны в целом. Рисунок школьницы созвучен со стихотворением К. Симонова «Родина», написанном в тяжёлом для СССР 1941 году: «Касаясь трёх великих океанов / Она лежит, раскинув города, / <…> Непобедима, широка, горда». Поэт констатирует важную составляющую в ментальности защитника Большого Отечества – его духовную связь с родиной малой: «Но в час, когда последняя граната / Занесена уже в твоей руке, / <…> Ты вспоминаешь родину – такую, / Какой её ты в детстве увидал. / Клочок земли, припавший к трём берёзам, / Далёкую дорогу за леском <…>. И далее поэт обобщает: «Но эти три березы / При жизни никому нельзя отдать». Прорастающие сквозь израненную вражескими снарядами и губительным пламенем русскую землю три неказистые берёзки за спиной демобилизовавшегося юного солдата символизируют на рисунке школьницы торжество жизни над смертью.

Тема мира интересно решается семиклассницей Гильфановой Юлией из ижевской школы № 30 (учитель Н.Р. Недвижаева). Изобразив седовласого ветерана Великой Отечественной войны вместе с прогуливающимися в сквере детьми, девочка назвала свой рисунок «М.Т. Калашников ведёт беседу о мире с детьми». Интерпретируя свой рисунок, она пишет: «В нашем славном городе оружейников Ижевске проживал «человек-легенда», создатель автомата М.Т. Калашников. Мы знаем, какой значительный вклад он внес в оборону нашей страны, какое оружие он создал. Его изобретением пользуется весь мир. Мысли этого человека всегда были о мире и защите слабых людей. Встречаясь с детьми в школах, он всегда говорил о своей Родине и важности противостояния войне, о необходимости защищать мир».

Фон рисунка образует парковая зона, за которой возвышается очень значимый для Удмуртии памятник Дружбы народов «Навеки с Россией». Планируется, что стела в честь присвоения столице Удмуртии звания «Города трудовой доблести» будет размещена именно рядом с этим памятником, на котором уже запечатлены символы торжества Победы: кузнец, выковывающий меч; защитник-солдат; мотивы интернационального содружества в бою и труде тех народов, что веками проживают в Удмуртии.

ГОЛУБЬ – СИМВОЛ МИРА

Дети из Октябрьской школы Завьяловского района изготовили к 9 Мая более 150 поздравительных открыток и разнесли их ветеранам войны и труда в своём посёлке. А в школе устроили большую выставку рисунков. На фотоколлажной заставке представлена одна из многочисленных открыток комбинированного типа, созданная девятиклассницей Князевой Леной. Дизайн открытки разработан самой школьницей. В качестве основного элемента предъявлен макет пятиконечной звезды, выполненный в технике «радужное складывание». Включены атрибуты, лаконично раскрывающие патриотическое содержание праздника 9 Мая: георгиевская лента и голубь мира – символы Победы и Мира, надежды на светлое будущее. Веточка ландыша (рисунок), которую держит в клюве голубь (аппликация), – символ весны и возрождения. А семиклассница Корепанова Ульяна из ижевской школы № 5 изобразила современную девочку в защитной гимнастёрке и пилотке с красной звездой, салютующую Победе на фоне буйной майской сирени.

С образом мира голуби ассоциируются и в творчестве испано-французского художника-модерниста П. Пикассо, широко известного своей антивоенной картиной «Герника». К сборнику философских стихов «Лицо всеобщего мира» (1951) французского поэта-коммуниста Поля Элюара П. Пикассо создал оригинальный рисунок с одноимённым названием. Слегка прикрывая крылом прекрасный лик женщины с ясными глазами и полными губами, схожими с нежно звучащей скрипкой, голубка словно ограждает мир от бед. Абрис лица женщины напоминает по своей форме очертания яйца («начала всех начал»), из которого прорастает новая жизнь – наполненный зёрнами стебель колоса. Несомненно, к этому рисунку П. Пикассо подходят такие строки из сборника П. Элюара: «Лицо свое солнцем омыв, / Жажду жить человек обретает, / Жажду новую жизнь созидать, / Жажду любви» (перевод М. Ваксмахера). Предостерегая же человечество от войн, П. Элюар пишет в своём сборнике строчки-заклятья: «Пусть земля цветёт, пусть земля поёт, / Пусть живую плоть и живую кровь / Никогда не приносят в жертву».

***

Обобщая всё вышеописанное и учитывая также иллюстрации, воспроизведённые в статье «Дети рисуют Победу» на портале ЦК КПРФ (kprf.ru/activity/culture/192990.html), отметим, что в рисунках современных школьников, представленных на конкурс «И помнит мир спасённый…», отражены следующие важные психологически-социумные аспекты:

- В конкурсных работах детей присутствует жажда достоверного событийно-исторического познания отдалённой во времени действительности и наблюдается устремлённость к эстетически выверенному воспроизведению суровых военных реалий.

- Российские дети тонко ощущают трагизм эпохи противостояния соотечественников фашистским захватчикам.

- Школьники осознают первостепенную значимость Красной Армии и коллективную роль советского народа в освободительной миссии своей Родины и других европейских стран от фашизма.

- Победа 1945 года прочно ассоциируется у школьников с красным знаменем, красной звездой, георгиевской лентой и не соотносится с нарочито навязываемым в День Победы 9 Мая «триколором современности».

- Дети ощущают важность семейной сопричастности к празднику Победы в Великой Отечественной войне.

Современные дети во многом доверяют фотодокументам времён Великой Отечественной войны, опираются на них в своем художественном творчестве. Оттого на их рисунках наблюдается детальное копирование военной техники того периода, а в ходе изображения всеобщего торжества на Красной площади ими воспроизводятся символы советской эпохи: Спасская башня с красной звездой, Мавзолей В.И. Ленина, портреты советских военачальников, облик солдат-победителей с захваченными штандартами противника и брезгливо сброшенными к ступенькам усыпальницы основателя Советского государства, конный аллюр маршалов Г. Жукова и К. Рокоссовского.

Потому есть уверенность, что никакие «трёхцветные фанерки», ограждающие Мавзолей, не смогут сокрыть от современных подростков сущность Победы советских людей в Великой Отечественной войне. Ведь даже сами стены темно-красной кирпичной кладки Кремля напоминают большое красное полотнище советского флага! Наши юные современники знают, что МИР СПАС СОВЕТСКИЙ СОЛДАТ! И эта детская убеждённость, укреплённая старшими представителями в семьях, открыто выражается в рисунках школьников.

Представители Удмуртской региональной организации «Русский Лад» выражают организаторам Всероссийского конкурса «И помнит мир спасённый…» (ЦК ЛКСМ, отделам ЦК КПРФ по работе с женскими и детскими общественными организациями и молодёжной политике) признательность за возможность поучаствовать в общероссийском патриотическом форуме и благодарят за присланные всем школьникам-участникам конкурса оригинальные дипломы, на которых запечатлены фотоснимки со счастливыми лицами людей победной эпохи.

Н.В. ЛЕКОМЦЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, член УРО ВСД «Русский Лад» и УРО РУСО (Ижевск).

Все рисунки – в фотоальбоме: https://vk.com/album-42801376_275955631

Читайте также

В. Катасонов. Скрыто кулисами Рима В. Катасонов. Скрыто кулисами Рима
«Римский клуб» – международная неправительственная организация, которая была создана в далеком 1968 году. Она, по ее собственным заявлениям, объединила наиболее авторитетных представителей политическ...
13 сентября 2024
В Москве на Пресне снесли старинный дом культуры – от него оставили две стены В Москве на Пресне снесли старинный дом культуры – от него оставили две стены
В столице ведутся работы по сносу бывшего Дома культуры Трехгорной мануфактуры по адресу Трехгорный вал, 6. Он является памятником федерального значения, однако это не помешало собственникам уничтожит...
13 сентября 2024
Модель наукодеревни в инновационном развитии русского села и продвижении сельского туризма Модель наукодеревни в инновационном развитии русского села и продвижении сельского туризма
Сближение города и деревни является одной из самых острых социально-экономических проблем современной России. В новых реалиях содружества стран БРИКС она приобретает все более позитивное звучание, по...
12 сентября 2024