«Помни! Мир спас советский солдат!» Победа 1945 года в рисунках школьников Удмуртии

«Помни! Мир спас советский солдат!» Победа 1945 года в рисунках школьников Удмуртии

«И помнит мир спасённый…» – под таким названием с декабря 2019 по май 2020 года прошёл Всероссийский конкурс, посвящённый 75-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Он был организован ЦК ЛКСМ РФ и Отделами ЦК КПРФ по работе с женскими и детскими общественными организациями и молодёжной политике. От учащихся 1–11-х классов на конкурс принимались стихи, проза, фотолетописные материалы, рисунки, открытки.

Как сказано в пресс-релизе ЦК ЛКСМ РФ, всего на Всероссийский конкурс поступило более двух тысяч творческих заявок со всех регионов нашей страны, а также из Донецкой и Луганской республик. Ребята приняли активное участие во всех номинациях конкурса, прислав «воодушевляющие рисунки, трогательные видеоролики художественного чтения, талантливо оформленные исследовательские работы» («Дети рисуют Победу» // kprf.ru/activity/culture/192990.html)

Творческий конкурс был поддержан Удмуртской республиканской организацией Всероссийского созидательного движения «Русский Лад». В нашей республике на этот конкурс наиболее активно откликнулись учителя изобразительного искусства, приславшие на региональный этап работы своих школьников. В патриотической акции участвовали дети из школ Ижевска (№№ 5, 8, 10, 17, 19, 30, 42, 43, 64), Сарапула, Завьяловского, Алнашского, Балезинского, Воткинского, Граховского, Дебёсского, Кизнерского, Можгинского, Малопургинского, Увинского районов. Часть работ на военную тематику была презентована педагогами в марте во время курсовой подготовки учителей изобразительного искусства.

Региональное жюри под руководством председателя УРО «Русский Лад» Ю.В. Семёнова и членов комиссии Г.И. Репиной, В.В. Фёдоровой, Н.В. Лекомцевой, Н.Н. Трониной, О.П. Северюхиной, Д.Ю. Семёнова, Г.Л. Ботниковой, А.Н. Лекомцевой, Н.В. Набиуллиной, обсудив присланные стихи и рисунки, технику их исполнения, содержание и аннотации к ним, отметили лучшие работы благодарственными письмами от имени УРО «Русский Лад». Десять работ были направлены в Москву на Всероссийский этап молодёжного конкурса. Все школьники, отправлявшие свои рисунки и стихи, получили дипломы за участие в конкурсе, подписанные секретарём ЦК КПРФ М. Дробот и первым секретарём ЦК ЛКСМ РФ В. Исаковым.

В конкурсных работах детей Удмуртии отразились разные аспекты военной судьбы поколения 40-х годов ХХ столетия. Здесь были представлены эпизоды сложных битв на полях сражений, портреты героев с наградами, действия партизан и санинструкторов, работа подростков на заводах в тылу, горестные картины беженцев – женщин с детьми и стариков, сидельцев в бомбоубежищах и др. Осмыслим наиболее значимые по содержанию работы юных участников творческого конкурса (некоторые из их работ представлены в коллажной заставке к данной статье).

КРАСНОЕ ЗНАМЯ НАД ПОВЕРЖЕННЫМ РЕЙХСТАГОМ

«Рассказы о Победе». Так назвала свой сюжет семиклассница Косенкова Евгения из Октябрьской школы Завьяловского района. На её рисунке орденоносный дед вместе с юным внуком рассматривают фотоальбом, который хранит снимки со множеством лиц и эпизодов военных лет. Кадры фотохроники побуждают и горестные, и радостные воспоминания у участника тех событий. Как отмечает учитель изобразительного искусства Н.В. Набиуллина, «замысел этой работы – повествование о семье, которая передает из поколения в поколение, от отца к сыну, от деда к внуку рассказы о войне. Обложка тёмного цвета символизирует, что хранящиеся в старом альбоме фотографии были сделаны в нелегкое, страшное для нашей страны время. Монохромный контраст картины выражает и горечь, и печаль, и радость. Это мысли о тяжелых днях войны, подвиге и долге, о далеком Берлине и о долгожданном среди поколения убелённых сединами дедов событии – Великой Победе!» Символом Победы на рисунке школьницы выступает закреплённое на крыше поверженного Рейхстага Красное Знамя с серпом и молотом.

На рисунке-плакате Владимировой Ульяны из Верхнетыжминской школы Кизнерского района (учитель Ф.П. Кольцова) советский солдат с суровым ликом в пилотке с красной звездой крепко держит в натуженных мускулистых руках винтовку, на штыке которой гордо плещется победное Красное Знамя. В рисунке отражено внутреннее ликование советского воина по поводу долгожданной Победы. Одновременно светотени на лице воина, прошедшего трудными дорогами войны, передают также горечь воспоминаний о многих соратниках, проливших сою кровь во имя Отечества, сложивших свои жизни ради торжества всеобщей Победы над жестоким врагом – германским фашизмом и японским милитаризмом. Рисунок Ульяны называется «Помни… Мир спас советский солдат». Вкупе с изображённым на рисунке русское слово «мир» исполнено глубокой символики: это глобальное многонациональное пространство Земли с жителями разных стран, пребывающих в добрососедстве и вне вооружённых конфликтов. Своим рисунком-плакатом с ёмким лозунгом кизнерская восьмиклассница сердцем своим откликнулась на посыл стихотворения о «Серёжке с Малой Бронной и Витьке с Моховой» поэта-фронтовика, артиллериста Е. Винокурова. Композитор А. Эшпай написал к стихотворению музыку. А исполнитель песни М. Бернес сделал её всенародно известной. Пафосные строки из стихотворения Е. Винокурова «Москвичи» («В полях над Вислой сонной...»,1952) дали название нынешнему Всероссийскому творческому конкурсу: «И помнит мир спасённый».

Создав свой плакат, наша юная землячка отразила значимость подвига советского народа и всех прогрессивных сил мира, сумевших обуздать агрессию империалистских кругов, вовлёкших во всеобщую кровавую бойню 40-х годов ХХ века мировое сообщество. Во Вторую мировую войну было втянуто 61 государство с населением 1,7 миллиарда человек, военные действия велись на территории 40 государств, а также на морских и океанских просторах (ria.ru/20190901/1558072732.html). Общие потери с учетом военных и гражданского населения составили, по разным источникам, от 50 до 80 миллионов погибших (tass.ru/spec/wwii).

«ЗЕМЛЯ В ОГНЕ!»

На рисунке «Земля в огне!» ижевской шестиклассницы Сидоровой Даши (школа № 8) явлена сложная фоновая композиция в сочетании с портретным жанром. Танки, самолёты и бойцы в железных касках динамично устремлены вперёд на противника на правом и центральном флангах наступательного поля. Бойцов в атаку поднимает знаменосец. Композиционно в этом кровавом хаосе военных действий особо отличается облик опытного, бывалого в трудных переделках командира, о чем свидетельствуют детали прорисовки: морщинистое напряженное лицо, сдвинутые скулы, растянутые в тревоге, но замаскированные густыми усами губы, напряженно настроенные уши (вероятно, по звукам своих орудий и пулеметов он судит, насколько далеко продвинулись его бойцы). Опытный командир с красной звездой на пилотке внимательно наблюдает за происходящим боем. Глаза его жёстко сведены в одну точку. Наверное, там решается исход всего сражения. Командир и его бойцы находятся очень близко к месту действия: земля в огне, и отсветы пламени зеркально отражаются на командирской куртке и защитного цвета гимнастерках устремившихся в атаку воинов.

Учитель изобразительного искусства Л.Н. Курочкина так комментирует рисунок своей ученицы: «Автор рисунка умело применяет цветопись – красное, белое, черное, возводя их контрастное использование в ранг символов жизни и смерти, которые на войне зачастую отделяет всего лишь миг. Здесь представлен своеобразный гимн в честь нашей несокрушимой армии. Русский солдат всегда стоял и будет стоять на страже нашей Родины!» Действительно, в триединстве образов командира, знаменосца и атакующего солдата предъявлен cобирательный образ cоветского воинства.

Тревожные аспекты первых месяцев войны отражены и в рисунке «Прощание» девятиклассницы Рудиной Алёны из ижевской школы № 64 (учитель А.Н. Лекомцева). На картине изображён молоденький советский солдат, облачённый в военную форму. Это означает, что фронт совсем близко. Сельского парнишку из глухой российской лесной местности провожает только его престарелая мать. Наверное, все односельчане призывного возраста уже на войне, а старики и подростки в страдную июльскую пору на ниве. О чем её думы? Возможно, это самый младший сын убелённой сединами уже немолодой женщины. Самое дорогое отдаёт она Родине, призвавшей на защиту Отечества своих граждан.

ОТ КРАСНОАРМЕЙЦА-РЯДОВОГО ДО МАРШАЛА

Многие школьники сосредоточили свое внимание на жанре портрета. Ученица 11 класса Тыловайской школы Дебёсского района Первушина Анастасия предложила на конкурс графическую работу «Мой дед – защитник Родины» с изображением красноармейца в будёновке (такая форма одежды просуществовала в Красной Армии до 1943 года). Это её дедушка Первушин Иван, начавший свою службу еще в 1937 году. А с сентября 1939 года по начало июня 1941 года, освоив ручной пулемёт, служил в составе 5-й пограничной заставы под Брестом, занимался строительством укреплений. Не успев после демобилизации побыть дома, в июне же Иван ушел на фронт добровольцем. Воевал под Великим Новгородом и на Белорусском фронте. Служил пулемётчиком, был тяжело ранен, почти год пробыл в госпиталях, в июне 1943 года его комиссовали. Немного подправив здоровье, он начал работу в колхозе, а затем был взят конюхом в Тыловайскую милицию. Автор графического портрета ветерана Отечественной войны – участница школьного музейного кружка (руководит учитель изобразительного искусства Е.Р. Бегенеева). С карандашным портретом своего деда, восстановленным по фотографии, Анастасия ежегодно участвует в акциях «Бессмертный полк».

Школьников Заряну Сергееву, Анну Семакину, Ариадну Петрову из посёлка Грахово (учитель О.И. Холстинина) увлекли деяния военных лётчиков, наносивших врагу ощутимый урон и оказывавших советским военным подразделениям существенную помощь. Они оперативно подвозили на дальние расстояния снаряды, тяжелые орудия, личный состав. Летали за линию фронта к партизанам. Доставляли грузы в блокадный Ленинград. Бомбили подразделения врага, переправляли с линии боевых действий и из оккупированной зоны в тыл тяжелораненых и гражданское население. Атаковали противника в воздухе. Не жалея жизни, как Н. Гастелло, шли на боевой таран скоплений техники врага. Романтика судеб военных лётчиц из Таманской дивизии, успешно летавших на «фанерных» самолётах ПО-2, также оказалась близка юным школьникам. Там служила и наша землячка из Воткинска Нина Ульяненко, ставшая Героем Советского Союза. Из 101 участника Великой Отечественной войны, получившего звание Героя Советского Союза и связанного судьбами с Удмуртией, 26 человек – это военные лётчики.

Учитель Н.В. Никитина из Большекибьинской школы Можгинского района предоставила графический портрет именитого земляка, Маршала Советского Союза Ф.Я. Фалалеева – уроженца деревни Полянское Большеучинской волости Вятской губернии (род. в 1899 г.). Талантливый сельский паренёк из вятской глубинки, прошедший большой боевой путь с времён Гражданской войны и во время Отечественной, он в 1944 году был назначен Маршалом авиации. Как представитель Ставки Верховного Главнокомандования, участвовал в разработке наступательных операций на Дону, в Крыму, Прибалтике, Восточной Пруссии. Курировал вопросы создания международного авиаполка «Нормандия–Неман». Был в составе правительственной делегации в Потсдаме и участником Парада Победы на Красной площади в июне 1945 года. Можгинцы чтят своего знаменитого земляка, еще с юности освоившего профессию оружейника, а затем и лётчика. Читают книги «В строю крылатых» Ф. Фалалеева, «Рассказы о маршале» Л. Емельянова, «Воинская слава Удмуртии» Н. Кузнецова. Оттого история жизни и славных деяний советского маршала во славу нашего Отечества, как миф, передаётся из уст в уста. В Удмуртии гордятся тем, что после войны вплоть до 1950 года Ф.Я. Фалалеев возглавлял Военно-воздушную академию им. Жуковского.

«ГРОХОЧЕТ СТАЛЬ УРАЛЬСКОГО ЗАКАЛА»

«Все для фронта, все для победы!» – так назвал свой рисунок Помыткин Денис, ученик 9 класса школы № 5 г. Ижевска (учитель И.И. Стрелкова). На рисунке изображен процесс монтировки молодым рабочим противотанковой пушки конструктора В. Грабина ЗИС-3, которая вслед за головным предприятием в Горьком производилась и на Ижевском оружейном заводе в годы войны. Города Ижевск и Воткинск из Удмуртии внесли значительный вклад в Победу в Великой Отечественной войне (http://gasur.ru/activity/publications/pub_arh/2006/02/).  На заводах выпускалось оружие: винтовки, снаряды, пушки, гаубицы, миномёты, мины, авиационные бомбы и др.

Заглянув на ряд сайтов в интернете, можно найти много важных сведений. К примеру, техническую характеристику пушки ЗИС-3 (калибр 76,2 мм, масса в боевом положении 1200 кг, масса в походном положении 1850 кг, дальность стрельбы до 13,3 км, скорострельность до 25 выстрелов в минуту – https://ru.wikipedia.org/wiki/76). Можно почерпнуть сведения о создателях серийного заводского оружия и людях, воевавших при помощи этих грозных орудий. Так, из числа рабочих Воткинского машиностроительного завода и трех оружейных заводов Ижевска был набран личный состав военнослужащих для сформированного в нашей республике 174-го Отдельного истребительного артиллерийского противотанкового дивизиона имени Комсомола Удмуртии.  

Артдивизион был сформирован в сентябре 1942 года по инициативе комсомольцев Воткинского завода, на котором был налажен и производился выпуск 45-мм противотанковых пушек 53-К. В своё личное свободное от работы время будущие артиллеристы, с разрешения администрации завода, изготавливали дополнительные орудия, на которых сами проводили учения по стрельбе на заводском полигоне. Первый состав из 221 человека был отправлен на фронт в сентябре 1942 года. Вторая группа в количестве 254 человек прибыла на фронт в августе 1943 года. Пополнения в личном составе происходили за счёт добровольцев, недавно достигших совершеннолетия. Ещё вчера подростками они стояли у станков Воткинского и Ижевских заводов, изготавливая те самые пушки, с которыми прибыли на фронт.

Боевой путь артдивизиона им. Комсомола Удмуртии начался с оборонительных действий в Воронежской области и под Сталинградом. Затем 174-й противотанковый артдивизион, входя в состав 172-й стрелковой дивизии, воевал на Юго-Западном, Белорусском, Первом Украинском фронтах. С боями форсировал реки Дон, Вислу, Одер. Освобождал Украину, Польшу, Румынию, Германию, Чехословакию. Конец войны артдивизион застал, освобождая Прагу. За период боевых действий в Великой Отечественной войне дивизион имеет на своём счету 3 уничтоженных самолёта, 57 танков, 38 миномётов, 74 автомашины, 4 миномётных батареи, 49 орудий, 34 дзотa, 29 бронетранспортеров, 86 огневых точек, 48 крупнокалиберных пулемётов, 74 станковых пулемёта, 108 ручных пулемётов, 76 повозок с грузами, 6000 человек живой силы. В 1945 году артдивизион был награжден орденом Красного Знамени (https://ru.wikipedia.org/wiki/174).

В числе воинов истребительного противотанкового артдивизиона им. Комсомола Удмуртии находился и фронтовой поэт-артиллерист, кавалер ордена Красной Звезды из Воткинска Юрий Шаврин. Он погиб в Польше в январе 1945 года, был похоронен на воинском кладбище в местечке Пиотркув. Как отмечалось в письме польских коллег из комиссии «Места памяти народной» от 17 мая 1985 года, тогда его обихоженная могила значилась под № 187 среди 1137 захоронений советских воинов. Как знать, ныне в эпоху «всеевропейской десоветизации», варварского низвержения памятников маршалам Победы И. Коневу в Германии, К. Рокоссовскому в Польше и уничтожения плит с именами тысяч павших советских освободителей Европы не останется ли о них лишь вселенский миф, начертанный рукою поэта С. Орлова: «Его зарыли в шар земной <…> / Ему как мавзолей земля – на миллион веков…»? В стихотворении же «Победный гром», написанном Ю. Шавриным за неделю до его гибели, представлена картина результативной стрельбы из воткинских и ижевских дальнобойных пушек по расположениям и танкам противника с высокопрочной бронёй (типа «Фердинанд»): «Вонзаясь в небо тысячами молний <…> / В накаты семислойные вгрызаясь, / Паля огнём нутро звериных нор, / <…> Грохочет сталь уральского закала – / Победный, грозный орудийный гром»).

С 1964 года в школе № 14 города Ижевска работает музей боевой славы имени 174-го противотанкового артдивизиона. Памятники-пушки в честь этого боевого подразделения установлены в Ижевске (1968) и в Воткинске (1985). В День Победы и День Комсомола к боевым пушкам-памятникам приходят ветераны труда – дети-труженики военного времени, школьники, студенты, горожане, чтобы возложить цветы, с почтением преклонить головы, прочитать стихи, показать фотографии и рассказать о родственниках и знакомых, воевавших в этом артдивизионе и трудившихся в заводских цехах.

Напомним, ижевские мартены, освоив литьё разных сортов стали, помногу выдавали металл для оружейного производства. Продукцию ижевского металлургического завода получали 150 предприятий страны. А заводские рабочие в цехах собирали за сутки столько оружия, что город в течение всего военного времени ежедневно поставлял фронту по целому железнодорожному эшелону разнообразного вооружения. В годы войны на заводах широко практиковалось привлечение к работе подростков моложе 16 лет. К примеру, в 1943 г. каждый седьмой рабочий, занятый в промышленности Удмуртии, еще не достиг своего совершеннолетия. Ныне указом Президента РФ от 2 июля Ижевск был по праву удостоен звания «Город трудовой доблести».

«ПОБЕДА. ВОЗВРАЩЕНИЕ. МИР»

«Мы ждали!» Это рисунок восьмиклассницы Никитиной Дианы из Октябрьской школы Завьяловского района. Содержание картины – салют в День Победы. Нескончаемая радость и одновременно осознание цены, которой она досталась. Надежды на светлое будущее. На ближнем к зрителю плане молодой военнослужащий, которому посчастливилось живым вернуть с войны. Его ждали: девушка не в состоянии сдерживать эмоции радости, она с нежностью прижалась к нему. У них впереди мирное будущее и много личных планов. Автор рисунка постаралась подробнее написать лица персонажей, передать их радостные эмоции. На втором плане люди, которые вышли посмотреть на праздничный салют. Они стоят к нам спиной, это семья. Их жесты свидетельствуют, что они охвачены объединяющим чувством радости.

На рисунке «Возвращение» ижевской девятиклассницы Масленниковой Дарьи из школы № 64 (учитель А.Н. Лекомцева) изображен совсем ещё молодой советский солдат, вернувшийся с фронта в свое родное поселение в конце майской весны. Здесь тоже прошла война, о чём свидетельствуют воронки от взрывов у ног солдата, глубокие от тяжелой техники колеи на дороге, обгоревшие и порушенные вражескими снарядами дома, искривлённые стволы простреленных берёзок. Слезы переполняют его печальные глаза. Никто не встречает солдата в заброшенной деревушке. Вглядываясь в бывшее поселение, он не находит родительский дом. Но молодой человек символизирует собой будущее возрождение и своей малой родины, и большой страны в целом. Рисунок школьницы созвучен со стихотворением К. Симонова «Родина», написанном в тяжёлом для СССР 1941 году: «Касаясь трёх великих океанов / Она лежит, раскинув города, / <…> Непобедима, широка, горда». Поэт констатирует важную составляющую в ментальности защитника Большого Отечества – его духовную связь с родиной малой: «Но в час, когда последняя граната / Занесена уже в твоей руке, / <…> Ты вспоминаешь родину – такую, / Какой её ты в детстве увидал. / Клочок земли, припавший к трём берёзам, / Далёкую дорогу за леском <…>. И далее поэт обобщает: «Но эти три березы / При жизни никому нельзя отдать». Прорастающие сквозь израненную вражескими снарядами и губительным пламенем русскую землю три неказистые берёзки за спиной демобилизовавшегося юного солдата символизируют на рисунке школьницы торжество жизни над смертью.

Тема мира интересно решается семиклассницей Гильфановой Юлией из ижевской школы № 30 (учитель Н.Р. Недвижаева). Изобразив седовласого ветерана Великой Отечественной войны вместе с прогуливающимися в сквере детьми, девочка назвала свой рисунок «М.Т. Калашников ведёт беседу о мире с детьми». Интерпретируя свой рисунок, она пишет: «В нашем славном городе оружейников Ижевске проживал «человек-легенда», создатель автомата М.Т. Калашников. Мы знаем, какой значительный вклад он внес в оборону нашей страны, какое оружие он создал. Его изобретением пользуется весь мир. Мысли этого человека всегда были о мире и защите слабых людей. Встречаясь с детьми в школах, он всегда говорил о своей Родине и важности противостояния войне, о необходимости защищать мир».

Фон рисунка образует парковая зона, за которой возвышается очень значимый для Удмуртии памятник Дружбы народов «Навеки с Россией». Планируется, что стела в честь присвоения столице Удмуртии звания «Города трудовой доблести» будет размещена именно рядом с этим памятником, на котором уже запечатлены символы торжества Победы: кузнец, выковывающий меч; защитник-солдат; мотивы интернационального содружества в бою и труде тех народов, что веками проживают в Удмуртии.

ГОЛУБЬ – СИМВОЛ МИРА

Дети из Октябрьской школы Завьяловского района изготовили к 9 Мая более 150 поздравительных открыток и разнесли их ветеранам войны и труда в своём посёлке. А в школе устроили большую выставку рисунков. На фотоколлажной заставке представлена одна из многочисленных открыток комбинированного типа, созданная девятиклассницей Князевой Леной. Дизайн открытки разработан самой школьницей. В качестве основного элемента предъявлен макет пятиконечной звезды, выполненный в технике «радужное складывание». Включены атрибуты, лаконично раскрывающие патриотическое содержание праздника 9 Мая: георгиевская лента и голубь мира – символы Победы и Мира, надежды на светлое будущее. Веточка ландыша (рисунок), которую держит в клюве голубь (аппликация), – символ весны и возрождения. А семиклассница Корепанова Ульяна из ижевской школы № 5 изобразила современную девочку в защитной гимнастёрке и пилотке с красной звездой, салютующую Победе на фоне буйной майской сирени.

С образом мира голуби ассоциируются и в творчестве испано-французского художника-модерниста П. Пикассо, широко известного своей антивоенной картиной «Герника». К сборнику философских стихов «Лицо всеобщего мира» (1951) французского поэта-коммуниста Поля Элюара П. Пикассо создал оригинальный рисунок с одноимённым названием. Слегка прикрывая крылом прекрасный лик женщины с ясными глазами и полными губами, схожими с нежно звучащей скрипкой, голубка словно ограждает мир от бед. Абрис лица женщины напоминает по своей форме очертания яйца («начала всех начал»), из которого прорастает новая жизнь – наполненный зёрнами стебель колоса. Несомненно, к этому рисунку П. Пикассо подходят такие строки из сборника П. Элюара: «Лицо свое солнцем омыв, / Жажду жить человек обретает, / Жажду новую жизнь созидать, / Жажду любви» (перевод М. Ваксмахера). Предостерегая же человечество от войн, П. Элюар пишет в своём сборнике строчки-заклятья: «Пусть земля цветёт, пусть земля поёт, / Пусть живую плоть и живую кровь / Никогда не приносят в жертву».

***

Обобщая всё вышеописанное и учитывая также иллюстрации, воспроизведённые в статье «Дети рисуют Победу» на портале ЦК КПРФ (kprf.ru/activity/culture/192990.html), отметим, что в рисунках современных школьников, представленных на конкурс «И помнит мир спасённый…», отражены следующие важные психологически-социумные аспекты:

- В конкурсных работах детей присутствует жажда достоверного событийно-исторического познания отдалённой во времени действительности и наблюдается устремлённость к эстетически выверенному воспроизведению суровых военных реалий.

- Российские дети тонко ощущают трагизм эпохи противостояния соотечественников фашистским захватчикам.

- Школьники осознают первостепенную значимость Красной Армии и коллективную роль советского народа в освободительной миссии своей Родины и других европейских стран от фашизма.

- Победа 1945 года прочно ассоциируется у школьников с красным знаменем, красной звездой, георгиевской лентой и не соотносится с нарочито навязываемым в День Победы 9 Мая «триколором современности».

- Дети ощущают важность семейной сопричастности к празднику Победы в Великой Отечественной войне.

Современные дети во многом доверяют фотодокументам времён Великой Отечественной войны, опираются на них в своем художественном творчестве. Оттого на их рисунках наблюдается детальное копирование военной техники того периода, а в ходе изображения всеобщего торжества на Красной площади ими воспроизводятся символы советской эпохи: Спасская башня с красной звездой, Мавзолей В.И. Ленина, портреты советских военачальников, облик солдат-победителей с захваченными штандартами противника и брезгливо сброшенными к ступенькам усыпальницы основателя Советского государства, конный аллюр маршалов Г. Жукова и К. Рокоссовского.

Потому есть уверенность, что никакие «трёхцветные фанерки», ограждающие Мавзолей, не смогут сокрыть от современных подростков сущность Победы советских людей в Великой Отечественной войне. Ведь даже сами стены темно-красной кирпичной кладки Кремля напоминают большое красное полотнище советского флага! Наши юные современники знают, что МИР СПАС СОВЕТСКИЙ СОЛДАТ! И эта детская убеждённость, укреплённая старшими представителями в семьях, открыто выражается в рисунках школьников.

Представители Удмуртской региональной организации «Русский Лад» выражают организаторам Всероссийского конкурса «И помнит мир спасённый…» (ЦК ЛКСМ, отделам ЦК КПРФ по работе с женскими и детскими общественными организациями и молодёжной политике) признательность за возможность поучаствовать в общероссийском патриотическом форуме и благодарят за присланные всем школьникам-участникам конкурса оригинальные дипломы, на которых запечатлены фотоснимки со счастливыми лицами людей победной эпохи.

Н.В. ЛЕКОМЦЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, член УРО ВСД «Русский Лад» и УРО РУСО (Ижевск).

Все рисунки – в фотоальбоме: https://vk.com/album-42801376_275955631

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024