Поэзия против смерти души

Поэзия против смерти души

Поэтический мир Игоря Меламеда, одного из самых утончённых лириков-неоклассицистов постсоветской России, очень точно описан современным отечественным литературоведением. Это – мрачный, угнетающий любую адекватную человеческую психику зимний вечер, на фоне которого полностью погружённый в своё подсознание лирический герой кажется читателю чем-то несущественным. 

И снова в перевернутом бинокле

ты встанешь под безлиственною веткой,

почти неразличимая, с подсветкой

чужих зрачков… Я знаю, что мой оклик

не слышишь ты… Мои глаза устали,

и я опять бинокль переверну:

и уплываю в твой глазной хрусталик,

во влажную и темную вину

его глубин… А в комнате моей

среди таких причудливых ночей

так тихо, что я сам здесь словно лишний,

когда в ней раздается тяжело

крик бабочки, о лампу опалившей

слепое, иллюзорное крыло…

(Игорь Меламед, 1983 год)

В данном стихотворении мы видим подобную картину, только вместо зимы здесь присутствует условно «летняя» тема. Она не проявляется практически никак, за исключением упоминания некой таинственной «бабочки, о лампу опалившей слепое, иллюзорное крыло». 

Учитывая то, что образ бабочки у Меламеда – такой же часто употребляемый, как и образ снега или дождя, можно сказать, что под ней автор подразумевает жизнь, такую же хрупкую и беззащитную перед реальным миром. 

Её крик заставляет поэта ощущать себя поистине лишним человеком, в страхе задумываясь о вечных истинах, спасающих от смерти. В ней, сверхъестественной силой перемещающей человека в иной, божественный мир, автор видит спасение от проблем мира реального, который всеми силами старается поработить человеческую сущность. 

Следовательно, можно упрекнуть Игоря Сунеровича в излишней мрачности, перетекающей в откровенную романтизацию суицида, а иногда – и в нескрываемое, сладострастное наслаждение им. Однако это не так, поскольку поэт отчётливо и ясно понимает ужас гибели, стоящей перед каждым человеком, и тщетно пытается предотвратить её. 

Более того – силой своего слова он пытается помочь нам избежать самой ужасной смерти – смерти Души, духа, которые, по его мнению, являются главным отличием человека от зверя. Под этим словом («зверь») я подразумеваю нечистую силу, которой призвана противостоять религиозная часть поэзии Игоря Меламеда, к которой в какой-то незначительной степени можно отнести и данное стихотворение. 

Например, в образе той женщины, которая «встала под безлиственною веткой», многие угадают Богоматерь, к которой обращён взор лирического героя. «Почти не различимая», она олицетворяет собой то божественное начало, которое человеку нужно рассмотреть в реальной жизни, прежде чем она сменится чёрным, удушливым мраком смерти. 

Поэтому, подводя итог, необходимо отметить то, что поэзия Меламеда – вовсе не так безнадежна, как может показаться на первый взгляд. Она даёт каждому человеку шанс на спасение его бессмертной Души через приобщение к чему-то прекрасному, каким является и данное стихотворение.

Савелий КОСТРИКИН

Читайте также

Грядущая Скифия Грядущая Скифия
Доклад писателя Павла Зарифуллина о будущем России и мира на заседании Московского Скифского клуба...
15 сентября 2024
Он всегда был против Он всегда был против
Несмотря на то, что Егор Летов умер 16 лет назад, его песни продолжают слушать и петь. «Гражданская оборона» — голос городской «изнанки», это музыка, ставшая по-настоящему народной. Тот факт, что она ...
13 сентября 2024
Генетическое самоубийство Генетическое самоубийство
По нашему твердому убеждению, основной причиной вымирания русского народа в мирное время является алкоголизм. Алкоголь – это мощнейшее генетическое оружие, которое используется для уничтожения на гене...
13 сентября 2024