Поэт Иван Жданов: философия выживания

Поэт Иван Жданов: философия выживания

Восприятие поэтом своего мира, в котором происходит зарождение и угасание стихотворной стихии – процесс сложный и многогранный, поскольку каждый видит себя в нём по-разному. Это связано не только (и не столько) с внешними факторами (Бытие далеко не всегда определяет сознание), сколько с проявлением мира внутреннего, в том числе – и через Слово. 

Оно, будучи наиболее удобоваримой формой передачи информации, способно выполнять сразу несколько функций, но самой главной из них является – смыслонаполняющая. 

Прозрачных городов трехмерная тюрьма, 

чья в небесах луны не светится земля, 

где мачты для гробов и статуи ума 

в сыпучее метро уходят до нуля. 

Там скрипка — то капкан, то мертвый каталог 

полетов и судеб, засосанных землей. 

Для безымянных дней единственный итог: 

песочные часы, набитые золой. 

(Автор: Иван Жданов)

Дело в том, что по выражению австрийского учёного Альфреда Адлера, «Без ощущения цели деятельность индивида не имела бы никакого смысла», а значит – не способствовала бы и его развитию». Данный пробел и призвано заполнить искусство, в особенности же – искусство литературное, а именно – поэзия. 

Кроме того, мысль, как способ передачи энергии, налагает на передающего огромную ответственность за духовно-нравственное состояние получателя той или иной информации. Об этом и писали поэты прошлых веков, в особенности же – XIX, который породил целую серию великолепных произведений о взаимоотношении поэта и толпы. 

Сейчас же, в век развития Интернета и иных информационных технологий, по утверждению Александра Берберова: «Современный политический строй нельзя подорвать условным Солженицыным – как нельзя поджечь озеро спичкой». И действительно – слово стремительно теряет свою силу, уступая место вещам более доступным для человеческого понимания, например – музыке. 

Об этом и пишет выдающийся русский поэт Иван Жданов, обогативший родной язык великим множеством метафор. По его мнению, даже в совершенно обычной, на первый взгляд, музыке уличного скрипача можно услышать «засосанные землёй полёты и судьбы». Данная мысль является достаточно оригинальной для русской литературы, в которой музыка традиционно рассматривалась в качестве транслятора переживаний единственного человека – её исполнителя. 

В условиях же развития постмодернистской культуры, пропагандирующей максимальную атомизированность общества, проблема человеческого одиночества стала наиболее острой в современном мире. Следовательно – и у лишённой какого-либо смысла жизни в нём может быть только один итог – «песочные часы, набитые золой». Под этим образом автор имеет в виду нелинейность, и в то же время – бессмысленность своего постмодернистского времени, создавшего на потеху Богу «трёхмерные тюрьмы прозрачных городов». 

Всё остальное, скажем – образ метро, куда «до нуля» уходят «статуи ума», также является у автора «сыпучим», то есть – недолговечным, подверженным разрушению, и прежде всего – со стороны времени, бурной рекой уносящего «в своём стремленьи», по выражению Державина, «все дела людей».

Следовательно – можно сказать, что у Жданова стихи «более-менее, об одной и той же вещи: о Времени», в самом широком смысле этого слова. Время это – безжалостно, не своей жестокостью, а наоборот – своим равнодушием, делающим дни «безымянными», а города – «прозрачными», то есть начисто лишёнными какой-либо индивидуальности. 

Савелий КОСТРИКИН

Читайте также

В. Букарский. Антисоветская кодла В. Букарский. Антисоветская кодла
Я, как житель Молдавии, не хотел писать. Вроде бы некорректно. Впрочем, русские соотечественники имеют полное право на высказывания о внутриполитических процессах в России. Не я уехал из России. Это Р...
13 сентября 2024
В. Катасонов. Скрыто кулисами Рима В. Катасонов. Скрыто кулисами Рима
«Римский клуб» – международная неправительственная организация, которая была создана в далеком 1968 году. Она, по ее собственным заявлениям, объединила наиболее авторитетных представителей политическ...
13 сентября 2024
В Москве на Пресне снесли старинный дом культуры – от него оставили две стены В Москве на Пресне снесли старинный дом культуры – от него оставили две стены
В столице ведутся работы по сносу бывшего Дома культуры Трехгорной мануфактуры по адресу Трехгорный вал, 6. Он является памятником федерального значения, однако это не помешало собственникам уничтожит...
13 сентября 2024