Под сенью Тургенева

Под сенью Тургенева

В московской Библиотеке-читальне имени И.С. Тургенева состоялся «круглый стол» на тему «Наш Тургенев». Эта встреча должна была пройти год назад. Предполагалось обсудить итоги Московского театрального фестиваля-конкурса «Тургеневская театральная Москва», который состоялся в мае — ноябре 2019 года по следам празднования 200-летия со дня рождения великого русского классика. Но COVID заставил отсрочить этот разговор.

В фестивале-конкурсе приняли участие 26 театров и творческих коллективов Москвы и других городов России (Санкт-Петербурга, Орла, Твери, Курска, Новомосковска). Они представили 29 театральных постановок по произведениям Тургенева и литературно-музыкальных композиций о его жизни и творчестве. Вручение наград по трём конкурсным номинациям — «За лучшее воплощение произведения И.С. Тургенева на сцене», «За лучшее современное прочтение произведения И.С. Тургенева», «За лучшую актёрскую (исполнительскую) работу: мужская и женская роли первого и второго плана» — прошло в декабре 2019 года.

Фестиваль был организован Библиотекой-читальней имени И.С. Тургенева и Тургеневским обществом в Москве при поддержке Департамента культуры города Москвы, Союза театральных деятелей, Всероссийского созидательного движения «Русский Лад». Надо отметить, что финансовая поддержка КПРФ позволила показать в Москве один из самых ярких спектаклей фестиваля-конкурса — «Безмолвие. Сон о крохотном счастье» по рассказу «Муму», поставленный в Орловском государственном академическом театре имени И.С. Тургенева. Режиссёр-постановщик спектакля актёр Антон Карташев (это его первая режиссёрская работа) получил сразу две награды — за лучшее современное прочтение Тургенева и лучшее исполнение главной мужской роли. Он представил народную драму, поданную в фольклорной стилистике, с современной сценографией и оригинальными костюмами, с прекрасной игрой молодых актёров. Спасибо КПРФ за эту поддержку орловского театра и фестиваля-конкурса!

Фестиваль показал, что творчество великого русского классика вызывает несомненный интерес у театральной публики и нуждается в режиссёрском осмыслении с позиций современного общества и современного театра. Многообразие представленных постановочных решений, от традиционных до суперавангардных, свидетельствовало о том, что творчество русского классика создаёт неисчерпаемые возможности для режиссёрского и актёрского поиска.

Организаторы и участники фестиваля-конкурса, члены жюри во главе с Б.Н. Голубицким, театральным режиссёром и педагогом, заслуженным деятелем искусств РФ (в 1987—2012 годах он возглавлял в Орле академический театр, носящий имя Тургенева), вернулись к содержательному разговору о том, в чём современность творчества классика и как нынешние поиски театральной выразительности сочетать с традициями русского театра.

Участники «круглого стола» отметили, в частности, что в 2020—2021 годах тургеневская афиша пополнилась заметными постановками пьесы «Месяц в деревне» в двух ведущих театрах Москвы: МХТ имени А.П. Чехова (режиссёр-постановщик Егор Перегудов) и в Малом театре (режиссёр-постановщик Глеб Подгородинский). Это пример двух принципиально разных подходов к постановке Тургенева на современной российской сцене.

Спектакль «Месяц в деревне» в Малом театре — первая режиссёрская работа заслуженного артиста РФ Глеба Подгородинского. Благодаря бережному прочтению текста Тургенева и прекрасной игре актёров (которые, и это немаловажно, того же возраста, что и герои пьесы) Подгородинский очень наглядно, шаг за шагом, раскрывает психологию поступков героев. Он утверждает на сцене «русский психологический театр», о котором современные режиссёры начали, как нам кажется, подзабывать. Такой спектакль защищает Тургенева от невежества и самомнения некоторых нынешних режиссёров, он показывает, что можно быть современным, не переписывая классику.

У режиссёра-постановщика «Месяца в деревне» в МХТ имени А.П. Чехова Егора Перегудова иной подход: он стремится создать из пьесы «другое» произведение, для него авторский текст — лишь повод для самовыражения. Режиссёр, по-видимому, уверен: чем больше он шокирует публику вольным обращением с текстом, тем ближе станет современникам, людям XXI века. Актёрам вовсе не обязательно знать, что имел в виду классик: достаточно понимать, чего хочет от них режиссёр.

Обсуждение этих противоположных по духу постановок во многом задало тон «круглому столу», помогло выйти на высокий и ответственный уровень разговора о современном театре, о задачах русского искусства.

Такие встречи под сенью Тургенева служат сбережению и защите русского искусства, его дальнейшему развитию и процветанию.

Татьяна КОРОБКИНА, председатель Тургеневского общества города Москвы

Источник: «Правда»

Читайте также

Победила титаническая воля Победила титаническая воля
События последних лет ясно показали, что героический подвиг советского народа по созданию ядерного оружия был совершён не зря. Именно оно обеспечивает России её независимость. Правда, даже в нашей стр...
21 сентября 2023
«Метр тальер Лепутан», или Пресыщение знатностью. Памяти Н.С. Лескова «Метр тальер Лепутан», или Пресыщение знатностью. Памяти Н.С. Лескова
Великий русский писатель Николай Семёнович Лесков (1831–1895) в одном из писем открыто выразил свою независимую писательскую позицию: «я верую так, как говорю, и этой верою жив я и крепок во всех утес...
21 сентября 2023
И.С. Бортников. Об эссе Н.В. Подгурского «Сожжение волхва» И.С. Бортников. Об эссе Н.В. Подгурского «Сожжение волхва»
Данное эссе недавно было опубликовано на сайте «Русского Лада». Пишущий сии строки не собирается оценивать его художественную ценность, это дело литературоведов. Нас же интересует гражданская позиция ...
21 сентября 2023