Под сенью Тургенева

Под сенью Тургенева

В московской Библиотеке-читальне имени И.С. Тургенева состоялся «круглый стол» на тему «Наш Тургенев». Эта встреча должна была пройти год назад. Предполагалось обсудить итоги Московского театрального фестиваля-конкурса «Тургеневская театральная Москва», который состоялся в мае — ноябре 2019 года по следам празднования 200-летия со дня рождения великого русского классика. Но COVID заставил отсрочить этот разговор.

В фестивале-конкурсе приняли участие 26 театров и творческих коллективов Москвы и других городов России (Санкт-Петербурга, Орла, Твери, Курска, Новомосковска). Они представили 29 театральных постановок по произведениям Тургенева и литературно-музыкальных композиций о его жизни и творчестве. Вручение наград по трём конкурсным номинациям — «За лучшее воплощение произведения И.С. Тургенева на сцене», «За лучшее современное прочтение произведения И.С. Тургенева», «За лучшую актёрскую (исполнительскую) работу: мужская и женская роли первого и второго плана» — прошло в декабре 2019 года.

Фестиваль был организован Библиотекой-читальней имени И.С. Тургенева и Тургеневским обществом в Москве при поддержке Департамента культуры города Москвы, Союза театральных деятелей, Всероссийского созидательного движения «Русский Лад». Надо отметить, что финансовая поддержка КПРФ позволила показать в Москве один из самых ярких спектаклей фестиваля-конкурса — «Безмолвие. Сон о крохотном счастье» по рассказу «Муму», поставленный в Орловском государственном академическом театре имени И.С. Тургенева. Режиссёр-постановщик спектакля актёр Антон Карташев (это его первая режиссёрская работа) получил сразу две награды — за лучшее современное прочтение Тургенева и лучшее исполнение главной мужской роли. Он представил народную драму, поданную в фольклорной стилистике, с современной сценографией и оригинальными костюмами, с прекрасной игрой молодых актёров. Спасибо КПРФ за эту поддержку орловского театра и фестиваля-конкурса!

Фестиваль показал, что творчество великого русского классика вызывает несомненный интерес у театральной публики и нуждается в режиссёрском осмыслении с позиций современного общества и современного театра. Многообразие представленных постановочных решений, от традиционных до суперавангардных, свидетельствовало о том, что творчество русского классика создаёт неисчерпаемые возможности для режиссёрского и актёрского поиска.

Организаторы и участники фестиваля-конкурса, члены жюри во главе с Б.Н. Голубицким, театральным режиссёром и педагогом, заслуженным деятелем искусств РФ (в 1987—2012 годах он возглавлял в Орле академический театр, носящий имя Тургенева), вернулись к содержательному разговору о том, в чём современность творчества классика и как нынешние поиски театральной выразительности сочетать с традициями русского театра.

Участники «круглого стола» отметили, в частности, что в 2020—2021 годах тургеневская афиша пополнилась заметными постановками пьесы «Месяц в деревне» в двух ведущих театрах Москвы: МХТ имени А.П. Чехова (режиссёр-постановщик Егор Перегудов) и в Малом театре (режиссёр-постановщик Глеб Подгородинский). Это пример двух принципиально разных подходов к постановке Тургенева на современной российской сцене.

Спектакль «Месяц в деревне» в Малом театре — первая режиссёрская работа заслуженного артиста РФ Глеба Подгородинского. Благодаря бережному прочтению текста Тургенева и прекрасной игре актёров (которые, и это немаловажно, того же возраста, что и герои пьесы) Подгородинский очень наглядно, шаг за шагом, раскрывает психологию поступков героев. Он утверждает на сцене «русский психологический театр», о котором современные режиссёры начали, как нам кажется, подзабывать. Такой спектакль защищает Тургенева от невежества и самомнения некоторых нынешних режиссёров, он показывает, что можно быть современным, не переписывая классику.

У режиссёра-постановщика «Месяца в деревне» в МХТ имени А.П. Чехова Егора Перегудова иной подход: он стремится создать из пьесы «другое» произведение, для него авторский текст — лишь повод для самовыражения. Режиссёр, по-видимому, уверен: чем больше он шокирует публику вольным обращением с текстом, тем ближе станет современникам, людям XXI века. Актёрам вовсе не обязательно знать, что имел в виду классик: достаточно понимать, чего хочет от них режиссёр.

Обсуждение этих противоположных по духу постановок во многом задало тон «круглому столу», помогло выйти на высокий и ответственный уровень разговора о современном театре, о задачах русского искусства.

Такие встречи под сенью Тургенева служат сбережению и защите русского искусства, его дальнейшему развитию и процветанию.

Татьяна КОРОБКИНА, председатель Тургеневского общества города Москвы

Источник: «Правда»

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024