Почему Вернадский остался в России. К 160-летию со дня рождения учёного

Почему Вернадский остался в России. К 160-летию со дня рождения учёного

20 января 1920 года после долгих скитаний по дорогам «взвихрённой Руси» (А. Ремизов) академик В.И. Вернадский появляется в «белом» Крыму. Позади революционный Петроград, «кукольная республика» Скоропадского, деникинский Ростов, казачья Кубань. И вот наконец-то Крым…

В.И. Вернадского в Ялте встретила его семья, собравшаяся вместе незадолго до приезда в Крым. Радость большая, что все живы и невредимы. Вспоминается финал «Тихого Дона»: «Это было всё, что осталось Григорию на родной истерзанной земле». В «Горной Щели», что под Ялтой, Вернадский неоднократно будет задавать себе вопрос: «А что было?».

Позади была Февральская революция, которую он приветствовал и даже вошёл в состав Временного правительства, чтобы «дать ей оправдание». Однако углубление революции, особенно после событий октября 1917, ввергли Вернадского в отчаяние. Он пережил, по слову Василия Розанова, «апокалипсис нашего времени».

Позади Киев с Украинской академией наук, в которую Вернадский верил, как «в огромную будущность украинского народа». Но развернувшиеся дальнейшие события на Украине привели его к противоположному выводу: «Торжествует всё та же фальшивая украинская политика, которая губит всё государственное строительство украинского племени на всём протяжении его истории».

Позади «влюблённость» в Добровольческую армию, которая являла для Вернадского «большую силу в деле собирания России». И полное разочарование после сдачи ею Ростова и Новочеркасска: «моральное падение Добровольческой армии и её полное разложение».

Вполне понятно, что вставал перед Вернадским и другой вопрос, не менее важный: «А что впереди?». Скорее всего, впереди немного, и нет литавр. В пределах того обозрения, особенно после крушения всех надежд, у учёного оставался только один выбор – добровольное присоединение к движению, которое, по меткому выражению Алексея Толстого, в последствии нарекли «хождение российских умов по миру».

В.И. Вернадский приял решение о своём отъезде в Англию. А пока оформлялись документы, он подал прошение о чтении курса геохимии в Таврическом университете.

Уже в апреле Вернадский приступил к чтению лекций в Таврическом университете, одновременно организовав на базе Салгирской помологической станции в Симферополе экспериментальную лабораторию по изучению живого вещества. В мае 1920 года возглавил при Обществе естествоиспытателей и любителей природы особую Комиссию по изучению естественных производительных сил Крыма, а также стал председателем научного совета естественно-исторического музея Таврического губернского земства.

28 сентября 1920 года В.И. Вернадский получил уведомление от британского вице-консула в Севастополе о разрешении поездки в Лондон. Но события в Таврическом университете, происходившие примерно в это же время, резко изменили планы учёного. В начале августа Роман Иванович Гельвиг, ректор Таврического университета, был приглашён в Севастополь, где ему предложили занять должность начальника Управления народного образования в Правительстве Юга России генерала Врангеля. Гельвиг согласился с условием сохранения за ним поста ректора университета. Заняв высокую правительственную должность, он вынужден был часто выезжать по делам в Севастополь. В одну из таких поездок Р.И. Гельвиг заразился сыпным тифом и 2 октября 1920 г. скончался.

Совет Таврического университета назначил на 10 октября выборы нового ректора. Многие профессора склонялись к кандидатуре Владимира Ивановича Вернадского. Сам Вернадский в это время продолжал готовиться к отъезду в Англию. Группа профессоров обратилась к В.И. Вернадскому с просьбой, чтобы тот отложил свой отъезд в интересах Таврического университета. Супруга В.И. Вернадского, Наталья Егоровна, вспоминала: «Владимир всё ещё мечтал о переезде за границу, где мог бы спокойно заниматься наукой. Предпринятые им шаги обещали успех. Мы ждали парохода для отъезда, но его сослуживцы в университете во главе с профессором Кузнецовым никак не хотели соглашаться с его отъездом. Я упрашивала Владимира не поддаваться на их уговоры».

Но просьбы были настойчивыми. К В.И. Вернадскому обратился письменно и директор Севастопольской биологической станции профессор П.С. Гальцов. «Я слышал, – писал Павел Семёнович Вернадскому 6 октября из Севастополя в Симферополь, – что группа профессоров обращалась к Вам с просьбой выставить свою кандидатуру на должность ректора Таврического университета. Позвольте и мне, хотя и не принадлежащему к составу университета, присоединить свой голос к их просьбе. Ваше согласие встать во главе Таврического университета, несомненно, придало бы ему должный авторитет и послужило бы к его дальнейшему развитию и процветанию».

Одна из крымских газет того времени сообщала, что «в общественных и университетских кругах с большой симпатией встречают кандидатуру академика В.И. Вернадского на пост ректора Таврического университета».

10 октября 1920 г. В.И. Вернадский был избран ректором Таврического университета. Сам учёный тогда так объяснял своё решение: «Не счёл возможным отказаться ввиду того общего значения, какое имеет и должен иметь Таврический университет в деле возрождения науки и высшего образования в России».

Чуть позже, в 1924 г., в письме к дочери Нине, Вернадский так объяснял своё нежелание стать эмигрантом: «Россия – не пустое слово и не просто единое государство, но система духовного единства, созидаемая единым, русско-национальном духовным актом. Это духовно-культурное единство России завершается ныне на наших глазах после потрясений, которые мы пережили недавно. Россия – живой, духовно и исторически сложившийся организм, который при всякой попытке её раздела (или распада) обязательно восстановится. Я это понимал, когда был в Киеве, Ростове, Краснодаре и, особенно, в Крыму. Стать эмигрантом для меня недопустимо. Я это доказал, когда стал ректором Таврического университета в самое сложное для него время. Тогда я отчётливо понимал, что никто не может помочь России. Она должна помочь себе сама: духовным подъёмом и действенной волей».

Валерий ЛАВРОВ, кандидат филологических наук, депутат Государственного Совета Республики Крым

Виталий ФЁДОРОВ, доцент Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024