План подготовки рабов
Уцепившись за выражение из тоста Сталина: «За здоровье людей, у которых чинов мало и звание незавидное. За людей, которых считают «винтиками» великого государственного механизма…» (общий смысл тоста был в том, что без таких «винтиков» государственная машина не сможет работать), пропагандистские «прорабы перестройки» возвели целую концепцию. Сталин, мол, стремился превратить народ в винтики, нивелировал людей, искоренял всё, что выделялось из серой массы…
Этот тезис и поныне в арсенале антисоветчиков. Они утверждают, будто во времена «тоталитаризма» всё держалось на подавлении личности, а теперь, мол, с обретением свободы, «переход страны на следующую, более высокую ступень цивилизации будет осуществлён не подавлением, а раскрытием творческого потенциала каждой личности». Однако, как и большинство их «чёрных» мифов, это утверждение является прямой ложью.
Технологию действительного превращения народа в серую массу раскрыл вице-президент Международного математического союза академик В.И. Арнольд, выступая в 2003 году в Госдуме на слушаниях о готовившейся тогда реформе образования. Это примитивизация массового образования, отказ от развивающего обучения, снижение уровня культуры людей. «Обучить после такого «образования» думать, доказывать, правильно рассуждать никого уже невозможно, — говорил Владимир Игоревич, — население превращается в толпу, легко поддающуюся манипулированию со стороны ловких политиков без всякого понимания причин и следствий их действий».
А какую систему формирования человека создали в советском обществе при реализации сталинского проекта строительства социализма?
Как признал не кто иной, как Фурсенко в бытность его министром образования РФ, советское образование «стремилось создать человека-творца». Соответственно, оно имело развивающий характер. В частности, в математике обучение строилось не на зазубривании готовых формул и положений, а на выводах и доказательствах, что приучало к логическому мышлению. При этом образование создавало у школьников целостную научно обоснованную картину мира.
В Советской стране очень многое было сделано для обеспечения реальной доступности образования для самого широкого круга населения. Ещё шла Гражданская война, а уже были созданы рабочие факультеты, знаменитые рабфаки, открывавшие путь к полноценному высшему образованию молодёжи из рабочей среды. После начала Великой Отечественной войны очень многие подростки в городе и в селе оставили школу, чтобы своим трудом помогать борющейся стране. Для того чтобы они не оказались лишёнными возможности развития, уже в 1943 году была создана сеть школ рабочей молодёжи, а год спустя — и сельской молодёжи, в которых эти ребята могли продолжить образование.
В 1947 году американский миллионер полковник Р. Робинс, исходя из своего опыта знакомства с Советской страной, написал: «Русский коммунизм… положил начало наиболее широкой системе образования для ВСЕХ (выделено Робинсом. — В.В.) детей великого народа».
А американка Дорис Сенк, побывавшая в СССР в 1946 году, восхищённо рассказывала соотечественникам о системе внеурочного развития детей в нашей стране: «Самым интересным для меня было видеть широчайшие возможности культурного развития, которые предоставлены в Советском Союзе детям… Везде, где мы были, видели заботу о максимальном развитии индивидуальных творческих способностей ребёнка». По всей стране в школах и домах культуры действовали разнообразные кружки технического и художественного творчества; была создана и постоянно расширялась сеть детских музыкальных и художественных школ, станций юных техников и т.п.
И все эти кружки и школы тоже были подлинно общедоступными. Например, через детскую студию лежал путь в искусство Михаила Аникушина — сына рабочего, впоследствии выдающегося скульптора; через изокружок Дома пионеров — детей токаря Сергея и Алексея Ткачёвых, ставших известными художниками. После войны была создана специальная художественная студия для фронтовиков-инвалидов. Благодаря ей сумел реализовать свой талант народный художник России Иван Пензов…
Самым мощным средством воздействия на сознание в те годы было радио. И оно тоже было нацелено на развитие людей, на приобщение их к сокровищам художественной культуры. По радио систематически транслировались спектакли лучших театральных коллективов, каждый день звучала классическая и народная музыка. Детские радиожурналы тех лет были нацелены на развитие детей, стимулирование познавательной активности, воспитание добрых чувств.
Так неужели, создавая такую — не имевшую аналогов в мировой истории — систему развития личности, Сталин и впрямь лелеял зловещий замысел превратить народ в «винтиков»? До такого утверждения может додуматься только человек, потерявший способность адекватно оценивать реальность.
В бездумных «винтиков» целеустремлённо стремятся превратить народ как раз правители «демократической» России. Превращают всеми способами: примитивизацией образования и отказом от его развивающего характера, засильем агрессивно-бездуховной «массовой» культуры, превращением электронных СМИ из средства развития и духовного обогащения людей в средство их оглупления и растления. Чего стоит хотя бы недавняя, крайне, мягко говоря, экстравагантная свадьба Собчак, которую телевидение и буржуазные интернет-СМИ старались превратить в одно из главных событий в жизни страны.
Впрочем, «винтики» — это чрезмерно мягко сказано. Куда точнее выразился в упомянутом выступлении в Госдуме академик В.И. Арнольд: «Этот план (реформирования образования. — В.В.) производит впечатление плана подготовки рабов». А в «тоталитарные» времена одним из первых предложений, с которых учился читать по букварю каждый советский школьник, была фраза: «Мы — не рабы!».
Виктор ВАСИЛЕНКО. г. Белгород
Источник: «Правда»