Письма с японского фронта классика удмуртской музыки Германа Корепанова

Письма с японского фронта классика удмуртской музыки Германа Корепанова

Герман Афанасьевич Корепанов – известный композитор, классик удмуртской музыки, написавший первую удмуртскую оперу «Наталь», первую в Удмуртии симфонию и другие крупные произведения; заслуженный деятель искусств УАССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, Лауреат Государственной премии УАССР, член Союза композиторов СССР, награжден Почётной Грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, медалью «За доблестный труд», орденом «Знак Почёта» и высшей наградой СССР – Орденом Ленина. На мелодию его песни «Родной Кам-шурмы» создан Гимн Удмуртской Республики.

«22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. А весной 1942 года, перед окончанием десятого класса, Герман прошёл военную комиссию, его признали годным для службы в армии и сообщили, что после окончания школы направят его учиться в эвакуированное в Ижевск Ленинградское Краснознамённое артиллерийско-техническое училище», – рассказывает дочь композитора, музыкант и писатель Наталья Германовна Корепанова.

Осенью 1942 года Германа призвали в армию и направили на учёбу, а после окончания училища, в апреле 1943 года, отправили не на западный фронт, куда он, как и весь его выпуск, рвался, а на Дальний Восток, начальником бригадной артиллерийской мастерской. Может быть потому, что на западе после Сталинградской битвы произошёл перелом в войне с Германией, а вот война с Японией ещё только маячила на горизонте, и армия срочно укрепляла свои позиции на восточной границе.

Период службы в армии для Германа Афанасьевича сыграл большую роль не только в очень быстром его взрослении и превращении из мальчишки в зрелого, ответственного человека, но и в становлении его как композитора.

Будучи начальником артиллерийско-оружейной мастерской, в 19 лет командуя бригадой техников, порой руководя людьми выше себя по званию, мотаясь постоянно по командировкам, переходя из полка в полк (за пять месяцев его трижды переводили на другое место службы, и только в четвёртом полку его, наконец, оставили в покое), не успевая толком знакомиться с людьми и, тем более, заводить дружеские отношения, он спасение от копившейся усталости находил в книгах и музыке.

Музыка не отпускала его ни днём, ни ночью. Но метания между музыкой и литературой продолжались. В одном письме домой он пишет, что музыкой совершенно не занимается, зато начал писать сразу два романа. В другом: что его призвание – музыка, и только ей он будет заниматься, а в полку есть духовой оркестр, и он пишет для него марши и танцы. А порой умудряется сочетать оба занятия.

Его музыкальные произведения пользуются успехом, их начинает исполнять не только местный духовой оркестр, но и оркестры других частей.

Но, как и многих его сослуживцев, угнетало его одно: на западе шли ожесточённые бои, а он сидел в глубоком тылу, на Дальнем Востоке. А его рапорт о переводе в действующую армию отклонили.

Но всё же ему удалось и попасть на фронт, и повоевать, но – здесь же, где он служил. На Дальнем Востоке.

В годы Великой Отечественной войны, когда Советский Союз сражался с гитлеровской Германией и её союзниками в Европе, Япония в нарушение пакта о нейтралитете вела подрывную деятельность против СССР, передавала в Берлин информацию об экономическом и военном потенциалах Дальнего Востока, Сибири и Урала, устраивала провокации на границах, препятствовала судоходству в нейтральных и советских территориальных водах. Наконец, в соответствии с планом «Кантокуэн», она вплотную придвинула к рубежам Советского Союза Квантунскую армию – мощную стратегическую группировку, готовую в любой момент вторгнуться на территорию СССР. Это вынуждало Государственный Комитет Обороны (ГКО) и Ставку Верховного Главнокомандования на протяжении 1941–1945 годов держать на Дальнем Востоке от 32 до 59 сухопутных и от 10 до 29 авиационных дивизий, а также до 6 дивизий и 4 бригад войск ПВО общей численностью свыше 1 млн человек. Это противостояние не могло продолжаться бесконечно, и 9 августа 1945 года начались военные действия против Японии.

Сохранилось в семье письмо младшего лейтенанта, начальника бригадной артиллерийско-оружейной мастерской, Германа Корепанова от 10 августа 1945 года:

«Итак – война, которую ждали уже несколько лет, началась. Наши войска вступили на территорию Японии и громят её укрепления. Дело теперь за нами. Постараемся не подкачать. Уж если не повоевали в Германии, то нужно хоть в Японии. Обо мне пока не беспокойтесь. Жив и здоров. Пишите почаще. Все свои занятия музыкой и литературой отставил в сторону. Некогда теперь заниматься ими.

Пишите мне, как вы живёте. Почаще пишите. Передайте привет дяде Грише, тёте Оле, тёте Лёле, дяде Степану, тёте Нюре, Валентине Петровне, Константину Сергеевичу и Люсе. Заверьте всех от моего имени, что мы постараемся закончить войну победно в наикратчайший срок и разгромить ненавистного врага так, чтобы он никогда уже больше не поднялся.

Ну, пока крепко жму руку, целую всех. Жду ваших писем. С приветом, Герман. 10.08.45 г.»

В сентябре 1945 года он пишет матери письмо:

«Сегодня опять получил от вас два письма. В первом вы пишете, что получили мои письма от второго и десятого августа, а во втором поздравляете с победой. Да, война кончилась. Кончилась молниеносно и, опять-таки, победа на нашей стороне. И не может быть, никогда не может быть праздника на улице врага, если встал он на нашей дороге: пусть заранее смазывает пятки и готовит чернила для подписания акта о безоговорочной капитуляции. Мы прошли по Маньчжурии, прошли по Корее. Русский говор, советские песни прозвучали там, где не ожидали их услышать. И каждый встречает это по-своему. Буржуа из прекрасных каменных домов кисло смотрят. Бедняки из хибарок – радостными возгласами. Китайцы кричат: «Шанго! Шанго!». Корейцы кричат: «Ура!» И те и другие поднимают кверху большой палец правой руки. Города красивые, но всё-таки хуже наших городов. Окраины, эти вонючие клоаки с тысячами жалких и грязных хибарок, ужасны. У нас скот живёт лучше, чем здешние бедняки. Я уже кушал и арбузы, и яблоки, и дыни. Пил и шампанское, и водку, и спирт, и самогонку, которая по-китайски называется «ханжа». Сейчас отдыхаем. Живу хорошо, на здоровье не жалуюсь. Ну, пока. Крепко жму ваши руки. Целую. С приветом Герман».

В Корее он прослужил до марта 1947 года.

Герман Афанасьевич Корепанов был награждён медалью «За победу над Японией» и Орденом Отечественной войны II степени.

Это благодаря его таланту мы можем слушать торжественную, проникновенную, впечатляющую мелодию Гимна Удмуртской Республики, созданного на основе песни «Родной Кам-шурмы» его сыном, композитором Александром Германовичем Корепановым.

Вероника ФЕДОРОВА, заместитель председателя УРО ВСД «Русский Лад»

(В статье использованы фрагменты книги Натальи Корепановой «Листая страницы. Жизнь и творчество композиторов Корепановых»).

Читайте также

Он всегда был против Он всегда был против
Несмотря на то, что Егор Летов умер 16 лет назад, его песни продолжают слушать и петь. «Гражданская оборона» — голос городской «изнанки», это музыка, ставшая по-настоящему народной. Тот факт, что она ...
13 сентября 2024
Генетическое самоубийство Генетическое самоубийство
По нашему твердому убеждению, основной причиной вымирания русского народа в мирное время является алкоголизм. Алкоголь – это мощнейшее генетическое оружие, которое используется для уничтожения на гене...
13 сентября 2024
В. Букарский. Антисоветская кодла В. Букарский. Антисоветская кодла
Я, как житель Молдавии, не хотел писать. Вроде бы некорректно. Впрочем, русские соотечественники имеют полное право на высказывания о внутриполитических процессах в России. Не я уехал из России. Это Р...
13 сентября 2024