Пиар есть пиар, а театр — это другое, Уничтожение МХАТа продолжается

Пиар есть пиар, а театр — это другое, Уничтожение МХАТа продолжается Источник: Павел Карташев, театральный режиссёр и критик, руководитель Самарского художественного театра

Источник: газета "Правда"

Фото: Wikipedia

В МХАТ им. М. Горького состоялась громко обещанная премьера. Это — программное высказывание г-на Боякова и Ко о том, каким должен быть «настоящий» театр — академический, современный и художественный.

Припадем к информационному источнику (сайт МХАТ нам в помощь): «Лауреат премии «Золотая маска», важнейшая фигура новодрамовских «нулевых» годов, режиссёр Руслан Маликов на сцене МХАТ им. М. Горького исследует тему конфликта поколений. В театре с большим успехом идёт спектакль «Отцы и дети» по роману Ивана Тургенева, открывшего эту тему в русской и мировой литературе. Пьеса белорусского драматурга Ивана Крепостного, лауреата российских и международных конкурсов, поднимает тот же сюжет в жестоких реалиях наших дней».

В театре действительно с большим успехом идёт спектакль «Отцы и дети», поставленный Александром Дмитриевым при Т.В. Дорониной. Но вы, господа «новаторы», лучше бы его не трогали, потому что сравнение явно не в вашу пользу. Упомянули бы уж тогда фильм «Левиафан» Звягинцева, откуда взята сцена стрельбы по портретам. Но нет, не упомянули, и причина мне ясна.

Об авторе:

Иван Крепостной оказался очень средним драматургом. Я честным образом начинал читать пару месяцев назад эту пьесу, но из-за обилия мата не смог одолеть сей текст, который, цитирую, «наследует лучшие традиции русской классики, прозы советских писателей-«деревенщиков», легендарного спектакля МХАТ «Соло для часов с боем», фильма Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок» (сайт МХАТ нам в помощь опять).

Из-за протестов зрителей мата в итоге на сцене не было, слава богу, но и действия тоже — оно стояло. Зато было много дыма, громких выстрелов и массовых сцен-снов, хоть как-то цементирующих банально рыхлый драматургический материал. Оно и понятно: мат убрали, а дыры остались. Отсюда «сны» (в пьесе их нет) для склейки «правды жизни» и чтобы занять побольше народу в массовках (включая голые телеса, ну а как же).

Режиссура, несмотря на обилие чего-то актуального, вроде видеопроекции на опущенном пожарном занавесе, вся по первому плану, без глубины. Актёры стараются, честно стараются, и неплохие актёры: ведь закалка Татьяны Васильевны Дорониной всё-таки видна. В сюжете есть «ряженые» — реконструкторы-аниматоры военно-исторических событий, «клоуны в псевдоисторических костюмах, обслуживающие официозные мероприятия» (сайт МХАТ нам в помощь снова). Но ряженые без кавычек, как показала премьера (непонятно для чего поставленный спектакль Кончаловского не в счёт), пришли в МХАТ им. М. Горького! Во главе с г-ном Бояковым.

Прошло больше ста дней их присутствия в театре — и что мы видим? Подвальная эстетика а-ля бояковский театр «Практика» упорно натягивается на величественную сцену МХАТ, как сова на глобус. Планка занижена в разы по сравнению с пьесой «На дне» М. Горького — одним из символов этого театра, а ведь именно с этой пьесой, как ни поразительно, идёт своеобразное «соревнование» в актуальности, злободневности, художественной правде в конце концов.

Перед нами ночлежка нового типа. «Эдуард Бояков отметил следующее: «Рассказывать про внутренность заброшенной ракетной базы через обнажение изнанки нашей сцены — это простой, прямой, но очень убедительный и уместный ход», — читаем на сайте МХАТ в разделе «Новости». Ход прямой, даже прямолинейный, но — неубедительный!

В итоге — позор. Именно это слово прозвучало из зала сразу после окончания первого акта, и особенно в финале, на поклонах, но уже массово, со всего зала. Правдёнка заглушила, задушила правду... В начале второго акта стало видно, что зал заметно поредел. Это при том, что проданных мест крайне мало, пришли в основном все «по входным»: зал был забит приглашёнными, и никто этого не скрывал.

К сожалению, в основе «театра Боякова» — пиар, пиар и ещё раз пиар. Но, господа, граждане, пиар — это пиар, а театр — это театр. Совесть же иметь надо!.. Печально, когда ты ждёшь действительно чего-то нового, живого, подлинного, а видишь, воля ваша, какие-то графоманские потуги, выдаваемые за новаторство.

Но давайте будем справедливы до конца и упомянем что-то хорошее. Ведь было же что-то хорошее во всём этом? Было. Подобно тому, как в капле воды отражается мир, в этой работе «новой команды» под руководством г-на Боякова отразилась вся, простите, «рукопожатность в сфере культуры» тех людей из администрации президента, которые бросили г-на Боякова «на культурку». Реконструкция во всех смыслах, перезагрузка в МХАТ им.

М. Горького началась с возведения творческой «потёмкинской деревни». Лично я ничего другого от г-на Боякова и не ждал: он стабилен в делах, несмотря ни на какую смену образа, в чём, надо признать, он мастак.

P.S. Если серьёзно о современной драматургии, то вот теперь становится особенно очевидно, что пьесы Юрия Полякова, идущие в том числе и на этой сцене, при всей кажущейся их лёгкости, выглядят глыбами и мастерским проникновением в современность. А ряженые ряжеными так и останутся. Искусство и время своё возьмут. Эх, жаль Владимира Ростиславовича Мединского на премьере не было... Тогда абсурд происходящего был бы в общефедеральном масштабе максимальный.



Читайте также

Храм науки в руках геростратов Храм науки в руках геростратов
Вместо того чтобы использовать коронакризис как повод для преодоления «сырьевого проклятия» российской экономики и давно обещанного рывка в сторону инноваций, власти предпочитают латать тришкин кафтан...
27 Октября 2020
И.С. Бортников. Люди русские! Помните имя своё! И.С. Бортников. Люди русские! Помните имя своё!
Давайте не забывать высокую оценку, данную И.В. Сталиным, в его тосте на приёме командующих войсками Красной Армии 24 мая 1945 года. Тогда он назвал русский народ «наиболее выдающейся нацией из всех ...
27 Октября 2020
Певец советской индустрии. К 115-летию писателя Якова Ильина Певец советской индустрии. К 115-летию писателя Якова Ильина
До обидного коротка была жизнь этого неутомимого подвижника, комсомольца двадцатых годов минувшего столетия, журналиста и писателя. Однако же, в нем с особой чистотой и ясностью воплотились черты поро...
27 Октября 2020