Утром 20 января 1942 года части 5-й армии ворвались в Можайск. Главный опорный пункт противника на территории Московской области был освобожден от врага. После овладения Можайском и Бородинским полем Советская Армия начала преследование противника в направлении Гжатска – родины Юры Гагарина. Морозным днем 22 января войска 5-й армии после упорного боя заняли Уваровку – последний крупный населенный пункт, захваченный врагом на территории Московской области – и вышли на одну линию с войсками, наступавшими из района Волоколамска. Таким образом, Московская область была освобождена. Газета «Правда» 27 января 1942 года написала: «Доблестные воины Красной Армии вышибли последних немецко-фашистских захватчиков из пределов Московской области. Над всеми городами и селами нашего родного Подмосковья вновь гордо реет советское знамя».
Степан Щипачев опубликовал стихи:
От пепла, крови – страшен след врага.
Где побыл враг, жилища очищайте,
Скребите, мойте – сколько силы есть…
Морозы подмосковные крепчайте,
Чтоб дух немецкий выморозить здесь.
Этот дух стремительно вымораживался. И вот 18 февраля в прифронтовой еще Москве состоялась премьера документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» – о первой триумфальной победе Красной Армии. Несмотря на мороз, у касс кинотеатров выстроились огромные очереди. Только в первый день ленту посмотрели 84 тысячи москвичей. Фильм показали потом по всему миру. Для демонстрации в США он был переозвучен и перемонтирован, а название заменили на Moscow Strikes Back («Москоу страйкс бэк» – «Москва наносит ответный удар»). Фильм получил от Национального совета кинокритиков США премию за лучший документальный фильм в 1942 году, а в 1943-м – первого в истории советского кино «Оскара» в номинации «Лучший документальный фильм». Создатели картины – Леонид Варламов и Илья Копалин – отдали золотую статуэтку на нужды фронта. Вот что такое настоящая патриотическая работа в условиях информационной войны!
В Москве, на Охотном, в вестибюле станции метро, была помещена копия знаменитой картины Верещагина – потрепанная гвардия Бонапарта отступает в снежную бурю из-под Москвы. Пассажиры подолгу останавливались у картины.
О чем думали москвичи, глядя на изорванные, запушенные снегом мундиры наполеоновских солдат? Глядя на французов 1812 года, они через 130 лет видели немцев образца зимы 1942 года и верили в окончательную Победу.
Все бурные или преувеличенные мировыми СМИ зимние события показали опосредовано, но ясно две принципиальные вещи: бездарность государственной молодежной политики, несмотря на все чиновничьи структуры вроде Росмолодежи и Роспатриотцентра (кстати, молодых номенклатурщиков мы на встрече с президентом и на «Тавриде» видим, а на Пушкинской площади – нет!), провалы в образовательно-воспитательной работе школ и вузов. Недаром по предложению Владимира Путина были внесены поправки в закон об образовании, которые назвали поправками по патриотическому воспитанию. Оба профильных министерства обещали оперативно разработать и обсудить свои программы еще осенью – ау! Пока из реальных действий – просьба гигантских сумм на эту программу и поспешное предложение ввести в школах должность советников директора по воспитанию. На слабо освещенной приватной встрече президента Путина с главредами СМИ (информацию сразу слили, как водится, в ВВС) телеведущая Ирада Зейналова попыталась искать ценности для молодежи и втянуть Владимира Путина в этот процесс, поставив в пример… США. По поводу идеологии президент снова подчеркнул: наша идеология – патриотизм, любовь к Родине, без этого ничего не будет и не может быть.
Вот и министр просвещения Сергей Кравцов начал на слушаниях витиевато говорить «о навигаторах детства» (как тут не вспомнить ироничное название реального прибора – «нафигатор»?). Речь шла, как выяснилось, об этих самых советниках в добавление к завучам по воспитательной работе. Ну, ясно: красивые отчеты писать. Кстати, показательны слова спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, которая начинала работу с комсомола, адресованные как раз министру Кравцову на слушаниях: «Не надо думать, что если мы во всех школах введем советника директора по воспитательной работе, то у нас все будет хорошо с воспитанием. Это очень поверхностный и неправильный подход», – сказала она. Уроженка корчагинской Щепетовки понимает с советских пор, что работа эта – всеобъемлюща и ежечасна. Ее должен вести КАЖДЫЙ учитель и на уроках, и во внеклассное время. Много формализма было в работе ВЛКСМ, но глава ленинградского комсомола помнит и про походы по Поясу славы, и про помощь блокадникам, и про возникавшие всюду школьные музеи (в двух из них запечатлен подвиг моего старшего брата – Героя Советского Союза Николая Боброва, павшего на Карельском перешейке). Это была настоящая патриотическая работа, следы ее запечатлелись не на бумаге, а в детских душах!
Поэт Геннадий Иванов на днях простился с писателем и общественным деятелем Кольского полуострова и всей России Михаилом Орешетой такими словами: «Легендарный человек! Вот сейчас, в эти дни, мы становимся свидетелями диких, дебильных поступков молодых по отношению к ветеранам войны. Но таких извращений не может быть в Мурманской области. Михаил Орешета добился того, чтобы каждый школьник области побывал на местах страшных боев в Долине Славы (первоначальное название Долина Смерти), на полуострове Рыбачий, везде, где насмерть стояли наши воины, но не пропустили немцев ни к Мурманску, ни к железной дороге. Так много Михаил сделал за десятилетия патриотической работы... Его реально в области знает каждый человек. Вот я недавно лежал в мурманской больнице. Так одна из общих тем наших разговоров с соседями по палате, простыми мужиками, это был Михаил Орешета, его дела и поступки. И как хорошо, что мы, наша писательская делегация, побывали у него, посидели за столом до болезни, поговорили душевно и дружески обнялись на прощание... Я Михаила знаю с 80-х годов. Таких людей мало. Он был на Севере такой особой электростанцией, дающей людям тепло и свет. Видя его подвижническую работу, власти создали еще в конце 90-х областной Центр гражданского и патриотического воспитания. Михаил его возглавлял до последнего дня. Все его любили. Читали его книги о героях. И он сам был героем. НАСТОЯЩИМ! Царство Небесное!»
Кто придет на смену таким людям? Уже и сами учителя – вузовские преподаватели – люди другого поколения, иной складки. И потом, даже если они воспримут все благие пожелания, призывы самого президента – им просто некогда заниматься углубленной воспитательной работой – всё сжирает бумагомарательство! Проявлявшая рвение бывший министр образования Ольга Васильева обещала свернуть бумажную работу, но вдруг по ее приказу с 30 декабря 2017 года вступили в силу новые ФГОСы (федеральные образовательные стандарты), и уже с 1 сентября 2018 года руководители и преподаватели вузов должны были начать перекройку недавно утвержденных программ 3+ под новый «порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования» 3++. Чем они отличаются? – многие так ничего и не поняли, но ведь главное – обозначить бурную деятельность «по улучшению», хотя программы нельзя менять чаще, чем через 5 лет – через полный цикл обучения. Но Васильева этот принцип нарушила, ушла на другую хлебную должность – и вакханалия переписки и переутверждения продолжается. Понимаете, потратить уйму времени на переписывание только недавно созданных и отпечатанных программ 3+, чтобы написать уже полную абракадабру 3++ (просто цирк плюсовой имени ушедшей О. Васильевой!), совершенно непонятную участникам образовательного процесса! Ну ладно – многие опытные преподаватели и методисты УМО формально отпишутся, отчитаются, но ведь это НЕ РАБОТЕТ – «дискрипторы индикаторов достижения компетенций» – бред... Время и нервы потрачены впустую. Поэтому до конца был понятен в студии НТВ только общий вывод-крик профессора Барабанова: «Пока это есть – ничему школа и вуз не научат и люди будут верить всякой фигне из интернета. Сейчас создается какой-то новый Общественный договор под кураторством Татьяны Голиковой. Запишите главный пункт в договоре: прекратите убивать образование и издеваться над преподавателями!» Полное одобрение в студии…Но нам, преподавателям, от этого не легче. Несмотря на все поправки в Конституцию и в закон об образовании патриотизм всё больше царит в бумажном варианте, а вот что реально творится в душах подрастающего интернет-поколения? Вопрос повисает и мерцает, как фонарики телефонов в воскресенье…
* * *
19 февраля в Центральном доме литераторов поэт, публицист и профессор Александр Бобров продолжит этот разговор на авторском вечере, посвященном Дню защитника Отечества, «…ИЗ ГРУППЫ РИСКА». Ведет вечер заслуженная артистка России Татьяна ВЕТРОВА.
Начало в 18 часов. В фойе – книги автора, в том числе и книга о старшем брате-Герое «Сосна у селенья Бобровка», которую читатели «Советской России» получат с автографом бесплатно, поскольку и издана она была на средства администрации Ленинградской области.
Александр БОБРОВ