П.Н. Краснов. Лев Толстой и ноосфера

П.Н. Краснов. Лев Толстой и ноосфера

Понимая, насколько обширна сформулированная так тема, хочу остано­виться лишь на некоторых информационных аспектах её. Нынешнее расширение её, Ноосферы (как трактуют этот термин В. Вер­надский, П. Тейяр де Шарден и другие мыслители), скорее всего, можно определить, как «катастрофический рост» или даже «взрыв». Он является и коли­чественным – «взрыв», и одновременно качественным – «катастрофическим», причём весь негативный смысл этого определения не кажется мне в отноше­нии нашей современности таким уж преувеличенным.

Сверхмассовый, можно сказать, выход в информационное пространство (которое является весьма значимой, если не определяющей частью Ноосферы) «низовых» пользовате­лей интернета создал совершенно новую, небывалую в истории человечества социокультурную ситуацию. В таком случае тютчевское «мысль изречённая есть ложь» парадоксальным образом говорит нам о том, что всякое фиксиро­ванное в слове, сформулированное высказывание/месседж можно с разной степенью условности считать если не ложью от незнания истины, то мыслью недодуманной, как самое малое – незавершённой, а зачастую и преднамеренным, а то и злостным обманом, ложью. А вот последнее в истории чело­вечества настолько распространено и употребляемо, что уместней вообще го­ворить об антропосфере, техносфере или социосфере, нежели о термине, в составе которого «noos» – разум. И нередко сам человек задаётся вопро­сом: где здесь, в современной ситуации, не то что высокий разум, а элементарный здравый смысл?

В ход пошла в последние десятилетия намеренная ложь уже такого раз­маха, масштаба, перед которым, скажем, провокационный «поджог рейхста­га» в начале тридцатых или такой же провокационный Тонкинский инцидент покажутся подростковым хулиганством, причём вскоре разоблачёнными пе­ред мировой общественностью. А потому позвольте привести два «технических», так сказать, примера этой феноменальной, попирающей все мыслимые пределы лжи – с некоторыми техническими же подробностями.

Первый, окончательно развязавший руки политиканской верхушке Со­единённых Штатов для разбоя на международной арене, – «теракт» 11.09.2001 года с подрывом-сносом трёх зданий ВТЦ, причём в здание ВТЦ-7 никакого самолётного тарана не было, как и в стену Пентагона. А между тем, в ВТЦ якобы погибло более 3000 граждан США, и одно дело, как квалифици­ровать этот стопроцентный технологический снос зданий с людьми в них; с этим, впрочем, пусть разбираются в самой Америке. Но назвать и навязы­вать всему миру эту топорно сделанную собственными спецслужбами чудо­вищную диверсию-провокацию терактом какого-то «усамы» – это не то что знак, а символ запредельной наглости и хамства по отношению ко всему уг­рюмо смолчавшему человечеству, ко всей многострадальной Ноосфере как таковой. Какие триллионные активы Саудовской Аравии и триллионные же недостачи-протори Пентагона погребены якобы в подвалах ВТЦ – в этом разби­раться опять же предоставим самим американским гражданам.

Вторая же, поистине гомерическая ложь (фильм об этом американцы, не стесняя себя ничем, так и назвали: «Для всего человечества») была по времени своего торжества первой, подготовившей в дальнейшем саму воз­можность и, так сказать, «технологию информационного производства и обес­печения» вышеописанного «акта». Эта так называемая «лунная афера», кото­рая началась вовсе не с пресловутых «полётов на Луну» ихних «Аполлонов», а гораздо раньше, с самых ранних американских попыток освоения околозем­ной орбиты. То есть с суборбитальных на самом доле полетов-прыжков «Мер­кури», а потом и «Джемини» на высоту 180-200 километров, без достижения первой космической скорости и выхода на орбиту. Уже здесь берёт начало их самая наглая и расчётливая ложь. Для примера можно взять 14-дневный яко­бы полёт «Джемини-7» в аппарате, где на человека в скафандре приходится места, как на переднем сиденье автомобиля (1,3 м3, тогда как в стандартном гробу – 0,8-0,9 м3), вдобавок раздельно с напарником. На двоих советских космонавтов, кстати, приходится в «Востоке» приходится 9 м3, причём с туа­летом, в отличие от американских аппаратов, и после шести дней полёта они не могли самостоятельно ходить, а космонавты А. Николаев и В. Севастьянов после 18-суточного полёта вернулись почти полумёртвыми – таковы были пер­вые тяжелейшие «сюрпризы» невесомости. А вот американские астронавты, якобы полмесяца просидевшие в креслах, с лёгкостью, прямо-таки козлами перепрыгивали с приводнившегося в океане аппарата в резиновую, вроде на­ших рыбачьих, болтающуюся на волнах лодку, как точно такие же «бодрячки» прыгали потом с посадочных «Аполлонов» после куда более тяжёлых, каза­лось бы, и сложнейших полётов...

А секрет такой их резвости-прыгучести – в строгой тайне, которую соблю­дали наши в сообщениях о здоровье вернувшихся космонавтов: «самочувст­вие хорошее», а то и «отличное». Впору посочувствовать американцам: так спроста, по незнанию последствий невесомости, они сами попались, нарва­лись на саморазоблачение... Не летали они на орбиту, ракет необходимой мощности для этого у них тогда не было, и все «подвиги» «Меркури» и «Дже­мини» там, как весьма убедительно доказали и специалисты кинофотосъёмки (по опубликованным НАСА кино- и фотоматериалам), есть не более чем кино­трюки и фотомонтажи. А с нулевым опытом стыковок-перестыковок в космо­се, причём многих и сложнейших, которые и должны были быть отработаны на орбите, полет на Луну абсолютно невозможен, это вам и в НАСА скажут.

Так сказать, «спасали честь» американской астронавтики – полнейшим бесчестием...

Разоблачению «лунной аферы» посвящены десятки научных работ и книг, сотни аналитических статей и материалов, настолько очевидны откровен­нейшие ляпы и подделки её, мировая же официальная наука молчит. Кста­ти, отняв в глазах мировой публики этой грандиозной фальсификацией у СССР ведущую роль в освоении космоса, американцы восхотели отнять себе и Международный день космонавтики, запустив 12 апреля 1981 года пер­вый «Шаттл». Да, ровно через 20 лет после Юрия Гагарина впервые, подчерк­ну, выведя наконец-то своих астронавтов на околоземную орбиту... И вполне очевиден теперь сговор руководств США и СССР относительно «лунной гон­ки», за которым последовали просто какое-то зверское уничтожение нашего лунного проекта со всей его космической техникой и документацией, затем уже хорошо известные материальные «плюшки» за это от Запада, а далее фальсификации полётов «Союз-Аполлон» и «Скайлэба».

Но кто сейчас может на государственном уровне открыто усомниться в этаком «апофеозе» Америки, кто осмелится? Коллективный Запад давно убедился: имея самую обширную и управляемую сеть СМИ в мире, сравни­мую с их же финансовым и военным могуществом, можно творить всё, что угодно, инспирировать любую, самую несусветную ложь. Стоило, скажем, потрясти с трибуны пробиркой с мелом – и весь Ближний Восток на десяти­летия опрокинулся в кровавую кашу, в разруху и первобытную дикость с бо­лее чем миллионом одних только убитых. И что там, по сравнению с этим, мелкое вранье относительно малайзийского «Боинга» или пресловутых Скрипалей... Ложь теперь как бы завоевала тем самым все права, стала обыденной и общепринятой данностью, презрев все установления дипломатии, меж­дународного права и самого политического модерна, перемахнув на наших глазах в политпостмодерн и не утруждая себя никакими доказательствами.

Вывод тут может быть только один: от организаторов этих афер, по сте­пени низости их и безответственности, человечеству суждено ожидать любых, самых чудовищных провокаций, агрессий и преступлений.

Эта как бы «разрешённая» вышеприведёнными, глобальными по масшта­бу «акциями» ложь в последние десятилетия распространилась на все уровни, полновластно захватила не только мировое массмедийное, но и культурное пространство, вызвав вполне очевидный кризис едва ли не всех видов искус­ства и самой культуры в целом. «Эстетическая ложь» (позволительно определить её так), на которой преимущественно и «построен» постмодерн в искус­стве, неудержимо и вполне злостно разъедает и все смыслообразующие эти­ческие принципы, выстраданные человечеством. Времена Льва Николаевича мы продолжаем считать классическими в смысле устойчивости базовых поня­тий о правде и лжи, добре и зле, красоте и уродстве, о чести и бесчестии. Но вот, пройдя всеразлагающие искусы «серебряного века», декаданса и постмодернизма, в каком веке мы оказались, кому и каких идолов понаста­вили? Судя по всему, никак уж не в атомном, а скорее, в пластиковом, при­чём «пластик» этот самого дрянного и токсичного свойства.

Не могла не впасть теперь в этот ощутимо разрушительный кризис и ли­тература, отечественная тоже. Искусство, по определению Льва Николаеви­ча Толстого, как «гармоничная правильность распределения предметов» (изображения, описания, звуков и т. п.), как категория почти изъята из об­щеупотребительной практики, победно провозглашён «эстетический экуме­низм» без берегов. Об этой «культуре неразличения» подробно пишет в сво­их работах известный прозаик и поэт Юрий Милославский: «Победивший культурный контекст оказывается явлением исключительно рукотворным, привнесённым, собственно, искусственным, продуктом art-индустрии». Аг­рессивно навязывается неразличение качества (в данном случае художест­венных текстов), всё зависит лишь от их пиара, раскрутки, лоббирования – того, что спецы этого дела называют «информационным и имиджевым сопро­вождением» на ТВ, радио и в интернете путём «засевания» его продвигаемым автором и его произведениями. Неугодных же авторов официозные изда­тельские корпорации даже и цензуре не подвергают: «Существенно подчеркнуть, что речь обыкновенно не идёт о прямых запретах (например, на публи­кации), а о разновидностях “сдерживания и отбрасывания”, недопущения». Что мы сплошь и рядом видим у наших либерального пошиба издателей и держателей премиальных «общаков».

Art-индустрия торгашей сейчас правит бал не только на нашем книжном, театральном, выставочном, киношном, эстрадном и прочих рынках. Она, паразитарная, извратила все понятия эстетического качества вплоть до про­тивоположного порой, она навязывает всем и всему свой торгашеский дух, который является, по сути, врагом всему творческому, истинному, самому соучастию искусства и литературы в поисках человечеством путей в буду­щее, в разрешении своих тяжелейших проблем. После великой в своих луч­ших образцах литературы советского периода мы сейчас видим, что лезет в глаза, навязывается на первых – ближе к кассе – полках книжных магази­нов, на неприглядной поверхности самого нынешнего литпроцесса. И мы что же, думаем, что эта дрянная коммерция будет нести «разумное, доброе, вечное», будет воспитывать наших детей и внуков, наши новые поколения? Так ведь куда более успешно продаётся на всяческих рынках всяческая ложь, разврат и развлекалово...

Лев Николаевич, всю жизнь боровшийся против лжи во всех её обличиях и проявлениях, не мог и представить, конечно же, до чего мы – то есть чело­вечество – докатимся. Он был, несмотря на своё знание людей, всё-таки оп­тимистом, верующим в великие душевные и духовные возможности человека, в его способность нравственного преображения и совершенствования, стоит только ему растолковать всё и показать верный путь. Не мог представить се­бе, скажем, динамику человеческого самоуничтожения от 10 миллионов в Первой до 54 миллионов во Второй мировой войне. А тем более динамику и вселенский размах того, что мы можем назвать мировой ложью. И что там его негодование в отношении написанного Шекспиром, когда здесь и сейчас эстетизированная ложь цветёт самым махровым цветом, когда Ричард III вы­езжает на сцену на автомобиле, а его, толстовского якобы, Кутузова выносят на просцениум одного из главных театров страны в гробу стоймя...

Эта «рыба» новейшего неразумия гниёт и с головы, с верхов человеческо­го муравейника, едва ли не узаконивших теперь любую ложь и преступления, – и с хвоста, в интернетных и прочих «низах», в море разливанном самого дре­мучего невежества, всевозможных фейков и вранья, в несчётное число раз превышающих хоть что-то разумное. «Слово изречённое» (пусть даже кодиро­ванное в электромагнитных сигналах интернета, радио и ТВ), в отличие от не­изречённых мыслей, уж наверняка становится частью информационной ауры планеты, эфира, Ноосферы. И можно только представить, насколько забита она всем и всяческим хламом, бескультурьем, а подчас и откровенной дикос­тью. И в экологическом смысле она загажена, должно быть, в несравненно большей степени, чем наша земная экосистема, потому что экологические бедствия являются всего лишь непосредственным следствием человеческого неразумия и рвачества, теперь явленного во всей своей красе...

Хуже всего то, что всё это инициируется, внедряется и поддерживается правящими верхами современной человеческой цивилизации. А тридцать лет назад в эту западную, по генезису своему, парадигму социокультурного су­ществования подалась и соблазнённая бюрократическая элита СССР-России. Рухнула вся мировая система сдержек и противовесов, особенно же в культурном и морально-нравственном аспектах, и «закружились бесы разны» на просторах нашего Отечества, прорвавшись через пресловутый «железный за­навес» и пытаясь сорвать все «печати» этически выверенных установлений, с Нагорной проповеди Христа начиная...

Правда, немало надежд на лучшее и более разумное жизнеустроение свя­зывают в мире с Россией. Но годится ли нынешняя Эрэфия с её мерзким со­циальным устройством на евангельскую роль «удерживающего» хотя бы в дальней перспективе – это ещё вопрос наших вопросов.

Конечно же, сказать, что наша Ноосфера теперь тяжело больна – это всё равно, что спросить, а была ли она когда-либо хоть сколько-нибудь здоро­вой. Но оздоровлением её, увы, озабочены ныне очень и очень немногие. На­звать всё это предуготованной и неизбежной драмой человека как вида, как мыслящего всё же существа? Наверное, можно, – если бы она не заверша­лась всякий раз очередной трагедией.

Пётр КРАСНОВ

«Наш современник», № 11, 2019

Читайте также

Есть в Бресте пушкинский лицей… Есть в Бресте пушкинский лицей…
Вряд ли найдётся в Белоруссии ещё один город, где с таким уважением относятся к великому русскому поэту А.С. Пушкину, как Брест. Имя классика мировой литературы носят университет, городская библиотек...
28 Октября 2020
Фильм «Возрождение» по книге П.С. Дорохина награжден дипломом на Севастопольском международном фестивале документальных фильмов
Картина «Возрождение», похоже, уже стала явлением в культурной жизни страны. И как результат – фильм награжден дипломом за специальный показ 16-го Севастопольского международного фестиваля документаль...
28 Октября 2020
Храм науки в руках геростратов Храм науки в руках геростратов
Вместо того чтобы использовать коронакризис как повод для преодоления «сырьевого проклятия» российской экономики и давно обещанного рывка в сторону инноваций, власти предпочитают латать тришкин кафтан...
27 Октября 2020