Останутся ли родными «Пенаты»?
Репинские «Пенаты» занимают особое место среди многочисленных достопримечательностей Петербурга и его пригородов. На фоне череды помпезных дворцов с их имперской роскошью усадьба великого русского живописца Ильи Ефимовича Репина стоит особняком. Дом и парк производят впечатление совсем другого рода: здесь что-то родное, даже домашнее не только для коренных ленинградцев, но и, пожалуй, для всех, кто с детства знаком с картинами Репина. «Пенаты» как будто пропитаны тем же светом и воздухом, чем-то неуловимо родным, что и полотна Ильи Ефимовича.
Однако в последнее время словосочетание «репинские «Пенаты» всё чаще звучит с тревогой о судьбе не только дома и парка, но и культурно-исследовательского центра наследия Репина, который работает в усадьбе много десятилетий.
Усадьба «Пенаты» была куплена Ильёй Репиным в 1899 году и обустроена по его планам. Сейчас «Пенаты» — это филиал федерального Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств. Принадлежность усадьбы «Пенаты» к Академии художеств закономерна. В 1899 году, когда Репин приобрёл участок земли, где позже будет выстроена усадьба «Пенаты», он уже был прославленным художником.
Здесь, в «Пенатах», Репин продолжает плодотворную творческую деятельность. По воспоминаниям современников, многочисленных гостей, стены мастерской всегда были заполнены этюдами и эскизами. Работа шла над несколькими картинами сразу, и здесь стояло несколько мольбертов с холстами. В мастерскую могли пройти гости дома, которым показывались картины. Репин мог работать и одновременно разговаривать с посетителями, слушая их мнение. Но над большими картинами он трудился в одиночестве и не показывал их до завершения.
В мастерской «Пенатов» были написаны картины «Какой простор!» (1903 год), «А.С. Пушкин на экзамене в Лицее 8 января 1815 года» (1911 год), «Манифестация 17 октября 1905 года» (1907—1911 годы), «Голгофа» (1921—1922 годы), «Гопак» (1927 год). По словам художника, в мастерской «Пенатов» он проводил лучшие часы своей жизни.
Вскоре после того, как Репин обосновался в «Пенатах», он стал профессором и руководителем художественной мастерской в Академии художеств, а с 1898 года — её ректором. Закономерно, что после смерти художника усадьба перешла в собственность Академии.
В конце прошлого года прокуратура выявила нарушения в содержании объекта культурного наследия федерального значения — музейного ансамбля «Усадьба И. Е. Репина «Пенаты», а именно неудовлетворительное состояние фасадов и помещений. А в нынешнем сентябре достоянием СМИ стало обращение в связи с расформированием в музее-усадьбе И.Е. Репина «Пенаты» научно-просветительского отдела и прекращением деятельности музея как всемирно-известного центра по изучению жизни и творчества И.Е. Репина.
Как свидетельствуют представители музейного сообщества, обращение циркулирует сейчас среди сотрудников многочисленных музеев города на Неве, под ним собирают подписи. В обращении, в частности, говорится: «Филиал Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты» (входит в список ЮНЕСКО как объект Всемирного значения № 267) является не только одним из интереснейших мемориальных музеев Санкт-Петербурга, но и всемирно известным исследовательским и консультационным центром по изучению жизни и творчества художника, который считается самой яркой и многогранной творческой личностью в истории русской живописи.
С 1 сентября 2020 года научно-просветительский отдел в музее-усадьбе И.Е. Репина «Пенаты» полностью расформирован. Руководителю отдела Татьяне Петровне Бородиной (заслуженный работник культуры, член ИКОМ при ЮНЕСКО, известный специалист по Репину, с музеем «Пенаты» связана вся её жизнь, работает в «Пенатах» с 1969 года) предложено или перейти в Научно-исследовательский музей на Университетской набережной, 17, на должность специалиста по научной работе (такая должность отсутствует в реестре должностей музейных сотрудников), или уволиться. Остальные служащие отдела (в недавнем прошлом — старшие научные сотрудники, а в настоящий момент специалисты по экспозиционно-выставочной деятельности) остаются работать в «Пенатах» в должности экскурсоводов, при том что в «Пенатах» с 1963 года отсутствует обслуживание посетителей экскурсоводами. Уже более пятидесяти лет успешно используется аудио-сопровождение на 9 европейских и восточных языках.
С введением предлагаемой реорганизации и такого штатного состава музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты» прекращает деятельность в качестве исследовательского центра по изучению жизни и творчества И.Е. Репина. Эту миссию музей выполняет уже в течение 57 лет и получил всемирную известность. В 2019 году, в преддверии 175-летия со дня рождения И.Е. Репина, востребованность музея «Пенаты» как исследовательского и консультационного центра ещё раз подтвердили многочисленные обращения специалистов из Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и других российских и зарубежных музеев, готовивших к публикации каталоги юбилейных выставок.
В научном отделе музея «Пенаты» осуществляются и запланированы серьёзные проекты. Необходимо произвести редактирование «Летописи жизни и творчества Репина» (три тома, 100 авторских листов готовы к редактированию), требует завершения и полный каталог живописных произведений И.Е. Репина (1240 номеров с полным научным аппаратом).
В перспективные планы музея входит составление сборника «Новое о Репине», Биографического словаря многочисленных гостей художника («Все побывали тут», — писал Репин), публикация огромной неизданной переписки, полной библиографии (подготовлены составленные картотеки) и некоторые другие проекты. Начато составление научного каталога художественного собрания музея. Интереснейшие документальные материалы, собранные в музее «Пенаты», позволят по-новому, без ретуши и лоска, осознать личность и творчество И.Е. Репина. Результатов исследовательской деятельности, которая проводилась и проводится в музее, ждёт всё научное сообщество специалистов по изучению русского искусства.
Для продолжения начатой работы отдел нуждается не в сокращении, а в увеличении персонала. Уничтожение музея «Пенаты» как центра по изучению жизни и творчества И.Е. Репина не поддаётся разумному пониманию и может рассматриваться как сознательное нанесение вреда развитию просвещения и фундаментальной науки в России.
Просим сохранить в музее-усадьбе И.Е. Репина «Пенаты» научно-просветительский отдел и его состав, что позволит завершить начатые проекты, а в дальнейшем продолжить деятельность по изучению жизни и творчества И.Е. Репина».
Ситуация вокруг музея Репина вызвала закономерный общественный резонанс. В ответ на него представитель Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, филиалом которого является музей-усадьба «Пенаты», так прокомментировал ситуацию:
«Так как музей-усадьба «Пе-наты» является структурным подразделением и не имеет самостоятельного баланса и лицевого счёта в федеральном казначействе, то все доходы и расходы от его деятельности являются общими с Научно-исследовательским музеем при Российской академии художеств. До 2018 года Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств не финансировался в необходимом ему объёме и не мог осуществлять в том числе работы по восстановлению усадьбы, что отрицательно сказалось на её состоянии.
С 2019 года Министерство культуры Российской Федерации осуществляет поэтапное плановое финансирование, основываясь на его реальных потребностях, и музей уже начал проводить работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Музей-усадьба Репина И.Е. «Пенаты». Однако необходимо учитывать, что для восстановления разрушавшихся на протяжении десятилетий дома и парка требуются не только средства, но и время: подготовка проекта реставрации и его согласование — это длительный и трудоёмкий процесс, который с марта 2020 года существенно затруднён в связи с введением в Петербурге карантинных мер. Процесс разработки проектной документации для такого значимого памятника истории и культуры, как музей- усадьба И.Е. Репина «Пенаты», требует соблюдения законодательства в области охраны объектов культурного наследия и согласования на разных уровнях.
Более того, любые действия на территории объекта культурного наследия, в том числе необходимые для поддержания его текущего состояния, могут быть осуществлены только после поэтапного согласования с КГИОП, что делает невозможным проведение «обычных» ремонтных работ».
Данное заявление отчасти стало ответом на претензии прокуратуры. Однако так и не прозвучали ответы на вопросы: почему министерство десятилетиями не выделяло требуемых средств и запрашивал ли Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств эти средства у министерства? И главный вопрос: почему пострадавшими стали научные сотрудники музея великого русского живописца?
Ольга ЯКОВЕНКО
Источник: «Правда»