Останутся ли родными «Пенаты»?

Останутся ли родными «Пенаты»?

Репинские «Пенаты» занимают особое место среди многочисленных достопримечательностей Петербурга и его пригородов. На фоне череды помпезных дворцов с их имперской роскошью усадьба великого русского живописца Ильи Ефимовича Репина стоит особняком. Дом и парк производят впечатление совсем другого рода: здесь что-то родное, даже домашнее не только для коренных ленинградцев, но и, пожалуй, для всех, кто с детства знаком с картинами Репина. «Пенаты» как будто пропитаны тем же светом и воздухом, чем-то неуловимо родным, что и полотна Ильи Ефимовича.

Однако в последнее время словосочетание «репинские «Пенаты» всё чаще звучит с тревогой о судьбе не только дома и парка, но и культурно-исследовательского центра наследия Репина, который работает в усадьбе много десятилетий.

Усадьба «Пенаты» была куплена Ильёй Репиным в 1899 году и обустроена по его планам. Сейчас «Пенаты» — это филиал федерального Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств. Принадлежность усадьбы «Пенаты» к Академии художеств закономерна. В 1899 году, когда Репин приобрёл участок земли, где позже будет выстроена усадьба «Пенаты», он уже был прославленным художником.

Здесь, в «Пенатах», Репин продолжает плодотворную творческую деятельность. По воспоминаниям современников, многочисленных гостей, стены мастерской всегда были заполнены этюдами и эскизами. Работа шла над несколькими картинами сразу, и здесь стояло несколько мольбертов с холстами. В мастерскую могли пройти гости дома, которым показывались картины. Репин мог работать и одновременно разговаривать с посетителями, слушая их мнение. Но над большими картинами он трудился в одиночестве и не показывал их до завершения.

В мастерской «Пенатов» были написаны картины «Какой простор!» (1903 год), «А.С. Пушкин на экзамене в Лицее 8 января 1815 года» (1911 год), «Манифестация 17 октября 1905 года» (1907—1911 годы), «Голгофа» (1921—1922 годы), «Гопак» (1927 год). По словам художника, в мастерской «Пенатов» он проводил лучшие часы своей жизни.

Вскоре после того, как Репин обосновался в «Пенатах», он стал профессором и руководителем художественной мастерской в Академии художеств, а с 1898 года — её ректором. Закономерно, что после смерти художника усадьба перешла в собственность Академии.

В конце прошлого года прокуратура выявила нарушения в содержании объекта культурного наследия федерального значения — музейного ансамбля «Усадьба И. Е. Репина «Пенаты», а именно неудовлетворительное состояние фасадов и помещений. А в нынешнем сентябре достоянием СМИ стало обращение в связи с расформированием в музее-усадьбе И.Е. Репина «Пенаты» научно-просветительского отдела и прекращением деятельности музея как всемирно-известного центра по изучению жизни и творчества И.Е. Репина.

Как свидетельствуют представители музейного сообщества, обращение циркулирует сейчас среди сотрудников многочисленных музеев города на Неве, под ним собирают подписи. В обращении, в частности, говорится: «Филиал Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты» (входит в список ЮНЕСКО как объект Всемирного значения № 267) является не только одним из интереснейших мемориальных музеев Санкт-Петербурга, но и всемирно известным исследовательским и консультационным центром по изучению жизни и творчества художника, который считается самой яркой и многогранной творческой личностью в истории русской живописи.

С 1 сентября 2020 года научно-просветительский отдел в музее-усадьбе И.Е. Репина «Пенаты» полностью расформирован. Руководителю отдела Татьяне Петровне Бородиной (заслуженный работник культуры, член ИКОМ при ЮНЕСКО, известный специалист по Репину, с музеем «Пенаты» связана вся её жизнь, работает в «Пенатах» с 1969 года) предложено или перейти в Научно-исследовательский музей на Университетской набережной, 17, на должность специалиста по научной работе (такая должность отсутствует в реестре должностей музейных сотрудников), или уволиться. Остальные служащие отдела (в недавнем прошлом — старшие научные сотрудники, а в настоящий момент специалисты по экспозиционно-выставочной деятельности) остаются работать в «Пенатах» в должности экскурсоводов, при том что в «Пенатах» с 1963 года отсутствует обслуживание посетителей экскурсоводами. Уже более пятидесяти лет успешно используется аудио-сопровождение на 9 европейских и восточных языках.

С введением предлагаемой реорганизации и такого штатного состава музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты» прекращает деятельность в качестве исследовательского центра по изучению жизни и творчества И.Е. Репина. Эту миссию музей выполняет уже в течение 57 лет и получил всемирную известность. В 2019 году, в преддверии 175-летия со дня рождения И.Е. Репина, востребованность музея «Пенаты» как исследовательского и консультационного центра ещё раз подтвердили многочисленные обращения специалистов из Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и других российских и зарубежных музеев, готовивших к публикации каталоги юбилейных выставок.

В научном отделе музея «Пенаты» осуществляются и запланированы серьёзные проекты. Необходимо произвести редактирование «Летописи жизни и творчества Репина» (три тома, 100 авторских листов готовы к редактированию), требует завершения и полный каталог живописных произведений И.Е. Репина (1240 номеров с полным научным аппаратом).

В перспективные планы музея входит составление сборника «Новое о Репине», Биографического словаря многочисленных гостей художника («Все побывали тут», — писал Репин), публикация огромной неизданной переписки, полной библиографии (подготовлены составленные картотеки) и некоторые другие проекты. Начато составление научного каталога художественного собрания музея. Интереснейшие документальные материалы, собранные в музее «Пенаты», позволят по-новому, без ретуши и лоска, осознать личность и творчество И.Е. Репина. Результатов исследовательской деятельности, которая проводилась и проводится в музее, ждёт всё научное сообщество специалистов по изучению русского искусства.

Для продолжения начатой работы отдел нуждается не в сокращении, а в увеличении персонала. Уничтожение музея «Пенаты» как центра по изучению жизни и творчества И.Е. Репина не поддаётся разумному пониманию и может рассматриваться как сознательное нанесение вреда развитию просвещения и фундаментальной науки в России.

Просим сохранить в музее-усадьбе И.Е. Репина «Пенаты» научно-просветительский отдел и его состав, что позволит завершить начатые проекты, а в дальнейшем продолжить деятельность по изучению жизни и творчества И.Е. Репина».

Ситуация вокруг музея Репина вызвала закономерный общественный резонанс. В ответ на него представитель Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, филиалом которого является музей-усадьба «Пенаты», так прокомментировал ситуацию:

«Так как музей-усадьба «Пе-наты» является структурным подразделением и не имеет самостоятельного баланса и лицевого счёта в федеральном казначействе, то все доходы и расходы от его деятельности являются общими с Научно-исследовательским музеем при Российской академии художеств. До 2018 года Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств не финансировался в необходимом ему объёме и не мог осуществлять в том числе работы по восстановлению усадьбы, что отрицательно сказалось на её состоянии.

С 2019 года Министерство культуры Российской Федерации осуществляет поэтапное плановое финансирование, основываясь на его реальных потребностях, и музей уже начал проводить работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Музей-усадьба Репина И.Е. «Пенаты». Однако необходимо учитывать, что для восстановления разрушавшихся на протяжении десятилетий дома и парка требуются не только средства, но и время: подготовка проекта реставрации и его согласование — это длительный и трудоёмкий процесс, который с марта 2020 года существенно затруднён в связи с введением в Петербурге карантинных мер. Процесс разработки проектной документации для такого значимого памятника истории и культуры, как музей- усадьба И.Е. Репина «Пенаты», требует соблюдения законодательства в области охраны объектов культурного наследия и согласования на разных уровнях.

Более того, любые действия на территории объекта культурного наследия, в том числе необходимые для поддержания его текущего состояния, могут быть осуществлены только после поэтапного согласования с КГИОП, что делает невозможным проведение «обычных» ремонтных работ».

Данное заявление отчасти стало ответом на претензии прокуратуры. Однако так и не прозвучали ответы на вопросы: почему министерство десятилетиями не выделяло требуемых средств и запрашивал ли Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств эти средства у министерства? И главный вопрос: почему пострадавшими стали научные сотрудники музея великого русского живописца?

Ольга ЯКОВЕНКО

Источник: «Правда»

Читайте также

В. Никитин. Будем памяти павших достойны! В. Никитин. Будем памяти павших достойны!
Дорогие соотечественники! 9 мая мы отмечаем всенародный праздник – День Победы. К сожалению, мы отмечаем его в боевых условиях. Империалисты-глобалисты развязали против России новую войну – ментальную...
9 Мая 2021
С Днём Победы! Иркутская область С Днём Победы! Иркутская область
Поздравление председателя Иркутского областного отделения ВСД «Русский Лад» Андрея Маслова с Днём Победы....
9 Мая 2021
А. Щербаков. Война кончилась... (Из воспоминаний) А. Щербаков. Война кончилась... (Из воспоминаний)
Санка Глухая… Это было, конечно, обидное прозвище. Редкое прозвище бывает необидным. Но только Санка, то есть Александра Ивановна Берестова, едва ли знала о нем. А уж не слыхала – совершенно точно. Он...
9 Мая 2021