Оправдание Иуды

Оправдание Иуды

Государственный театр наций показал спектакль «Горбачёв», поставленный латвийским режиссёром Алвисом Херманисом. Такой вызов общественному мнению безусловно заслуживает реплики. Именно реплики, а не рецензии, поскольку этот спектакль не имеет отношения к искусству — перед нами явный политический заказ.

Реабилитировать в глазах общества Горбачёва — задача не из лёгких. Слишком трагичны последствия его шестилетнего правления. Слишком свежи в памяти народа события тех безумных лет, завершившихся развалом СССР. В кратчайший срок этот партократ, пришедший к власти под лозунгом «Больше социализма», опорочил великую идею и обеспечил контрреволюционный переворот.

Пребывая в отставке, Горбачёв сделал ценное признание в том, что всегда был противником социализма. Это признание, просочившееся в одно из его заграничных интервью, конечно, нашло своё место и в книге его мемуаров, написанной, что называется, «на покое» в Германии.

Некоторые страницы этих воспоминаний и проиллюстрированы в спектакле «Горбачёв». Но не думайте, что речь идёт о политическом самоуправстве этого отщепенца. «Судьбоносные годы» горбачёвской биографии остаются за рампой. И вообще без политики лучше обойтись, если речь идёт о союзе двух любящих сердец. Ну не то чтобы совсем уж обойтись, но свести к минимуму её влияние на судьбы и отношения героев этой любовной истории. Их роман показан в развитии, акценты сделаны на борьбе за место под солнцем, что по нынешним временам весьма современно и востребовано молодёжью.

Собственно, это действо и рассчитано на молодых, в большинстве не знающих новейшей истории и не помнящих Горбачёва. Знают, пожалуй, что тот был первым и последним президентом СССР — вот и всё. Что-то такое негативное связано с этой фигурой — вокруг неё словно заговор молчания.

Да, именно по умолчанию существует он в истории нового российского государства, чего нынешняя власть допустить не может, ведь она обязана ему своим существованием. Значит, надо не просто привлечь внимание к фигуре этого предателя, но представить его как позитивную, яркую личность, человека в высоком смысле этого слова. И для начала такой пропагандистской кампании в защиту Горбачёва надо сосредоточиться на его семейной саге.

Правильнее было бы назвать этот спектакль «Горбачёвы»: в нём два равнозначных героя, которые живут в постоянном взаимодействии, в диалоге. Приём не новый, многократно использованный в театре. Здесь он отличается своим примитивизмом, отсутствием подтекстов и полутонов. Но к чему тут оттенки, полутона, если речь о метафизике любви — со студенческой скамьи и до гроба. Тут и конфликт невозможен при всей разности характеров.

Горбачёв, очеловеченный Евгением Мироновым, — добродушный позитивист, но тугодум. Зато Раиса Максимовна, воспетая Чулпан Хаматовой, при всём её заметном скептицизме — энергична и деятельна. Она остра, он несколько туповат. И вместе они генерируют идею гармоничного супружеского союза во славу семейных ценностей. Ибо что как не семья — оплот и смысл существования миллионов людей?

Это так близко и понятно каждому зрителю, что уже не важно, от кого исходит житейская мудрость и кто же эти «учителя жизни». Собственно, для режиссёра А. Херманиса как бы и не важны историзм всего происходящего и доподлинность персонажей. Декорация изображает гримёрку. Актёры, только что сидевшие у гримировочных столиков, порепетировали немного, входя в роли, — и вот обернулись к публике. Конечно, ни о каком портретном гриме и речи нет. Костюмы снивелированы — такое носили и в середине, и в конце минувшего века.

История любви и взаимной преданности, показанная в этом спектакле, словно вневременная — она может существовать без привязки к определённым времени и месту. Спектакль явно сделан «на вывоз»: эти «общечеловеческие ценности» всюду за рубежом найдут понимание и будут хорошо продаваться.

Однако подлинные намерения вдохновителей этого действа очевидны: «воздать должное» Горбачёву, вывести его из тени, в которой он теперь пребывает, и по возможности обелить, оправдать Иуду нашего времени.

Лариса ЯГУНКОВА

Источник: «Правда»

Читайте также

А. Маслов. О русской культуре замолвите слово! А. Маслов. О русской культуре замолвите слово!
В период с 22 февраля по 7 марта 2024 года на телеканале Россия-1 состоялись политические дебаты в поддержку кандидатов, выдвинутых на должность Президента Российской Федерации. Мне, как доверенному л...
28 марта 2024
В. Катасонов. Сталинская корпорация: как вершилось экономическое чудо по-советски В. Катасонов. Сталинская корпорация: как вершилось экономическое чудо по-советски
Что бы там ни говорили критики советской экономики, но сегодня становится ясно – она на поверку оказалась для нашей страны, выражаясь современным языком, более «конкурентоспособной», чем так называемы...
28 марта 2024
Тверь. Русские традиции для детей Тверь. Русские традиции для детей
26 марта 2024 г. в Тверском детском клубе «Истоки» руководитель регионального отделения «Русского Лада» Л.Т. Туровская и активист движения И.Б. Рыбкина провели праздник «Жили-были крестьяне» для детей...
27 марта 2024