Огонь сопротивления. О спектакле «Молодая гвардия» на сцене Иркутского ТЮЗа

Огонь сопротивления. О спектакле «Молодая гвардия» на сцене Иркутского ТЮЗа

Первая мысль, которая возникла возле афиши – «датский» спектакль, дань памяти Великой Победе, 75-летие которой мы отметили в минувшем году. Да, он вписывается в тему. Удивительно другое: иркутский театр взял к постановке один из культовых романов советской эпохи. Роман о краснодонцах не только пользовался популярностью, он был обязательным для прочтения у нескольких поколений старшеклассников, был экранизирован, фильм стал киноклассикой – что можно нового сказать сегодня этим романом?

Эпоха ушла в прошлое, унесла с собой идеалы ей присущие, а новая поспешила отказаться от прежней героики-патриотики, и мы сегодня не успеваем поражаться, насколько другим стало юношество, родившееся и выросшее во времена изменившихся ценностей.

С первых минут стало понятно, что режиссёр-постановщик, он же автор инсценировки, заслуженный работник культуры РФ Виктор Токарев в своём подходе к роману Александра Фадеева выбрал путь самый что ни на есть прямой: не соблазняясь жанром «по мотивам», не изощряясь в импровизациях, нередко ведущих к искажению смысла, заложенного писателем. Токарев как будто отодвинулся, полностью доверясь автору – это с одной стороны, с другой, не заискивая перед современным зрителем, он бесстрашно ввёл его в «трагедию героического сопротивления», точно прописав свою задачу на первой страничке театральной программки.

И спектакль получился пронзительным.

Зрители среднего и старшего поколения не могли сдержать слёз, подростки, заполнившие зал, в подавляющем большинстве не отрывали глаз от сцены, потому что это было невозможно – так играли актёры!

Когда в одну точку сходится всё: и сценарий, и режиссёрский замысел, и ясность актёрского понимания, что и как играть, судить о таком действе рассудочно тоже невозможно, требуется некоторое насилие над собой. Поэтому должна предупредить: мои заметки пройдут по касательной – удача есть удача, тут много слов не требуется.

Вот первая сцена: цветущая юность на цветущем лугу. Нежная, чистая лилия, которой так любуется Ульяна Громова (арт. В. Криницкая), как символ гармонии высокого неба, земного благоухания, полноты молодых чувств. И – грохот бомбардировщиков, заглушивший беспечный девичий смех. Они летят, чтобы смести всё это благолепие с лица земли… Сцена-пролог, от которой Токарев не отказался и поступил правильно.

Дальше всё идёт согласно логике внезапного нашествия: растерянность людей, неготовых ни стать жертвами, ни защищаться: уезжать – не уезжать? Всё-таки уезжать, бежать от беды! Горстка молодых, в том числе совсем юных краснодонцев принимает решение вступить в борьбу. Подполье, организованное партией и комсомолом, общее воодушевление, надежда на победу, клятва. Жажда жизни перерастает в жажду борьбы со злом, эту жизнь разрушившим, и всё подчинено единой цели.

Виктору Токареву удалось выбрать из романа Александра Фадеева ключевые эпизоды, соединить сюжетно так, что действие развивается быстро, упруго и остро, и укладывается в два часа с минутами. Антракта нет, его и представить нельзя в таком напряжении! Нельзя прервать звучащий набат.

Как говорить об игре актёров, если все играли с полной самоотдачей и при этом легко, не форсируя голоса, создавая непохожие характеры? Им оказалось по силам выразить лучшие молодые чувства: верность в дружбе, преданность в любви, не побеждённой подступившей смертью, нежность к матерям, обострённая болью за доставленные страдания. И даже великодушие к слабым, понимание, что кто-то не выдержит пыток…

В спектакле около пятидесяти действующих лиц: молодогвардейцы (их восемнадцать), матери, бабушки, жители шахтёрского города, несколько вражеских персонажей плюс массовка: красноармейцы, беженцы, раненые, военнопленные, торговцы на рынке. И всё это уместилось, ничто не показалось лишним! Конечно, кто-то провёл на сцене больше времени и притянул к себе больше внимания. Это совсем молодой П. Матушевич в роли Сергея Тюленина – пластичный, подвижный как ртуть, отчаянный, и более опытные – А. Стерелюгин – Олег Кошевой – убеждённый борец, постоянно думающий о подготовке диверсионных операций, о своих товарищах; Л. Ревтович – Любовь Шевцова – артистка, самая настоящая, притом талантливая во всех своих действиях; С. Павлов – Иван Туркенич – собранный, немногословный, сразу видно: человек с военным опытом… Можно продолжать, можно назвать и тех, кто занял всего несколько минут, но запомнился. Так, В. Безродных – заслуженному работнику культуры РБ, занятому в роли начальника шахты Андрея Валько, хватило времени, чтобы раскрыть характер спокойного, уверенного в своей правоте человека, и не подумавшего идти на сделку с врагом.

Материнская тема заслуживают отдельного слова. Мать Олега Кошевого, близкая по стойкости сыну (арт. М. Егорова); не умеющая сдерживать чувств мать Сергея Тюленина (арт. Е. Грищенко); горько раскаивающаяся в своей недогадливости, кем на самом деле была её дочь, мать Любы Шевцовой (арт. Т. Чадина) – такие разные, они сходятся в одном: не могут остановить своих детей на их геройском, но смертельном пути…

Фигуры матерей в траурном одеянии появляются дважды: вначале и в конце, закольцовывая таким образом действо великой материнской скорбью. К ним ручейками сбегаются дети – в первый раз словно из довоенных мирных дней, во второй – они уже ангелы, прилетевшие с утешением…

Я всё сидела и ждала, войдёт ли в спектакль отрывок о материнских руках, так хорошо помнившийся со школы? Если да, то как это будет сделано? И он прозвучал из уст Олега Кошевого, уже в финале, в сцене прощания с матерью, когда сын опустился на колени и припал к её рукам. И получилось очень естественно и сердечно.

Образы врагов-фашистов, майстера Брюкнера и вахмистра Балдера, пришедших покорять народ другой страны, вполне убедительны в исполнении заслуженных артистов РФ В. Привалова и Н. Кабакова. Жестокость, безжалостность, коварство – главные средства в подавлении сопротивления. Кажется, театр намеренно использовал плакатный приём в их изображении – он уместен.

Когда на сцене вырастает и делает шаг вперёд стена в латах и масках, за которыми не видно живых лиц, и какое-то время стоит в угрожающем молчании, это уже не просто зло, побеждённое много лет назад. Перед нами явление механической силы, образ мирового зла, способного возвращаться, когда появляются для него условия. Это фашизм, на наших глазах перевернувший Украину в ХХІ веке. Это его чёрные тени оживают и пытаются дотянуться до нынешнего Краснодона – города непризнанной Луганской Народной Республики!..

***

После премьеры мы побеседовали с автором спектакля Виктором Степановичем Токаревым, и он ответил на несколько вопросов.

– «Молодая гвардия» была выбрана для постановки не для того, чтобы поставить галочку в юбилейной теме. Даже молодые артисты не могут согласиться с переписыванием истории. Это посягательство на святое, на память о жертвах Великой Отечественной… Молодогвардейцы – и в этом я убеждён – великомученики, сознательно принявшие на себя страдания от пыток и истязаний. Такое представление о них стало объединительной идеей для всех участников спектакля. Ведь были задействованы не только профессиональные артисты. В массовках поучаствовала и театральная студия «АлександриЯ», и даже родители юных студийцев! Все отнеслись очень ответственно. Спектакль был подготовлен в год 75-летия Великой Победы, но из-за пандемии премьера была перенесена на 2021 год…

И потом, мы попали в ситуацию, когда современная молодёжь не просто не получает патриотического воспитания, она испытывает элементарный информационный вакуум, лишена подлинной истории своей страны. Театр юного зрителя никогда не отказывался ни от просветительной, ни от воспитательной задачи – посмотрите наш репертуар 93-го сезона: примерно половину в нём занимает отечественная классика. И должен сказать, мы находим понимание у государства. Ныне ТЮЗ получает финансовую поддержку от федерального центра: работает программа Министерства культуры РФ «Культура малой родины» – она для театров малых городов и ТЮЗов. Помогает и администрация Иркутской области. Так что двигаться дальше в этом направлении – возможность есть.

***

И снова возвращусь к спектаклю. Что всё-таки произошло в зале ТЮЗа им. А. Вампилова на премьере в эти дни? Почему хрестоматийное произведение из советского времени взволновало так, будто явилось что-то новое, и в то же время понятное всем и принятое всеми? И почему оказалось возможным объединить разные поколения единым переживанием? (В моей семье дед и 15-летний внук вышли из театра одинаково потрясёнными.)

Роман Фадеева, написанный по горячим следам событий, исторически достоверен и герои его настоящие, непридуманные. Писатель шёл не только от документов – оставались ещё конкретные свидетельства и живые свидетели высокой трагедии. Они-то и помогли перенести огонь, которым пылали сердца молодогвардейцев, из жизни на книжные страницы.

Этот огонь самопожертвования поднял роман над тем, что есть временное, например, идеологические рамки, характерные для определённой эпохи, и присоединил к тому, что незыблемо в национальной памяти – преклонению перед отдавшими жизнь «за други своя» – за свой народ, чтобы он не исчез с лица земли.

Этот огонь приглушился на какое-то время, но вот настал час, и он возгорелся снова – благодаря театру и его способности ощущать пульс времени.

Слёзы зрителей – они не только от проникновенной игры актёров, но и от горечи утраченного светлого романтизма, энтузиазма, упорства в устремлённости к большой цели. Но если молодёжь на сцене смогла сыграть такой спектакль, а молодёжь в зале смогла воспринять его, не означает ли это, что сопротивление злу, и не только в военное, но и в мирное время, например, противостояние «разрухе в головах», как выразился другой классик из других, похожих на наши разломных десятилетий, – не означает ли, что сопротивление возможно?..

Путь уже просматривается: не бояться прямых ответов на вызовы времени и объединяться для огромной восстановительной работы, черпая из духовного опыта прошедших веков всё созидательное, вытесняя всё разрушительное. Набатно прозвучавший на иркутской сцене спектакль «Молодая гвардия» зовёт в эту сторону.

Валентина СЕМЕНОВА

Читайте также

И.С. Бортников. Глухих степей незнаемый певец (к 200-летию И.С. Никитина) И.С. Бортников. Глухих степей незнаемый певец (к 200-летию И.С. Никитина)
 К огромному огорчению, следует признать, что в наш век всеобщего материального потребительства, замечательный самобытный русский поэт Иван Саввич Никитин действительно «незнаемый певец». Пресыще...
3 октября 2024
Новые испытания для Южной Азии Новые испытания для Южной Азии
Ярмо, накинутое на трудовой народ, никогда не падёт по милости имущего класса. Это показали события в Бангладеш. На Шри-Ланке измученное либеральными экспериментами население выбрало левого президента...
3 октября 2024
Нижний Новгород. «РусЛада» подарила радость в День пожилого человека Нижний Новгород. «РусЛада» подарила радость в День пожилого человека
1 октября, в День пожилого человека, творческое объединение «РусЛада» провело 2 концерта для пожилых людей в городском округе город Бор и в Володарском муниципальном округе. «Танцуйте и будьте счастли...
3 октября 2024