Огонь — на себя! 1 марта исполняется 20 лет массовому подвигу бойцов 6-й роты псковских десантников
Гвардии подполковник Марк Евтюхин, не обращая внимания на раны, под свист пуль и рассекающие осколки кричал в рацию: «Карат»! «Карат»! Я «Аврора»! ... лево 50! Огонь — на себя!!! Прощайте, мужики!» Хронометр засёк: 6 часов 10 минут 1 марта 2000 года. На этом связь прервалась, потому что в ярости Евтюхин расстрелял рацию.
…НА ВЫХОДЕ из Аргунского ущелья в Чечне почти сутки шла кровавая схватка 3200 боевиков и наёмников с девятью десятками десантников 6-й роты 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного Краснознамённого полка 76-й гвардейской воздушно-десантной Черниговской Краснознамённой дивизии. День был знаковым: приказом НКО СССР от 1 марта 1943 года №107 «за мужество и героизм личного состава, проявленные в ходе Сталинградской битвы», 157-я стрелковая дивизия преобразована в 76-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Приказ подписал Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами СССР И.В. Сталин. А пятьдесят семь лет спустя потомки бойцов Великой Отечественной войны бились насмерть с новыми врагами Отчизны. Все служили в 104-м гвардейском парашютно-десантном полку, который дислоцирован на берегу реки Черёха, что под Псковом, где 23 февраля 1918 года в первых боях родилась Красная Армия.
Осенью 1999 года командир 2-го батальона гвардии подполковник Марк Евтюхин — бывший член КПСС, навсегда оставшийся верен коммунистическим убеждениям, — собрал делегацию офицеров, старшин и рядовых, с которой выехал на место подвига Героя Советского Союза Александра Матросова в деревню Чернушки Локнянского района Псковской области. У монумента они дали клятву не посрамить честь гвардейцев и слово своё сдержали.
7 сентября того же года с территории Чеченской Республики в Дагестан ворвались тысячи боевиков и наёмников. Сюда перебросили части Воздушно-десантных войск. Началась вторая Чеченская война. В конце декабря 1999 года группировка 76-й гвардейской воздушно-десантной Черниговской Краснознамённой дивизии под командованием гвардии полковника Геворка Исаханяна совершила марш-бросок в 350 километров на высоте 2400 метров от населённого пункта Шали до перевала Харами. Десантники блокировали с трёх сторон город Ведено, вытеснив наёмников и боевиков в горные районы Чечни. За мужество и доблесть Геворк Исаханян получил звание «Герой России».
Исполнявший обязанности командующего объединённой группировкой войск на Северном Кавказе Герой России генерал-лейтенант Геннадий Трошев 21 февраля 2000 года принимал парад на аэродроме в Чеченской Республике в честь Дня защитника Отечества. В своей речи он сказал, что с боевиками покончено, остались лишь отдельные группы сопротивления, готовые сдаться. А стратегами «пятой колонны» уже была разработана программа по нападению на Дагестан, в которой попутно ставилась задача отомстить десантникам 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Главари боевиков, скрывавшихся в Аргунском ущелье, призывали своих «братьев» в Москве и Грозном не жалеть денег для освобождения Ичкерии.
Из Москвы поступил приказ генерал-лейтенанту Трошеву выставить роту псковских (!) десантников на выходе из Аргунского ущелья у селения Улус-Керт. Хаттаб и Басаев двинулись на Дагестан во главе отрядов числом 3200 наёмников и боевиков, чтобы захватить три населённых пункта, взять заложников и диктовать свои условия руководству России.
Десантникам не выдали разведданных, и они не знали о числе бандитов, двигавшихся им навстречу. 29 февраля в 12.20 разведдозор десантников столкнулся с передовым отрядом моджахедов, открыл по ним огонь, забросал их гранатами, двоих взял в плен. Боевики вопили, чтобы их пропустили, якобы «командиры договорились». Гвардии старший лейтенант Алексей Воробьёв, командовавший разведчиками, связался с гвардии подполковником Марком Евтюхиным, доложил обстановку. Тот вышел на связь с командованием группировки, откуда поступил приказ: «Предложить сдаться! В противном случае всех уничтожить!» По радиоперехвату он стал тут же известен Хаттабу, издавшему собственное распоряжение: «Смести с лица земли! Продолжить движение!» Завязался встречный бой, продолжавшийся около суток.
Десантники не отступили ни на шаг. Никто из гвардейцев не сбежал и не бросил оружия. Московские «бизнесмены войны» в бессилии не знали, что предпринять. Они запретили оказывать помощь роте десантников. Буквально рядом, в 5—10—15—20 километрах располагались группировки 76-й и 106-й гвардейских воздушно-десантных дивизий, несколько батальонов морской пехоты, группы спецназа ГРУ, дальнобойная артиллерия, авиация. В тот момент в Чеченской Республике находилось порядка 100 тысяч федеральных войск и войск МВД. Но они не получили приказа о поддержке 6-й роты.
Два 120-миллиметровых миномёта стреляли по десантникам из селения Сельментаузен, находившегося в тылу роты. Однако гвардейцы с высоты 776.0 не отходили. Вечером 29 февраля «Чёрный араб» бросил в бой отборные отряды «Джимар» и «Белые ангелы» по 600 человек, но и это не изменило ситуацию в пользу бандитов. Видя, что прорыв не удаётся, боевики обратились к десантникам, предлагая десятки миллионов долларов за проход. Раньше подобные предложения принимались. Но десантники 6-й роты не поддались и решили стоять, пока не подойдёт подкрепление. На помощь в 3 часа ночи прибежали 15 разведчиков 4-й роты во главе с гвардии майором Александром Доставаловым. Метров восемьсот не дошли до места боя 35 разведчиков с командиром Сергеем Бараном, когда ему по рации поступил приказ: «Прекратить движение!»
— Пришла первая рота. Если бы в ночь с 29-го на 1-е решились на прорыв, оставались шансы живых и раненых вытащить оттуда. Не такие великие потери были бы. Но... не пустили нас. Кто не пустил — неизвестно. Начальнику разведки просто сказали: «Давай обратно». И оставили всех своих там... — рассказывал разведчик Александр Хоботов.
По воспоминаниям чудом оставшегося в живых гвардии старшего сержанта Героя России Александра Супонинского, бандиты шли в атаку практически без остановки.
— Только отобьём один вал, накатывается следующий. Шли в полный рост с криками «Аллах акбар!». В разных местах завязывались рукопашные схватки. Был рядом с подполковником Евтюхиным, майором Доставаловым, капитаном Романовым, когда 1 марта боевики находились в десятках метров. Мы слышали их разговоры. Думал покончить с собой, чтоб не попасть в плен, — с волнением говорил Супонинский. — Утром погибли Евтюхин и Доставалов, несколько десантников. Нас осталось трое: гвардии капитан Виктор Романов, Андрей Поршнев и я. У Романова взрывом мины оторвало ноги, но он находился в полном сознании, приказал нам уходить, добавив: «Хоть вы останетесь живы…» Мы с Андреем, раненные, скрываясь за деревьями, спустились к своим.
Десантники 6-й роты стояли насмерть. Раненый гвардии старший сержант Сергей Медведев бросился с гранатой в гущу врагов. Память о нём хранят в городе Бийске Алтайского края. По приказу лейтенанта Кожемякина бросился за помощью гвардии ефрейтор Александр Лебедев, но нарвался на боевиков. Расстрелял всю пулемётную ленту и рванулся с гранатой на боевиков. Он из деревни Подбережье Псковского района. Обоим было присвоено звание «Герой России» (посмертно). Гвардии лейтенанта Дмитрия Кожемякина наёмники хотели взять в плен, но мастер спорта по рукопашному бою сразил насмерть 11 бандитов. Ему выстрелили из подствольного гранатомёта прямо в грудь. При зачистке высоты уже мёртвому Марку Евтюхину выстрел сделали в висок.
Раненого Евгения Владыкина пытали, требуя выдать расположение 6-й роты. Он ничего не сказал. Десантника раздели, избили, прикладом проломили череп. Наёмники считали, что убили, а он утром очнулся, снял сапоги с мёртвого Сергея Бакулина, взял бушлат, брюки, пулемёт и вышел к своим. Раненый Вадим Тимошенко спрятался в ветвях срубленной снарядом верхушки бука, увидев, что боевики двинулись на зачистку. Когда стало тише, он выбрался в расположение группировки. На пулемётчиков Романа Христолюбова и Алексея Комарова утром 1 марта вышел тяжело раненный гвардии старший лейтенант Алексей Воробьёв: оказалось, что у него перебита аорта на ноге. Он приказал товарищам идти за помощью. Те вернулись с подмогой через 4 часа, но было поздно. Воробьёв истёк кровью.
В бою на выходе из Аргунского ущелья 6-я рота уничтожила свыше 1500 головорезов, но и смертью храбрых пали 84 десантника. 22 присвоено звание «Герой России», из них 21 — посмертно, 68 стали кавалерами ордена Мужества, 63 — посмертно.
Героями России (посмертно) стали все 13 офицеров 6-й роты: гвардии подполковник Марк Евтюхин (Йошкар-Ола, Республика Марий Эл), гвардии майор Сергей Молодов (п. Чвакуш, Челябинская область), гвардии майор Александр Доставалов (Уфа, Башкортостан), гвардии капитан Роман Соколов (Рязань), гвардии капитан Виктор Романов (п. Сосьва, Свердловская область), гвардии старший лейтенант Алексей Воробьёв (Псков — с. Кандауровка, Оренбургская область), гвардии старший лейтенант Дмитрий Петров (Ростов-на-Дону), гвардии старший лейтенант Андрей Панов (Смоленск), гвардии старший лейтенант Андрей Шерстянников (Усть-Кут, Иркутская область), гвардии старший лейтенант Александр Колгатин (Камышин, Волгоградская область), гвардии лейтенант Олег Ермаков (Брянск), гвардии лейтенант Александр Рязанцев (д. Войново, Орловская область), гвардии лейтенант Дмитрий Кожемякин (Ульяновск — Санкт-Петербург).
Мною совместно с членом Союза писателей России Владимиром Клевцовым по просьбе командира 76-й гвардейской воздушно-десантной Черниговской Краснознамённой дивизии (1995—2005) гвардии генерал-майора С.Ю. Семенюты написана книга «Шаг в бессмертие» о подвиге 6-й роты, где собраны очерки обо всех героях-десантниках. Она была представлена 18 апреля 2008 года Героем России генералом В.А. Шамановым на вечере памяти 6-й роты на комплексе «Поклонная Гора» в Москве. Опубликованные факты полностью соответствуют действительности.
Олег ДЕМЕНТЬЕВ, г. Псков
Источник: «Правда»