Одними чаяниями со страной и народом

Одними чаяниями со страной и народом

Почётную и трудную профессию писателя, о существе которой он говорил в своей речи на Первом Всесоюзном съезде советских писателей, опубликованной в «Правде» 28 августа 1934 года, Борис Лавренёв, чьё стотридцатилетие со дня рождения приходится на эти июльские дни, выбрал осознанно. Впрочем, здесь уместно будет сказать, что и сама профессия, а если точнее — призвание однажды выбрало его.

И надо отметить, что в большую литературу он пришёл человеком по годам и облику в общем-то молодым, но, с учётом пройденного жизненного пути, достаточно зрелым. За плечами у него были и юношеские мечтания, и первый морской поход, когда он в гимназические годы сбежал из дома в Херсоне и подвизался на судне «Афон», доставившем его в Александрию. И учёба на юридическом факультете Московского университета, благополучно завершившаяся в 1915 году. И ныряние «вниз головой в эгофутуристское море». И опыт участия в Первой мировой войне, где он прочувствовал на себе газовую атаку противника, досыта накормившую его «вонючим завтраком». И участие в Февральской революции, когда ему пришлось быть комендантом штаба революционных войск московского гарнизона и адъютантом коменданта Москвы. И пристальное восприятие Октября, который на некоторое время выбил Бориса из колеи. И бои Гражданской войны, и штурм петлюровского Киева, и борьба за Крым, и комендантство в Алуште, и командование артиллерийской обороной на участке Алушта — Гурзуф, и уход в июне 1919 года из Крыма под натиском белых. И отправка в Ташкент, куда он прибыл в январе 1920 года и где был военным комендантом. И служба в распоряжении Туркфронта и его газеты «Красная звезда», совмещавшаяся с работой в «Туркестанской правде»… Что и говорить, в начале двадцатых годов прошлого столетия был Борис человеком, многое повидавшим, пережившим и обдумавшим. Успел он к тому времени заявить о себе и как публицист, удачно выступавший на страницах периодической печати.

Большое влияние на молодого литератора, бесспорно, оказала Первая мировая война. Она дала ему тот начальный толчок, определивший предмет его творческих исканий. С военной тематикой Лавренёва будут связывать тесные узы. «Я никогда не жалел и не пожалею о том, что вместе с миллионами простых людей, одетых в серые шинели, прошёл сквозь бессмысленный кошмар последней войны царизма, — писал Борис Андреевич в «Автобиографии», датированной 1957 годом. — От войны я получил бесценный дар — познание народа. <…>

Только на войне я постиг эту «загадочную» душу, в которой не оказалось никакой загадки. Была народная душа придавлена тяжким камнем горя, нищеты и бесправия, но под этим камнем таилась и дремала до времени могучая сила. Была эта забитая душа полна природного благородства, ласки, благодарности, тёплой человеческой привязанности ко всякому, кто обходился с ней по-человечески. И жила в ней готовая прорваться жаркая ненависть к угнетателям и неистребимая надежда найти спрятанную от простого люда великую правду, которая яркой звездой взойдёт над землёй и одарит всех несказанным счастьем».

Говоря же о приходе Лавренёва в литературу, повторю, что Великий Октябрь «на некоторое время выбил Бориса из колеи». Да, так было. Имелась у этого обстоятельства и своя конкретная подоплёка.

Дело в том, что в молодые годы Лавренёв был далёк от политики. Воспитывавшийся в семье преподавателя русской словесности, он с юности был книгочеем и грезил о море, путешествиях, словом, был увлечённым человеком, романтиком. Потому, наверное, уже в четырнадцатилетнем возрасте он пишет свою первую, раскритикованную отцом поэму «Люцифер», тяготеет к поэзии, живописи, с которой, кстати, не расстанется и в последующие годы, к театру, то есть к культуре в её самом широком понимании.

Нельзя не учесть и самую атмосферу, царившую в обществе в 1917 году. Всё громыхало, кипело, и нелегко было в том потоке информации разобраться даже вполне образованным молодым людям, каким являлся Лавренёв. Замешательство его было вполне объяснимым, о чём он и поведал в 1958 году в «Короткой повести о себе»: «Октябрь на некоторое время выбил меня из колеи. Собственно, не сам Октябрь, а то, что за ним последовало. Демобилизация армии при незаконченной войне, резкие эксцессы, порождённые накипевшей свинцовой ненавистью солдатской массы к любому носителю офицерских погон, немецкое наступление на Украину, Брестский мир, трагическая гибель Черноморского флота — всё это показалось мне непоправимой катастрофой, окончательной гибелью России. Я не мог разобраться в политике большевиков, хотя она привлекала меня уже тем, что большевики не продавали и не собирались распродавать родину оптом и в розницу, наплевав на национальное достоинство, англо-французам, германо-американцам и прочей хищной сволочи, тянувшей лапы к народному достоянию и народной чести.

В растерянном душевном состоянии, с трудом и риском я пробрался в сентябре 1918 года в родной Херсон. В дороге услышал об убийстве Урицкого и покушении на Ленина. Индивидуальный террор казался мне всегда проявлением истерической глупости и недомыслия, и это известие очень взволновало меня. В 1917 году 4 июля мне удалось слышать коротенькую речь Владимира Ильича, сказанную им кронштадтским морякам с балкона дворца Кшесинской. Эта речь произвела на меня громадное впечатление силой внутренней убеждённости, неотразимой точностью мысли, величием души и ума Ленина».

Помочь же развеять сомнения Борису смог мудрый отец, слова которого далее и приводил в вышеназванной небольшой автобиографической повести Лавренёв: «Видишь ли, сынок!.. Самое святое, что есть у человека, — это родина и народ. А народ всегда прав. И если тебе даже покажется, что твой народ сошёл с ума и вслепую несётся к пропасти, никогда не подымай руку против народа. Он умнее нас с тобой, умнее всякого. У него глубинная народная мудрость, и он найдёт выход даже на краю пропасти. Иди с народом и за народом до конца!.. А народ сейчас идёт за большевиками. И, видно, другого пути у него сейчас быть не может!»

Так, совершенно сознательно Лавренёв стал поддерживать большевиков. А в годы Гражданской войны он воочию смог увидеть и тех, кто боролся за установление нового справедливого общественного строя. О них он и напишет первые свои прозаические произведения, повести «Звёздный цвет», «Ветер» и «Сорок первый», сделавшие автора известным и показавшие незаурядный талант молодого писателя, реалистично отображавшего жизнь, но и не лишённого при этом романтических настроений.

Немаловажно отметить и то, что Лавренёв, будучи искренним сторонником Советской власти и человеком прекрасно образованным, хорошо знавшим основы марксистско-ленинского учения, часто обращавшимся к трудам В.И. Ленина, в ряды ВКП(б) — КПСС так и не вступил, на протяжении всей жизни оставаясь беспартийным. Но Лавренёв всегда писал «неостывающим пером советского писателя», строго придерживался партийной линии, жил одними чаяниями и настроениями со своей страной и народом. При этом Лавренёв не терпел людского равнодушия, не прощал подлости, всегда оставался борцом страстным и целеустремлённым, врагом безыдейности, мещанства, безнравственности и пошлости.

Незадолго до смерти Лавренёв с особой гордостью в своей «Автобиографии» писал: «Я советский писатель. Всем, что я мог сделать в литературе и что, может быть, ещё успею сделать, борясь с возрастом и болезнью, — всем я обязан народу моей родины, её простым людям, труженикам, бойцам и созидателям. Они учили меня жить и мыслить вместе с ними, они указывали мне дорогу, бережно поддерживали на ухабах, жёстко, но дружелюбно наказывали за ошибки».

Более тридцати лет посвятил Лавренёв активной творческой деятельности в области художественной прозы и драматургии. Созданные им творения самобытны, уникальны, творческая индивидуальность Лавренёва в них ярко выражена. Писал он просто, но прекрасно, цветисто, отдавая предпочтение слову и словесным упражнениям, не чураясь эмоциональных вкраплений и лирических отступлений, подчёркивавших незаурядный талант мастера. Произведения его читались и читаются легко, непринуждённо; в них нет каких-то обременительных мотивов и интонаций, надрывности, они понятны и несут в себе положительный заряд даже тогда, когда в них отражена суровая правда жизни, наполненная горечью и драматизмом.

Лавренёв был предельно взыскательным творцом. «В литературе, как и в жизни, я не выношу позёрства, шаманства, фокусничества, зазнайства, — писал Борис Андреевич в «Автобиографии». — Не люблю, когда писатели носят самих себя, как некие драгоценные сосуды, и не говорят по-человечески, а изрекают и прорицают. Я люблю живой народный язык, берегу его чистоту и борюсь за неё. Мне физически больно слышать изуродованные русские слова: «учёба» вместо «ученье»; «захороненье» вместо «похороны»; «глажка» вместо «глаженье»; «зачитать» вместо «прочитать» или «прочесть». Люди, которые так говорят, — это убийцы великого, могучего, правдивого и свободного русского языка, того языка, на котором так чисто, с такой любовью к его живому звучанию говорил и писал Ленин».

Лавренёв известен и как один из зачинателей советской маринистики — литературы о людях моря и флота, о героических характерах, овеянных романтикой революционной борьбы и мирного созидательного строительства. «Любовь к свободе впитывали мы с молоком матери, — вспоминал Лавренёв годы спустя, — а вырастая, учились сознательно любить свободу, искать её, сражаться за неё, учились на примерах прадедов, дедов и отцов. Героями наших детских мечтаний были Хмельницкий, Палий, Сирко, Богун и несравненный Тарас Бульба, которого я и мои друзья мальчишки отказывались признать выдумкой Гоголя. Для нас это был живой человек, образец доблести и рыцарства.

До 16 лет я хотел стать художником. Но пришла первая влюблённость, а с ней первые стихи. Никому не показывая их и лишь очень редко печатая, я писал стихи до 1923 года, а потом окончательно перешёл на прозу. Но занятия живописью отразились на литературной работе в живописной яркости словесных пейзажей, в раннем периоде переходившей в неумеренную цветистость. Впоследствии я стал понимать, что проза тем сильнее, чем она сжатей, экономней и чем больше она подчинена основной строгой словесной архитектонике. Слишком яркие перья прозе не пристали.

Вырос я у Чёрного моря. Полюбил его с первого взгляда и навсегда верной любовью однолюба. Люди моря свободолюбивы, горды, прямы, и в них нет тех свойств, за которые я отказываю человеку в имени человека: трусости, подхалимажа и карьеризма».

Одним из заметных произведений писателя о людях моря можно назвать небольшую повесть «Марина», написанную им под впечатлением от пребывания в Евпатории, куда он попал на лечение, когда весною 1916 года испытал на себе газовую атаку противника.

Долгое время бытовало мнение, что повесть целиком автобиографична. Но Лавренёв развеял это недоразумение. В письме к одному из исследователей его творчества он писал: «Ради бога, не впадайте в обычное заблуждение относительно автобиографичности «Марины». Клянусь всеми страшными клятвами, что биография героя «Марины», как и биография самой Марины, со мной никакого соприкосновения не имеют. Канву этой истории мне рассказал в 1919 году мой сослуживец по штабу береговой обороны Крыма, действительно бывший кавалерийский корнет Клепцов. Я развернул эту историю вширь и из озорства, простительного молодости, повел её от первого лица, даже взяв для героя свою собственную фамилию».

Сюжет этой повести романтичен и наполнен удивительным светом, буйством красок и человеческих страстей, солнцем и «голубым хрусталём» Чёрного моря. А рассказана в повести история необыкновенной и пылкой любви офицера-фронтовика и простой девушки — рыбачки Марины, жительницы Евпатории. И ради этой любви герой повести отказывается от встреч «со своими», пренебрегает дворянскими сословными предрассудками. Любовь к гордой и свободолюбивой Марине, порождению моря и ветра, девушке из народа, приведёт корнета к столкновению с «обществом господ офицеров» и к досрочному отзыву на фронт. Но и там, вдали от прекрасной Евпатории, на дорогах империалистической и Гражданской войн, он, корнет, а затем красный командир, пронесёт эту любовь, как свет негаснущей звезды, как шум «солёного ветра», проносящегося над Чёрным морем.

«Марина» появилась в печати в 1924 году и сразу же вызвала немало споров. Критики упрекали тогда Лавренёва в незначительности содержания повести, в условной романтичности, книжности сюжета. Но не вызывает сомнений то, что этой повестью Лавренёв заявил о себе как талантливый писатель, которого отличает романтический строй речи и которому близка стихия высоких чувств и порывов. Повесть эту можно рассматривать и как пробу пера перед показом большой и сложной картины жизни, которую развернёт писатель перед читателем в своих лучших повестях — «Ветер» и «Сорок первый», а также в героико-революционной драме «Разлом», завоевавших всенародное признание.

Особняком в творчестве Лавренёва стоит повесть «Сорок первый», написанная в 1924 году в Ленинграде, в которой он рассказывает об истории рыбачьей сиротки из-под Астрахани, ставшей бойцом Красной Армии, — Марютки, воевавшей в Туркестане. А ещё это драма о судьбе комиссара «малинового» Евсюкова, Марютки и двадцати трёх бойцов, ушедших «на север, в беспросветную зернь мёрзлых песков», о том, как пришлось им выполнять свой революционный долг.

Крайне интересен образ Марютки, любимым выражением которой было — «рыбья холера», которое она, прекрасный стрелок, не выпускавшая из рук своей винтовки, прибавляла тогда, когда, находясь всегда при комиссаре, уничтожала очередного врага революции: «Тридцать девятый, рыбья холера. Сороковой, рыбья холера». Но на сорок первом, оказавшемся гвардии поручиком Говорухой-Отроком, её выстрел приносит ей личное горе.

Ситуация такова, что, выполняя задание комиссара Евсюкова по доставке белогвардейского поручика в фронтовой штаб, находившийся в Казалинске, бот, шедший по Аралу, терпит крушение и Марютка остаётся с молодым поручиком наедине на одном из островов Аральского моря. У них возникает чувство, они полюбили друг друга. Но, когда он увидит долгожданный бот и закричит: «Урр-ра!.. Наши!.. Скорей, господа, скорей!», она, вспомнив задание Евсюкова, кричит ему в спину ответные слова: «Эй, ты… кадет поганый! Назад!.. Говорю тебе — назад, чёрт!» И следует тот самый, роковой, сорок первый выстрел…

Случившаяся человеческая трагедия лаконично, но так искренне описана автором. «Родненький мой! Что ж я наделала? Очнись, болезный мой! Синегла-азенький!» Лавренёв показал правдивую историю, высветившую тот непростой выбор, который сделала в общем-то малограмотная, но честная и отчётливо услышавшая зов революции Марютка, выполняя свой революционный долг.

Повесть эта и поучительна, драматична и светла одновременно. С её написанием, при том что и ей досталось от ретивых критиков, Лавренёв убедительно подтвердил своё бесспорное писательское мастерство. И опять же, в ней мы видим море — суровое холодное Аральское море. Писатель не изменяет своей давней страсти.

Многие темы поднимал Лавренёв в своём творчестве. О развитии противоречий в семье, об отношении к быту и культуре говорил писатель в повести «Гравюра на дереве», увидевшей свет в 1929 году, но и сегодня заслуживающей современного осмысления. В ней показан директор треста Кудрин и его жена, обнажены их диаметрально противоположные морально-психологические и эстетические взгляды. По сути перед нами предстают люди, делавшие революцию, искренне считающие себя первопроходцами новых путей, но на очередном витке революции остановившиеся в своём культурном росте и начинающие обкрадывать и себя, и других. Это обстоятельство, говорит нам писатель, может быть причиной конфликта в новых условиях. И природа таких конфликтов очень занимала Лавренёва, пытавшегося в те годы постичь духовно-нравственный облик своих современников.

Эта тема актуальна и сегодня. Люди меняются. Кого-то вплотную накрывает мещанство. Кто-то становится циником и эгоистом. А некоторые начинают страдать манией величия, воображая себя выдающимися революционерами и радетелями за народное счастье. Что ж, это не ново. Об этом писал Лавренёв. Вот и нам, нынешним коммунистам следует не расслабляться и держать ухо востро, почаще прислушиваясь к таким классикам, каким и является Борис Андреевич.

Велика роль Лавренёва и как драматурга. Его по праву, наравне с В. Билль-Белоцерковским с его «Штормом», Л. Сейфуллиной, создавшей «Виринею», Вс. Ивановым, написавшим «Бронепоезд 14-69» и К. Тренёвым с его «Любовью Яровой», принято считать зачинателем советского драматического искусства, всегда нёсшего людям высокую духовность.

Драма Лавренёва «Разлом», пожалуй, более чем какая-либо из пьес двадцатых годов основана на реальных фактах. Хронологические рамки этого произведения точно обозначены. Действие первого акта приходится на 3 июля 1917 года, а в финале «Заря», подобно своему прототипу — крейсеру «Аврора», идёт в Петроград, дабы участвовать в Октябрьском штурме.

Однако Лавренёв готовил не исторический очерк. «Если бы я использовал целиком имевшийся у меня исторический материал октябрьской истории «Авроры», — писал он в статье, опубликованной в октябре 1927 года в «Красной газете», — я написал бы не пьесу, а четырёхактный стенографический отчёт происшествий на крейсере за период апрель — октябрь 1917 года. <…>

Поэтому я положил в основу драматургического узора пьесы только один бесспорно исторический факт — попытку взрыва «Авроры» адской машиной и на этом факте построил свободную драму».

История офицерского заговора становится в пьесе главным драматургическим мотивом. Но массовые сцены на корабле не затмевают сцен из жизни семьи Берсеневых. Лавренёв тем самым говорит зрителю о том, что в конкретных исторических обстоятельствах испытание проходит и отдельный человек, и вся матросская масса. Это и есть тот «разлом», как в сознании, так и в психике.

Блестяще Борис Андреевич показывает все сюжетные линии, сопровождающие положенную в основу пьесы историю. Ликвидация заговора и готовность идти на помощь восставшему Петрограду становятся тем итогом, который давался нелегко, а в острейших коллизиях, которые разрешаются победой над иллюзиями и предрассудками, а также освобождением от анархизма и ростом политической сознательности, дисциплины, решимости и сплочённости.

«Разлом» — это пьеса, где мы видим события, или, как писал Лавренёв, «процесс расслоения, который разделил комсостав флота на принявших революцию и пошедших с оружием на неё», и где показан как бы срез, воссоздающий картину общественных коллизий на примере семьи капитана Берсенева. В том-то и своеобразие художника Лавренёва, что он не мыслил своей работы без представления конкретного человека, его жизненных дорог, переживаний, радостей. Нельзя познать время в отрыве от отдельно взятых человеческих судеб, вылепленных Лавренёвым реалистично и как-то по-особому тепло, без излишней пафосности.

Революционной драмой «Разлом», последовавшей за его же «Мятежом», Лавренёв заявил о себе как о драматурге. А затем напишет пьесу «Враги», в 1942 году — пьесу «Песнь о черноморцах», в 1945-м появляется прекрасная пьеса о проблемах морали и этики и подлинном товариществе моряков Военно-Морского Флота «За тех, кто в море», удостоенная в следующем году Сталинской премии первой степени. В 1949-м, обличая заправил американского империализма, но испытывая при этом сочувствие к простым американцам, он пишет драму «Голос Америки», удостоенную годом позже Сталинской премии второй степени. Вышла из-под пера мастера и пьеса «Лермонтов», в которой он пытается представить историю последних пяти лет жизни великого поэта.

Каждая из этих пьес заслуживает особого разговора. Создавались они в разных обстоятельствах, и темы их Лавренёв продумывал тщательно. Интересна история заблуждений в погоне за мнимой славой капитан-лейтенанта Боровского, о которой поведал нам драматург в пьесе «За тех, кто в море». Много чего можно почерпнуть и сегодня при знакомстве с «Мятежом» и «Врагами», «Голосом Америки». Увы, эти замечательные пьесы не ставятся на современной российской сцене. Благо в советские годы книги Лавренёва издавались огромными тиражами вплоть до последних советских лет. Они имеются в библиотеках по всей нашей огромной стране.

Куда сложнее найти публицистику Лавренёва, а ведь и в этом направлении он работал так же страстно, как и в прозе и драматургии. Были в жизни писателя такие времена, когда его публицистика становилась мощным оружием. В связи с этим хотелось бы остановиться на статье «Человек-зверь», появившейся в «Правде» 17 августа 1941 года. С ленинской «Правдой» у Лавренёва были многолетние добрые отношения. В главной газете страны писателю неоднократно представляли возможность выступить и поделиться с читателями своими мыслями.

Чем же примечательна эта статья, родившаяся у писателя в то трагическое время? А тем, что автор очень подробно и гневно показывает зловещую фигуру Гитлера, прослеживая тот путь, что привёл последнего к превращению в зверя и людоеда, называя при этом имена тех, кто ему на этом пути помогал.

«Он решил, что наступила пора привести в исполнение чёрный бред его книги об истреблении и обращении в рабство советского народа, — писал в этой статье Лавренёв. — Он вероломно, из-за угла, напал на нас. И тут впервые чёртова мясорубка заскрипела, затрещала, осеклась. Она налетела на невиданное сопротивление народа, который за свою славную многовековую историю никогда не клал свою шею в ярмо завоевателя. <…>

И на неё (Советскую страну. — Р.С.) смотрит из Берлина мутными гляделками палача её хозяин. И впервые за всю его жизнь в этих гляделках появилась тень мысли. Мысль эта рождена страхом, животным страхом пойманного за руку убийцы. Он видит свой конец, этот чемпион преступлений, лжи и подлости, атаман выродков, который называется «фюрером» Германии.

Фашистскую гадину нужно раздавить, и она будет раздавлена во имя здорового будущего человечества».

Как писал друг Бориса Андреевича писатель П. Лукницкий, «даже в почтенном возрасте Лавренёв оставался молодым душою». Между тем в последние годы Лавренёв серьёзно болел, но планы его творческие были внушительными. Он хотел написать большое эпическое полотно о былинном мужестве и стойкости советских моряков и пехотинцев, артиллеристов и лётчиков. С этой целью писатель собирал фактический материал, обращаясь для этого к участникам прошедшей войны. Маринист, он вновь рвался к морю, приезжал в Севастополь, осматривал места боёв, беседовал с их участниками. Было уже дано и название новому роману: «Возвращение в Итаку». И к концу 1958 года роман был практически готов. В начале января 1959-го Лавренёва не стало.

Проходят годы, а имя этого большого художника продолжает жить. Живут его книги и снятые по ним прекрасные художественные фильмы.

Руслан СЕМЯШКИН

Источник: «Правда»

Читайте также

Прогнозы Льва Гумилёва сбываются Прогнозы Льва Гумилёва сбываются
Рады сообщить, что в разделе «Библиотека» нашего сайта размещена книга красноярского исследователя Евгения Альбертовича Евтушенко «Пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилёва: осмысление и попытка пр...
16 января 2025
Могут ли западные «правые» быть друзьями России? Могут ли западные «правые» быть друзьями России?
В последнее время в России активно пропагандируется точка зрения, что ультраправые силы в Европе и США (включая Трампа) – чуть ли не наши друзья. Или, во всяком случае, что они для нас лучше, чем суще...
16 января 2025
От Вислы до Одера за 23 дня От Вислы до Одера за 23 дня
Пройти за три с небольшим недели почти всю территорию Польши. Прорвать семь оборонительных рубежей гитлеровцев. Развить при этом темпы наступления до 30 километров в сутки, то есть сравнимые с «блицкр...
16 января 2025