Общая беда сплотила жителей Иркутской области
Масштаб трагедии, которую этим летом переживает Иркутская область, в настоящее время трудно оценить. Потери будут исчисляться не только миллионами рублей, но и, к сожалению, человеческими судьбами. Общая беда сплотила всех жителей Приангарья. Сибиряки сумели вовремя мобилизоваться, стать единой командой и самоотверженно бороться за жизнь своих земляков.
Активное участие в отправке грузов гуманитарной помощи пострадавшим от паводка приняла вице-спикер Законодательного собрания Ольга Носенко. Она передала пакеты с вещами, денежные средства, продукты и медикаменты.
– Из бюджетов всех уровней необходимо выделить достаточно средств на восстановление инфраструктуры и домов в разрушенных населенных пунктах. Нельзя скупиться на помощь пострадавшим, нужно максимально задействовать средства Резервного фонда Иркутской области. – поделилась мнением Ольга Носенко.
Один из тех, кто координирует сбор средств на пункте по сбору гуманитарной помощи в Иркутске, – депутат ЗС Анатолий Обухов. Он сообщил, что вместе с коллегами информирует местное населения о пунктах выдачи гуманитарной помощи, ведет мониторинг цен на продукты питания и на авиаперелеты.
Депутаты Заксобрания Илья и Павел Сумароковы, руководители СХПК «Усольский свинокомплекс», приняли решение оказать посильную помощь людям, которые очутились в беде. В Тулун оправилась машина предприятия, которая доставит в город 3328 бутылок питьевой воды.
«Поздно вечером машина «Усольского свинокомплекса» с питьевой водой прибыла на место. Разгрузили с помощью местных жителей. Люди знают, что их не оставят в беде и будет оказана помощь», – отметил на своей странице в соцсети Павел Сумароков.
Один на один с бедой не оставил своих земляков депутат третьего созыва областного парламента Денис Шершнев. В первые дни природной катастрофы он побывал в населенных пунктах Тулунского района, где из-за дождей из берегов вышли Кирей и Ия.
– Позвонил всем с просьбой помочь тем, кто пострадал из-за паводка. Куйтун отправил водовозы в тулунский микрорайон Угольщиков, а также районы Гидролизный и ЛДК. Житель Куйтуна Максим Стогний дал свой грузовик, чтобы привезти в Тулун воду, хлеб и другие продукты питания. Глава Каразейского сельского поселения Ольга Жигман прислала машину с вещами, продуктами и водой. Связался с мэром Саянска Олегом Боровским. В результате тулунчане получили помощь от саянцев. Также пришли продукты, вещи и вода из Иркутска, Черемхова, Братска, Усть-Кута. То есть откликнулись все. Хорошо, что есть неравнодушные люди. Работаем дальше! – поделился информацией Денис Шершнев.
***
Главная причина – осадки
С 25 июня часть Иркутской области находится во власти наводнения — сильнейшего за последние 180 лет. За всю историю наблюдений, уровень воды в реках Тулуна таких значений, как при наводнении этого года, не достигал никогда.
Заслуженный метеоролог России Владимир Гонтарь, много лет отработавший в Управлении по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, сейчас находится на заслуженном отдыхе, но, конечно, следит за новостями о наводнении. Именно так эксперт квалифицирует ситуацию, ведь люди путаются в терминологии, называя происходящее подтоплением. Здесь же речь идет о катастрофическом дождевом паводке, приведшем к наводнению.
Владимир Иванович уверен, что чрезвычайная ситуация была вызвана именно сильными дождями, которые прошли в Восточных Саянах, в верховьях рек, чей водоток питают осадки. Плюс – сильные дожди шли и ниже по течению Ии, Уды, Оки, Бирюсы, и это усугубило обстановку. Что касается катастрофы в Тулуне, то там ключевым фактором стал прорыв дамбы.
– Река Ия извилистая. Поэтому и построили дамбу, чтобы она защищала город. И она не выдержала напора воды. Это вызвало огромный масштаб затопления Тулуна, – комментирует Владимир Гонтарь. – По масштабу бедствия нечто подобное происходило в Иркутской области в 1971 году, когда после катастрофических дождей в Слюдянском районе с гор сошли селевые потоки. Даже Иркутск топило. Тогда сильно пострадала инфраструктура, включая участки железной дороги. Это парализовало транспортное сообщение в стране, стало ясно, что Транссиб уязвим, и как вы знаете, потом была построена Байкало-Амурская магистраль. Кстати, лишний раз напомню, что сели на Хамар-Дабане могут повториться, по статистике они проходят через каждые 40–45 лет. И если бы такие ливни, которые прошли на западе Иркутской области, случились на Байкале, то в него могли бы попасть отходы БЦБК, была бы еще и экологическая катастрофа.
Информацию о якобы взорванных ледниках в Саянах, которая распространяется уже не только в социальных сетях интернета, но и в некоторых СМИ, Владимир Иванович без обиняков называет ерундой. Даже когда в верховьях рек проводятся взрывные работы, это делается весной, чтобы избавиться от ледяных заторов, как, например, на реке Непа в Катангском районе. Сейчас же лето. Уровень воды в Ангаре и без того немаленький. И с чисто теоретической точки зрения, никакие взрывы не могли бы привести к ситуации, которая сложилась в зоне бедствия.
– Ледников в Восточных Саянах вообще мало, и они не определяют ситуацию так, как, допустим, в Средней Азии, где есть большая разница температур в горах и внизу, на равнине, – подчеркивает эксперт.
Директор Лимнологического института СО РАН, доктор геолого-минералогических наук Андрей Федотов много лет изучает ледники Восточных Саян. И их количество, по утверждению ученого, действительно невелико. При этом ледники очень мелкие, в основном площадью менее 0,4 кв. км. Мощность льда около 30–80 метров.
– В каталоге ледников СССР 1973 года нет упоминания о ледниках в бассейне реки Ия, которая затопила Тулун. По нашим данным за период с 1850 по 2010 годы площадь оледенения Восточного Саяна сократилась более чем наполовину. И сокращение ледников наиболее интенсивно шло в последнее десятилетие прошлого века. В этом районе Саяна оставшиеся ледники расположены в бассейне рек Ока и Уда. Поэтому в любом случае, даже если кому-нибудь пришла бы в голову абсурдная идея сейчас проводить взрывы, им попросту нечего было бы толком взрывать, – считает Андрей Федотов.
Комментарий
Начальник Иркутского Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Азат Насыров:
– Основная и главная причина наводнения – это, конечно, осадки. Выпало за четыре дня от полутора до четырех месячных норм. Дожди не прекращались, они были интенсивными, продолжительными, это и привело к таким последствиям. Слухи о ледниках и активном воздействии на облака, что вызывали дожди, беспочвенны. Условий, которые предшествовали нынешним событиям, не будет. То есть продолжительных, затяжных дождей не ожидается, беспокоиться не стоит.