Об историческом значении державной деятельности Александра Невского в свете геополитики и хронополитики

Об историческом значении державной деятельности Александра Невского в свете геополитики и хронополитики

Изучая исторические деяния Александра Невского, нельзя дать им всестороннюю оценку, если ограничиться только хронографическими сведениями о его поступках, сколь бы подробно они ни были описаны. Несмотря на то, что в хронографе исторические события и явления соотносятся с календарным временем, исторический дух времени в них, как правило, отсутствует.

Принимая во внимание данный факт, выдающийся немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889−1976) отметил, что исследователи, занимающиеся вопросами истории, разделяются на две категории − историков и историографов. Историографы довольствуются изучением текстов и других артефактов, оставшихся от прошлого. Историк-исследователь способен вдобавок к тому, что делают историографы, вступать в поток исторического времени и выносить свои суждения о прошлом и будущем, исходя из опыта взаимодействия с историческим временем. (Историография с её внешним подходом к историческому процессу есть, по Хайдеггеру, постоянное, и к тому же неизбежное, искажение и разрушение (Verschüttung) истории [4, V, 78]).

Двум категориям историков соответствует два типа человека − человек историографический и человек исторический. Историческим человеком может быть не только историк. Им может быть поэт, художник, математик, политик, полководец, религиозный деятель. Опыт наблюдения за деятельностью таких людей позволяет, по Хайдеггеру, сделать вывод, что существует перекличка событий, относящихся к разным историческим эпохам, и эта дальнодействующая связь реализуется не иначе, как посредством связи одной выдающейся личности с другой. Чтобы поверить этой неординарной и, казалось бы, совсем неправдоподобной мысли, я приведу одно высказывание А. В. Суворова, касающееся его военного опыта. Вот оно: «Возьми себе в образец, − героя древних времён, наблюдай его, иди за ним вслед; поравняйся, обгони − слава тебе!». У Суворова был такой образец, и, равнение на него, видимо, помогло ему не проиграть ни одной битвы на поле боя.

Однако для оценки масштаба личности Александра Невского и его державных деяний недостаточно видеть в нём только образец воина, военного полководца. Самое существенное мы узнаем о нём, если подойдём к оценке его жизнедеятельности со стороны агиографической, проще говоря, житийной. Зададимся вопросом: что означит его высказывание «Не в силе Бог, а в правде!»? За этим высказыванием стоит то обстоятельство, что он строго придерживался исконной православно-христианской веры, веры во всей её чистоте, веры, освобождённой от всех проникающих в неё ересей.

Напомним кратко о некоторых из них, чтобы сделать затем дальнейшие выводы. (Ссылки христоматийные).

Вот, скажем, монофизиты (сторонники христианского учения, возникшего в Византии в пятом веке), трактовали соединение двух природ во Христе как поглощение человеческого начала божественным. Это − реакция на несторианство. Монофелиты − сторонники христианского учения, сложившегося в седьмом веке в Византии как официальный компромисс между ортодоксальной догмой и монофизитами. Согласно монофелитству, Христос обладал двумя природами, но одной волей и «энергией» (богочеловеческой). Были осуждены как еретики на шестом Вселенском соборе в 680−681 гг.

Более сложный вопрос с несторианством. Это течение в христианстве было основано в Византии константинопольским патриархом Несторием в 428−431 гг. Несторий утверждал, что Христос, будучи рождён человеком, лишь впоследствии стал сыном Божьим (мессией). Несторианство было признано ересью и осуждено на Эфесском соборе в 431 г.

Надо отметить, что несторианство пользовалось значительным влиянием вплоть до тринадцатого века в Иране и других азиатских странах от Средней Азии до Китая. Да и теперь оно ещё привлекает многих людей, в том числе в России. Но приверженцы этого христианского учения не могут ответить на следующий вопрос: если Исус Христос родился от человека, то каким должен был бы быть этот человек? Где кончается человеческое в человеке? Есть ли разница между человеком-полудикарём и человеком духовным? Александр Невский, видимо, не сомневался в том, что ответы на эти вопросы существуют.

Последней ересью, самой опасной для православной веры, стала ересь католическая. Эту опасность для русского народа Александр Ярославич понял в полной мере, в отличие от немалого количества других русских князей, которые колебались или шли на компромисс с папизмом в условиях, казалось, безысходной борьбы с татаро-монгольским игом. Ересь, из-за которой произошёл в 1054 году христианской церкви, состоит в разной интерпретации Никейского символа веры − Св. Троицы. Тут в центре внимания спор о филиокве (filioque), что в переводе на русский язык значит «и от отца». Римско-католическая церковь скатилась к учению о том, что Св. Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Сына. Принятие этого догмата в рамках Православной веры означало бы ликвидировать одну из ипостасей Св. Троицы, свести её к отношению между Отцом и Сыном. А Дух Святой, если судить по Новому завету и словам Самого Христа, равно послан всем людям. «Когда, − говорил Христос своим ученикам, − придёт Утешитель, Которого пришлю Я вам от имени Отца Моего − Дух Истины, Который придет от Отца, то Он будет свидетельствовать обо Мне. И вы тоже будете свидетельствовать обо Мне, ибо вы были со Мной от самого начала» (Инн, 15, 26). Это сказано Спасителем накануне Его ухода из земной жизни.

Духовное состояние князя Александра Невского, наполненное православной верой, было столь твёрдым, что оно подействовало на хана Батыя, когда он пришёл к нему в гости. Ведь князь отказался от обряда очищения огнём (вместо своего обряда) перед входом в палатку хана. За это он мог бы поплатиться жизнью, как это и произошло к тому времени не с одним русским князем, приходящим к хану за ярлыком на правление. Но визит Александра к хану Батыю закончился тем, что ему предстояло добраться до Каракорума в Монголии, сделать переход от Сарая, столицы Золотой орды, до столицы всей татаро-монгольской империи. (Предание гласит, будто хан Батый сразу после встречи с Ярославичем сказал: «Правду мне говорили о нём: нет князя, ему равного». Нельзя не верить тому, что так и было на самом деле, если иметь в виду, как хан в дальнейшем, по-своему, конечно, доверял своему подданному.

С другой стороны, перед нами предстаёт удивительная картина, рисующая отношение князя к папе Римскому и его посланникам. Новгородское летописание (комиссионный список) сообщает, что в год 1251/1252 пришли к князю Александру послы из Рима − мудрёные (хитрые) Галд и Гемонт, уполномоченные от12 кардиналов. Просили выслушать речь папы, обращённую к князю, в которой излагалось католическое учение. Князь Александр, продумавши смысл обращения и посоветовавшись с своими умудрёнными, так отвечал: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от начала рода Авраама и до Августа и до Христова Рождества, страстей, воскресения, на небеса восшествия и царства Константинова, от начала оного до первого Собора и седьмого − это всё хорошо знаем, а от вас учения не приемлем» [2, c. 168]. В контексте этого княжеского ответа на Ветхозаветную, по существу, проповедь папы Римского сквозит явная ирония.

Сущность жития Александра Невского откроется для нас ещё в большей мере, если мы его житийный опыт сравним, сопоставим с житийным опытом другого самоотверженного защитника православной веры на Руси − протопопа Аввакума (1621−1682). До нас дошло Житие протопопа Аввакума, написанное им самим [3]. Это подлинный голос страстотерпца, в котором мы угадываем перекличку с другим страстотерпцем − Максимом Исповедником [4]. Максим Исповедник (ок. 580−662) − византийский богослов, ознаменованный борьбой с ересью монофелитов. Вынужден был противостоять константинопольскому императору (базилевсу) и константинопольскому патриарху. Призывая преподобного признать правоту монофелитов, мучили они его долго, избивали, ссылали, под конец отрезали ему язык, но не отказался он от своих убеждений (см. подробнее [5, c. 177-178]. И дело было не только в монофелитах. Максим Исповедник отвергал ветхозаветный догмат о сотворении Богом мира из ничто. Как отмечал С. Л. Епифанович (1886−1918), отправной точкой мировоззрения М. И. является Логос. «Он же является действующим началом и в богопознании: мы познаём, прежде всего, Логоса, и лишь в нём существенно Сущих в Нём Отца и Духа» [4, с.58]. Логосу принадлежит троякая деятельность: творческая, промыслительная и судящая [4, с.64]. В творческих идеях Логоса объединяется всё бытие, в промыслительных − вся нравственная жизнь» [4, с.137].

С точки зрения развиваемой нами теории хронополитики большое значение имеют два положения Максима Исповедника и его последователя протопопа Аввакума. Первое положение заключается в том, что в Логосе отводится место времени, так как творческая деятельность немыслима вне времени. Второе положение сводится к тому, что отношение к Христу как к Личности, наделённой волей божественной и волей человеческой с её естественным началом, позволяет видеть, находить в природных явлениях божественную сущность, придавать им сакральное значение. Для протопопа Аввакума одним из таких мест на белом свете стало озеро Байкал. Славное море Священный Байкал звучит теперь в устах каждого благоверного человека. И всё это увязано с символикой двуперстной молитвы, от которой не отказался ни сам протопоп Аввакум, ни его единоверцы, такие, как боярыня Морозова.

Теперь ответим на вопрос, почему в контексте данного сообщения мы ставим в один ряд с Александром Невским, в первую очередь, протопопа Аввакума. Дело в том, что в бытии их обоих содержится хождение, вольное и невольное, на дальние расстояния по евразийскому континенту. Князь Александр дошёл до Монголии и вернулся обратно на Русь. Протопоп Аввакум тоже, как ссыльный, побывал в Забайкалье (в Даурии) на границе с Монголией и вернулся домой, с тем, чтобы перед смертью (никонианцы его заживо сожгли) передать свой опыт этих дальних хождений потомкам. Так был получен опыт странствований по-солонь и противо-солонь. При малых расстояниях заметить разницу между ними невозможно, а при дальних − она достаточно ощутима. И поэтому не могла не возникнуть идея − посмотреть с этой точки зрения на течение времени. В конце концов, в России была разработана теория прямого и обратного течения времени (см. [6]), положенная в основу хронополитики, в то время как геополитика разделилась (разделили?) на две части − геополитику морскую (Запад) и геополитику континентальную (Россия, Восток, Евразия).

Выдающееся открытие в области геополитики и хронополитики сделал А. С. Пушкин. Он укрепил в нас веру в то, что мы можем опять-таки соотноситься с героями прошлых времён, взывать к ним и получать их отзыв, подобный эху. В кратком стихотворении «На перевод Илиады» мы читаем его признание:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи;

Старца великого тень чую смущённой душой.

Стихотворение было написано сразу после того, как Н. И. Гнедич перевёл и опубликовал в 1829 году поэму Гомера «Илиада». В 1832 году было напечатано пушкинское стихотворение «Гнедичу», начинающееся следующей строфой:

С Гомером долго ты беседовал один,

Тебя мы долго ждали,

И светел ты сошёл с таинственных вершин

И вынес нам свои скрижали.

Пушкин узрел заповедь, записанную на этих скрижалях, и о ней поведал в своей «Сказке о царе Салтане». Сказка от начала до конца метафорическая, но содержит в себе научно-историческую истину. Тут открывается смысл таких метафор, как Лукоморье, и остров Буян, и два царства-княжества отца и сына, Салтана и Гвидона, и царевна Лебедь − всё вписывается в картину открывшейся взору Пушкина всего того, что относится к Св. Трои. Пушкин не мог знать, в каком точно месте была она расположена, но знал, в каком направлении следует её искать, что и подтвердилось примерно полсотни лет спустя, когда Г. Шлиман раскопал этот древний город. Троя, тар-Ру(ў)iсу−Русь − сказочное царство Салтана [7]. Подробности о сказочном сюжете пушкинской сказки читатель найдёт в статье автора [8]. Здесь только надо напомнить о том, что если читатель внимательно рассмотрит изображённое на географической карте Чёрное море, он увидит, что его южное побережье напоминает изогнутый лук (с двумя, как и положено, плечами). В том месте, где находится тетива и руке стрелка, расположен Крымский полуостров, поименованный в Сказке словом Буян. Слово это многозначно, под ним понимается не только остров, но и холм, возвышенность, отдельная гора. В данном случае имеется в виду полуостров − Крым, Таврида. А вот когда заходит речь о движении корабельщиков на восток («Мимо острова Буяна / В царство славного Салтана»), то здесь восточное направление ассоциируется с направлением, ведущим в Святую землю, в Иерусалим. Такая ассоциация возникла в народном сознании под влиянием православно-христианской веры.

Идеология русского евразийства, геополитики, хронополитики напрямую связана с именами Александра Невского, протопопа Аввакума, А. С. Пушкина, а затем и других наших славных отечественных мыслителей и подвижников.

Литература и источники:

1.                  Heidegger, Martin. Überlegungen II − VI (Schwarze Hefte 1931− 1938). Vittorio Klostermann GmbH, Frankfurt am Main, 2014.

2.                  Никитин А. А. Текстология русских летописей XI −XIV вв. Вып. 4. Новгородское летописание XII − первой половины XIV в. М.: «Минувшее», 2011. − 309 с.

3.                  Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения (редакция, вступительная статья и комментарий Н. К. Гудзия). М.: «Аcademia», 1933. − 497 с.

4.                  Епифанович C. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М.: Мартис, 2003.− 220 с.

5.                  Новосёлов М. А.. Письма к друзьям. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1994, LIV+354c., илл.

6.            Муравьёв В. Н. Овладение временем. Избранные философские и публицистические произведения. М.: РОССПЭН, 1998. − 319 с.

7.            Антипенко Л. Г. Русь изначальная (Истоки русской цивилизации). М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2019. − 176 с.

8.                  Антипенко Л. Г. Сказки Пушкина − предвестники исторических событий. Сказка о царе Салтане. / Опубликовано на сайтах forum-ruslad.ru и www.titanage.ru

Л. Г. АНТИПЕНКО

Читайте также

Положение о всероссийском творческом фестивале-конкурсе «Русский Лад – 2025» Положение о всероссийском творческом фестивале-конкурсе «Русский Лад – 2025»
Всероссийский творческий Фестиваль-конкурс «Русский Лад»-2025 (далее: Фестиваль-конкурс) – постоянно действующая акция, организуемая Движением «Русский Лад», направленная на пропаганду созидательных и...
12 декабря 2024
Отчет Калмыцкого республиканского отделения ВСД «Русский Лад» за 2024 год Отчет Калмыцкого республиканского отделения ВСД «Русский Лад» за 2024 год
Калмыцкое республиканское отделение Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» в 2024 году провело обширную работу по пропаганде идей Всероссийского созидательного движения, увеличению своих...
12 декабря 2024
С. Маслов. Что же дальше будет с нашей Россией? С. Маслов. Что же дальше будет с нашей Россией?
Страдания по «хозяину Земли Русской» доходят у некоторых до экстаза. Иногда даже плакаты вывешивают на улицах: «Прости нас, Государь!» Ну, может быть, среди просящих прощения есть потомки тех приближё...
12 декабря 2024