О. Яворская. Как уберечь себя от инсульта?

О. Яворская. Как уберечь себя от инсульта?

Как многочисленны в наше время врачебные специальности: терапевты, окулисты, неврологи, кардиологи и многие-многие другие. Каждый занимает свою нишу. Каждый из нас, врачей, старается изучить досконально ту или иную область медицины, чтобы получить максимальное количество информации и пользоваться приобретенными знаниями на благо пациента, а также на радость и удовлетворение от работы для себя. В наше стремительное время так уж сложилось, что количество специалистов уменьшается из года в год. Всегда, в любые времена были трудности в медицине, но такие, как сейчас, наверное, даже самый памятливый не вспомнит.

Пустеют стационары и поликлиники районных больниц, закрываются медицинские пункты в сельской местности, разрываются на части врачи областных клиник, стараясь охватить медицинской помощью всех нуждающихся. Но, несмотря на усилия практического врачебного звена, статистика из года в год показывает вновь увеличивающиеся цифры сердечно-сосудистых осложнений и внезапных смертей. В чем же причина?

То, что вакансии врачебных должностей достигли максимального предела, всем известно. Так называемая «реформа» оставила свой след. То, что порой на единственного узкого специалиста в поликлинике сваливается в три-четыре раза больше пациентов, тоже известно всем. А то, что это чревато самыми неприятными последствиями, понимают далеко не все.

Что значит больше пациентов на одну врачебную единицу? Это не до конца выслушанный, осмотренный, обследованный и вылеченный пациент. Что значит не до конца? А то, что врач тоже живой человек, и огромная очередь из больных людей в коридоре, подпирающая дверь его кабинета, влияет на его сознание прямо или косвенно, ускоряя его действия, тем самым он пропускает, может быть, на первый взгляд, пустяки, зато потом оказывается, что очень значимые вещи.

Речь пойдет о сердечно-сосудистой патологии, о том, как мы: терапевты, неврологи, кардиологи – можем упустить в обследовании наших больных важные моменты, которые в дальнейшем оборачиваются для них сосудистыми катастрофами.

У каждого из врачей уже до механизма отработан алгоритм действий, прицельные вопросы, последовательность клинического осмотра, формирование логической цепи в лечении данного больного.

Вот пример:

Больной А., допустим, 50 лет, обратился в одну из поликлиник по месту жительства с головной болью, головокружением, перебоями в работе сердца и нестабильными цифрами артериального давления. Зайдя на порог лечебного учреждения, он попадает – даже гадать не стоит – в регистратуру. Там, пройдя не очень приятные и затянувшиеся «формальности», прямиком идет к кабинету участкового терапевта, если такой на этом участке остался, если нет – то к дежурному терапевту. Подойдя к нужному кабинету, он натыкается на сограждан, которые тоже пришли сюда не просто так, и, «знакомясь» с ними, занимает свою ячейку в очереди. В этот промежуток времени (кому как повезет), от 15 мин до 2 часов, он может заниматься чем ему угодно, но только тихо и не уходя далеко с места своей «засады». В момент проникновения в кабинет все беспокоившие его ранее жалобы уже собрались воедино и не заставляют врача долго сомневаться в правильном диагнозе. Наученные работать быстро и без эмоций, самоотверженные оставшиеся терапевты, вместе с назначенным обследованием и предварительным лечением, рекомендуют консультации узких специалистов, то есть кардиолога, невролога, окулиста и, может быть, еще кого-нибудь (это зависит уже от сопутствующих заболеваний больного).

Вариант 1. Если этот гражданин А., 50 лет, человек ответственный, то он без рассуждения встает на первую ступеньку начала лечения, и теперь все его свободное время занято обследованием и поиском специалистов, которые не всегда в нужном количестве присутствуют в этом лечебном учреждении.

Вариант 2. Если все-таки после посещения терапевта больной А. окажется человеком занятым и не заинтересованным в своей болезни, то, попробовав пару-тройку назначенных таблеток и получив облегчение, он вновь окунется в суету сует и будет дожидаться повторного ухудшения состояния или (если не повезет) осложнения от недолеченного заболевания. Второй случай обсуждать не хочется: каждый сам хозяин своего здоровья. Если неможется или – как замаскировано называется нежелание лечиться – «нет времени», то, как говорится, это самое время, в которое «не моглось», и покажет, что будет дальше…

А вот первый случай, когда больной человек хочет избавиться от недуга и ищет всевозможные варианты, есть желание обсудить и рассказать о некоторых «тайнах медицины», знание которых очень поможет нашим ответственным пациентам, особенно «гипертоникам» и «сердечникам», не только получить стойкое улучшение состояния и избежать осложнений, но и на порядок, а то и на два-три порядка улучшить качество своей жизни.

Получив на руки несколько результатов необходимых стандартных обследований, больной А., 50 лет, идет к кардиологу, который, прослушав его и осмотрев, назначает свои прицельные дополнительные обследования и коррекцию лечения. Затем к неврологу, где происходит та же самая история, а затем еще к кому-нибудь (хорошо, если одному, а если нет?)…

Но пациент А., 50 лет, упорный! Он еще молодого возраста, энергичный, у него куча планов, и для всего этого ему просто необходимо быть здоровым и сильным! Он хочет понять, в чем суть его недуга, получить грамотное лечение, и поэтому идет до конца! Но сколько врачей, как говорится, столько и мнений. Больной А. попробует на вкус каждое мнение, и если это не принесет облегчения, то будет искать другой путь, вернее, другого специалиста, пока не найдет того, кто все разъяснит, поможет и направит. А если упрямый А. будет долго пробовать вкус? Если улучшения состояния в течение полумесяца не происходит? И если уже предполагаемый инсульт или инфаркт (не дай Бог, конечно) не за горами? Вот тут-то как раз и необходимо, если никто из врачей до этого не вспомнил, заглянуть в артерии и посмотреть, что находится внутри них. Может, там что-то спряталось и мешает улучшению состояния пациента и стабилизации цифр артериального давления? И сделать это в наше время уже очень несложно!

Если ответственный пациент А., 50 лет, никак не может вспомнить, прослушивал ли хоть один врач на приеме его сонные артерии (если кто не знает – это крупные артерии шеи, где можно также выслушать пульс), то рекомендую без промедления самостоятельно (а теперь это возможно) сделать доплер сосудов головного мозга, то есть УЗДС БЦА (ультразвуковое дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий – так замысловато-лихо называется обследование), которое нам покажет, что спряталось в сосуде и почему не приходит долгожданное улучшение состояния.

Как раз при наличии на руках результата этого обследования, особенно с уже выраженным стенозом (сужением) сосудов, врачу любой специальности не составит труда дать направление на консультацию к сосудистому хирургу, после консультации которого сократится время на лечение данного пациента – это раз. Больной А. быстро получит улучшение состояния и новые рекомендации по лечению – это два. А главное, он не получит осложнений, которые выключат его из качества жизни на N-ное количество времени – это три!

Вопрос: Кому из пациентов на приеме у врача прослушивали сонные артерии? Сколько человек из общего количества больных артериальной гипертонией направляется на сосудистую диагностику? Что врачи пропускают у обратившихся к ним больных с гипертонией или с ишемической болезнью сердца? Ведь если врачи услышали систолический шум над проекцией сонных (каротидных) артерий – это уже первый удар колокола, а не звоночек, звонящий о том, что пациент срочно должен быть направлен на дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий (доплер сосудов головного мозга). И при наличии атеросклеротического стеноза более 60–70% опять-таки срочно к сосудистому хирургу! Таким образом мы не только сокращаем время лечения, но и спасаем от сосудистых осложнений! Операция по удалению атеросклеротических бляшек (каротидная эндартерэктомия) в настоящее время проводится даже под местной анестезией!

Больше половины больных с уже полученными инсультами – это те, которых в свое время не до конца обследовали. Вот что значит не до конца!

Получается, что к сосудистым хирургам наш пациент попадает, полечившись у терапевта, кардиолога, невролога, офтальмолога и еще кого-нибудь, да и неоднократно, взращивая в полости сосуда спрятавшуюся атеросклеротическую бляшку. Проходят годы, а больной человек, меняя лишь дозировки, принимает одни и те же препараты, с необходимой, как ему кажется, госпитализацией два раза в год в дневной стационар «прокапаться». Ну он же сам знает, как улучшить свое самочувствие! Кто пробовал его переубедить? И оно, его самочувствие, улучшается, только, к сожалению, больше психологическое!

Но только на некоторое время, так как причина – атеросклеротическая бляшка, «мина замедленного действия», – продолжает разрастаться и обустраиваться в сосуде, порой занимая его полностью, то есть закупоривает сосуд подобно пробке. И об этом никто, кроме нее самой (атеросклеротической бляшки), не знает, хотя она и шумела, и хрипела, и, в конце концов, обнаглела и выстрелила. Вот вам и инсульт! Вот и еще один инвалид…

Никто из приходящих к врачам больных людей не желает себе такой участи. Обращаясь к нам за помощью, они доверяют свое здоровье. И, конечно, людям все равно, кто из «широких» или «узких» специалистов окажет эту помощь, лишь бы быстрее, лишь бы надежнее, лишь бы на долгие годы! А, казалось, нужно было только поставить стетоскоп над проекцией сонных артерий (это как раз самая доступная область для выявления уже существующего атеросклероза сосудов), подтвердить диагноз и направить к сосудистому хирургу.

Сколько публикаций за последнее десятилетие, сколько разговоров вокруг актуальнейшей темы – атеросклероза. Казалось, откуда он взялся? Разве раньше его не было? Был, конечно, и раньше. Но отсутствовала современная диагностика, и препараты были или мало, или совсем не эффективны. Зато продукты были без химических наполнителей, без искусственных заменителей. Да, и время было не столь стремительное, более упорядоченное, без бесконечных ежедневных стрессовых ситуаций. И острых нарушений кровообращения было тоже меньше, а в молодом возрасте известие об этом было сенсацией.

Но никто не спорит: все меняется. И что же мы получили сейчас? Бешеный ритм жизни, неправильное питание, гиподинамию, генетически модифицированные продукты. Разве устоит от такого напряжения организм? Но, в придачу ко всему этому, еще и разработанные схемы лечения атеросклероза липостатическими препаратами, современнейшее диагностическое оборудование, развернутые лабораторные фракционные данные холестерина. А сосудистых осложнений стало больше, и особенно у молодых! Почему? Никто из врачей и пациентов не знает, за каким углом и в какое время на голову может обрушиться «пыльный мешок» и сколько времени потом придется «отмываться»…

Сколько бы нас, медицинских работников, мало ни осталось, на наших плечах лежит обязанность сберечь от осложнений и инвалидности как можно больше пациентов с хроническими заболеваниями. Нас всех учили одинаково, раз в пять лет мы повторяем «забытое», продлевая наши сертификаты. Отделения и кабинеты, в которых мы работаем, находятся недалеко друг от друга. И мы не должны обосабливаться. Преемственность в работе – чрезвычайно необходимый момент в оказании быстрой медицинской помощи! Неважно, кто первый – терапевт или кардиолог –обнаружит выраженный стеноз каротидных артерий. Важно, чтобы этот пациент не задерживался на этапе консервативного лечения. Важно быстро и незамедлительно направить его к сосудистому хирургу, убедить и максимально доступно рассказать о последствиях обнаруженной патологии, а если придется, то еще и о последствиях отказа от дополнительной консультации. И не забыть пригласить назад после лечения в отделении сердечно-сосудистой хирургии.

Только своим вниманием и желанием помочь больному человеку мы сможем улучшить его качество жизни, остановить прогрессирование болезни и восстановить доверие к медицинским работникам.

Каждый из врачей испытывает радость, когда видит своего ранее тяжелого и запущенного пациента помолодевшим, бодрым и улыбающимся. Эта наша профессиональная радость!

Это то, ради чего хочется работать не покладая рук!

Ольга ЯВОРСКАЯ, г. Тверь

Читайте также

В. Корнилов. В чем угроза современной глобализации? В. Корнилов. В чем угроза современной глобализации?
Прошедшее 3–4 июля 2024 г. в столице Казахстана очередное заседание Шанхайской организации сотрудничества вызвало огромный интерес в мире к тому, что там происходило, причем под углом дальнейшей судьб...
27 июля 2024
Главный церковный антисоветчик отправлен на покой Главный церковный антисоветчик отправлен на покой
Главный антисоветчик и видный представитель пятой колонны в руководстве Русской Православной Церкви митрополит Иларион, бывший глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), решением Священного Синода ...
27 июля 2024
Нижний Новгород. «Русский Лад» – детям Нижний Новгород. «Русский Лад» – детям
Творческое объединение «РусЛада» с новой программой «Куклатанцетерапия» в рамках благотворительного проекта «Передвижной музей-театр кукол "Сказочный город"» посетило Детскую областную больницу. Мы да...
27 июля 2024