О капитализме и социализме: духовный аспект

О капитализме и социализме: духовный аспект

Кажется, сама собой напрашивается мысль, что разделение человеческой истории на стадии экономического (и параллельно якобы нравственного) развития, то бишь т.н. «формации», – это по большому счёту та условность, которая облегчает восприятие и усвоение таких вещей, но не вполне соответствует реальному положению дел, особенно относительно нравственной стороны процесса. Длящееся уже несколько столетий господство того, что названо капитализмом, и не способное по разным причинам сменить его то, что называют социализмом, – вот те реалии или та перспектива для всякого общества и для всякого государства, ибо прочие формации остались далеко позади, на обочинах дороги этого самого развития, а в наличии по существу имеются только эти две, пусть одна из них лишь потенциально.

Но вот животрепещущий и, по всей видимости, риторический вопрос: в чём же состоит загвоздка становления и укрепления социализма, как стадии неизмеримо более передовой и высокой, в сравнении со стадией троглодитского капитализма? В одном лишь «негативном» примере его неудачи в СССР? Или, быть может, в этой самой высоте (по определению недругов - утопичности), которая никак не даётся упрощённому и недалёкому сознанию буржуа?

С самим-то так называемым капитализмом всё более-менее ясно. Этот, по словам философа Бердяева, «материализм на практике» показал себя, так сказать, «во всей своей красе», продолжает это делать и сегодня, оставляя на своём пути реки крови, моря слёз и проклятий отверженных, само существование которых выглядит осуждением и приговором этому людоедскому образованию! Это и есть уровень и качество нравственности человека этой формации в действии, во всей своей наглядности. И, однако, даже это, даже эти результаты капиталистического всевластия на планете, которые мы видим и которые мы все хорошо знаем, являют собой только цветочки, которые нам покажутся детскими забавами по сравнению с ураганом катастрофических последствий, неизбежно придущим на смену, когда ягодки те созреют. Это неминуемо проявится, если будет уничтожена альтернатива в виде социалистического общественного устроения. Не зря адепты империалистического мироустройства паникуют и истерят, боятся любых социалистических ростков и грозятся в зародыше их уничтожать (благо сейчас они хозяева планеты)!

Казалось бы, в чём корни этой истерии? Чего им бояться, если по их уверениям социализм по всем параметрам проигрывает капитализму, он нежизнеспособен и даже, как уже говорилось, утопичен? Снова приходится повторять, что здесь всё не так просто, и сравнения графиков и кривых в экономике и хозяйствовании ничего не дадут, поскольку всё дело в прогнозировании. Вернее, в полной его невозможности, когда на сцену общественного бытия вместо привычного и предсказуемого их человека-потребителя выходит наш человек советский, homo socialās, — ибо все прогнозы тогда летят к чертям! Правда, об этом, увы, приходится говорить в прошедшем времени: «выходил» .  А когда его настойчиво попросили вернуться обратно, посторониться с дороги множащейся толпы мещан-потребителей, сойти с широкого своего пути на обочину небытия, он в силу естественно присущей ему скромности и вежливости уступил наглому напору вездесущего хамского давления. Но, кажется, что ненадолго, кажется, не навсегда. Но когда он вернётся, когда его черты снова проявятся из глубин небытия, тогда мало не покажется никому!

Здесь самое время напомнить о той составляющей, о которой было мимоходом упомянуто в самом начале – имеется в виду нравственность. Точнее, пусть и звучит это несколько высокопарно, духовность. Ибо куда же без неё? Ведь весь тяжкий и не безболезненный процесс становления как отдельного человека, так и общества в целом, и есть именно наработка и закрепление одухотворённости и ничего более. Всё остальное – лишь побочные эффекты, эпифеномены. Экономика, цивилизованность, урбанизация – всё прах, всё является лишь слабыми неуверенными штрихами, обрисовывающими наличное состояние духовности. И если кто-то будет утверждать обратное, скажем, на том основании, что от падения нравственности, которое воочию наблюдается в наши «дни окаянные», совсем не следует падения экономических показателей, а даже как бы наоборот, то он будет прав лишь отчасти и лишь в поверхностном смысле.

Однако, вернёмся к прогнозам и предсказуемости. Как уже было сказано, ими можно заниматься только с тем прикормленным людским стадом, которое имеется в наличии у властителей и формировщиков капиталистических реалий, где человек с его потребительским ражем, с его направленностью на всё низменное и утяжеляющее, сам по себе прогнозируем и предсказуем. С человеком советским (образца 30-х – 60-х годов), человеком социалистическим это не прокатывает, поскольку предсказуемость и прогнозы хороши и надёжны в устоявшемся болотце застоя общественного развития, но они становятся «гаданием на кофейной гуще» в условиях дерзновенного преобразования природы человека, природы общества и природы как таковой, т.е. бытия в целом, что может происходить в положительном смысле и значении лишь в социалистических реалиях.

Но в таком положении вещей есть и необходимое условие, которое по большому счёту заключается в соблюдении принципа соответствия. Напомню, что этот принцип заключается в соответствии сущности создаваемого и сущности создателя, их родственности и корреляции. Образно говоря, соответствие невозможно, как невозможно топором и рубанком смастерить самолёт, в валенках и бушлатах станцевать балет «Спящая красавица» или, будучи побуждаемым нечистоплотными и низкими помыслами, сотворить нечто по определению и в сущности своей возвышенное и чистое. Словом, социализм, как светлый справедливый и возвышенный общественный строй должен создаваться чистыми, светлыми и возвышенными же людьми. И, как «человек смеясь расстаётся со своим прошлым», так и в нашем случае, ему необходимо без колебаний расстаться с мещанскими привычками, культом потребительства, направленностью на собственность, обогащение и прочими «родимыми пятнами» допотопных эпох! Иначе… иначе произойдёт то же, что произошло с СССР.

Хотелось бы отметить здесь важную деталь: успех такого построения зависит во многом и от того, что мы понимаем под социализмом, как мы его разумеем? Если наступать на те же марксистские грабли и пытаться выстраивать по кальке прошлого нечто, пусть и называемое социализмом, то и придём, скорее всего, к тому же результату, к какому пришли в 1991-м. Если же спокойно и не суетясь работать над созданием и формированием нового человека, того самого человека социалистического, и одновременно создавать соответствующую его чаяниям действительность, то можно — и должно! — прийти к совершенно иным результатам. В эпоху первого построения социализма было много примесей, много шлака, доставшихся ему в наследство от эпох предыдущих. Они-то в конце концов и потянули на дно то, пусть и грандиозное, но всё-таки утлое и неумело выстроенное судёнышко. Но были в ту героическую эпоху и изумительные начинания, великие достижения! И самое главное из них состояло в понимании настоятельнейшей необходимости создания, формирования, воспитания человека новой эры – человека-героя, человека-труженика, человека-творца. Увы, как я писал в предыдущей своей работе, не хватило времени, чтобы процесс такого формирования перешёл в фазу устойчивую и необратимую. Вражеское окружение, в котором находилась советская держава, до дрожи в коленках испугалось этого зарождающегося! Они всё прекрасно видели и всё понимали, они уловили, куда дует ветер, готовый многократно усилиться и смести их на пыльную обочину истории. Вот и направили все свои силы и средства на разрушение, на уничтожение не успевшего окрепнуть и закрепиться социалистического государства, которое было для них приговором.

В свете сказанного и для более полной ясности, хотелось бы вернуться к парадоксальной, на первый взгляд, бердяевской фразе, что «капитализм – это материализм на практике». Странно звучит, не правда ли? Ведь привычнее воспринимать именно социализм в качестве материалистической (атеистической) альтернативы капитализму. Но не зря уже давно многими исследователями замечено как раз сущностное сходство именно социализма с христианским учением! В капитализме же, как бы он ни мимикрировал под благочинно-набожное общество, наоборот, усматриваются антихристианские язычески-иудейско-протестантские черты эгоистической направленности на личное превосходство путём обогащения, стяжания власти, эксплуатации. И вообще, если быть объективным и до конца последовательным, самое нелепое словосочетание – это христианский капитализм!

Тут, наконец, мы подходим к самому главному и архиважному, без которого социализму никак не состояться. И это главное заключается в феномене жертвенности, самопожертвования, то есть в том высшем духовном качестве, без которого и социалистический человек не может оформиться, как таковой. Что такое жертвенность, как с её помощью в соединении со вселенскою Любовью побеждается смерть, жестокость и злоба мира сего, явил всем нам Иисус Христос, сознательно отдав себя на заклание и распятие. Таким же образом обрекали себя на смерть (читай: жизнь вечную!) те «святые в ватниках» , кто, пусть зачастую не осознанно, а подсознательно-интуитивно, в революционные годы лихолетья и разрухи, в годы первых пятилеток под «наш паровоз, вперёд лети!» и «мы наш, мы новый мир построим!» полураздетые и полубосые шли в штыковые атаки и в сражения на трудовых фронтах. Все эти переплетшиеся реально-литературные герои: Павки Корчагины и Сергеи Лазо, Василии Губановы (фильм «Коммунист») и Паши Ангелины с Алексеями Стахановыми, — а позже, уже в кровопролитных боях Великой Отечественной Зои Космодемьянские, Александры Матросовы, Олеги Кошевые и Серёжки Тюленины. Их было много, их были тысячи. Но, увы, в нашей действительности, в наших реалиях героев не бывает большинство. И тот мощный революционный импульс движения коренного преобразования бытия, хотя и не сразу, но всё же с годами утих, погашенный мертвящим духом инертности, мещанства, пошлости, тихого застойного болота комфорта и благополучия…

Подчеркнём фундаментальные различия и даже противоположности капитализма и истинного социализма. Самое, пожалуй, основное из них это то, что капитализм нуждается и использует в своих целях низменные побуждения и инстинкты ветхого человека: корысть, стяжательство, жажду накопительства и жажду славы, преклонения и почитания, эгоизм, вражду, войны и проч. и проч. Социализму же для своего утверждения и жизнедеятельности нужны высокие и светлые проявления духа нового человечества: бескорыстие и дружба, жажда творчества и познаний, постоянная нужда в благотворных переменах и свежих ветрах искательства и строительства, наконец, высокая самоотдача вплоть до самопожертвования. То есть показное и лживое «добро» капитализма распинает и приносит в жертву других, отверженных, отодвигает их в особую адскую сферу, удаляет их в невыносимые жуткие инфернальные глубины, а истинный и просветлённый социализм, истинное добро распинает самоё себя, принося, по примеру Спасителя, если это нужно, себя в жертву, ради жизни других, подтягивая их из мрака небытия, помогая им самим просветлеть и воспрянуть!

Эти коренные несопоставимые и несоединимые противоречия двух систем ясно показывают и обозначают каждому здравомыслящему человеку ту из них, которая выведет его либо на широкий и солнечный путь к невообразимо полному и светлому бытию, достойному нового человека, либо на тёмную ухабистую тропу допотопного существования, этого жалкого удела человека ветхого…

P.S. И, потом, если руководствоваться аксиомой счастья человеческого бытия («счастье – это, когда тебя понимают»), то, согласитесь, трудно найти понимание в атмосфере не понимания, а выжимания из тебя всего, что можно выжать! Найдите-ка понимания у всех этих чубайсов и прохоровых с дерипасками…

Александр АНДРУХ, писатель и публицист, ДНР

Источник: «Завтра»

Читайте также

За обучение на родном языке За обучение на родном языке
В центре Риги прошёл «Марш света против тьмы», организованный активистами Русского союза Латвии и Штабом защиты русских школ. Более двух тысяч человек собрались у Пороховой башни близ здания министерс...
11 Декабря 2019
В.Н. Севастьянов: И.В. Сталин и национальный вопрос в России. Доклад на семинаре в Красноярске В.Н. Севастьянов: И.В. Сталин и национальный вопрос в России. Доклад на семинаре в Красноярске
К началу ХХ века Российская империя оформилась как многонациональное государство, завершив процесс присоединения и объединения многочисленных народов, начатый ещё во времена Московского царства. Отлич...
11 Декабря 2019
Т. Куликова. Об индивидуализации тарифов ОСАГО Т. Куликова. Об индивидуализации тарифов ОСАГО
Выступление экономиста Татьяны Куликовой на Парламентских слушаниях на тему «Вопросы совершенствования правового регулирования ОСАГО. Практика, проблемы, пути решения», 05.12.2019....
11 Декабря 2019