О героях, красоте и счастье

О героях, красоте и счастье

Бывают же в жизни такие приятные неожиданности: шёл я по одной из улиц старой Калуги, увидел афишу персональной выставки художника, чьё имя — Дмитрий Слепушкин — ничего мне не говорило, но всё же решил заглянуть в особняк, где размещается Калужский музей изобразительных искусств — очень уж внимательно смотрел с афиши прямо на меня солдат в форме времён Отечественной войны 1812 года. Зашёл туда и… стал ещё одним поклонником этого замечательного мастера реалистической живописи.

…Дробно стучит барабан, пороховой дым клубится над сомкнутыми шеренгами солдат, устремившихся в штыковую атаку на французов. Впереди всех — генерал Раевский с двумя юными сыновьями. В руке у младшего обнажённая шпага, старший сжимает древко полкового стяга… «Атака. Подвиг генерала Н.Н. Раевского под Салтановкой» — это не просто батальная историческая картина, это глубокое размышление художника о доблести и жертвенности русского человека, защищающего до конца, независимо от возраста и воинского звания, самое главное, что есть в его жизни, — Родину.

Такие картины не рождаются в одночасье, их надо вынашивать долго и мучительно, события, в них отражённые, впитываются в сознание не только через чтение исторической литературы, но и через прикосновение к оружию, униформе и прочим реликвиям той давней войны. Причём не просто прикосновение — в мундире солдата лейб-гвардии Павловского полка Дмитрий Сергеевич Слепушкин сам не раз участвовал в реконструкциях баталий былых времён на Бородинском поле, жил в палатке там, где гремело когда-то легендарное сражение, ел кашу, приготовленную на костре, слышал «настоящие» пушечные и ружейные выстрелы, вдыхал запах пороха.

Но это было уже потом. А вначале было детство, как говорит сам художник, «в великом, прекрасном и бесконечно любимом мною Петербурге-Ленинграде. Вопроса, кем быть, у меня никогда не возникало — настолько органично и естественно произошёл переход от детских игрушек к бумаге и краскам. К тому же у меня был пример для подражания — мой отец, художник-график, и хорошо понимающая искусство, с душой живописца, моя мама. С детства я был окружён книгами по истории, альбомами по искусству, репродукции которых я любил и знал почти наизусть. Благодатная среда Петербурга, музеи города, и прежде всего Эрмитаж, Русский музей, несравнимые по красоте пригороды — Павловск, Пушкин, Петергоф — позволили мне приобщиться к высоким образцам русско-европейской культуры».

Однажды родители повезли сына в Москву. Показали ему знаменитую Бородинскую панораму, созданную художником Францем Рубо. Увиденное потрясло воображение мальчика: «Я стал интересоваться всем, что так или иначе относилось к событиям 1812 года. Изучал архивные источники, воспоминания участников событий тех лет, делал зарисовки обмундирования и оружия. В дальнейшем судьба свела меня с интереснейшими людьми из военно-исторических клубов Петербурга и Москвы, многие из них впоследствии стали героями моих картин».

Не только батальные сцены — и все другие жанры изобразительного искусства по плечу Дмитрию Слепушкину, питомцу Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова, ученику Ильи Глазунова. Можно любоваться его пейзажами — заснеженными деревушками и церквушками, осенними лесами и летними полями, рассветами и закатами. Смотришь на вышедшие из-под кисти художника картины и словно слышишь, как скрипит под ногами снег, шелестят кроны вековых деревьев, свистит ветер в горном ущелье, плещет морская волна. А его цветы язык не поворачивается назвать натюрмортами, то есть «мёртвой природой», — они впитали в себя солнце, утреннюю свежесть, они словно источают аромат породивших их садов или полей.

И, конечно, нельзя не сказать хотя бы пару слов о портретах, созданных Дмитрием Сергеевичем. На выставке их несколько. Но мне больше всего понравилась «Ксения» — как замечательно играют солнечные блики на её лице, плечах, летнем платье, как ритмично перекликаются на холсте свет и тени, каким счастьем дышит это полотно!

Николай МУСИЕНКО

Источник: «Правда»

Читайте также

Видеоконференция «Русского Лада»: Владимир Федоткин о славянофилах Видеоконференция «Русского Лада»: Владимир Федоткин о славянофилах
21 ноября 2024 года состоялась 50-я видеоконференция руководителей региональных отделений «Русского Лада» с основной темой «Славянофилы и современность». В ходе конференции была обсуждена книга члена ...
9 декабря 2024
Фильм, который невозможно смотреть равнодушно Фильм, который невозможно смотреть равнодушно
Чем движется жизнь? Такой вопрос задаёт вчерашний фронтовик Егор Трубников, ставший председателем колхоза «Труд», своему желторотому племяшу, простодушному шестнадцатилетнему парнишке. Ответа он, есте...
9 декабря 2024
В обновлённом государственном единстве – ключ к спасению братских народов! Заявление Центрального Совета РУСО В обновлённом государственном единстве – ключ к спасению братских народов! Заявление Центрального Совета РУСО
Вот уже целое десятилетие длится величайшая трагедия – территориальный развал и братоубийственное противостояние на Украине. Война на полное уничтожение ведётся не только против украинского и русского...
9 декабря 2024