Нужны ли России матери-героини?
Россия отметила День семьи, любви и верности. Праздник прошел в невеселой атмосфере: рождаемость в России достигла своего минимума за последние 10 лет. Налицо глубокий демографический кризис – первый в условиях мирного времени. Прецедент такого рода отмечался в стране лишь на фоне тяжелейших лет Великой Отечественной войны.
Впрочем, тогда руководство страны сумело найти выход из сложившейся ситуации. Сталинская система заложила для семьи огромный запас прочности. Еще не отгремели сражения на полях Великой Отечественной войны, забравшей миллионы жизней советских людей, а в СССР уже ввели звание «Мать-героиня» – высшую степень отличия, установленную для женщин за заслуги в рождении и воспитании детей. В руководстве Советского Союза тогда посчитали, что благородный труд матери – подвиг не меньший, нежели уничтожение фашистов на фронте! 1 ноября 1944 года первые матери-героини были приглашены в Кремль для вручения им высоких наград.
О судьбе первой награжденной Анны Савельевны Алексахиной, вместе с супругом Федором Ионовичем поднявшей 12 детей, «Советская Россия» подробно рассказывала в материале «Подвиг материнства» 23 октября 2014 года. Восемь сыновей Алексахиных ушли на фронт – четверо не вернулись. У ленинградки Серафимы Васильевны Игнатьевой на фронте воевали четверо сыновей, а три сына и три дочери во время блокады Ленинграда трудились на оборонных предприятиях города. У самой молодой из первых награжденных – работницы Верхне-Пышменского торфопредприятия Свердловской области Татьяны Сергеевны Бубновой было 4 дочери и 6 сыновей, после войны все дети получили высшее или среднетехническое образование.
Произвести сдвиг в общественном сознании в пользу благоговейного отношения к матерям в те годы было легко: социалистическое, советское общество было коллективистским, а самое главное в коллективизме – ячейка, а, значит, и семья как ячейка общества, которое охотно создавало из семьи культ, а государство поднимало престиж женщины-матери через законодательство, предоставление социальных льгот, кампании в газетах, через культуру и формирование общественного мнения. Даже непопулярные меры – налог на бездетных мужчин, затруднения с разводами, сработали в том же направлении.
Пожалуй, самым впечатляющим актом стало утверждение звания и ордена «Мать-героиня». Награждались им матери, родившие и воспитавшие десять и более детей. Указ Президиума Верховного Совета СССР вводил еще несколько материнских наград за многодетность и воспитание детей – «Медаль материнства» и орден «Материнская слава», выстраивая таким образом «пирамиду» наградной системы, вершиной которой являлся орден «Мать-героиня». За советское время им была награждена 431 тыс. женщин. Последние в истории СССР присвоения звания состоялись в ноябре 1991 года. В постсоветское время орден уже не вручался, что вовсе не означает, что в России перевелись матери-героини, а лишь отражает отношение к такого рода героизму со стороны государства.
В наши дни как бы вновь обратились к популярной традиции. Но орден «Мать-героиня» заменили на орден «Родительская слава», который теперь вручают обоим родителям. Изменились и критерии: четверо и более детей – уже достаточно, чтобы стать современной матерью-героиней. Зато претендовать на получение награды могут только те семьи, которые «обеспечили своим детям гармоничное интеллектуальное, физическое, культурное, духовное и нравственное развитие, ведут здоровый и социально адаптированный образ жизни, подают хороший пример укрепления института семьи и воспитания детей». Вспоминают об уникальных семьях раз в году, отбирая с помощью кремлевских фильтров показательные семьи для торжественной церемонии в Кремле. После чего про героических матерей благополучно забывают. Да и само награждение, как, впрочем, и многое другое в современной России – от праздника выпускников до прямой линии с президентом, носит характер официального мероприятия, от которого за версту веет пиар-операцией. В этом году Владимир Путин вручил «Родительскую славу» восьми многодетным семьям. Награды и 100 тыс. рублей вручили, сфотографировались с президентом – и разошлись.
Если в советские годы действительно задумывались – что будет со страной, когда погибло столько ее граждан, то во главе угла было не просто восполнить людские потери, но создать условия, чтобы вырастить нового человека.
Огромную ответственность за развитие института семьи несла культура: утверждался культ матери – этому посвящались литературные произведения, фильмы и песни, слагались настоящие гимны семье. В целом это воспринималось как особый мотив в жизни общества. Первой матери-героине писали благоговейные письма со всей страны – обращались к ее материнской мудрости, просили советов. Современная культура работает на разрушение этого института как такового: нормой стало, что сюжеты фильмов и литературных произведений основаны на идее распада, а не культа семьи.
В советском обществе многодетные матери пользовались признанием, а звания и награды государство подкрепляло постоянной материальной поддержкой. И чем увереннее развивалась Советская страна, тем больше становилось обеспеченности и льгот. Начиная с 1950-х, главной привилегией многодетных семей стало получение отдельных квартир, причем матери-героини обладали правом на первоочередное получение жилья и выплаты хороших пособий на детей. Сказать, какие преференции на государственном уровне есть у матери-героини в России сегодня, нельзя, потому что их фактически нет. Денежную награду 100 000 рублей (это на советские деньги – меньше тысячи) вручают один раз вместе с «Родительской славой», родители, которые воспитывают семерых и более детей, вместо положенных когда-то квартир и пособий дополнительно получают знак ордена и его миниатюрную копию, которую могут надевать на торжественные мероприятия.
В известной зеленоградской семье Кайровых 11 детей. 13 человек живут в однокомнатной квартире площадью 40 квадратных метров. Спят на двух больших двухъярусных кроватях, по три человека в каждой. Уроки ребята делают за одним письменным столом, за него одновременно вмещаются трое, там и учатся, и мультики смотрят. По словам мамы Марии, в одной комнате особенно тяжело, когда дети начинают болеть. Вирус гуляет по кругу – все начинают чихать и кашлять. Лекарства многодетным иногда дают бесплатно, но чтобы их получить, нужно отстоять очередь в поликлинике, а на это с 11 ребятишками просто нет времени.
– Мы даже под программу ипотеки в 6% не подходим. Сказали, ее выдают, только если двое-трое детей. Проблема с жильем актуальна для многих многодетных семей. Пока дети маленькие, но скоро начнут расти, и хочется всех разместить, чтобы у каждого был свой уголок, – рассказывает Мария Кайрова.
Надо заметить, в отдельных регионах, уже на местном уровне, для многодетных семей устанавливают льготы на оплату коммунальных услуг, выделяют поездки на курорт для родителей или детей, могут без очереди выделить место в детском саду. Тем временем само отношение общества к многодетным семьям и матерям сегодня становится все больше отрицательным: они начинают восприниматься как конвейер по воспроизводству нищеты. И ведущую роль здесь играет, опять же, государство, на словах поощряющее многодетность, а по существу перекладывающее все проблемы на плечи самой семьи. У чиновников то и дело срывается с уст: вам столько рожать никто не велел… Семьи с числом детей, большим трех, вызывают, зачастую, сильное неодобрение окружающих еще и потому, что выбиваются из рамок социального стереотипа: современными общественными установками всячески поощряется и провоцируется самореализация, однако совместить многодетность и успешную карьеру – довольно сложно. Отсюда и предвзятое мнение: многодетный родитель не может быть успешным, полноценно реализовавшимся. В результате между понятиями «многодетная мать/отец» и «неуспешный человек» практически ставится знак равенства. Впрочем, в условиях отсутствия льгот, нормальных пособий, рабочих мест (особенно в сельской местности) это неудивительно.
Закономерно, что первая проблема многодетных семей сегодня – это материальная необеспеченность. Уже с рождением первого ребенка в семье женщина уходит в декретный отпуск. И вместо двух зарплат остается одна, зато вместо двух людей на нее должны прожить трое, а то и четверо. И денег из расчета на одного человека становится в 2–3 раза меньше. А если детей не один и не два, а четыре или пять, или, как в семье Кайровых, 11? В качестве ответной реакции в обществе сложилась интересная тенденция – больше трех детей решаются рожать либо очень обеспеченные родители из привилегированных слоев общества – что редко, либо маргиналы, которые над этим вопросом просто не задумываются.
Награжденные в 1944 году – колхозницы, работницы, домохозяйки, жены трактористов, инженеров, военных. Среди награжденных орденом «Родительской славы» в мае этого года – генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт», учредитель школы-гимназии, настоятель церкви… Что касается малообеспеченных многодетных откуда-нибудь из глубинки, орденов такие родители не получают – их вообще не замечают. Они для хозяев жизни проходят по категории «нищебродов». Как правило, в таких семьях за детьми плохо смотрят, их воспитанием не занимаются, что негативно сказывается на развитии ребенка, очень часто ребятишки отстают в развитии и тяжело проходят социальную адаптацию. А если ими займется современная российская «опека» – это череда особых драм и трагедий. В результате отношение людей к многодетным семьям в целом становится отрицательным, они уже изначально ассоциируются с неблагополучием, а родители – с безответственностью.
Практически каждый год в преддверии отмечаемого в стране праздника День матери в прессе возникает тема возврата в Российской Федерации звания и памятного знака «Мать-героиня». В прошлом году в СМИ даже появилась информация, что уже разработан законопроект «Об установлении почетного звания «Мать-Героиня Российской Федерации» с большим количеством льгот, аналогичных советским. Однако дальше разговоров дело пока так и не пошло. Впрочем, даже при условии возврата льгот, представляется сомнительным, что в современном российском обществе с его «духовными ценностями» статус матери-героини начнет пользоваться существующим когда-то преклонением. «Кто не знает, как велик благородный труд матери! Посвятив свою жизнь воспитанию тех, кто продолжит дело, начатое отцами и дедами, кто еще более возвысит славу нашей Отчизны, умножит ее мощь, она совершает тем самым благородный общественный подвиг» – уж очень не укладываются эти постулаты советских лет в рамки современной действительности. Вместо духа коллективизма сегодня проповедуется культ индивидуализма и индивидуалистов. Очевидно, что новые указы и награды, в том числе и «Родительская слава», не создали в обществе необходимых для семьи скреп.
Если руководство большой страны хочет, чтобы она развивалась, оно должно многое сделать для народа ее населяющего: позаботиться о материальном обеспечении своих граждан, предоставить возможности для обучения, дать рабочие места – как было когда-то. Сейчас ничего подобного у нас, к сожалению, не наблюдается. В качестве причин катастрофического сокращения рождаемости в России социологи указывают то, что из-за экономической ситуации в стране рождение детей россиянки просто откладывают…
Юлия ЖУМАКБАЕВА
Источник: «Советская Россия»