Неуютно музам в рыночном царстве

Неуютно музам в рыночном царстве

Что из того, что лжепророки лживы?

Извечная поэзия с тобой

За жизнь и честь ведет смертельный бой,

И мир живет, пока в том мире живы

Твоей души прекрасные порывы,

Оплаченные пушкинской судьбой.

Да, вот эти строки стихов М. Дудина, «души прекрасные порывы» сейчас, в дни героической борьбы с неофашизмом на Украине наших воинов, живут во многих наших людях, горячо болеющих за них и от души стремящихся им помочь, посылая посылки и слова благодарности и любви, которые идут от взрослых и школьников, понимающих, что кровь проливают и жизни свои отдают наши бойцы за нашу Родину, за честь, правоту и справедливость и наше будущее.

Казалось бы, мужество и доблесть, каждодневная жертвенность воинов должны вдохновить и подвигнуть деятелей нашей культуры и искусства, кино, радио и телевидение на создание прекрасных художественных фильмов, спектаклей и постановок о великом подвиге тех, кто его совершает на войне и в тылу.

Да, о военных делах и международных событиях горячие новости идут на ТВ и в СМИ. Подвигам воинов посвящается ряд передач, а также тем, кто их поддерживает. Но значительно больше места и времени отводится под балаганные шоу и рулетки с выигрыванием денег, надоевшие всем боевики и детективы, тягучие сериалы о семейных разборках и конфликтах, скандальные хроники всякого калибра. Будто это и есть самое важное, что происходит в стране, и все наши чувства и интересы должны витать только вокруг подобных опусов.

Им отдано лучшее время в эфире и первое место в эфире и первое место в программах. Они же являют собой все новые и новые сенсации – например, сериал «Анна-медиум», который длился почти месяц, и ему подобные: «Анна-детектив», «Анатомия убийства», «Соколова подозревает всех», «Аллея кошмаров», «Кольцо Дракона», «Агентство скрытых камер», «Новый Человек-Паук. Высокое напряжение», «Терминатор 2. Судный день», «Бокал вина и апельсин», «Убийства по открыткам», «Поцелуй Дракона» и прочие.

А вот другие «перлы», которыми залит экран и которые должны нас побуждать думать только о своем семейном, личном, бытовом: «Мачеха», «Моя пиратская свадьба», «Ваша тетя Люся», «Красотка», «Как извести любовницу за семь дней», «Несносные леди», «Красотка в удаче», «Дедушка легкого поведения», «Инъекция любви», «Очень плохие мамочки» и т.п.

Современные дельцы от искусства могут возразить: время, мол, очень трудное, идет война, и нужна разрядка для души.

Разрядка в чем? В навязывании самых низменных чувств и интересов, когда со всей откровенностью напоказ обнажаются личное и сокровенное, плотские желания и соблазны, тяга к вещизму и красивой жизни любой ценой, то есть все главные ценности буржуйского мира, коим продолжают следовать «свободные творцы», получившие еще в 1992 году Закон о культуре в Конституции, провозгласивший невмешательство в киноискусство. Вот это невмешательство и позволяет чистоган, зашибание бабок ставить в основу всего и при этом продажным кинодельцам продолжать навязывать нам буржуйские ценности, капитализм. Но народ в массе своей его отторгает и все больше возвращается к советскому прошлому, когда люди стремились к познанию, высоким идеалам и светлому будущему, идя на жертвы во имя его.

Так ведь то советское поколение, и особенно молодежь, уже с детсадовского возраста и школьной скамьи воспитывались в духе коллективизма и гуманизма, любви к своему Отечеству и труду, тяге к знаниям и к настоящей культуре.

И русская, советская литература и искусство формировали их мировоззрение.

В самые ожесточенные дни Великой Отечественной войны не закрывались двери библиотек и музеев, а мы, школьники, по нескольку раз смотрели фильмы о Чапаеве, Щорсе, Котовском, а позднее – о прославленном партизане Ковпаке, героях-молодогвардейцах, Зое Космодемьянской и Лизе Чайкиной, казненных фашистами, о подвигах Александра Матросова, летчиков А. Маресьева и Н. Гастелло.

Восхищались мы и подвигами юных героев – Володи Дубинина, который 50 дней и ночей помогал партизанам, находясь в катакомбах Керчи; новгородского разведчика Лени Голикова и белорусского Марата Казея, украинского партизана Вали Котика и других ребят, кому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Подвиги их были сродни взрослым. Мы, дети войны, в те годы писали о них сочинения.

Помню, как в разгар Великой Отечественной войны мы все – и взрослые, и дети, затаив дыхание, припадали к своим радиотарелкам, слушая сводки Совинформбюро.

И часто звучали стихи о подвиге народа, воинском долге и чести, верности Родине известных поэтов: К. Симонова, А. Суркова, М. Исаковского, Е. Евтушенко, М. Дудина, Р. Рождественского, М. Светлова, Ю. Друниной, А. Твардовского, А. Ахматовой, О. Берггольц, С. Наровчатова, И. Уткина. И сами стихи, их строки, ложились в нашу память:

Нас дождь хлестал, нас парила жара,

Сон на земле, гранаты в изголовье,

Тяжелая суровая пора,

Друг в друга вера, спаянная кровью.

(М. Дудин)

По мне три раза панихиды пели,

Но трижды я из мертвых восставал,

Знать, душу, чтоб держалась крепче в теле,

Всевышний мне гвоздями прибивал.

(С. Наровчатов)

В ваших юношеских артериях

Бродит дерзкая кровь отцов.

(Ю. Друнина)

Героизм, одетый в гимнастерку

неправдоподобной красоты.

(И. Уткин)

Но сердце наше с вами. Мы едины,

Мы неразрывны, как и год назад.

И вместе с вами подойдет к Берлину

И властно постучится Ленинград.

(Ольга Берггольц – бойцам, прорвавшим блокаду Ленинграда.)

Я клянусь так жить и так трудиться,

Чтобы Родине цвести, цвести,

Чтоб вовек теперь ее границы

Никаким врагам не перейти.

(Она же – О. Берггольц)

А какой популярностью пользовались стихи в народе этих поэтов! Их заучивали наизусть, читали в разных аудиториях – ведь в самые судьбоносные, решающие дни сражений они согревали душу, сеяли веру в Победу. Сегодня место их на ТВ заняли балаганные шоу и представления всякого рода.

А тогда, в самые трудные и горячие дни войны, со всех экранах звучали симоновские «Жди меня, и я вернусь», «Мужество» Анны Ахматовой. Эти стихи были воплощением отваги и стойкости духа народа, доблести блокадного Ленинграда.

Нельзя без волнения слушать чеканные строки:

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет!

Эти строки были написаны в 1943 году, 23 февраля – в День Советской армии. Поэтесса говорит о том, что когда она писала их, перед ее глазами стояли мужественные и скорбные лица тех, кто защищал священный город на берегу Невы. Гитлеровцы в то время были еще в непосредственной близости от Москвы, рвались к Волге.

«Я, как и все, – признается Ахматова, – твердо верила в Победу, и эту народную веру выразила в стихах».

Алексей Сурков написал по поводу «Мужества»:

«Помню, как в суровые зимние дни 1942 года рассказывал в Колонном зале Дома Советов о советской военной лирике, читал я под аккомпанемент сирен воздушной тревоги это стихотворение».

Долго несмолкающими аплодисментами приняла его строгая, на две трети солдатская аудитория того незабываемого вечера… Замкнутый индивидуализм интимно-личной темы стушевался в военные годы перед горячей патриотической взволнованностью, уступил место благородному гуманизму. Человека, охваченного тревогой за судьбу Родины, судьбу всего человечества.

Да, таким был советский человек, так его воспитали и развивали, прививая не только гражданское, но и историческое сознание.

Даже в самые горячие и трудные годы Великой Отечественной войны появились исторические дилогии А.Н. Толстого «Иван Грозный», «Орел и орлица», «Петр I», «Горячие годы», «Заговор императрицы». Все они шли на советской сцене.

А в блокадном Ленинграде не сходила со сцены пьеса «Раскинулось море широко» о подвигах советских моряков, где главную роль исполняла заслуженная артистка РСФСР Н.В. Пельцер. Героям войны были посвящены и пьесы драматурга И.В. Штока «Гастелло» и «Караван». И голодные, истощенные люди тянулись к театру.

Б.Л. Горбатов – советский писатель и драматург – в годы войны написал повесть «Непокоренные», которая легла в основу оперы Кабалевского «Семья Тараса». Тогда же появились его пьесы «Юность отцов» (1943) и «Одна ночь» (1944). Последняя вошла в историю советского театра наравне с такими драматичными и глубокими произведениями о подвигах советского народа, как «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» Корнейчука и «Нашествие» Леонова. Все эти пьесы несли свой заряд мудрости и силы духа.

И у всех неотразимая, «человековедческая» сила драматургии, когда она обнажает в остром столкновении, в яростной «сшибке» затаенную суть характеров, нравственных устоев, жизненных целей людей.

Такова, например, «Одна нога» Б.Л. Горбатова, поставленная в Ленинградском театре драмы имени Пушкина. На сцене много действующих лиц, и каждый из них по-своему реагирует, ожидая прихода врага. В город фашист не вошел, но в черной тени его, легшей той ночью на город, мы увидели внутренний мир каждого – у некоторых из них, у меньшинства, застарелые душевные пороки, а у большинства – крепость духа и готовность с честью пройти через испытания.

Вот семья Богатыревых, ее глава Максим Андреевич – фигура сложная, прослыл среди друзей брюзгой, часто поругивающий власть, но гордящийся своим дедом и отцом, рабочими людьми, сыном своим, которому он дал образование, выведя его в инженеры.

А перед приходом немцев он снова ругает власть за то, что должен покинуть дом, убраться из города. А он, Максим Андреевич, не хочет жить нигде, кроме дома – ни в какой другой стране, кроме своей, советской. И схватив суковатую палку, выходит на улицу, чтобы крушить фашистские танки и пушки. Этой же ночью он проклинает сына – выгоняет из дома за то, что он, командир разгромленной артиллерийской батареи, дрогнул – решил, что «все кончено».

Его жена Соня – тихая, милая, сердечная мать двоих детей – а заставила мужа вернуться на фронт под огонь, понимая, что жертвует им, горячо любимым, во имя чести и Родины. Такой «тихий подвиг» она совершила.

Враг в город не вошел – он остался «открытым». И раскрылись настежь души человеческие.

Линия фронта, проходившая на подступах к городу, вдруг исчезла и пролегла через сердца людские.

Лучше всех поняла это, пожалуй, Валя Богатырева. К всеобщему удивлению, она – комсомолка, студентка – не эвакуировалась со своим институтом, а осталась в городе для подпольной работы.

Вот такие пьесы, которые имели честь и место на советской сцене, ныне не ставят. И фильмы о героическом прошлом – та же «Молодая гвардия» – почти не появляются. Все эти годы рыночно-барышного царства зрителя старались отучать от русской, советской, классики. Пошлейшие фильмы, книги и спектакли продолжают по-прежнему царить в масскультуре.

Как отмечал В.И. Ленин, капитализм и обслуживающая его культура непременно превращаются в деградирующую, враждебную человечеству общественную систему. И даже президент признает, что капитализм зашел в тупик. А значит, и будущего у него нет.

Ясно, что только смена этой убийственной для людей системы, возврат к ценностям социализма и его цивилизации может спасти и возродить страну и обеспечить настоящую победу над укронацизмом и фашиствующим Западом.

А. ЗАСИМОВА, г. Пушкино, Московская обл.

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

Размышления о духовности Размышления о духовности
Человек создан как точная копия всему, что есть во Вселенной (Высший Разум создал Человека по образу и подобию своему)....
21 апреля 2024
Ярославль. Творческая встреча в Некрасовке Ярославль. Творческая встреча в Некрасовке
20 апреля председатель Ярославского регионального отделения Всероссийского Созидательного Движения "Русский Лад" Алексей Филиппов по приглашению известной ярославской поэтессы Елены Морозовой принял...
21 апреля 2024
Поразительное для историка простодушие. Об экспозициях Вытегорского историко-этнографического музея Поразительное для историка простодушие. Об экспозициях Вытегорского историко-этнографического музея
В статье О. Ларионова «Холодный взор «росомахи» («НГ», июль 2023 г.) речь шла об экспозициях Вытегорского историко-этнографического музея, посвященных Советско-финской войне. В них, по мнению ряда...
21 апреля 2024