Нелёгкие вопросы Гавриила Троепольского

Нелёгкие вопросы Гавриила Троепольского

Самую известную, принёсшую писателю мировую славу повесть «Белый Бим Чёрное ухо» Гавриил Троепольский сумел опубликовать лишь на 66-м году своей жизни. Тогда, в ныне далёком 1971 году, был он уже человеком зрелым, мудрым, имевшим твёрдые убеждения, успевшим поработать учителем и стать хорошим агрономом, селекционером, написать ряд специальных статей и книг, а позже заявить о себе и как писатель, писавший о буднях деревни, и публицист, поднимавший, в первую очередь на страницах «Правды», серьёзные проблемы, связанные с рациональным природопользованием и ведением сельского хозяйства.

Собственно, литератором Гавриил Николаевич стал также далеко не в молодом возрасте. Когда в 1953 году в журнале «Новый мир» были опубликованы его рассказы под общим заголовком «Из записок агронома», их автору исполнилось сорок восемь. В такие годы за перо берутся не часто. Однако, что было очевидным для многомиллионной советской читательской аудитории, профессиональных литературоведов и критиков, русской советской литературе крупно повезло, что в неё от самой земли, из гущи народной, пускай и не юный и пылкий, а осмотрительный и вдумчивый, как и подобает быть человеку на пятом десятке лет, пришёл Гавриил Троепольский — писатель, ратовавший за добро, человеколюбие, отзывчивость, справедливость, честность, порядочность, бережное отношение к природе, без чего настоящий человек никак не может обходиться на выбранном им жизненном пути.

В эти дни обратиться к личности и творчеству писателя побуждает нас и юбилейная дата — 115-летие со дня его рождения. Памятен завершающийся 2020 год и тем, что 30 июня исполнилось 25 лет с того момента, как Гавриил Николаевич, прожив большую и славную жизнь, покинул нас.

За без малого 90 лет им прожитых Троепольскому довелось многое повидать. Сын священника, расстрелянного в 1930 году, с детства приученный к крестьянскому труду, воспитывавшийся Советской властью, ставший благодаря её завоеваниям учителем и агрономом, а впоследствии и писателем, членом Союза писателей СССР, удостоенный Государственной премии СССР, звания «Заслуженный работник культуры РСФСР» и авторитетной итальянской премии в области детской литературы «Банкареллино», награждённый орденом Трудового Красного Знамени, не будучи членом КПСС, он, несмотря на определённые попытки со стороны антисоветчиков, немало его самого пытавшихся завербовать, не стал в один ряд с ними.

По воспоминаниям писателя, заместителя председателя правления Воронежского областного отделения Союза писателей России Е. Новичихина, опубликованным в 2012 году в газете «Аргументы и факты», Троепольскому довелось присутствовать на одном показательном перестроечном мероприятии, осуждавшем КГБ, «когда кандидат исторических наук докладывал о жертвах репрессий, о гибели священников, среди которых был отец Гавриила Николаевича, Троепольский как-то настороженно и напряжённо слушал докладчика, а потом вдруг резко встал и потребовал: «Прекратите! Нельзя по документам писать историю, тем более давать характеристики человеку… Я своим детям и внукам завещал, чтобы они молились о следователе НКВД Степанове. Одно время он жил на квартире у моих родителей. Он сам вызвался вести «дело» моего отца. И он предпринял всё возможное, чтобы представить священника Троепольского ни в чём не виновным… Когда отца расстреляли, следователь Степанов покончил с собой, оставив записку, что он не может пережить позора…» Умным людям известно, что мир сложно разделить на «чёрное» и «белое». К этим людям относился и Троепольский».

Вот так-то. Правда жизни в конкретных обстоятельствах всегда сложна и противоречива. Но есть и элементарная человеческая порядочность. Её у Троепольского не отнять, и приведённый выше пример тому доказательство. Интересно и то, как Е. Новичихин комментирует вопрос о наличии у Троепольского проблем с Советской властью: «Говорили, например, что из-за повести «Белый Бим Чёрное ухо» у автора были проблемы с властями. Но не уточнили, что с властями литературными и никак не по политическим причинам. У кого из писателей тогда этих проблем не бывало?! Обыкновенный рабочий момент». Точно так же известный воронежский писатель развенчивает и наговор о том, что Троепольский в годы Великой Отечественной войны сотрудничал с оккупантами: «В годы войны писатель жил на оккупированной территории в Острогожске, но и только. Зато этот слух (о сотрудничестве с оккупантами. — Р.С.) привлёк внимание сотрудников КГБ. Однако, проведя большую работу, те не нашли в биографии Троепольского ничего порочащего. Если бы он записался в коллаборационисты, то вряд ли бы по окончании войны остался в России. Такие люди после капитуляции нацистов предпочитали скрыться за границу. Автор же «Бима» был патриотом родного края».

Что ж, к счастью, вся наносная шелуха и отсебятина недоброжелателей к доброму имени Троепольского не пристали. Но и память о нём, за исключением родной Воронежской области, где писатель навсегда остался в числе почётных граждан Воронежа (на доме, где он жил, установлена мемориальная доска, есть названные ныне его именем улицы и одна из городских библиотек, в одной из школ областного центра открыт его музей, а по имеющейся из общедоступных источников информации, планируется установка в городском парке «Орлёнок» памятника писателю), в общероссийском масштабе практически сведена на нет. Замечательного русского советского писателя, жившего заботами о земле российской, сегодняшний среднестатистический гражданин практически не знает, книг его, и в первую очередь ранних произведений, которые не так-то просто найти в библиотечных фондах, не читал. Не знает этого имени и молодёжь. Крайне редко показывают по телевидению и потрясающий двухсерийный фильм С. Ростоцкого «Белый Бим Чёрное ухо» с В. Тихоновым в главной роли (за этот фильм вышеназванные выдающиеся мастера советского кинематографа в 1980 году были удостоены Ленинской премии), бывший в своё время в числе любимых у советского зрителя. До боли обидно за такое беспамятство. Но, увы, таковы «ценности» современного российского капиталистического общества.

Литературное дарование Троепольского читатели и критики оценили сразу же после опубликования «Новым миром» его очерково-публицистических рассказов «Из записок агронома». Стало очевидным, что человек, их писавший, близок к жизни на земле, знает её не понаслышке. Да, появились они своевременно, буквально вслед имевшим широчайший общественный резонанс «Районным будням» В. Овечкина, который, кстати, не всё принимая как в самих рассказах агронома, так и в творческой манере Троепольского, был всё же о нём достаточно высокого мнения. Фактически же именно В. Овечкин, Г. Троепольский, Е. Дорош, А. Калинин со своими публицистическими очерками и рассказами были первопроходцами, взявшимися за описание крестьянской действительности и злободневных проблем на селе. И каждый из них по-своему брался за разработку выбранного сюжета. У каждого были и свои особенности письма, изложения материала. Стиль Троепольского отличали едкая насмешка и добрый юмор, одухотворённость и лирическая проникновенность, отсутствие строгой документальности и последовательности в изложении материала.

Может, поэтому сборник «Из записок агронома» критика тех лет определила как «не вполне очерки, не вполне и рассказы». Но в этом-то их своеобразие. А главное же было в том, что Троепольский совершенно по-новому, предельно реалистично представил деревенскую повседневность начала 50-х годов минувшего столетия, особо выделив такие явления, как самодурство, тупость, консерватизм, корыстолюбие, демагогия. Конечно, показал писатель и честных, добрых, разумных и порядочных людей. Как бы две стороны предстают перед нами, и, думается, отрицательная сторона выписана всё же более ярко, выпукло, хотя, наверное, с некоторым сатирическим преувеличением.

Постараюсь напомнить о некоторых наиболее характерных отрицательных героях этой книги. Почему делаю акцент на них, людях явно недостойных? Да для того, чтобы подчеркнуть: Троепольский, как и где-то годом ранее Овечкин, не боялся обличать пороки и далеко уж не рядовых граждан, а тех, кто наделён был определённой властью и влиянием. Не такая уж радужная картина представала перед читателем. Так что мазать одним миром всю советскую литературу того времени, обвиняя авторов в строгом следовании так называемой теории бесконфликтности, рассматривавшей, по представлению ряда критиков, лишь конфликты на уровне хорошего с лучшим, однозначно не стоит.

Итак, взглянем на председателя колхоза Прохора Павловича Самоварова из рассказа «Прохор семнадцатый, король жестянщиков». Вот как описывает его Гавриил Николаевич: «Общий вид Прохора Павловича, конечно, резко выделяет его среди всего населения колхоза.

<…> Комплекция плотная, рост выше среднего, животик изрядно толст, ноги поставлены довольно широко и прочно; голова большая, лоб узковат <…> Одевается он с явным подражанием работникам районного масштаба: тёмная суконная гимнастёрка с широким воротом — зимой и летом, широкий кожаный жёлтый пояс, ярко начищенные хромовые высокие сапоги и широкие синие галифе. Голову на плотной шее Прохор Палыч держит прямо и, проходя, ни на кого не смотрит (если поблизости нет кого-нибудь из работников района). <…> Сказать, чтобы он не делал ошибок, тоже нельзя. Ошибки он делает и всегда их признаёт рьяно, признаёт, даже если ошибок нет, а начальство подумало, что ошибки есть. Иной день ему в голову приходит даже такое: «А какую бы мне такую ошибку отмочить, чтобы и взыскания не было и весь район заговорил?» Но для признания своих ошибок он всегда оставляет, так сказать, резервы. <…> В общем, о своём характере он так и говорит: «Я, если залезу на точку зрения и оттуда убеждаюсь, тогда я человек твёрдый и прямой, как штык; а если руководителя уважить или угостить, то я человек мягкий и податливый: не могу, говорит, покойно видеть начальника, если он не ест и не пьёт, аж самому тошно… <…> И тем более, уж если бы он не читал совсем ничего, тогда можно было бы подумать о плесени, о наслоении прошлого, о пережитках капитализма внутри и тому подобном… Но он же всё-таки читает! Ежедневно, каждое утро читает отрывной календарь. <…> И об агрономах отзывается презрительным языком: «Ох, уж эти мне химики: то не так, это не так! Вот они мне где! — И постучит ладошкой по загривку. — Спрашивается: за что зарплату получают? Нет, пусть бы он сел у меня в правлении да писал или диаграммы какие-нибудь чертил, а я бы посмотрел, чем он занимается, а то уйдёт в поле на весь день — и до свидания! Химики!» <…> Как-то вытащили его чуть не за шиворот в кружок заниматься. Там-то он и сказал такое умное, что облетело весь район. Когда у него спросили, как он усвоил материал и что думает по этому вопросу, он сказал: «План — это, товарищи, план. План до тех пор план, пока он план, но как только он перестаёт быть планом, он уже не план. Да. А наши планы были планы, есть планы и будут планы. Точнее, не может быть плана, если он не план…»

Как видим, писатель красок не жалел. С явным, нескрываемым сарказмом с самых первых строк рассказа представляет он Самоварова. Мы видим недалёкого человека, подхалима, болтуна, демагога, не разбирающегося в сельскохозяйственных вопросах и способствующего тем самым развалу общего дела. Но ведь кто-то же рекомендовал таких, с позволения сказать, выдвиженцев на ответственные должности? Да, безусловно. И Троепольский, долгие годы проработав агрономом, зная деревенскую действительность изнутри, тут же и выводит такого, под стать Самоварову, покровителя районного масштаба. Им оказывается председатель райисполкома Недошлёпкин. Его самодурству и самоуправству писатель также даёт короткую, но ёмкую характеристику: «Если он, Недошлёпкин, сказал: «Я д у м а ю», то это все должны понимать: «Так будет»; если он сказал: «Я п о л а г а ю», то это значило: «Будет только так»; если же сказал: «М н е    к а ж е т с я», то надо было понимать: «Так должно быть, так будет».

Насмешливо, с приёмами гротеска описывал Троепольский Самоваровых и Недошлёпкиных, Болтушков и Хватов. Даже имена и прозвища он давал им соответствующие. И в то же время достоверно и просто, не приукрашивая, но и не обделяя в чём-либо, показывал писатель людей настоящих, живущих трудом, заботами колхоза, способных смотреть правде в глаза, отстаивать её, бороться за народные интересы. В связи с этим назову лишь прицепщика Терентия Петровича из рассказа «Терентий Петрович». Образ этот представляется мне наиболее выразительным.

Видим мы маленького роста, невзрачного, щуплого, «с короткой русой бородкой, в большом, не по плечам, ватнике» мужичка. Трудится он честно, добросовестно; «во время сева работает на сцепе двух тракторных сеялок сеяльщиком, во время прополки — на культиваторе, во время уборки — на комбайне у соломокопнителя, на сенокосе — управляет агрегатом трёх тракторных сенокосилок, при скирдовании — на стогометателе, при вспашке зяби — регулирует плуг. В общем, точная его профессия — прицепщик». Так, совсем по-деловому и представляет нам его Троепольский. А ведь перед нами — соль земли русской, пахарь, мужик дельный, с небольшой хитринкой, но честный, готовый, несмотря на должности, называть вещи своими именами. Однако же не сразу за его внешней скромностью и невозмутимостью, сродни той, что была у бравого солдата Швейка, наблюдаем мы принципиального бойца. Троепольский не спешит в этом показе. В итоге же Терентий Петрович несколько раз в году, когда крепко выпьет, проходит по селу с обличительными речами, после которых фельдшер-мздоимец пытается его безуспешно задобрить, а пронырливый колхозник возвращает колхозу деньги за украденный «стюдень»; не боится он аргументированно отвечать взбешённому Недошлёпкину, взывая к разуму последнего, говоря ему: «Нарушение агротехники — это же прямое преступление. Почва не готова — сеять не можем»; апофеозом же звучит его выступление на районном совещании передовиков производства, когда он начинает вяло зачитывать написанный ему текст, а потом, отказываясь от него и вызывая тем самым одобрение зала, заявляет, обращаясь к Недошлёпкину: «… Лезли ведь к агрегату по грязи, даже калошу свою утеряли и вынесли её, несчастную, на руках! Вы что же, думаете, мы после вас сеяли? Да нет же, не сеяли! И вы думаете, меня накажете? Нет, не накажете, точно вам говорю. С работы меня снять невозможно никак. А я спрашиваю: когда кончится такое? Когда мы перестанем для сводки нарушать агротехнику и понижать урожай? Это же делается без соображения. Точно говорю, товарищи: без со-обра-же-ния!»

Конечно, говорит нам с юморком, живо и ненавязчиво, красивым русским языком Троепольский: за Терентием Петровичем и такими, как он, правда. Им решать, как жить на родной земле, как её обрабатывать и кому ими руководить…

Читатель может задаться вопросом: а не увлёкся ли автор этих строк, описывая события и героев практически семидесятилетней давности? Времена сейчас другие. Совещания передовиков производства практически не проводятся, тысячи гектаров земли не обрабатываются, техника шагнула далеко вперёд… Верно. Вот только Самоваровы и Недошлёпкины по-прежнему на плаву. Они благополучно перешли из одной общественной формации в другую, перешагнули в новый век. Прихватив с собой самодурство, высокомерие, карьеризм, демагогию, пренебрежительное отношение к рабочему человеку. Но герои Троепольского, при всех их негативных чертах, не были всё же хапугами и рвачами, ворами и коррупционерами. Эти, нынешние, пошли куда дальше своих предшественников. Всех перечисленных негативных черт им уже недостаточно. На первый план у них давно вышла нажива. Потому-то и сегодня «Из записок агронома» не лишне перечитать, ведь людские пороки и добродетели принципиально не поменялись. Ну а особый юмористический тон, присущий писателю, вряд ли оставит кого-то равнодушным. Кстати, через пару лет данное произведение по сценарию самого Гавриила Николаевича будет удачно экранизировано. Режиссёр С. Ростоцкий, которому суждено будет создавать и «Белого Бима…», снимет прекрасный, весёлый, но с глубоким подтекстом фильм «Земля и люди».

Справедливости ради следует отметить, что и до принёсших ему славу «Записок…» Троепольский благодаря учителю сельской школы из с. Новогольское Воронежской губернии, которого будущий писатель вспоминал всегда добрым словом, Григорию Романовичу Ширме (впоследствии — народный артист СССР, руководитель Государственной академической хоровой капеллы Белорусской ССР), научившему учащихся думать над прочитанным, рано приобщившийся к литературе, первый свой рассказ напишет примерно в 1925—1926 годах. Рассказ этот, написанный под сильным влиянием писателя и драматурга А. Неверова, не сохранился. Несколько позже Троепольский начинает вести своего рода заметки: охотничьи наблюдения, пейзажные зарисовки, наблюдения за повседневным крестьянским бытом. В 1938 году в первом номере альманаха «Литературный Воронеж» появился рассказ Троепольского «Дедушка», подписанный псевдонимом «Т. Лирваг» (если читать с конца: «Гаврил Т.»). «Чем больше я перечитывал тогда рассказ, — вспоминал годы спустя писатель, — тем меньше он мне нравился, и я решил, писателем быть не смогу. Как раз в это время я увлёкся селекционным отбором проса». Но то решение своё, к счастью для многомилионной советской читательской аудитории, Троепольский не выполнил.

Новые грани таланта писателя, зачисленного критиками первоначально в цех сатириков, стали проявляться в последовавших за «Записками…» произведениях: рассказах «Соседи», «У Крутого яра» (1954), «Митрич» (1955), повести «Кандидат наук» (1958), рассказе «Странный сон, или Экзамен на здравый смысл» (1960), романе «Чернозём» (отдельное издание — 1962; в поздние издания начиная с 1970-х годов вносились существенные изменения), повести «В камышах» (1964), пьесе «Постояльцы» (1971). Написанные на деревенском материале, они высвечивали в Троепольском не только писателя, владеющего сатирическим пером, но и самобытного прозаика, поднимавшего серьёзные, остроконфликтные темы. Как и в «Записках…», писатель чётко обозначал персонажи отрицательные и положительные, высказывая к ним своё авторское отношение. Не будучи первооткрывателем — события первого послереволюционного десятилетия на селе уже описывали в своих творениях и Ф. Панфёров, и Н. Кочин, и М. Шолохов, и другие авторы, новый взгляд на то, что тогда происходило, попытался вывести и Троепольский в романе «Чернозём». Произведение это — большое, графично выписанное, затронувшее непростые вопросы нашей истории — не получило, однако, большого признания, при том что не раз переиздавалось. Куда больший успех имели рассказы и повести Гавриила Николаевича.

Не подвергая каждое из них детальному разбору, хотя любое достойно внимания, и в первую очередь рассказ о мудром старике, защитнике земли русской и её вековечных устоев, «Митрич», а также повесть о современности, показанной на фоне процесса охоты, «В камышах», выделю, тем не менее, лишь некоторые, наиболее существенные моменты. Первое: повседневность в этих произведениях писатель рассматривал, ставя во главу угла близость героя к жизни, будням, земле; ему неизменно был близок человек-труженик, человек-творец. Во-вторых, прозе Троепольского был присущ лиризм, герои его не чурались деревенского быта, традиций, доверия к тем, кто однажды оступился, веры в людей; не раз на страницах этих книг читатель становился свидетелем откровенных и задушевных разговоров, через которые в его сознание вторгалась деревенская действительность, не лишённая и прекрасных черт. В-третьих, необходимо отметить и то, что Троепольский неизменно в произведениях этих выводил и природу, по-разному — сурово, буднично, достоверно, лирично. Он не понаслышке знал о премудростях охотничьего дела, о том, в чём отличие настоящего охотника от хапуги-браконьера, о чём и рассказывает в повести «В камышах» и в рассказе «У Крутого яра».

Отдельным направлением творчества Троепольского была гражданская публицистика. Писал он, естественно, о проблемах деревни. Писал страстно, наступательно, говоря о том, что необходимо преодолевать шаблоны, уходить от бездумного и нерационального ведения сельского хозяйства, от практики неукоснительного, без учёта местных особенностей, исполнительства. Наиболее значимыми работами писателя в публицистике следует считать: очерки и статьи «Думы о земле» («Правда» от 11 марта 1956 года), «О реках, почвах и прочем» («Новый мир», 1965, №1), «Сколько воды человеку нужно?», «Об осушении и «осушении» («Правда» от 4 и 5 сентября 1966 года). Более десятилетия отдал писатель и журналу «Наш современник», на страницах которого также звучало его мудрое, наполненное искренней сыновней любовью к России слово.

И всё же сколько бы ни вести разговор о Троепольском, а сказать о нём можно, что называется, предостаточно уже хотя бы потому, что жизнь он прожил большую и не обделённую событиями, но представить писателя при этом без «Белого Бима Чёрное ухо» просто невозможно. Это тот случай, когда по первому упоминанию произведения вспоминается и сам автор.

Столь трогательной вещи, пожалуй, нужно поискать в нашей отечественной литературе. Так просто и выразительно рассказать о собаке, её мыслях, переживаниях, её верности хозяину, в котором и был сфокусирован весь её мир, смог, пожалуй, только Троепольский. Повесть эта, адресованная юношеству, всколыхнула сотни тысяч неравнодушных советских граждан, искренне переживавших трагедию Бима и задумывавшихся над тем, доколе среди нас будет жить зло, рядящееся в тогу добродетели, почему появляются люди такие бездушные, способные обидеть братьев наших меньших, преданно смотрящих им в глаза и ждущих поддержки, теплоты, доброго к себе отношения?

А вообще же замысел Троепольского, продолжившего в этом произведении гуманистическую традицию русской классической литературы, был продиктован вечными философскими вопросами — о противостоянии добра и зла, о необходимости нравственного оздоровления общества. Бим, добрейшее существо, верное и преданное, готовое служить и защищать, дружить и всегда быть рядом, становится жертвой злых, коварных и подлых людишек. Но писатель, тем не менее, веря в торжество подлинного гуманизма, в людей, большинство из которых — добрые и порядочные, в Россию, словами главного героя, фронтовика Ивана Ивановича, при развязке этой трагической истории говорит всем нам, своим современникам и будущим поколениям: «Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники… В России бывают и зимы, и вёсны. Вот она какая, наша Россия, — и зимы, и вёсны обязательно».

Перечитывая «Белого Бима…», посвящённого писателем А. Твардовскому, вновь переживая эту горькую историю, встречаясь на страницах повести с самим Бимом и его хозяином Иваном Ивановичем, девочкой Люсей и её бабушкой Степановной, с тридцатилетней Дашей, закрепившей на ошейнике Бима жетон-пластинку с надписью: «Зовут его Бим. Он ждёт хозяина. Хорошо знает свой дом. Живёт в квартире один. Не обижайте его, люди», мальчиком Толиком, железнодорожной рабочей Матрёной, селянином Хрисаном Андреевичем, его женой Петровной и сыном Алёшей и другими, понимаешь: чутких и добрых людей на земле всё-таки больше, нежели недобрых и злых. Но, к сожалению, как же порою бывают они беспомощны и далеки от понимания внешнего мира, в котором погоду делают всякого рода Тётки, крикливые, настырные, нахальные, пробивные, готовые глотку перегрызть, отстаивая свой пошлый и примитивный мещанский мирок! И в этой констатации действительности Троепольский не сгустил красок. Под собирательным образом Тётки, а писатель преднамеренно не называет её человеческим именем, орущей на каждом шагу, что она «советская женщина», Троепольский и показал нам тех, кто пытался своими гнусными делами и разговорами влиять на окружающих. И чего греха таить, ведь давным-давно известно, какой вред приносят подобные Тётки, разлагающие и дезинформирующие, наговаривающие и порочащие, делающие всё для того, чтобы унизить и оболгать честного человека. Увы, никуда не ушли они и из нашего времени.

Почему же люди столь черствы, почему они живут одним днём и наносят вред природе, почему не замечают живых существ, находящихся рядом? Этими вопросами задавался писатель, адресовал он их и нам — своим читателям.

Хочется верить, как свято верил и Троепольский, в то, что общество наше будет меняться в лучшую сторону. Что рядовой соотечественник станет человечнее, совестливее, гуманнее, добрее. И не пройдёт он мимо чужой боли, да и бездомных собаку с кошкой повстречав, никогда их не обидит…

Белый Бим давно живёт самостоятельной жизнью. В Воронеже более двадцати лет назад ему установили бронзовый памятник, расположившийся в центральной части города. Может быть, кто-то и поставит это под сомнение, но очевидно, что Бим Троепольского принёс нашему обществу неоценимую заслугу. Он пытался и пытается расшевелить людские души, растопить в них лёд отчуждения и скованности, чёрствости и безучастности. Он подстёгивает нас быть добрее и милосерднее…

Пришло время вновь обращаться к творчеству Гавриила Троепольского. Начинать, наверное, следует с того, что в обязательном порядке познакомить с «Бимом…» детей наших, постигающих этот мир во всём его разнообразии. И если в процессе этого знакомства и постижения противоречивого человеческого социума с ними будет Бим, они от этого, вне всяких сомнений, несказанно выиграют. Да и людям взрослым, зрелым, а также и тем, кто пребывает в летах почтенных, полезно почитать Троепольского — патриота и гуманиста, защитника природы и деревенского уклада, нравственности и справедливости, человека, оставившего добрый след на нашей земле.

Руслан СЕМЯШКИН, г. Симферополь

Источник: «Правда»

Читайте также

53-я видеоконференция «Русского Лада»: «Украина, которую мы узнаем» 53-я видеоконференция «Русского Лада»: «Украина, которую мы узнаем»
16 января 2025 года состоялась первая в этом году видеоконференция руководителей региональных отделений и экспертов ВСД «Русский Лад». Основная тема: «Украина, которую мы узнаем»....
21 января 2025
М. Матвеев. Бомба под российскую государственность М. Матвеев. Бомба под российскую государственность
Национальный исследовательский университет Высшей школы экономики провел исследование «Мигранты на рынке труда Москвы». Примерно три четверти всех зарубежных и вахтовых мигрантов в Москве работают в о...
21 января 2025
«Школа наблюдателей» в Нижнем Новгороде «Школа наблюдателей» в Нижнем Новгороде
Нижегородское отделение «Русского Лада» провело первое занятие в «Школе наблюдателей» в этом году. Участники обсудили важность активного участия в выборах всех уровней, а также познакомились с кандида...
21 января 2025