Не стереть из памяти пионерское прошлое!

Не стереть из памяти пионерское прошлое!

Тепло и светло становится на душе, когда вспоминаю своё пионерское детство. В 60–70-е годы я училась в Пугачёвской средней школе Малопургинского района родной Удмуртии. Навсегда остались в памяти заботливые руки и ласковый взгляд учителя начальных классов Зинаиды Васильевны Лапиной. Эта приветливая, добрая «классная мама» часто оставалась с нами после уроков. И мы, окружив её возле учительского стола, как галчата, слушали её рассказы о жизни, о людях, о книгах, о пионерах-героях. Учились выполнять какие-то незамысловатые поделки своими руками.

Умело закручивая лепестки розовой гофрированной бумаги, она показывала нам, как можно получить пышную розу, наложив один лепесток на другой. Мы сидели напротив нашей волшебницы и тоже пока ещё неумелыми пальцами пробовали создать чудо-цветы. У многих не получалось, лепестки рвались, но Зинаида Васильевна терпеливо объясняла нам, как следует делать правильно. И мы очень старались сотворить красоту своими руками. Самого же успешного из нас она обнимала за плечи. Других подбадривала голосом. Ниточками крепко привязывая эти розочки на ветки тополя с набухшими почками и распустившимися клейкими зелеными листочками, мы вдыхали их аромат и радовались, что в нашей школе становилось по-весеннему празднично.

А потом через несколько дней всей школой шли на первомайскую демонстрацию. С отутюженными красными галстуками, выглядывавшими из расстёгнутых отворотов демисезонных пальто, с яркими воздушными шарами и «цветущими» веточками в руках, весело щебеча, мы проходили через контрольно-пропускной пункт военной части ракетного подразделения, дружной командой отправлялись на плац, где уже был выстроен личный состав военнослужащих. Нас (юное поколение страны) размещали на почётном месте – перед трибуной, за которой стояли солидные командиры и располагались ветераны Великой Отечественной войны. Знамённая группа во главе с офицером выносила Красное знамя ракетой части. Командиры и гости торжественными голосами приветствовали собравшихся и взволнованно, с гордостью говорили о нашей Родине – Советском Союзе. Слушая эмоциональные речи взрослых, я мысленно обращалась к своему школьному читательскому опыту, почерпнутому из учебников истории, географии и «Природоведения», открывавшегося вдохновенной песней «Широка страна моя родная…». Я думала: «Родина – это что-то необъятное, родное, заботливое и близкое всем людям».

Звучала торжественная музыка, чётким строем с патриотической песней проходили солдаты. Много народу приходило посмотреть митинг: ветераны войны (всегда в почётном ряду), рабочие, учителя, врачи, пенсионеры. Мы радостно махали военным и собравшемуся трудовому люду нашими зелёными веточками. Уже совсем по-новому, с глубоким уважением и благодарностью после каждого такого торжества, постепенно взрослея год от года, смотрели мы на наших героических отцов и дедов – людей особенных, отстоявших страну от коричневой чумы и сумевших защитить своё будущее, в том числе и нас, своих потомков: пока ещё наивных, несведущих в жизни, родившихся в иные безоблачные десятилетия после войны.

Помню, как непонятное чувство грусти оставалось у меня в душе после патриотических митингов. Может быть, потому что уже тогда в наших пионерских головах происходило осознание, что в этом большом-пребольшом мире где-то гремят снаряды, идут войны ради наживы узкого круга лиц. На слуху были Вьетнам, Ангола, Никарагуа… В один из таких грустно-задумчивых моментов крепко обняла меня за плечи моя учительница Зинаида Васильевна, и снова я вместе со своими сверстниками почувствовала силу Добра, Неравнодушия и Любви. В скором времени в силу служебных обстоятельств наша учительница уехала в Казахстан. Но я не рассталась с ней, вела переписку до самой её кончины. За заслуги в деле образования ей присвоили звание «Заслуженный учитель Казахской ССР». Наверное, не будет фальшью, когда я скажу, что советский учитель был высоконравственной личностью, он никогда не позволял себе оставить юного человека наедине с трудностями и, отмахнувшись, сказать ученику: «Решай свои проблемы сам». Скромный и трудолюбивый, советский учитель развивал в учениках вовсе не показную, но истинно глубокую любовь к Родине.

Помню, как в Пугачёвском школьном музее его создатель ветеран педагогического труда Коробова Антонина Фёдоровна воодушевлённо рассказывала о возникновении нашего рабочего посёлка в 1939 году, о первом доме Шабалиных. И о страшной и далёкой, неведомой для нас войне с фашизмом 1941–1945 годов, участниками которой полноправно становились и дети, наречённые «сынами полка». В музее был стенд «Блокада Ленинграда». Навсегда с пионерских времён в моей памяти остались фотографии, с которых глядели на нас измождённые от голода и бомбёжек ленинградцы. Все эмоционально выстроенные экскурсии А.Ф. Коробовой глубоко волновали моих одноклассников и нас с сестрой.

Больше всего в этом музее, названном «Огненное детство», было фотографий детей, которые совместно со старшими боролись с фашистами, будучи подпольщиками, партизанами, связными, участниками боевых операций. Многие из них погибли. Здесь же была помещена атрибутика детских концлагерей – маленького размера две полосатые тюремные робы, медицинские инструменты, при помощи которых фашисты проводили опыты над детьми. Под стеклом хранился особый раритет (предсмертная записка) – вышитый по контуру носовой платок с записью на нём: 14-летний мальчуган, прощаясь, писал на ткани о предстоящей наутро казни. Всё это присылалось из разных уголков СССР либо самими свидетелями тех страшных лет, либо родственниками детей, погибших во время немецкой оккупации. О нашем патриотическом музее страна узнала из «Пионерской правды», и люди стремились помочь нам новыми материалами, чтобы увековечить память о своих близких.

Сердце щемило, когда в стенах музея «Огненное детство» мы слушали выступления проживавшего в Пугачёво Героя Советского Союза, кавалера орденов А. Невского, А. Суворова, Красной Звезды, Красного Знамени и других наград Коробова Павла Степановича (родом он был из Дебёсского района, призывался на войну Тыловайским военкоматом). Седой, с несколько глуховатым голосом, приходя на встречу с учениками в военном кителе, на котором было много боевых орденов и медалей, гвардии майор П.С. Коробов открывал нам другой мир, в котором Советская армия уничтожала Мировое зло – фашизм. Рассказывал, как советские командиры заботились о сохранении жизней молодых солдат. Он говорил, как далеко непросто было освобождать Пушкинские места, село Михайловское в Псковской области (его боевой путь пролёг и там). Коварный враг, отступая, многое заминировал. Даже могилу А.С. Пушкина. Здесь погибло много сапёров.

Многое из далекого, чистого, как хрустальный родник, пионерского детства вынесено трепетно во взрослую жизнь. Живительную силу дало нам советское время, когда в многонациональной дружной стране уважительно относились друг к другу, заботились о сохранении святых традиций. Любили Родину. Не стереть из памяти прошлое! Потому что оно понятно мне и моим сверстникам своей глубинной сутью, высокой нравственностью и патриотизмом.

После окончания Глазовского пединститута, будучи уже учителем русского языка в Пугачёвской школе и став руководителем районного методобъединения учителей-словесников Малопургинского района, пушкинская тема по-особому зазвучала в моей педагогической судьбе. На базе своего кабинета литературы в 2004 году я открыла Пушкинский музей. В этой инициативе меня поддержали дети из моего класса и их родители, а также школьницы А. Акеева, Д. Байраншина, Е. Ежова, успешно выступившие со своими исследовательскими работами на Всероссийском конкурсе «Лукоморье» в селе Михайловском Псковской области. В 2007 году по моему приглашению в качестве научного соруководителя Пушкинского музея подключилась и кандидат педагогических наук Н.В. Лекомцева. В тот же год под её редакцией мне удалось издать сборник «В мире сказок Вячеслава Мурина» с устно-поэтическими мифологическими сочинениями местного сказителя (они в течение трёх лет записывались моими кружковцами 5-7-хклассов), творческими работами детей из 5-11 классов Пугачёвской школы и моей программой элективного спецкурса «Мифологические традиции народов мира в современном русском фольклоре».

Через Пушкинский музей в Пугачёво координировалась научно-просветительская и литературно-творческая деятельность учащихся всего Малопургинского района. Здесь реализовывались культурно-образовательные программы по четырём направлениям: «Литературное слово», «Юный экскурсовод», «Театральная студия», «Творческая мастерская». Созданные детьми мультимедийные презентации позволяли осуществлять виртуальные экскурсии по литературным местам. Плакаты с экспозициями пушкинских мест служили опорным материалом для полифоничной экскурсии по биографии поэта. В театральной студии ребята читали стихи и инсценировали эпизоды из художественных произведений А.С. Пушкина и других писателей. Здесь регулярно проходили районные и республиканские семинары, конференции, театрализованные представления, вернисажи детских рисунков и поделок (из дерева, глины, картона, ткани), конкурсы чтецов, совещания педагогов по вопросам интегрированного изучения литературы в школе. Классная комната была украшена оригинальными картинами выпускницы нашей школы Елены Ежовой на пушкинские сюжеты, деревянными скульптурками местного жителя, народного умельца Вячеслава Мурина, а также моими витражами и поделками школьников из глины. Всей школой, отрепетировав фигуры светских танцев времён пушкинского ХIX столетия, организовали и провели Пушкинский бал на двести человек. В Пушкинском музее Пугачёвской школы через организацию эстетической деятельности были апробированы оригинальные формы нравственно-патриотического воспитания обучающихся.

Опыт гуманистического воспитания, наработанный в Пугачёво, я успешно продолжила в Гимназии № 122 и Многопрофильном лицее № 185 города Казани.

Наталья ЕЖОВА, учитель русского языка и литературы, г. Казань

Читайте также

Обращение XII съезда ПАНИ Обращение XII съезда ПАНИ
Обращение XII съезда Петровской академии наук и искусств к Федеральному Собранию Российской Федерации о признании действующего политического режима на Украине неофашистским, экстре...
6 декабря 2022
Прошёл XII съезд Петровской академии наук и искусств Прошёл XII съезд Петровской академии наук и искусств
29 ноября на площадке библиотеки СЗИУ РАНХиГС прошёл внеочередной 12 съезд ПАНИ. На нём присутствовали делегаты профильных и региональных отделений Академии. С приветственным словом к форуму...
6 декабря 2022
Местная власть в Алатыре решила вспомнить про дом Детского творчества Местная власть в Алатыре решила вспомнить про дом Детского творчества
Ну вот. Радость пришла, откуда и не ждали. В понедельник, 5 декабря 2022 года, на  планёрном совещании в городской администрации вдруг решили вспомнить про закрытый почти семь лет назад...
6 декабря 2022