Народы и империи

Народы и империи

Жаре противостоит холод, любви – ненависть, дружбе – вражда, свободе – рабство и деспотизм, а что является противоположностью федерации? Разумеется, унитарное, жестко централизованное и унифицированное государство.

«Это же империя!» - ответит немалое число российских регионалистов. Для многих из них империя, имперство – синонимы принудительной унификации земель и народов. Иные современные апологеты федерализма предпочитают ернически коверкать слово «империя» - «ымперия», «ымперство», как будто заменив первую букву в слове, обозначающем нелюбимое явление, можно это явление унизить и растоптать. 

Инфантильная логика. При этом альтернатива империи – государство-нация (etat-nation) рассматривается такими регионалистами как едва ли не идеальное государство. Да только при внимательном рассмотрении оказывается, что в истории все с точностью до наоборот: во многих государствах имперского типа территории и населяющие их народы пользуются широкой автономией, в то время как во многих национальных государствах происходит принудительная нивелировка этно-региональных различий, что мы можем наблюдать и сегодня.

Говоря об империях, углубимся в древность, вспомним хеттов – малоизвестную широкому читателю цивилизацию Переднего Востока. По существу это была федерация царств и племён, имевших широкие права самоуправления. Вплоть до наличия собственных армий. Местные властители обязаны были платить дань (то есть налоги) Хаттусе и, говоря современным юридическим языком, привести региональное законодательство в соответствие с федеральным.

Вспомним Персию, верховный правитель которой обладал титулом «шахиншах», то есть царь царей, а на местах управляли цари ниже рангом, было собственное законодательство, опиравшееся на местные правовые обычаи и традиции.

Римская империя также имела в своем составе автономные территории вроде Иудейского царства плюс федератов (!), воевавших на стороне Рима. До того как стать империей Римская республика была по существу государством одной этнической общности – римлян, столица наживалась за счет эксплуатации провинций, выкачивания из них налогов. Облегчил бремя для провинций Антонин Пий, которого многие считают лучшим императором Рима (увы, но кто его помнит, в отличие от известных каждому отморозков Нерона и Калигулы). Поздняя Римская империя и вовсе была разделена на четыре части, управлявшиеся самостоятельными «цезарями» и «августами».

Средние века. Вспомним Священную Римскую империю, вобравшую сотни больших и малых самостоятельных государств, сохранявших свои права и свою самобытность.

Федерацией народов и государств была и Золотая Орда. Ханы не посягали на своеобразие населявших её народов, требуя от них на самом деле не столь уж многого: не бунтовать, платить дань и, если труба позовет, отправлять войска в поход на стороне хана. Как у хеттов, как у имперских римлян…

В Новое время Британская империя – не самый лучший пример («кладбище народов»), однако и она была организована по федеративному и даже по конфедеративному принципу (доминионы, зависимые протектораты).

Наконец, Российская империя, включавшая автономные образования с собственным законодательством: Великое княжество Финляндское с широчайшими правами (там, кстати, впервые было даровано избирательное право женщинам, про что феминистки и не ведают). Царство Польское, полунезависимые Бухара и Хива, Область Войска Донского, кочевники и охотники со своими законами и порядками, регулировавшими жизнь племен.

«Империализация» России началась не с Петра I. Еще Великий князь Московский Василий I даровал поморам Двинскую Уставную грамоту, фактически – конституцию, царь Иван IV регламентировал земское самоуправление в поморских волостях.

Империей-федерацией был и СССР. Правда, большевики, предоставив автономию многим народам, не распространили федеративный принцип на русские регионы. Это не только было бы актом справедливости по отношению к ним (особенно таким территориям с этнографическими особенностями, как Дон, Поморье, территории Сибири), но и сделало бы из них противовес сепаратистским тенденциям в национальным образованиях.

Имперские и федеративные черты сочетаются и в современной России.

А теперь посмотрим на национальные жестко централизованные унитарные государства. Решают ли они национальные и региональные проблемы?

Франция. Жестко централизованное управление (со временем Великой французской революции) не смогло победить корсиканский сепаратизм, напротив, стало его катализатором.

Турция. Ее государственное устройство во многом представляет собой «перевод с французского» (департаменты – вилайеты). В итоге курдский вопрос стоит во весь рост на протяжении всего времени существования Турецкой республики.

У нас перед глазами пример «нацгосударства» Украина с его попыткой унифицировать этническое многообразие, гонениями на русский язык, силовым подавлением юго-восточных регионов. Такое же игнорирование прав национальных и языковых меньшинств мы наблюдаем в Прибалтике.

Не имеют автономного статуса не только карпатские русины Украины (не говоря уже о миллионах русскоязычных жителей юго-восточных ее регионов), но и латгальцы Латвии, силезцы Польши, венецианцы и ломбардцы Италии и т.д.

Государство-нация с куда большим правом может быть названо притеснителем меньшинств, чем империя. Рожденное в огне буржуазных революций, национальное государство эпохи неограниченного рынка, «бремени белого человека», бюрократической централизации управления и романтического национализма в культуре, оно отжило свой век. Родилось как ересь в лоне феодальных монархий, два века жило как догма и умирает как предрассудок, причем предрассудок опасный для жизни миллионов.

Будущее – на путях синтеза, творческого сочетания имперского и федеративного начал. Старая рухлядь «государства-нации» лежит на пути народов и мешает им полноценно развиваться. Передовые люди штудируют «Сравнительный федерализм» Элейзера, следят за происходящим на Донбассе и симпатизируют итальянской «Лиге», а им суют под нос националистические догмы прошлого и даже позапрошлого века. Идея «государства-нации» – гиря на ногах шагающего вперед человечества, примером чему служит современная Украина.

Анатолий БЕДНОВ

Источник: «Новая Евразия»

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024