«На судьбу мне жаловаться нечего». Юрий Селезнёв – герой проекта «Беловский круг»

«На судьбу мне жаловаться нечего». Юрий Селезнёв – герой проекта «Беловский круг»

В 2024 году, 15 ноября, исполнилось бы 85 лет известному литературоведу Юрию Селезнёву, посвятившему книгу творческой судьбе Василия Белова. Юрий Иванович Селезнёв (1939-1984) – историк литературы, критик, публицист. Родился в Краснодаре в 1939 году, там же в 1966 году закончил филологический факультет Педагогического института, преподавал литературу. В Институте мировой литературы защитил кандидатскую диссертацию, незадолго до смерти была готова докторская о М.Ю. Лермонтове. Научную, публицистическую деятельность он совмещал с работой в журнале «Наш современник».

Статьи молодого критика были посвящены Гоголю, Тютчеву, Тургеневу, Чехову. «На судьбу мне жаловаться нечего, – писал Юрий Селезнёв своему другу, кубанскому литературоведу Александру Федорченко в 1975 году. – Я ведь, по существу, делаю первые шаги, но ужо награждён судьбой. Мне довелось уже услышать добрые слова (правда, не лично) от Шолохова и Леонова, а лично (и не просто добрые, а прямо-таки высокие) от Белова, Астафьева, Потанина, Кожинова и других. А всё это люди серьёзные и слов на ветер не бросают. Всё это мне очень дорого и заставляет собираться и “дерзать”».

Несколько лет – с 1976 по 1981 гг. – Юрий Селезнёв был заместителем главного редактора в издательстве «Молодая гвардия», редактором серии «Жизнь замечательных людей». Его книги «Вечное движение», «Созидающая память», «Мысль чувствующая и живая», «Василий Белов», «Златая цепь», «Достоевский» и многочисленные статьи стали ярким явлением в русской литературе и критике.

Многие свои работы Селезнёв посвящал авторам-современникам. В его первой книге «Вечное движение» (1976) были даны яркие и запоминающиеся портреты Астафьева, Белова, Лихоносова, Носова, Шукшина, Потанина, Тендрякова. Сборник был отмечен премией Ленинского комсомола.

Вологодскому писателю Василию Белову Юрий Селезнёв посвятил развёрнутый очерк «Василий Белов: раздумья о творческой судьбе писателя» (1983). Издание сейчас хранится в фонде Музея-квартиры В. И. Белова с дарственными словами автора: «Дорогому Василию Ивановичу Белову – мои мысли вслух. Прости, если что не так… Любящий Тебя Юрий Селезнев 27.2.84».

Общение Белова и Селезнёва началось с середины 1970-х годов. Об этом свидетельствуют подаренные литературоведом авторские книги о прозе 1960 – нач. 1970-х, художественном мире Ф. М. Достоевского, созданные в период 1976–1984 гг. Товарищи встречались в Москве. Последняя встреча, судя по дате последнего инскрипта на биографическом издании, состоялась в 1984 году – за четыре месяца до смерти Юрия Ивановича.

Василий Иванович относился к критику с большим уважением и прислушивался к его мнению. В своём рассказе «Душа бессмертна» Белов вспоминал, что в 1980-е годы вынашивал замысел продолжения пьесы-сказки «Бессмертный Кощей». Однако идея не была реализована. «…очень хотелось сочинить и вторую часть, – писал Василий Белов, – но один, ныне покойный, мой друг холодновато отозвался о моей сказке. И я отложил ее. Интерес к языческим персонажам не исчез. Или мне всего лишь почудилось, что Юрий Селезнев отозвался о сказке холодновато? Тоже может быть. Так или иначе, вторая часть не родилась, и вот время ушло».

По утверждению литературоведа и критика Сергея Куняева, Селезнёв поставил Белова-художника в круг мировых литературных величин XX века, «величин, которые критик совершенно справедливо отнёс к «почвенническому» направлению: Уильяма Фолкнера, Томаса Вулфа, Скотта Момадея, Джона Гарднера, Габриэля Гарсиа Маркеса...». И сам Селезнёв относился к вологодскому классику с «благодарностью, любовью и признательностью», о которой говорил в своих автографах Белову.

Юрий Иванович Селезнёв ушёл из жизни в 1984 году, в 44 года. Несправедливость столь раннего ухода вызывала у Василия Белова «разлад в душе» и протест, такой же, как после смерти Яшина, Шукшина, Рубцова, Передреева – писателей, о которых Василий Иванович считал своим долгом оставить воспоминания, но так и не решился рассказать обо всех. «До сих пор не могу заставить себя сесть и написать воспоминания, всё изворачиваюсь, ищу новые способы примирения с гнусной действительностью».

Библиотека Василия Ивановича Белова в его мемориальной квартире насчитывает семь книг Юрия Селезнёва, часть из них содержит дарственные надписи литературоведа, адресованные Василию Белову и его семье.

Источник: «Музей-квартира Василия Белова – филиал Кирилло-Белозерского музея-заповедника»

***

От редакции

Размещая этот материал, мы обращаем внимание читателей на то, что Юрий Иванович Селезнёв – не просто литературный критик, литературовед, редактор. Это крупный русский мыслитель, идеи которого ещё ждут своих исследователей. И он не одинок: патриотическое направление внутри КПСС и среди беспартийных деятелей советской культуры было в 60-80-х годах очень сильно. Они боролись против возрастающего влияния либералов, будущих «перестройщиков», губителей Советского Союза и исторической России.

Сегодня «Русский Лад» в значительной степени продолжает работу именно этого направления общественной мысли. Его изучение, освоение наследия – важная теоретическая и практическая задача, и мы призываем наших соратников, имеющих отношение к литературе и гуманитарным наукам, активно ею заниматься.

Читайте также

Большевики и русский путь в истории Большевики и русский путь в истории
Если что и должно удивлять в истории России применительно к Революции и большевикам – так это то, насколько гармонично они «вписались» в исторические российские задачи. То есть, насколько история Сове...
17 ноября 2024
Многогранный писатель: к 110-летию Георгия Холопова Многогранный писатель: к 110-летию Георгия Холопова
Ныне этого человека интересной судьбы, талантливого прозаика, общественного деятеля, многолетнего главного редактора журнала «Звезда» основательно подзабыли даже в его родном Ленинграде-Петербурге, не...
17 ноября 2024
Неоцененный труд. П.А. Кропоткин «Взаимопомощь: фактор эволюции» Неоцененный труд. П.А. Кропоткин «Взаимопомощь: фактор эволюции»
Книга издана в 1902 г на английском языке, русское издание (в связи с ослаблением цензуры) появилось в 1905 г., позже выходили дополнения и переработки, которые велись до самой смерти Петра Алексееви...
16 ноября 2024