Музы Ивана Пырьева

Музы Ивана Пырьева

Выдающийся советский кинорежиссер, шестикратный обладатель Сталинской премии (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951 гг.), народный артист СССР (1948 г.), основатель и первый председатель Союза кинематографистов СССР Иван Александрович Пырьев родился 4 (17) ноября 1901 года в сибирской глуши (Камень-на-Оби), в крестьянской семье.

Юный пастушок, не получивший особой грамотности, не мог и помыслить о кинематографе. В 14 лет он просто поехал на фронт защищать Родину. Был дважды ранен, награжден Георгиевскими крестами III и IV степени, а в 1918 году вступил в Красную армию и стал политруком.

Однако какая-то струна внутри Ивана все-таки звякнула – параллельно он приобщился к искусству, стал одним из организаторов Уральского Пролеткульта и в 1921 поехал в Москву учиться. В 1923 окончил актерское отделение ГЭКТЕМАСа, учился там же, на режиссерском отделении, и с 1925 года начал свою деятельность в кино. Как автор и соавтор сценариев, помощник режиссера, а в 1929–1931 годах поставил 3 первые малоудачные картины. Так начинался путь будущей мегазвезды.

Не буду выстраивать очерк творческой биографии, но в этих заметках хотелось бы передать некоторые штрихи удивительной личности, заряженной необузданной энергией, способной заряжать и увлекать коллективы театров, испытывать постоянное кипение страстей. Поражает и сам его звездный путь, и возникавшие созвездия на его пути.

Первым его увлечением была актриса Ада Игнатьевна Войцик, родившаяся в начале 1905 года. Сниматься она начала еще в 1925-м и за 5 лет сыграла в 11 фильмах. Именно тогда судьба свела ее с начинающим и не очень еще удачливым режиссером Иваном Пырьевым. Брак свой они зарегистрировали, и в 1931 году у них родился сын Эрик (впоследствии тоже кинематографист, скончался в 1970 г.). В 1933 году Пырьев-режиссер снимает свою жену Аду в главной роли в фильме «Конвейер смерти». Вскоре ей присваивают звание заслуженной артистки РСФСР. В 1936 году предпринимается постановка фильма про шпиона, «врага народа», «Партийный билет». Фильм вышел неудачным. Иван в творческом кризисе уходит в поиски совсем новых сюжетов и в 1937-м выпускает на экран комедию «Богатая невеста», где в главной роли снята уже совсем другая актриса.

Эта другая – Марина Алексеевна Ладынина (1908 г.). Она тоже из крестьянской семьи, но со Смоленщины. С ранних лет она познала все тяготы сельской жизни и также, пристрастившись к сцене, приехала учиться в Москву. На вступительных экзаменах в ГИТИС ей поставили отличные оценки и сделали пометку: «особо одаренная». На втором курсе ее пригласили на стажировку во МХАТ, а по окончании ГИТИСа она была принята в труппу Академического театра. Не покидая сцены МХАТа, она пробовала себя и в кино – правда, в эпизодических ролях. В 1935 году вышел третий фильм с ее участием в роли деревенской девушки «Вражьи тропы». На съемках она познакомилась с малоизвестным тогда актером Иваном Любезновым, тогда же они поженились. Но брак был недолгим, ибо, снявшись в 1936 году еще в одном своем проходном фильме «Застава у Чертова брода», Марина знакомится с другим Иваном, Пырьевым. Тот приглашает ее на съемки «Богатой невесты», и между ними вспыхивает бурный роман с яркими страницами, кипящими страстями. Ладынина сподвигла Пырьева преодолеть кризис. Картина понравилась Сталину. И мегазвезда засияла.

Но на личном фронте сузились тупики. Под влиянием Пырьева Марина уходит из МХАТа, а также расстается с Любезновым. Но у Ивана Александровича семья – любимый Эрик и Ада. Однако Ладынина не хочет делить его ни с кем. Она дарит ему сына Андрея (впоследствии тоже кинорежиссер, скончался в 2011 г.), Пырьев мечется, страсти кипят, Марина становится его абсолютной Музой (снялась потом в 9 пырьевских картинах, большинство из которых имели огромный зрительский успех) – и он из семьи уходит. Ада развод переживала очень тяжело. Марине Ада сказала в сердцах: «Он вас тоже бросит! На чужом несчастье своего счастья не построишь». Но смирилась, продолжала сниматься в кино.

Ну, а Ладынину с Пырьевым ожидал новый взлет. Они приступили к созданию фильма «Трактористы», вышедшему в 1939 году и также имевшему успех. И далее, до 1954 года, Ладынина снялась еще в 10 фильмах, из которых только «Антоша Рыбкин» (1942 г.) и эпизод в «Тарасе Шевченко» (1951 г.) – в другой режиссуре, а все 9 пырьевских приносят ей абсолютное признание и любовь миллионов зрителей – она становится легендарной – пять Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1948, 1951 гг.), народной артисткой СССР (1950 г.). И о том, насколько была высока ее популярность, свидетельствует хотя бы тот факт, что одно время в начале улицы Горького висели два огромных портрета во всю стену дома: на одной стороне – Иосиф Виссарионович, а на другой – Марина Ладынина, с участием которой были какие фильмы! «Трактористы» (1939 г.) «Любимая девушка» (1940 г.), «Свинарка и пастух» (1941 г.), «Секретарь райкома» (1942 г., связистка Наташа), «В 6 часов вечера после войны» (1944 г.), «Сказание о земле Сибирской» (1947 г.), «Кубанские казаки» (1949 г.) и, наконец, «Испытание верности» (1954 г.), где Марина сыграла покинутую мужем женщину. По жестокой иронии судьбы ситуация повторилась и в жизни, напомнив пророчество Ады Войцик: «Он вас тоже бросит».

Почему это произошло? Наверное, годы брали свое, а в их творчестве начался новый этап: роли «колхозниц и свинарок» подошли к концу и приблизились возрастные заботы, которых муж ее практически не видел, да она и сама для зрителей желала оставаться всегда молодой. Отношения с Пырьевым стали натянутыми… А вот Иван Александрович в свои 53, как раз наоборот, изливал избыток сил и энергии, жил в ожидании какого-то своего нового взлета-подъема. Он ведь уже и главный редактор главного печатного органа кинематографистов – журнала «Искусство кино», и заместитель председателя Большого художественного совета Министерства кинематографии СССР. В 1954–1957 годах директор киностудии «Мосфильм», депутат Верховного Совета СССР, основатель Союза кинематографистов СССР и в 1957–1965 годах – председатель его оргкомитета.

А в плане художественном Пырьев от комедий переходит к сложной психологии, к Достоевскому. И в 1958 году выдает своего совершенно уникального «Идиота», подарив искусству уникальных молодых Юрия Яковлева и Юлию Борисову. Но, главное, стареть не желая, взгляд его всё более привлекали молодые женщины, и на съемки своего следующего по Достоевскому фильма «Белые ночи» он на главную роль Настеньки привлек совершенно юную, родившуюся в 1940 году Людмилу Васильевну Марченко. В 1957 году ее приняли на актерский факультет ВГИКа, дебютом на киноэкране стала эпизодическая роль комсомолки-метростроевки в конце фильма «Добровольцы» (1958 г.), и, очарованный ею такой, Пырьев на роль Настеньки безо всяких проб утвердил ее. «Белые ночи» вышли на экраны в то же время, что и «Отчий дом» (1959 г.), и у зрителей имели не меньший успех. Людмила Марченко в один миг стала всенародно известной, а для Ивана Александровича забрезжила второй его Музой.

Но Второй, к сожалению, не стала, хотя безумной страстной любви к прекрасной студентке с огромными глазами и осиной талией мэтр не скрывал. А когда Ладынина попыталась поговорить с ним, пошел на разрыв…

А что же Людмила? А она поначалу просто не воспринимала его чувства всерьез, принимала это за профессиональное любование, да к тому же и на 39 лет была моложе. Сегодня вряд ли кого могут удивить отношения 58-летнего режиссера и 19-летней актрисы, но тогда это вызвало всеобщий шок, и дело дошло даже до того, что Пырьева вызвали на ковер в «большой дом», но остановить мэтра было уже невозможно.

И, тем не менее, несмотря на всю серьезность намерений, Людмила ему отказала – и более того, на съемках «Белых ночей» у нее сложился роман с исполнителем роли мечтателя, молодым советским красавцем Олегом Стриженовым. Который после фильма «Овод», с 1956 года, находился в браке с исполнительницей роли Джеммы – Марианной Стриженовой. Роман у Людмилы развивался драматически и исчерпал себя.

А вот Иван Пырьев надежд не терял, с чувствами не боролся, решился даже на крайний шаг: отправился к маме Людмилы и попросил руки ее дочери, заявив, что сейчас же разорвет брак с Мариной Ладыниной. Но мать не прельстилась таким сватовством и указала на дверь. А Людмила в этот момент неожиданно для всех вышла замуж за студента МГИМО Владимира Вербенко и продолжала сниматься в кино. В 1963 году она окончила ВГИК и стала актрисой Экспериментального театра-студии пантомимы «Эктемим».

Меж тем Пырьев слово свое сдержал и с Ладыниной развелся. Добивался руки Людмилы еще целых 4 года. Однажды, придя к ней домой и не застав ее, взломал дверь и в ярости разгромил квартиру. А когда, вернувшись, она попробовала робко заявить, что будет жаловаться, бросил: «На меня можно жаловаться только в ДОСААФ!» Ему хотелось, чтобы непокорной девчонке стало так же больно, как и ему, но чем больнее он делал ей, тем больше страдал сам. Нет, погубить карьеру молодой актрисы он, конечно, не хотел, а просто надеялся, что она покорится и придет к нему, но девушка присутствия духа не теряла и стояла на своем. И, во-первых, устроилась в Театр-студию киноактера (состояла в ней до 1984 г.), а во-вторых, как ни старался Пырьев свою возлюбленную от новых знакомств оградить, долго она одна не оставалась, познакомилась с начальником геологоразведочной партии Валентином Березиным и стала его гражданской женой.

Пырьев в те тяжелые для себя годы, в 1962 году, снял еще фильм «Наш общий друг», а в 1964 году приступил к съемкам «Свет далекой звезды», в главной роли в котором снялась родившаяся в 1938 году в Москве Лионелла Ивановна Скирда. И более, находясь в тяжелой депрессии, 4 года Пырьев не снимал ничего. Лионелла же в 1961 году окончила Государственный институт театрального искусства имени А. Луначарского и была принята в труппу Драматического театра имени К. Станиславского.

В кино дебютировала в 1961 году небольшой ролью в музыкальном фильме «Вольный ветер», и после съемок под водительством Пырьева, в отличие от Марченко, хотя тоже была моложе Ивана Александровича на 37 лет, расположения его к себе все же добилась. И когда он, полностью разбитый человек, приступил к съемкам «Братьев Карамазовых», они за 3 месяца до его смерти поженились: Лионелла взяла его фамилию, став Пырьевой, а он главную роль Грушеньки доверил своей новой жене, хотя и не скрывал, что в брак с ней вступил, только чтобы забыть свою Люнечку. Но не удалось, до самых последних дней чеканка с ее курносым профилем так и провисела над его рабочим столом, а безответная любовь сильно сократила жизнь. 7 февраля 1968 года, вернувшись со съемок, Иван Александрович лег и во сне, на 67-м году жизни, умер. Медицинское освидетельствование установило 6 перенесенных за последние годы на ногах инфарктов, и третью серию картины завершали исполнители главных ролей Кирилл Лавров и Михаил Ульянов. А что до Лионеллы, то в 1969 году она снялась в «Опасных гастролях» и «Хозяине тайги», а затем на долгие годы исчезла с киноэкранов и сыграла еще всего несколько ролей. А вот в личной жизни ее свершились просто удивительные совпадения. И так и не заменив Пырьеву его Люнечку, она стала третьей его женой, как третьей же стала и для Олега Стриженова, оставившего в свое время Людмилу Марченко. В 1976 году, уже в зрелом возрасте, после Марианны.

…Вот такие страсти кипели вокруг великого И. Пырьева в его творчестве и окружении. Какая Жизнь, какое горение Сердца!

Геннадий ТУРЕЦКИЙ

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

Поздравление Г.А. Зюганова министру иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврову Поздравление Г.А. Зюганова министру иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврову
Уважаемый Сергей Викторович! Дорогой друг! Примите мои глубоко сердечные поздравления с Вашим замечательным весенним юбилеем!...
21 марта 2025
Сталинская Традиция: синтез прогресса и вечных устоев Сталинская Традиция: синтез прогресса и вечных устоев
В истории человечества редки моменты, когда политическая мысль соединяет в себе дерзость преобразований с верностью глубинным основам бытия народа. Сталинское видение коммунизма — именно такой случай....
21 марта 2025
В. Варава. Был ли Чаадаев западником? В. Варава. Был ли Чаадаев западником?
В традициях русской школьной философии принято Петра Яковлевича Чаадаева считать родоначальником западничества, которого очень любят либералы и аргументы которого используют даже русофобы....
21 марта 2025