Музей-квартира Василия Белова в Вологде – новый центр русской культуры

Музей-квартира Василия Белова в Вологде – новый центр русской культуры

Музей-квартира Василия Белова — один из тех литературных музеев, открытие которого ознаменовало не только 2015 год, но и начало XXI ве­ка. До появления музея-квартиры существовало четыре музейные экспо­зиции, посвящённые писателю. Три — в Вологодской области: комната-музей В.И. Белова на родине писателя в Харовском районе, экспозиция в вологодской общеобразовательной школе №21 и в Центре писателя В.И. Белова при Центральной библиотечной системе г. Вологды.

И ещё од­на — в Санкт-Петербурге, её в кинофотолаборатории СПбГУ создал в па­мять о пребывании писателя на берегах Невы известный петербургский фо­тограф Анатолий Пантелеев, давний знакомый Белова. В этой лаборато­рии, по словам Анатолия Викторовича, Белов останавливался, работал, здесь «бывали многие известные художники, друзья-писатели Белова».

Рождение мемориального музея-квартиры Василия Белова поставило не только новую точку на музейной литературной карте России, но и от­крыло возможности для новых исследований, посвящённых изучению твор­чества писателей из русского простонародья, вошедших в историю нашей литературы.

В 2020 году исполнилось 5 лет мемориальной квартире В.И. Белова в Во­логде. По мнению многих специалистов в области музейного дела, пять лет – первый сложный этап становления, пройдя который музей утверждает своё место на литературной карте страны, открывает учёным ещё не изученные или малоисследованные документы, создаёт первые исследования на материале архива писателя, становится узнаваемым для посетителя.

Музей был открыт спустя почти три года после смерти Белова, создан благодаря усилиям родственников, друзей, русских писателей: Валентина Распутина, Валентина Курбатова, Владимира Крупина, Станислава Куняева, Валерия Ганичева, Михаила Карачёва, Анатолия Грешневикова, Дмитрия Шеварова, руководителя Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаила Шаромазова.

Не знаем, верил ли Василий Иванович в рождение литературно-мемори­ального музея в своей вологодской квартире, где он прожил 25 лет, но из рас­сказов Анатолия Заболоцкого и его дарственной музею подписи от 23 октяб­ря 2017 года в богато иллюстрированной фотографом книге «Лад» точно зна­ем, что близкие друзья пророчили ему такой удел: «Белович, увидишь, тебе музей спроворят скоро», – весело пророчил Шукшин в 1970 году... Музей-квартира волею судеб Верховной власти случился... Если удастся музею про­держаться хотя бы полвека – угнездятся фонды, появятся исследователи письма и смыслов Белова...

Озвученные несколько десятилетий назад слова, направленные в буду­щее, верно, были не просто словами: в них много шукшинской веры в талант друга и великая сила намеренья, заключённая в слово. Устаревший глагол «спроворить» точно определил характер созидательного действия в будущем: музей был создан достаточно быстро. Василий Макарович Шукшин не гово­рил красивых слов и не доверял им: «Слов красивых люди наговорили много, надо дол тоже красивых наделать столько же, и хорошо бы побольше». И свершилось дело.

Островок достоверности

Известно, чья ещё воля внесла свой вклад в создание музея. Жена писа­теля Ольга Сергеевна Белова в беседе с Анатолием Грешневиковым, опубли­кованной в книге «Василий Белов. Воспоминания современников» (М., 2018), рассказала, что Белов очень любил посещать литературные музеи: «От вит­рин, где были выставлены рукописи и письма классиков, его невозможно бы­ло оторвать. Вот почему мне пришла в голову мысль после его ухода превра­тить нашу квартиру в литературный музей».

Сейчас музей является одним из немногих литературных музеев страны, в котором сохранена обстановка жизни писателя и его семьи. Атмосфера на­питана энергией личных вещей жильцов квартиры, подлинных предметов бы­та, интерьера... Их в фонде свыше восьми тысяч: рукописи, автографы, фо­тографии, составляющие архив писателя (более 3 тысяч документов), книги, журналы, газеты (более 4 тысяч), предметы быта и интерьера (более 700 предметов), собранная В.И. Беловым коллекция изобразительного ис­кусства XIX—XXI веков (82 работы). Всё это – тот островок достоверности, ко­торый важно сохранить для искусства и науки, для современников и их потом­ков, которые придут в литературный музой художника, чтобы понять его, ока­завшись на родине писателя или внутри его дома.

По мысли журналиста и писателя Дмитрия Шеварова, для Белова завет­ным мостом на земле был отчий дом в Тимонихе, однако «эта квартира в цен­тре Вологды, где он прожил последние четверть века, – его обжитое, родное. Здесь он написал “Год великого перелома”, “Бухтины вологодские”, “Повесть об одной деревне”, пьесы и рассказы, воспоминания о Шукшине.

Понять такого писателя, художника, как автор “Лада", вне его дома, вне того мира, что он создал вокруг себя, - невозможно. Для вологжан дом Бе­лова это как гаванский дом Хемингуэя для кубинцев, усадьба Уильяма Фолкнера для жителей штата Миссисипи, дом Маркеса в Аракатаке для ко­лумбийцев...»

«Хлевы, подвал и всевозможные закутки»

Богатая коллекция музея позволяет найти и рассказать гостям те истории из жизни и творчества писателя, которые после посещения музея приведут человека к книге, к внутренней необходимости познать слово Василия Бело­ва, услышать его голос. Образованный человек должен знать о его роли в ли­тературе, понимать, почему без творчества писателей – сыновей деревни нельзя жить, быть добрым, справедливым...

Во многом те истории помогают найти записи воспоминаний современ­ников Василия Ивановича, новые предметы, которые люди из окружения В.И. Белова приносят в музей. Таких даров в эти годы в музей поступило более тысячи. Среди них документы, предметы изобразительного искусства, книги, фотографии, газетные публикации от вдовы писателя О.С. Беловой, оператора А.Д. Заболоцкого, фотографа А.В. Пантелеева, режиссёра и актёра С.П. Никоненко, скульптора А.М. Шебунина, вдовы композитора В.А. Гаврилина Н.Е. Гаврилиной и др.

Благодаря этим дарам мир лятилетнего музея, говоря словами Василия Ивановича, «расширяется стремительно и ежедневно». Вроде бы вот музой со своим предметным миром, всё на этом материале может быть изучено и узна­но, а оказывается, впереди ещё не исследованные пространства – незнако­мые сундуки, шкафы и божницы... «светлица, вышка (чердак), поветь, хлевы, подвал и всевозможные закутки» («Лад», часть вторая, «Жизненный круг»).

О новшествах и находках сотрудники ежегодно рассказывают музейному и научному сообществу. География публикаций и публичных выступлений на региональных, всероссийских, международных конференциях достаточно об­ширна – Вологодская область, Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Пет­розаводск, Иркутск, Пермь, Красноярск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Орел, Тульская область, Алтайский край, Смоленская область и др. Лишь с 2018 года музей начал свои издательские проекты: первым изданием была книга «Пословицы и поговорки простонародныя».

Рукописный словарь петербургского генерала 1824 года с одноимённым названием сохранился в библиотеке писателя. Музейное издание представ­ляет собой копии оригинальных страниц рукописного текста и построчное пе­чатное воспроизведение записанных народных выражений.

Эту рукопись Василий Иванович получил в дар от москвички Зинаиды Ивановны Казаковой, землячки, последней хозяйки сборника, о чём сам пи­сатель рассказал в «Диалогах о культуре»: «Рукопись, оказывается, побывала в руках одного известного московского писателя. Но, видимо, не заинтересо­вала его».

Генеральский словарик был создан современником А.С. Пушкина за не­сколько десятилетий до появления известного словаря В.И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа». Понимая значимость подарка, Василий Белов посвятил ей целую главку «Пословица» в третьей части «Лада». Автор цитирует пословицы, пытается пробудить в читателе дух истинного языка, напомнить ему о забытых народных образах.

Ценным обретением для музея оказалась и найденная в беловском архи­ве машинопись первой пьесы «Не спи на закате» (1969). Это первый текстуаль­но представленный опыт Белова на поприще драматурга, который предшест­вовал пьесе «Над светлой водой» и киносценарию «Целуются зори». В работе над этим произведением был реализован принцип, неоднократно озвученный впоследствии Беловым: писатель должен попробовать себя в разных художе­ственных формах, в разных жанрах.

По мнению литературоведа С.Ю. Баранова, «"Не спи на закате” – опыт, единственный в своём роде у Белова, не удовлетворивший автора, не дове­дённый до стадии публикации, отрицательно им впоследствии оценённый и сохранившийся в виде единственной машинописной копии. Существование этой копии побуждает к тому, чтобы воплощённый в ней авторский опыт был учтён при реконструкции целостной картины его творчества». Подробно об этом можно прочитать в статье Э.Л. Трикоз и С.Ю. Баранова «Сюжет “грехо­падения” в интерпретации В.И. Белова (Новонайденная пьеса писателя “Не спи на закате")», опубликованной в «Вестнике ВоГУ» в 2020 году (Вестник Вологодского государственного университета (Серия: Исторические и фило­логические науки). 2020. № 1. С. 54-65).

До этой находки было известно, что Василием Ивановичем было написано и опубликовано всего пять пьес, однако в ходе исследования обнаружилось, что Белов на протяжении всего творческого пути обращался к драматургии. В ин­тервью, опубликованном в одной горьковской газете в 1983 году, писатель при­знался: «Помню, как пробовал писать комедию, когда учился в Литературном институте. А потом, после института, мне захотелось написать одну философ­скую штуку, где бы действовали Адам, Ева и два архангела. Эту пьесу я делал не для тщеславия, но для театра, а просто хотел попробовать свои возможнос­ти». Получается, что В.И. Беловым было написано, как минимум, семь пьес, две из которых не известны современным исследователям и читателям. О чём была студенческая комедия, остаётся только догадываться.

Среди последних находок музея-квартиры – ранние стихотворения В.И. Белова, черновики нескольких неопубликованных рассказов, последние письма В.Г. Распутина к другу-писателю и др. В 2019 году ценным обретени­ем музея-квартиры была тетрадь композитора Валерия Гаврилина, переданная его вдовой Наталией Евгеньевной. В эту тетрадь семья музыканта переписала весь текст беловской повести «Целуются зори», которую Валерий Александро­вич очень любил и не раз перечитывал до знакомства с прозаиком.

«Родные русские люди»

Что впереди у юного музея? А всё впереди, говоря словами Василия Ива­новича, потому что...

«Мы живём в такое время и переживаем такую трагедию, что нам нужны родные русские люди во всём – и в искусстве тоже. И вот таким писателем был Василий Иванович Белов с начала и по сой день», – говорил Виктор Лихоносов на юбилейном вечере В.И. Белова в 2007 году.

Потому что современные писатели продолжают беловские традиции, дер­жат за ним ногу, как держал Валентин Распутин, писавший в 2010 году другу: «…ты всю жизнь поперёд нас... и не уступаешь дороги. А нам за тобою и хо­рошо. И когда книги писали, хорошо было по твоим пятам идти, и сейчас хо­рошо на тебя оглядываться и не падать духом. Не подводи нас – так впереди и иди, а мы уж как-нибудь будем держать за тобой ногу».

Потому что есть вера, что «родниковое искусство Василия Ивановича и его единомышленников вернет Россию на праведный путь», как написал в книге отзывов музея в 2018 году заслуженный артист РФ Борис Галкин. И едут со всей страны в гости к Белову люди – неизвестные и знаменитые, юные и мудрые – поколения Василия Белова...

Потому что помнят его «глубоко национальные, дышащие любовью к Рос­сии и болью за неё» (В. Крупин) произведения, его человеческое служение народу и своим землякам, которые до сих лор помнят ого вклад в строитель­ство дороги до родины – деревни Тимонихи, восстановление Николаевской Сохотской церкви, сохранение корабельных лесов, по которым Василий Ива­нович ходил в детстве, молодости, зрелости, отыскивая родники своего сча­стья, которое, по Белову, сквозит в лесной свежести.

Эльвира ТРИКОЗ, кандидат филологических наук, научный сотрудник Музея-квартиры В. И. Белова

«Наш современник», № 10, 2020

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024