Москва. Прогулка по Арбату с «Русским Ладом»
19 августа 2020 г. ветераны, участники «Русского Лада» встретились на станции метро «Смоленская», и Малышкин Сергей Алексеевич, профессор – историк, член Московской городской организации ВСД «Русский Лад», провел для нас пешеходную экскурсию по старинному московскому району Арбат.
Вначале он напомнил нам историю Садового кольца: почему оно появилось, и отчего такое удивительное название «Садовое кольцо», хотя самих садов здесь в наши дни нет. Любопытно, что в Москве существует два Арбата: один на западе столицы, всем хорошо известный Арбат, а второй — куда менее прославлен, он на востоке Москвы, и называется Арбатец.
Проходя по этой замечательной, знакомой с детства улице, подумалось: сколько же людей, изменивших историю России и мировую культуру, побывало на ней, сколько исторических событий хранят ее самобытные дома! Время нас не ограничивало, мы никуда не спешили, и могли останавливаться там, где нам это было удобно. Понятно, что о каждом здании рассказать было невозможно, да и запомнить это было трудно. Именно поэтому наш экскурсовод рассказал об основных этапах возникновения и развития улицы. Арбат – это не просто одна из старейших улиц Москвы, являющаяся ее историческим и культурным центром. Это — символ нашей столицы. Арбат находится в одноименном районе в Центральном административном округе, проходит между площадью Арбатские Ворота и Смоленской площадью и пролегает рядом с Пречистенкой и Новым Арбатом (бывший проспект Калинина).
История названия Арбата идет от восточных купцов, проживавших длительное время в древней Москве, и имеет несколько трактовок: «Орбат», «Рабад», «Арбад» (в переводе с арабского — «пригород», «предместье»); нередко название улицы связывают со словом «арба» — «телега». Когда-то на этом месте рос густой лес, по которому протекал ручей Черторый. Сейчас этот ручей находится под землей и течет по трубам.
Каждая эпоха оставила свой исторический след.
На рубеже XV—XVI веков местность, располагавшаяся за современной площадью Арбатских ворот, называлась «Вспольем», то есть являлась незаселённым пространством, примыкающим к городским предместьям. На окраинах городских предместий, на «вспольях», были учреждены дворцовые слободы, населённые мастеровыми людьми. За Арбатом, на Сивцевом Вражке, были поселены кузнецы, седельники, уздечники и другие ремесленники.
Первое упоминание об улице на том месте, где сегодня пролегает улица Арбат, содержится в летописном известии, повествующем об учреждении в 1565 году опричного удела Ивана Грозного. К этому же времени относится и основание на Арбате первой стрелецкой слободы. В своих современных пределах улица Арбат оформилась в конце XVI века.
На протяжении XVII века Арбат оставался местом сосредоточения дворцовых и стрелецких слобод. В 1699 указом Петра I слободы всех московских стрелецких полков были ликвидированы.
А память о стрелецком прошлом Арбата сохраняется в названии Малого Каковинского переулка, названного по фамилии одного из стрелецких командиров, и в названиях Николопесковских переулков, унаследовавших свои имена от стрелецкого храма Николая Чудотворца «на Песках», разобранного в 1932 году.
Во время пожара 1736 года Арбат сильно выгорел, после чего было принято решение о его расширении.
С этого времени Арбат превращается в одну из самых аристократических улиц Москвы, где селились самые известные русские дворянские фамилии — Толстые Ростопчины, Гагарины, Кропоткины, Голицыны, Трубецкие, Шереметевы. На Арбате строились небольшие особняки в стиле ампир и деревянные дома, окруженные садами.
В результате пожара во время войны 1812 года Арбат практически полностью выгорел. Остались лишь отдельные дома, в том числе дом, который в 1831 году после свадьбы арендовал Александр Сергеевич Пушкин.
После пожара 1812 года реконструкция Арбата приобрела своеобразный характер: строились небольшие одно- и двухэтажные особняки с бельэтажем и мезонином, окружённые небольшими садами и дворами без служб.
После отмены крепостного права (1861) Арбат полностью изменился. Появились высотные по тем временам дома в пять, а то и в шесть этажей, с лифтами, горячей водой, электричеством. Многие представители дореволюционной интеллигенции осели на рубеже XIX – XX вв. на Арбате.
Как известно, история многих домов Арбата связана с жизнью великих русских людей и хранит их имена. В разное время на Арбате жили или неоднократно бывали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, братья Аксаковы, А. П. Чехов, А. А. Блок, Андрей Белый (Б. Бугаев).
К концу XIX века родовая аристократия все больше сменялась разночинной интеллигенцией, селившейся на Арбате, который начал понемногу приобретать облик, близкий к современному: увеличилось число магазинов, началось строительство многоэтажных доходных домов. Рядом со Смоленской площадью и площадью Арбатские Ворота появились гостиницы, магазины, рестораны.
С 1880-х по Арбату стала ходить конка, а в 1908 году пущен электрический трамвай.
Постепенно Арбат стал улицей полнокровной духовной жизни Москвы. Василий Поленов писал в Спасопесковском переулке свой «Московский дворик», сейчас на этом месте находится школа 1231, носящая его имя. В Серебряном переулке жили и творили русские композиторы С. Рахманинов и А. Скрябин. Сергей Есенин читал в арбатском «Литературном особняке» свою новую поэму «Пугачев». В кафе «Арбатский подвал» читал свои стихи Владимир Маяковский. С театральной студии «Мастфор» на Арбате началась слава Сергея Юткевича и Сергея Эйзенштейна.
В 1909 году Александр Ханжонков открыл на площади Арбатские Ворота кинотеатр «Художественный» (тогда он назывался «Художественный электро-театр»), где в 1931 году состоялась премьера первого советского звукового фильма «Путёвка в жизнь».
Революция, советская власть в значительной степени изменили состав населения этой улицы. Из бараков сюда, в коммунальные квартиры, переехали многочисленные семьи рабочих, вчерашних крестьян, появилась советская интеллигенция. На стенах домов было укреплено значительное количество мемориальных досок: в честь знаменитого советского исследователя Арктики Д.И. Папанина; известного драматурга и сценариста Ю.П. Казакова и др.
В 1920—1930-е годы образ Арбата изменился в духе эстетики конструктивизма. Силуэт улицы был сглажен, многие дома надстроены и подведены под единый карниз. Архитекторы братья Стренберги разработали унифицированную окраску зданий в пепельно – серой гамме, ряд строений был разобран. Новые дома по правой стороне Арбата возводились с отступом от красной линии для расширения улицы. А некогда аристократические особняки и комфортабельные квартиры доходных домов превратились в тесные коммуналки.
В 1952 году было построено высотное здание Министерства иностранных дел на Смоленской площади, обозначившее выход Арбата на Садовое кольцо.
Следует отметить, что к 1980-м годам население Арбата стало очень пёстрым: здесь жили старые московские интеллигенты, в новых элитарных домах поселились семьи высокопоставленных партийных чиновников, а некоторые комнаты в коммуналках в старых домах отдавались «лимитчикам» — людям, приехавшим на работы в Москву из разных городов страны.
В то время Арбат представлял собой обычную московскую улицу с двухсторонним автомобильным движением; люди передвигались по узким тротуарам. В 1986 году одним из самых впечатляющих событий для москвичей было превращение Арбата в пешеходную улицу.
Данный проект был разработан и реализован в 1974-1986 годах коллективом архитекторов Научно-исследовательского и проектного института градостроительства (НИиПИ) генплана г. Москвы и Моспроекта. Во время реконструкции автомобильное движение было полностью перекрыто. Был изменен маршрут троллейбуса 39, до этого проходившего по Арбату, – именно ему посвящена песня Булата Окуджавы «Последний троллейбус». За несколько лет улица была перекопана: заменили всю систему канализации и подземных коммуникаций.
Как вспоминает З. Харитонова, архитекторы сделали тщательный анализ цветового решения фасадов, ведь до этого их просто красили из пульверизатора ровным жёлтым цветом. С каждым домом работа велась отдельно, были найдены природные цвета и оттенки. Архитекторы использовали московскую керамзитовую штукатурку, по уникальной технологии, секреты которой знали лишь старые маляры, и вся улица стала переливаться как перламутровая.
По окончании реконструкции Арбат предстал в новом обличье: вместо асфальта брусчатое покрытие, посредине улицы вазоны с цветами и скамеечки для отдыхающих, фонари в стиле ретро.
Арбат стал одним из самых посещаемых и популярных мест Москвы. Москвичи и гости столицы ценят эту улицу за ее неповторимое очарование, созданное архитектурными образцами прошлых эпох, и за современный облик.
Во время экскурсии мы любовались оригинальными зданиями Государственного академического театра имени Е.Б. Вахтангова, Центрального дома актера имени А. А. Яблочкиной, Дома с рыцарями, кинотеатра «Художественный», ресторана «Прага».
Нельзя было без волнения побывать возле дома знаменитого поэта, барда, «певца» Арбата Булата Окуджавы, ставшего Культурным центром Булата, и дома поэта Андрея Белого (д. 55 , там открыт его музей).
Мы узнали много нового об Арбате – уникальной части Москвы, ставшей визитной карточкой столицы, о ее прошлом и настоящем.
Кроме того, мы были рады после самоизоляции, вызванной пандемией коронавируса, вновь встретиться со своими соратниками и друзьями.
Большое спасибо Валентине Прохоровне Тарасовой и Сергею Алексеевичу Малышкину за организацию и проведение замечательной познавательной экскурсии по любимому всеми Арбату. Предлагаю регулярно проводить такие экскурсии по Москве с целью изучения ее истории, достопримечательностей и перспектив развития.
Наталья Васильевна ЛЯШЕНКО