Михаил Кабанов: «Почитаю за высокую честь быть учеником Дорониной»

Михаил Кабанов: «Почитаю за высокую честь быть учеником Дорониной»

Михаил Кабанов поступил в труппу Т.В. Дорониной в самом начале её формирования, когда первая волна молодёжи вливалась в коллектив отвергнутых «стариков», много лет державших репертуар МХАТ СССР им. М. Горького и получивших под конец жизни «отказ от дома» в Камергерском переулке. Они единогласно выбрали Татьяну Доронину своим идейным лидером и, когда 1 октября 1987 года она возглавила по решению правительства МХАТ им. М. Горького как художественный руководитель — директор, приступили все вместе к возрождению Художественного театра.

Талант Михаила Кабанова Т.В. Доронина оценила сразу. Диапазон творческих возможностей его огромен. Почти в каждом новом названии растущего репертуара имя Кабанова значилось обязательно: Петя Трофимов — «Вишнёвый сад», Кулыгин — «Три сестры», Шипучин в «Юбилее» А. Чехова, ведущие партии в спектаклях по пьесам А. Островского, Маслобоев в «Униженных и оскорблённых» Ф. Достоевского, главные роли во всех спектаклях по М. Булгакову, роли в пьесах Ю. Полякова. Зарубежная классика также не чужда актёру: «Дама-невидимка» Кальдерона, «Школа злословия» Шеридана, «Рюи Блаз» В. Гюго, Полоний в «Гамлете» У. Шекспира…

Напротив меня за столом сидит элегантный, изящно одетый мужчина, напоминающий по лепке лица, по манере держаться великолепного мхатовского актёра народного артиста СССР Анатолия Петровича Кторова. Схожесть их подмечена давно, ещё любимица театра костюмер Зоя Алексеевна, светлая ей память, сама — легенда МХАТ, говорила, что, когда она приносила Кабанову халат Кторова из спектакля «Школа злословия», невольно каждый раз вздрагивала от поразительной схожести актёров...

Судьбоносная встреча

— Михаил, я слышала красивую сказку о мальчике-пастушке, который у костра «в ночном» рассказывал друзьям увлекательные истории, причём так образно рассказывал, что вводил их в состояние экстаза. Якобы родная деревня выдвинула мальчонку в артисты. Это правда, это про вас?

— Да, было такое. Я родом из деревни под Брянском. Был пастухом. Маме помогал. Она очень много работала. А я всё свободное от работы время проводил в деревенском клубе, отчаянно любил выступать на сцене. Фантазия была у меня необъятная! Книги Н.В. Гоголя проглатывал, зачитывался до умопомрачения. Он мне выдумывать помогал, я был неуёмным сочинителем! Из деревни я приехал в Брянск, учиться театральному делу. А оттуда уже через несколько лет поехал в Москву. После окончания Высшего театрального училища им. М. Щепкина в 1988 году пришёл к Татьяне Васильевне Дорониной. На показе всё и решилось: я стал артистом МХАТ им. М. Горького.

— Татьяна Васильевна неравнодушна к талантам! Талант из народа — для неё всегда огромная радость. Вам повезло, что вы встретились с ней. Помните её основополагающую мысль из «Дневника актрисы», вышедшего недавно третьим изданием? «Судьба русского актёра неразрывно связана с судьбой России и её народа. Для него театр — сама жизнь!»

— А ещё мне очень нравится рассказ Татьяны Васильевны из «Дневника актрисы», как её тётя Маша в Эрмитаж ходила. «Какой интуитивной культурой, какой тонкой душевной организацией обладала ярославская крестьянка, — пишет Доронина, — которая в носках шагала по Эрмитажу, зажав валенки под мышкой!.. Она увидела сияющую живую красоту, созданную из дерева. Поразилась и, как полагается православному, поклонилась этой красоте… Она умела видеть». Как глубоко проникает Татьяна Васильевна в психологию крестьянки! Не порвала свои корни, не отреклась...

— Да, удивительно красивый она человек! А что же был за спектакль, с которого началось ваше служение русскому театру во МХАТ им. М. Горького?

— Начиналась моя актёрская биография с первой постановки В. Беляковича на сцене МХАТ. Это было в сезон 1988/1989 годов. Спектакль назывался «И будет день...» по пьесе А. Дударева «Свалка». Пьеса отвечала запросам времени, в ней был пафос неприятия разрухи в стране. Мы работали с энтузиазмом. Спектакль имел сильное звучание благодаря твёрдой нравственной позиции режиссёра. А параллельно шли репетиции чеховского «Вишнёвого сада». Это великолепная работа народного артиста СССР С.В. Данченко, я играю роль Пети Трофимова. Премьера была 9 декабря 1988 года, а идёт спектакль, как вы знаете, до сих пор.

— Почему именно С.В. Данченко, украинского режиссёра из Театра имени Ивана Франко, Доронина пригласила поставить этот спектакль?

— Знаю, что Татьяна Васильевна очень дорожила этим творческим союзом. Сергей Владимирович Данченко был близок нашему театру как художник. У него был авторитет мастера высокой театральной культуры. Он благоговел перед А. Чеховым, ценил его стиль, музыку текста, умел выкопать потаённые, глубинные мысли произведения. Ему оказалась близка поставленная нашим театром задача — отразить атмосферу времени написания пьесы, состояние души героев.

— Это классический спектакль русского реалистического театра, в котором поэзия и музыка чеховской драматургии обрели вторую жизнь.

— Спектакль был воспринят зрителями как огромная победа театра. А подготовка к выпуску шла трудно, хулители МХАТ чинили козни, угрожали режиссёру, требуя, чтобы он отказался работать с Дорониной. Но С.В. Данченко не предал наш театр (как и Р.Г. Виктюк, поставив «Старую актрису на роль жены Достоевского»), не сбежал, а деятельно поддержал Доронину в трудное время. Сергея Владимировича восхищал талант Татьяны Васильевны, они работали вдохновенно. Он назвал её лучшей Раневской в истории русского театра, гордился своим спектаклем.

Моя роль Пети Трофимова оказалась необычайно интересной. На протяжении 30 лет не раз мы меняли акценты в трактовке образа Пети. Даже сто лет спустя после написания пьесы его образ несёт в себе загадку, недаром А.П. Чехов подчеркнул: «Ведь Трофимов то и дело в ссылке, его то и дело выгоняют из университета, а как ты изобразишь сии штуки?» Спектакль и сегодня захватывает ум и совесть зрителя. Данченко как постановщик создал вместе с Татьяной Васильевной очень крепкий, гармоничный и очень красивый спектакль!

Корни — в народности

— Вы обратили внимание на народность в позиции Т.В. Дорониной. Очень важно, что в пору тотальной пошлости, когда многими совершенно утрачено чувство принадлежности к своему народу, а деятели культуры настолько увлечены пустозвонством, что забыли о причастности к народным корням, Т.В. Доронина в своём творчестве опирается именно на народность. И поэтому она, решив отстоять и уберечь русский театр от разрушения, сумела сделать это.

— Свидетельство тому и спектакль по повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Он шёл в МХАТ им. М. Горького 18 лет, и каждый раз, выходя на сцену, я испытывал щемящую боль в сердце, словно прикасался к ранам и боли народной. И в то же время испытывал чувство восхищения и гордости, думая, каким стойким, мудрым, добрым и щедрым душевно представлен в этом спектакле русский народ! Поставил спектакль сибирский режиссёр Андрей Борисов, лауреат Государственной премии СССР, очень популярный тогда.

— С самого начала становления репертуара МХАТ им. М. Горького при ней Т.В. Доронина ответила на предательство «коллег по цеху» собственной добротной режиссурой. Знаю из истории театра, что первой режиссёрской работой Т.В. Дорониной стала постановка «Зойкиной квартиры» М.А. Булгакова. Премьера состоялась 24 июня 1989 года. И вы — её участник?

— Это была грандиозная работа! Кроме режиссуры, Т.В. Доронина в этом спектакле играла и главную роль Зои Пельц. Спектакль получился очень острым, злободневным. Почему-то современные сочинители считают, что показать убожество текущего времени можно только изуродовав, оскопив родной язык, их произведения обязательно должны быть насыщены злой, циничной издёвкой над человеком, твоим современником, превращённым в пошлое, тупое чудовище. Булгаков в «Зойкиной квартире» показал всё: это жесточайшая критика безвременья, уродство сломавшегося и развращённого человека, его отчаянное стремление во что бы то ни стало выжить любыми путями. И в то же время автор пьесы не отказывал в сострадании человеку, попавшему в беду. Спектакль до сих пор дарит зрителю наслаждение красотой авторского текста, изяществом юмора, умными, тонкими наблюдениями над жизнью.

— С этого спектакля, если я не ошибаюсь, началась ваша личная «Булгакиада»?

— Да. В любви Татьяны Васильевны к Булгакову есть особое проявление её личности. Она не раз говорила: «Вольно или невольно Михаил Афанасьевич Булгаков для меня — мерило всего и вся». Что в Дорониной, как коллеге (за эти 30 лет, что я работаю в театре) мне особенно дорого, так это то, каким вдумчивым, глубоким мыслителем, каким психологом и знатоком человеческой души она предстаёт, когда узнаёшь её как книгочея. Успешная режиссёрская работа Дорониной с «Зойкиной квартирой» вселила в нас надежду и уверенность, что Булгаков — наш автор. Я очень много работал в постановках «Полоумный Журден» (их было несколько), переиграл здесь роли почти всех персонажей, вплоть до женских, и могу сказать, что вижу в писателе родственную душу.

— Добрый друг! Но это действительно так, если верить в вашу искренность в рассказе о любви к Гоголю. Напомним себе, как беззаветно любил творчество Гоголя М.А. Булгаков, как поклонялся его таланту. Сколько общего видел он, сопоставляя себя с Гоголем! Близость и ваших натур налицо.

— Наверное. Потрясающая сценическая версия «Мёртвых душ» чего стоит! Шедевр. Но мне хотелось бы сейчас не откладывать разговор о «Белой гвардии», которая вновь, после некоторого перерыва, идёт на нашей сцене. Моя роль — Шервинский — любимая до боли в сердце. И вообще, весь спектакль — это поэма! По глубине осмысления жизни, по лицам и душам людей, по мысли о доме, о мире, о боли за разор родной земли… Наслаждение испытываешь, играя в этом спектакле. Актёрский ансамбль отлажен. Если говорить о мощности режиссуры Дорониной, то прежде всего я говорил бы о спектакле «Белая гвардия».

Премьера первой версии состоялась 23 декабря 1991 года. Надо помнить, каким было то время, чтобы оценить по достоинству эту работу. По постижению масштаба проблем, предложенных автором. Какая разящая современность! В это надо было проникнуть, погрузиться. Пережить. С выходом спектакля Доронина написала: «Появление на нашей афише пьес удивительного русского драматурга — это не только дань преклонения перед именем М.А. Булгакова. Это и дань справедливости, и, может быть, шаг к возрождению истинных мхатовских традиций, этики, культуры».

— И, заметим, Т.В. Доронина была первой, кто вывел тогда на театральные подмостки сложнейшее и важнейшее для понимания происходящего в России произведение. А не открылось ли вам, когда мы говорили о любви к Гоголю, что по созданию образа России, по охвату самого понятия «Россия», по размаху её духовной мощи, по умению, наконец, отразить это в величии русского слова — и Булгаков, и Гоголь духовные пастыри?

— Спектаклю «Комедианты господина...» дала жизнь на сцене МХАТ им. М. Горького тоже Т.В. Доронина. Я играю Мольера. О чём тут моя дума и боль? О чём спектакль, в основании которого любимое детище Михаила Булгакова «Мольер»? Конечно, о власти! Конечно, о личности в истории, о её битве с властью, о её праве на волю таланта, о счастье любви! Спектакль трудный, спектакль изнуряющий, требующий полной самоотдачи. Спектакль заставляет зрителя сосредоточиться, почувствовать и свою ответственность за положение в мире, становится собеседником артиста.

Нам верит зритель. Мы нужны ему, потому что он становится сильнее и чище душой, когда переживает всё то, о чём написал для него большой русский писатель. Да, на наших спектаклях душа оживает. И я благодарен Дорониной безмерно за счастье быть русским артистом. Именно этому Татьяна Васильевна нас научила. Бескорыстию служения искусству нас научила! Выход с нею на сцену — огромное испытание и счастье!

Моя «Булгакиада» на этом не кончается. Есть ещё «Мастер и Маргарита», спектакль В. Беляковича. И моя в нём роль — Воланд. Смешной и ужасный, прозорливый и вовсе не страшный, он хитрый и, кажется, добрый, он даже хочет ПОРУШИТЬ ЗЛО. Я играю с наслаждением, не устаю искать булгаковский замысел и предаваться фантазиям. Спектакль очень и очень любим зрителями. И каждый отвечает себе сам: каков, кто он, мой Воланд?

Как важен союз талантов!

— А скажите, как случилось в истории МХАТ им. М. Горького, что два таких разных художника, как Т.В. Доронина и ныне покойный В.Р. Белякович, исповедуя разные творческие стили и подходы в искусстве, создали столь плодотворный, столь впечатляющий и богатый по результату и творческой отдаче союз на сцене МХАТ им. М. Горького?

— Кажется, я могу ответить на этот вопрос. Они оба очень талантливы, и оба очень любили и уважали друг друга. Они искренне любили спектакли друг друга и взаимно ценили труд в работах друг друга. Белякович с пониманием относился, когда актёры, следуя пожеланию Дорониной, создавали сильный психологический образ в его спектакле. Большие, красивые люди, незаурядные личности, они хорошо понимали значение и вес таланта другого, ценили и нас, артистов, с которыми создавали своё искусство. От этого союза не проиграл никто, все выиграли, потому что он отвечал задачам большого искусства.

— Думая о масштабе вашего творческого участия в различных проектах великого театра, понимаешь, что всё охватить в одной беседе невозможно. Творческая неуёмность ваша поражает, невольно начинаешь уважать жажду вашего интеллекта, особенно потребность самовоспитания. Объясните ваши опыты режиссуры. Ведь вы снова, как в молодости, посадили себя за парту. Окончив курс режиссуры в ГИТИСе (мастерская В.Р. Беляковича), вы поставили два спектакля на экспериментальной сцене МХАТ им. М. Горького, так ведь?

— Не два спектакля, больше. Один по пьесе Мольера «Жорж Данден, или Сон одураченного мужа», классическая комедия; другой — русская тема: «Студент» по малоизвестной пьесе А.С. Грибоедова. А ещё раньше на Малой сцене мы создали спектакль «Мой бедный Марат» по давней советской пьесе Алексея Арбузова, возили этот спектакль в Череповец на гастроли, где успех был оглушительный.

И, наконец, я участвовал в постановке спектакля по пьесе Юрия Полякова «Золото партии», который вышел у нас под названием «Особняк на Рублёвке». Эта режиссёрская работа для меня — счастливейшая! Юрий Поляков очень интересный автор, по-моему, лучший драматург нашего времени. Очень зоркий взгляд на современный мир, глубокий подход к осмыслению жизни современников, неподражаемое чувство юмора. Как говорится: «Игра стоит свеч!»

— Желаю вам дальнейших творческих удач!

— Почитаю за высокую честь быть учеником великой Татьяны Васильевны Дорониной. Это очень ответственно!

Беседу вела Галина ОРЕХАНОВА

Источник: «Правда»

Читайте также

В Чувашии подведены итоги Всероссийского творческого фестиваля-конкурса «Русский лад»-2023 В Чувашии подведены итоги Всероссийского творческого фестиваля-конкурса «Русский лад»-2023
Сейчас, после того как уже оформлены и отправлены заявка и материалы на Фестиваль-конкурс "Русский Лад"-2024, очень хочется подвести итоги предыдущего фестиваля, прошедшего в 2023 году, и поздравить, ...
25 апреля 2024
Все дороги ведут в Ярославль: о памяти и связи времен. Все дороги ведут в Ярославль: о памяти и связи времен.
В минувшее воскресенье, 21 апреля, в конференц-зале Ярославского обкома КПРФ состоялось двенадцатая встреча авторского киноклуба Геннадия Ершова "По краю экрана", организованная Ярославским региональн...
25 апреля 2024
"Русский лад" провёл в Чуне конкурс чтецов "Русский лад" провёл в Чуне конкурс чтецов
22 апреля в центре театрального творчества "ЛиК" Чунского района Иркутской области прошел захватывающий конкурс чтецов, организатором которого стало Чунское местное отделение КПРФ и ВСД "Русский Лад"....
25 апреля 2024