Матвей Блантер: помним и любим

Матвей Блантер: помним и любим

120-летний юбилей советского композитора, Народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда Матвея Исааковича Блантера отметили 20 февраля 2023 года московские русладовцы и ветераны профсоюза – почитатели творчества композитора – в уютном гостеприимном зале «Русского Лада».

Вечер открыла Валентина Прохоровна Тарасова, очень интересно рассказавшая о жизни и творчестве её любимого композитора и земляка Матвея Блантера – они оба родились в одном маленьком городке Почепе на Брянщине, во времена Блантера это была Черниговская губерния.

***

– Дорогие друзья! Сегодня мы собрались, чтобы отметить 120-летний юбилей знаменитого советского композитора, автора легендарной Катюши и ещё множества любимых нашим народом песен Матвея Исааковича Блантера.

Сразу скажу, что имя и творчество Блантера для меня особенно дорого – он мой земляк, мы родились в одном маленьком городке Почепе на Брянщине. Во времена Блантера это была Черниговская губерния, теперь Брянская область. В этом городе прошла и моя комсомольская молодость – я там несколько лет работала в райкоме комсомола зав. школьным отделом, вторым и первым секретарём. Матвей Блантер – наша гордость и самый знаменитый земляк.

Блантер – человек-легенда. Он прожил долгую жизнь, с 1903 до 1990 года. Написал около 300 музыкальных композиций, многие из которых стали песнями, любимыми всем нашим народом. Подумать только – его песни от тридцатых годов о Гражданской войне – как «Партизан Железняк», «Песня о Щорсе», и до освоения космоса – «Присядем, друзья, перед дальней дорогой, пусть легким окажется путь»! И такие хиты, как «Кони-звери» и «Черноглазая казачка»!

Он также писал песни и для детей. Вспомним, как 19 мая вместе отмечали 100 лет пионерской организации и пели блантеровскую песню «По улицам шагает веселое звено, никто кругом не знает, куда идет оно». Ну а цикл военных и послевоенных песен – это целая история, мы будем их сегодня исполнять. Кажется, между этими песнями прошла целая эпоха, а написал их один композитор!

Наше государство достойно отметило гражданское мужество, патриотизм и творческий подвиг Матвея Блантера – у него множество регалий, среди которых звание Героя Социалистического труда, лауреата Сталинской и Государственной премии, Народного артиста Советского Союза.

В начале нашей встречи я хочу вам представить лишь некоторые факты биографии композитора, так сказать, канву его жизни, поскольку все о нем рассказать невозможно!

Итак, по идее, Матвей Исаакович должен был бы стать предпринимателем или как сейчас принято говорить, бизнесменом, ведь его отец был владельцем небольшого стружечного заводика в нашем городке Почепе и торговал пшеницей. Но мама будущего композитора была актрисой, служила в местном театре, и, видимо, её гены пересилили. Однажды она послала маленького Мотю – так его ласково называли в детстве – за чем-то к соседке, и он впервые увидел в этом доме раскрытый рояль. Мальчик подошел, нажал клавишу и навсегда попал в плен музыки.

Во время первой мировой войны семья Блантеров эвакуировалась в Курск. Там ему купили пианино, и, по счастливому совпадению, в Курск из Риги переехало Императорское музыкальное училище, куда он и поступил учиться. В свободное от занятий время он бегал на концерты приезжих звёзд, а вместо оплаты билета помогал исполнителям, переворачивая страницы нотных тетрадей.

Училище Блантер благополучно закончил в 1917 году по классу фортепиано и скрипки. Вскоре семья Блантеров переехала в Москву. Здесь отец приобрел квартиру на Никитском бульваре. В нее юный Мотя и привел в жены юную балерину Ниночку Шванн.

Денег у молодых поначалу не было, но Блантер быстро понял, как их заработать. Все-таки отцовская предпринимательская жилка в нем тоже сохранялась! В это время в модных ресторанах начали звучать танго и фокстроты, и юный музыкант решил, что напишет не хуже, и сочинил первый советский фокстрот «Джон грей». Затем было еще несколько фокстротов: «Утро и вечер», «Багдад», «Сильнее смерти». У него появилась известность и, как он сам признавался, очень много денег.

Однако золотые денёчки скоро закончились, модные рестораны и дорогие магазины закрылись, да и уютная семейное гнездышко пришлось покинуть – Блантер развелся с женой, оставив квартиру ей и сыну. Сам он перебрался к сестре на Знаменку. У сестры была одна маленькая комнатка. Спальное место в ней нашлось только на рояле, там композитору и стелили постель.

Но, к счастью, Блантер имел неунывающий характер, был неисправимым оптимистом, весельчаком с отменным чувством юмора. У него было редкое человеческое обаяние, он имел очень много друзей. Все родные и близкие, композиторы и поэты называли Блантера «Мотя» и просто обожали его.

Замечательный композитор Анатолий Новиков как-то сказал: «У Блантера все сказано в мелодии, его песни можно петь без аккомпанемента».

Большая долгая дружба связывала Блантера с Михаилом Светловым. Светлов известен своими остроумными шутками, и на пятидесятилетие Блантера он написал:

Муза, в композитора влюбленная,

Так сказала, рюмок пять схватив, –

Мотя – имя сокращенное,

Полностью оно звучит – мотив!

Мотив Исакович, уж много лет,

как дружат композитор и поэт!

А друг Блантера, писатель Виктор Ардов, посвятил композитору такую эпиграмму:

Он поет не так уж часто,

Но когда он запоет,

Принимает в том участие

Вся страна и весь народ!!

А уж как его любил Шостакович – после появления каждой новой песни Блантера Дмитрий Дмитриевич с гордостью говорил окружающим – посмотрите, вот что наш Мотя сочинил! В квартире Шостакович рядом с портретом Бетховена висела фотография Блантера. Их дружбу связывала не только святая к музыке любовь, но и азартное увлечение обоих футболом. Частенько Блантер получал от Шестаковича телеграммы из Ленинграда с просьбой приобрести билеты на тот или иной футбольный матч для совместного посещения.

Блантер никогда не унывал, жил жизнью страны и писал музыку, на которую отзывались сердца миллионов людей. Песни он сочинял очень легко, но если не успевал по горячим следам записать, то тут же всё забывал.

Он всегда очень высоко ценил поэтов, с которыми работал, любил всех. Основное количество песен он написал в содружестве с известными поэтами Исаковским, Светловым, Фатьяновым, Сурковым, Сельвинским, Симоновым, Матусовским, Лебедевым – Кумачом.

Встреча с поэтом, писателем, драматургом и военным корреспондентом Константином Симоновым подарила нам песни «Жди меня» и «Песню военного корреспондента». Вместе с Симоновым они сочинили композицию «Как служил солдат».

Но больше всего песен он написал на стихи Михаила Исаковского, с которым он буквально сливался, что называется, в творческом экстазе, да к тому же и жили они в одном доме. С ним он создал 20 самых известных и любимых народом песен.

Матвей Исаакович любил повторять, что у песни всегда три автора: композитор, поэт и исполнитель. Он любил настоящие большие красивые голоса и нередко его песни включали в свой репертуар и записывали солисты Большого театра, это и Лемешев, Козловский, Обухова, Пирогов, Образцова, Синявская. Конечно, и лучшие эстрадные исполнители – Утесов, Русланова, Виноградов, Нечаев, Бернес, Кобзон с удовольствием пели его песни.

Нередко Блантер писал музыку в расчете на конкретного певца. Например, он очень любил Леонида Харитонова, солиста Ансамбля песни и пляски Советской армии имени Александрова, который обладал таким голосом, что в любом зале пел без микрофона. Вот ему композитор и принёс свою песню «Черноглазая казачка», которую написал в 1966 году. Харитонов показал песню артистам ансамбля, и они с удовольствием стали петь её – сначала, так сказать, для себя. Вскоре ансамбль отправился на гастроли в Лондон. Солист Леонид Харитонов спел на концерте все заявленные программе песни, и в финале неожиданно запел «Казачку», а Ансамбль его дружно подхватил. Что творилось в зале! Англичане опровергли миф о невозмутимости своей нации, они требовали повторить песню ещё и ещё.

У песен, как и у людей, свои судьбы. Это касается и песен Блантера. О каждой его песне можно долго рассказывать, но я добавлю историю только ещё одной песни, которую сегодня исполнит наш друг, полковник в отставке, Николай Николаевич Козлов. Это – «Враги сожгли родную хату». Эта песня впервые прозвучала в 1946 году по Всесоюзному радио в исполнении известного в то время певца Владимира Нечаева, и… была запрещена. Она слишком явно напоминала народу о перенесшем горе. Представьте себе 1946 год – пепелищ, об одном из которых поется в песне, по всей стране были сотни. И только через 16 лет, в 1960 году, когда горе немного утихло, на 15-летие Победы песню на свой страх и риск исполнил Марк Бернес во Дворце спорта в Лужниках. Бернес вышел и, прежде чем запеть, прочел две строки из песни: «Враги сожгли родную хату. Сгубили всю его семью». Зал встал. И потом всю песню так и слушал стоя. Когда прозвучали последние ноты, четырнадцать тысяч человек продолжали стоять в безмолвии, а потом взорвались аплодисментами.

А в канун 20-летия Победы, в 1965 году, к Марку Бернесу обратился дважды Герой Советского Союза, герой Сталинградской битвы маршал Василий Чуйков. Он попросил певца исполнить его любимую «Враги сожгли родную хату». И она прозвучала на телевизионном «Голубом огоньке». После этого запретить ее уже никто не осмелился – авторитет маршала Чуйкова был непоколебим. А песня и сегодня остается одной из самых известных песен о Великой Отечественной войне и, по словам Евтушенко, превратилась в «народный лирический реквием».

Блантер был не только талантливым, но и смелым человеком, настоящим советским патриотом. Боевое крещение в годы войны он получил под Можайском. Кстати, его младший брат Яков в группе оркестра навсегда пропал без вести под Вязьмой в октябре 1941 года.

Победу Блантер встретил в Берлине. В марте 1945 года он был направлен вместе с композитором Тихоном Хренниковым в Германию, в действующую армию, которая вела бои уже на подступах к Берлину. После кровопролитного сражения командование попросило дать концерт для бойцов, чтобы поддержать их моральный дух. Но с композиторами не было исполнителей, и они вдвоем впервые сами запели свои песни. Успех оказался потрясающим. Потом композиторы участвовали в концерте, который был дан на ступенях поверженного Рейхстага.

Практически весь период Великой Отечественной войны песни Матвея Блантера были, что называется, в строю, они же характеризовали и послевоенное восстановление нашей Родины.

Эти песни живут до сих пор. Их поют и во время празднований, и застолий, и на филармоническом концерте. Их поет и молодежь, и седовласые ветераны, вспоминая свою опаленная войной юность.

Мы сегодня также обязательно вспомним некоторые из них, такие как «Грустные Ивы», «Огонек», «Моя любимая», «До свиданья, города и хаты», «Под звездами балканскими» и еще некоторые военные песни, а также послевоенные «Лучше нету того цвету», «Когда душа поет», «Солнце скрылось за горою», «Летят перелетные птицы…»

Солисты нашего сегодняшнего вечера – мужской ансамбль ветеранов «Держава» под руководством Павла Дмитриевича Гусакова, а также наши товарищи Любовь Лецкая и Николай Козлов.

Ну а мы все будем с удовольствием подпевать всем нам знакомые и любимые песни Матвея Исааковича Блантера.

На Новодевичьем кладбище на памятнике Матвея Блантера высечен нотный стан с первой музыкальной строчкой песни «Катюша».

Как говорили на фронте:

Не страшны солдату грязь и стужа,

Что для нас жара и холода,

Выходила на берег Катюша -

С этой песней победим всегда!

Вот с исполнения «Катюши» мы и начнем наш вечер. Запевают ребята из Дома детского творчества имени Матвея Блантера на его родине, в городе Почепе Брянской области. Они споют первый куплет песни, а мы продолжим вместе! Смотрим на экран!

***

После выступления Валентины Прохоровны руководитель ансамбля ветеранов «Держава» Гусаков Павел Дмитриевич сказал несколько слов о певческих традициях своего убеленного сединами коллектива, а потом слово взяла Её Величество Музыка! Солисты ансамбля когда соло, когда дуэтом, а когда и всем составом исполняли самые известные и любимые песни Матвея Блантера, начиная с легендарной «Катюши».

Всё песенное выступление ансамбля было выстроено в хронологическом порядке создания песен, что дало возможность проследить не только творческий путь Матвея Исааковича как композитора, но и историю нашей страны, ведь каждая песня – это маленький рассказ. Так «Песня о Щорсе» – это гражданская война, теме Великой Отечественной войны посвящены песни «Грустные ивы», «До свиданья, города и хаты». «Огонёк», исполненный дуэтом – Любовь Лецкая и Бураков Владимир Тимофеевич – затронул души всех собравшихся в зале слушателей.

Особо интересна судьба песни «Враги сожгли родную хату», долго бывшей под запретом – слишком правдиво говорится в ней о горе и страданиях, выпавших на долю людей во время войны, и получившей популярность только в 1960 году. Исполнил её Козлов Николай Николаевич, рассказав, что эта самая любимая песня его отца – фронтовика. Ну а потом пошли послевоенные «Лучше нету того цвету», «Когда душа поёт».

Невозможно перечислить все исполненные на вечере произведения Матвея Блантера, главное – ансамбль ветеранов «Держава» вложил свою душу в каждую песню, исполняя их то лирически, то грустно, то с большим энтузиазмом, на подъеме. Весь зал активно им подпевал!

Песня «Летят перелётные птицы» должна была поставить точку в вечере, но, как оказалось, нет, расходиться никому не хотелось и торжественная часть вечера перешла в чаепитие уже с другими песнями, но продолжая дружеское общение собравшихся.

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024