«Матросы в бомбы играют, как в мячики». История Страны Советов в музейных фотоснимках
В музее Тыловайской средней школы Дебёсского района Удмуртии бережно хранятся экспонаты народного быта, исторические документы, альбомы с фотографиями и описаниями общественной деятельности школьников и педагогов за многие годы. В письменных материалах обобщены результаты поисково-краеведческой работы в контексте экспедиционных заданий по теме «Моя Родина – СССР». Организаторами этого школьного музея были супруги Первушины: директор школы, офицер-фронтовик Ефим Савельевич, преподававший историю, и учитель начальных классов Валентина Трофимовна.
С 1964 года началась поисково-исследовательская работа красных следопытов, которые прошагали десятки километров по Дебёсскому, Шарканскому, Игринскому, Воткинскому, Якшур-Бодьинскому районам Удмуртии и поселениям Пермской и Кировской областей, по местам героических сражений Особой Вятской и 30-й Уральско-Иркутской дивизий и местного партизанского отряда Журавлёва. Постепенно информации накопилось так много, что решено было открыть музейную комнату (непосредственно в одном из школьных классов). И такое знаменательное событие состоялось в ноябре 1967 года – в канун 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции.
Собственно, в Тыловайском музее что ни экспонат, то история Советской власти («до, при ней и после»): трудная жизнь простого народа при царизме; прокатившиеся по Сибирскому тракту активные революционные события; выстраивание социалистического уклада жизни в сельской местности Вотской Автономии и в составе СССР; культурная революция с требованием обязательного начального, затем семилетнего образования для детей и всеобщей ликвидации безграмотности среди взрослого населения; противостояние Страны Советов многочисленным агрессорам в войнах и сохранение вековых воинских традиций Отечества; участие земляков в индустриализации страны. И, конечно же, патриотическая закалка, соборность, ответственность, гуманизм сограждан, не позволяющие распасться многонациональному федеративному Российскому государству и в постсоциалистическое, экономически нестабильное тридцатилетие. В музее собрано много интересных артефактов и снимков. Но мы, согласно ноябрьским красным календарным датам, особо поразмышляем об одном из них.
Активисты музея, работая под руководством сегодняшнего руководителя, учителя изобразительного искусства Е.Р. Бегенеевой, с интересом листают ранние архивные записи, давнишние альбомы, рассматривают снимки, на которых с радостью опознают своих родственников во многих поколениях (периода крестьянской России, Первой и Второй мировых войн, участников создания колхозов и освоения целины, строительства БАМа, передовиков производства, именитых деятелей культуры, образования, науки). Просматривая материалы, собранные предшественниками, современные юные исследователи обнаружили сведения о походе тыловайских пионеров в деревню Бородули Шарканского района, где в 60-е годы ХХ века они встретились с поистине легендарной личностью – семидесятишестилетним старцем Смирновым Михаилом Емельяновичем, бывшим моряком Балтийского флота, в течение пяти с половиной лет служившим на линкоре «Гангут». На время его службы пришёлся 1917-й год. Оказывается, наш земляк М.Е. Смирнов, следуя призыву залпа «Авроры», участвовал в штурме Зимнего дворца. Следопыты-пионеры из Тыловая запечатлели знаменитого соотечественника на фотографиях и сами сфотографировались вместе с ним на фоне добротного сруба деревянного дома.
Действительно, высокорослый, крепкого телосложения старик с опрятно подстриженной седой бородкой, с привычными к любому труду огромными ручищами, крепко держащими посох, М.Е. Смирнов и в солидном возрасте производит неизгладимое впечатление на всех, созерцающих его колоритный фотопортрет. Наверное, именно о таких решительных, волевых служивых людях, как М.Е. Смирнов, когда в пору их молодости 25 октября 1917 года они брали Зимний дворец с засевшим там буржуазным Временным правительством, пафосно писал В. Маяковский в своей поэме «Владимир Ильич Ленин»: «Штыками тычется чирканье молний, / матросы в бомбы играют, как в мячики. / От гуда дрожит взбудораженный Смольный». Во всём его облике, в искрящихся радостью глазах и светлой улыбке Михаила Емельяновича, предназначавшихся пытливым школьникам-поисковикам, в самой манере достойно и одновременно естественно просто держаться среди юного поколения имеется что-то от мудрости Л.Н. Толстого-педагога и глубокого знатока детских крестьянских душ, автора рассказа «Бежин луг» И.С. Тургенева.
Крестьянский сын и воин-матрос, Михаил Емельянович Смирнов и есть доподлинный представитель глубинного российского народа, по своим революционно-пролетарским убеждениям (как говаривал Маяковский, «не по службе, а по душе») устанавливавший Советскую власть в России. Вне сомнений, участнику морских и сухопутных баталий времён Социалистической революции, Первой мировой и Гражданской войн, читавшему ленинскую газету «Искра», ему были близки лозунги большевиков: «Мир – народам!», «Земля – крестьянам!», «Фабрики и заводы – рабочим!», «Хлеб – голодным!». Не раз в дни революции и в период боёв с интервентами молодому матросу доводилось петь и декламировать «Интернационал», в полной версии которого имеются и такие строки, что актуальны и по сей день: «Презренны вы в своём богатстве, / Угля и стали короли! / Вы ваши троны, тунеядцы, / На наших спинах возвели. / Заводы, фабрики, палаты — / Всё нашим создано трудом. / Пора! Мы требуем возврата / Того, что взято грабежом» (текст написан Эженом Потье в 1871 году в трагические дни разгрома «Парижской коммуны», переведён на многие языки, в том числе на русский язык А.Я. Коцем в 1902, а в 1910 году принят как Гимн международного социалистического движения, с 1918 год «Интернационал» был Гимном Советского государства и затем СССР, до 1944 года).
Ценно, что матрос М.Е. Смирнов из деревни Бородули рассказал юным следопытам о тех временах, когда на корабле «Гангут» вместе с ним служили земляки из Предуралья, из деревень Зюзино, что под Шарканом, и Самошата (Пермский край). Хотя имена его товарищей в школьных альбомах тыловайских поисковиков не зафиксированы, само по себе, географическое упоминание населённых пунктов создаёт прецедент для последующих поисков в архивах. Да и судьба революционного матроса М.Е. Смирнова требует новых исследований, поскольку с военной службы под Петроградом (в 1918 году непрерывно атакованного белогвардейцами и интервентами) в отчие места он возвратился в самый разгар Гражданской войны, когда его родное поселение было занято колчаковцами.
В тот период отряд народных ополченцев в районе Зюзинской и Шарканской волостей уже в середине сентября 1918 года насчитывал 13 тысяч штыков и сабель. И бойцы местного партизанского отряда, влившись в направленную сюда Особую Вятскую дивизию (её основу составляли революционные петроградские рабочие, латышские стрелки, местные крестьяне, бывшие солдаты Первой мировой войны), прошли к середине ноября победный путь от населенных пунктов Зюзино, Б. Лып, Гондырвай, Кельчино до Воткинска. А затем после освобождения города-завода местные ополченцы продолжили свою освободительную миссию с бойцами 28-й дивизии Азина и 30-й дивизии Блюхера (См.: Веселых И.Е. Шаркан: страницы истории, 1998. С. 45).
Скорее всего, опытный в воинском искусстве питерский матрос М.Е. Смирнов, зная об опасности, грозившей его малой родине от рук белогвардейцев, сам вызвался, чтобы отправиться вместе с петроградскими красногвардейцами на крайне опасный участок Восточного фронта и принять здесь вместе со своими земляками действенное участие в противостоянии колчаковцам. Местное крестьянское население Удмуртии (тогда Вятской губернии, Сарапульского уезда), испытав на себе необузданный аморальный произвол «постояльцев»-колчаковцев (избиения, пытки, убийства за политические взгляды, наглые приставания к членам семей) и тяжкое экономическое давление (тотальный грабеж продовольствия, живности, хозяйственной утвари, тягловой силы), в знак протеста ушло в глухие вятские леса и объединилось в отряды красных партизан. О том подробно свидетельствуют как исторические документы (см. кн. П.Н. Дмитриева, К.И. Куликова, 1992), так и художественные произведения писателей-очевидцев – скажем, повести «Алюра» киясовского автора А. Макарова и «Сьод пери» («Чёрный вихрь») балезинца Д. Баженова. В свете вышеописанных событий, это так значимо, что юные советские школьники-краеведы 60-х годов из Удмуртии в лице М.Е. Смирнова встретились с Человеком, творившим в 1917 году Новую политическую историю страны.
В Тыловайской школе под руководством Е.Р. Бегенеевой сегодня работает отличная команда школьников из музейного кружка. Они не раз занимали почётные места в разных конкурсах. Так, два года назад пять школьниц (Юферева Лиза, Первушина Настя, Корепанова Валя, Кардапольцева Даша, Сташкова Софья) стали лауреатами и дипломантами Всероссийского Фестиваля-конкурса «Русский Лад» по итогам предоставленных ими на суд солидного московского жюри добротных исследовательских работ о своих земляках: комсомольцах-пограничниках, защитниках Брестской крепости; участниках Гражданской и Отечественной войн; тружениках тыла; о подростках и стариках – строителях стратегически важной, длиной в 150 километров, железной дороги «Ижевск – Балезино» (в 1941/1942 годах); первых в дебёсском округе женщинах-трактористках 30-х годов.
Ныне экспозиции музея развёрнуты уже в трёх классных комнатах и в коридоре школы. На базе музея проходят встречи с детьми военного времени, участниками военных конфликтов в Афганистане и Чечне, ветеранами-пограничниками, а также музейно-литературные гостиные, посвящённые именитым уроженцам и жителям Дебёсского района (писателям, актёрам, композиторам, певцам, спортсменам, передовикам-труженикам). Пожелаем же Елене Рудольфовне Бегенеевой и её воспитанникам из музейного кружка творческого огонька и успехов во всех поисковых делах! Благодарим их за предоставленные к нашей статье ценные фотоснимки.
Н.В. ЛЕКОМЦЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, член правления Удмуртского республиканского отделения «Русский Лад» (Ижевск)