Магадан. Литературная гостиная, посвященная поэтам «Серебряного века»

Магадан. Литературная гостиная, посвященная поэтам «Серебряного века»

Уже стало традицией Магаданского регионального отделения Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» освещать знаменательные события и юбилеи великих деятелей русской культуры и искусства. 4 января 2023 года любители поэзии собрались в литературной гостиной. Организатором и ведущей была руководитель МРО ВД «Русский Лад» Н.Г. Денисова.

Не случайно в первые дни Нового года мероприятие началось с песенки «В лесу родилась елочка», написанной на стихи Раисы Кудашевой, впервые опубликованные в журнале «Малютка» в 1903 году. В 2023 году этим стихам исполняется 120 лет! И еще прозвучали новогодние куранты, которые впервые вся страна услышала по Всесоюзному радио в 1923 году, ровно 100 лет назад!

Много юбиляров в этом году. Это и Лев Толстой, и Алексей Толстой, и Максим Горький. Но в новогодние дни хотелось окунуться в атмосферу поэтов «Серебряного века». На этом вечере рассказывалось о творчестве Марины Цветаевой, Максимилиана Волошина, Игоря Северянина, Ивана Бунина.

Магаданское отделение движения «Русский Лад» действует при областном отделении КПРФ и выражает благодарность за поддержку в работе. И, в связи с этим, нельзя было не упомянуть самого яркого, пролетарского русского советского поэта Владимира Владимировича Маяковского, которому исполнится в этом году 130 лет. Он был знаком с названными поэтами, хотя не принадлежал их кругу. «Стихи о советском паспорте» и отрывки из поэм «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» прочитала Любовь Панченко.

Русская поэтесса, прозаик, переводчица и драматург Марина Ивановна Цветаева очень высоко ценила творчество Маяковского, считала его первым русским поэтом масс. В 2022 году исполнилось 130 лет со дня её рождения. Всю жизнь Цветаева хранила по отношению к Маяковскому «высокую верность собрата». Стихотворение «Генералам двенадцатого года» Марина Цветаева написала в 1913 году и посвятила героям войны 1812 года. Это стихотворение, призванное увековечить в па­мяти поколений высокий образ русского офицерства, легло в основу красивого романса, который исполнила Людмила Миронова. В исполнении Л. Мироновой прозвучала песня «Прощай, оружие!». Стихотворение М. Цветаевой «Молитва в столовой» прочитала Нина Голяк, «Коли милым назову, не соскучишься» прочитала Татьяна Лукина.

Творчество М. Цветаевой было замечено и оценено русским поэтом, художником, литературным критиком Максимилианом Александровичем Волошиным (фамилия при рождении — Кириенко-Волошин). Цветаева была знакома с Волошиным и приезжала к нему в Крым, в г. Коктебель. В 2022 году Максимилиану Волошину исполнилось 145 лет. Многие стихотворения Волошина можно понять, лишь зная его образ мыслей, те мистические идеи, которыми он жил, или конкретные обстоятельства его биографии. Примером может служить стихотворение «Томимый снами, я дремал», написанное в августе 1914 г., вскоре после начала Первой мировой войны, когда Волошин ехал в Швейцарию, на строительство храма. Для Волошина храм превращается в спасительный ковчег, в который поэт, следуя Высшей воле, успевает войти в последний миг перед началом Всемирного потопа. Волошин, сравнивая храм с ковчегом, намекает на бесчисленные жертвы Первой мировой войны, число которых могло быть больше только во время Всемирного потопа.

Во время гражданской войны Волошин не примкнул ни к одной из сторон, выступая против любого насилия. Поэт принципиально занял позицию «над схваткой». Волошин писал: «Мой единственный идеал – это Град Божий. Но он находится не только за гранью политики, но даже за гранью времён. Путь к нему – вся крестная, страстная история человечества. Я не могу иметь политических идеалов потому, что они всегда стремятся к наивозможному земному благополучию и комфорту. Я же могу желать своему народу только пути правильного и прямого, точно соответствующего его исторической, всечеловеческой миссии. И заранее знаю, что этот путь – путь страдания и мученичества». Стихотворения «Томимый снами, я дремал» и «Посев» прочитала Светлана Киртока, стихотворение «Минуты чудные! Минуты вдохновенья!» исполнила Н.П. Голяк.

В 2022 году исполнилось 135 лет со дня рождения русского поэта «Серебряного века», переводчика с эстонского и французского языка Игоря Северянина (Игоря Васильевича Лотарева). Игорь Северянин задолго до Андрея Вознесенского и Евгения Евтушенко понял и взял на вооружение силу устного авторского исполнения. По воспоминаниям Всеволода Рождественского «Поэт появлялся на сцену в длинном, узком в талии сюртуке цвета воронова крыла. Держался он прямо, глядел в зал слегка свысока, изредка встряхивая нависающими на лоб черными, подвитыми кудряшками. Лицо узкое, по выражению Маяковского, вытянутое «ликерной рюмкой». Заложив руки за спину или скрестив их на груди, он начинал мертвенным голосом все более и более нараспев, в особой, только ему одному присущей манере, с замираниями, повышениями и резким обрывом стихотворной строки. Через минуту он всецело овладевал вниманием публики.

Прозвучали стихотворения И. Северянина «Рождество на Ядране» и «Колыбель культуры новой» в исполнении Т.И. Лукиной и Н.П. Голяк. Творчество Игоря Северянина характерно ироничностью и любовью к неологизмам. Он основал собственное литературное направление – эгофутуризм. В 1914 году в Крыму проводилась олимпиада футуризма, в числе участников был и Владимир Маяковский. В 1918 году Игорь Северянин эмигрировал в Эстонию и провел остаток жизни в деревушке, которая ныне является частью Ленинградской области, одна из ее улиц носит имя Игоря Северянина. В первые годы эмиграции поэт активно гастролировал по Европе. В Париже ему организовали два выступления, на втором присутствовала Марина Цветаева. Самое яркое событие – поездка Игоря Северянина в Таллин на нобелевскую лекцию Ивана Бунина.

Иван Алексеевич Бунин писал, что не принадлежит ни к одной литературной школе. Его творчество действительно оказалось за пределами «Серебряного века». Несмотря на это, произведения Бунина получили всемирное признание и стали классикой. «За строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер» Бунин — первым из русских литераторов — получил Нобелевскую премию. В 2023 году исполнится 70 лет со дня его смерти.

Первые впечатления будущего писателя, блестящего стилиста и мастера художественного слова, питали рассказы матери, глубоко религиозной женщины, фольклорные сказки, легенды и предания. Днем он работал вместе с крестьянами в поле, а по вечерам оставался с ними послушать народные песни. Иван Алексеевич Бунин часто обращался к теме социальной несправедливости, о чем свидетельствует его первое опубликованное произведение, когда автору было 16 лет – стихотворение «Деревенский нищий». Бунин восхищался творчеством Льва Толстого, величием его таланта.  В молодости Иван Бунин был толстовцем и мечтал «о чистой, здоровой, «доброй» жизни среди природы, собственными трудами, в простой одежде». В 1894 году он познакомился с самим Л.Н. Толстым. Встреча эта произвела на Бунина «потрясающее впечатление».

В 1933 году Иван Бунин завершил самое значительное произведение зарубежного периода творчества — роман «Жизнь Арсеньева». Именно за него в этом же году Бунину присудили Нобелевскую премию по литературе. Полученные от Шведской академии средства не сделали его богатым. Немалую часть премии писатель попросту раздал. Ивану Алексеевичу пришло около двух тысяч писем с просьбой помочь финансово, он откликался практически на каждую просьбу, немалые суммы отдавал малоизвестным литераторам на издание их произведений.

Во время войны для Бунина все ушло на второй план, на первый же вышла родина. Бунины встретили день Победы в Париже, где в 1946 году узнали о своем восстановлении в гражданстве СССР и даже хотели вернуться. Но после постановления «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором Центральный комитет раскритиковал творчество Михаила Зощенко и Анны Ахматовой, литератор передумал возвращаться. Иван Алексеевич Бунин прожил долгую плодотворную жизнь и оставил после себя множество произведений, которые актуальны и в наши дни. Он умер в 1953 году, похоронен в Париже. Стихотворения Бунина «Деревенский нищий» и «Детство» прочла Л.А. Панченко, «Листопад» прочитала самая юная участница вечера Каролина Амосова. Стихотворения «Любил я в детстве сумрак в храме…» и «Призраки» прочитала Н.П. Голяк.

На вечере выступил ансамбль «Рассвет Магадана», исполнив песни «Умывает красно солнышко», «Рассвет-чародей», «Жила зима в избушке». С. Киртока исполнила романс «Темно-вишневая шаль». Андрей Ковач спел романс «Плесните колдовства в хрустальный мрак бокала», песни «Подари, Господь, мелодию!», «Позови меня тихо по имени». В исполнении ансамбля «Ветер в голове» прозвучали песни «Красный конь» и «Многоголосье». На этом вечере состоялась премьера песни «Зимушка» Т.И. Лукиной, свои авторские стихи исполнили Т.И. Лукина и З.И. Сивоволова. В завершении вечера Зинаида Сивоволова прочитала свое стихотворение:

 

«Поэтам-классикам промчавшихся столетий»

Они не перестанут

Наши души

Волновать,

Поэты-классики

Промчавшихся столетий.

И остается только горевать,

Что мало прожили

они на этом свете.

Бессмертны Пушкин,

Лермонтов и Фет,

Стихов Есенина

несокрушима сила.

«Белеет парус одинокий» много лет,

И «роща золотая»

не совсем отговорила.

Их будем бесконечно

с вдохновением читать

и отголоски впитывать

времен и судеб,

сверяя с ними

и пытаясь угадать,

что с нами было,

есть и будет…

Порхает перышко над белизной листа,

сплетаются слова

в животрепещущие строки,

которые, возможно,

сохранятся на века,

своею силой зарождая

новые истоки…

Они не перестанут

Наши души волновать,

Поэты-классики

Промчавшихся

столетий!

А может быть и мы

(как знать, как знать!)

Когда-нибудь своим

стихом разбудим

чью-то душу

на рассвете…

 

Н.Г. ДЕНИСОВА, руководитель Магаданского областного отделения ВСД «Русский Лад»

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024