Магадан: был, есть и будет?
Мы все ставим перед собой различные цели (то есть предполагаемые нами идеальные результаты) и выбираем пути к их достижению. Мы строим планы на будущее, а спустя какое-то время стараемся понять, чего мы достигли, и что, в свою очередь, нам не покорилось.
Недавно я пролистывал одну интересную книгу, которая называется «Магадан. Путеводитель – справочник» (под редакцией Л.А. Савельевой). Она была выпущена магаданским издательством в 1989 года. Помимо всего прочего, книга эта занимательна ещё и тем, что в ней есть статья «Будущее города», в которой достаточно подробно рассказывается о планах по развитию и благоустройству Магадана. Далее будут приведены некоторые выдержки из текста, иллюстрирующие, с одной стороны, максимализм и стремление к неминуемому прогрессу (свойственное советской эпохе), а с другой – утопичность (несбыточность) отдельных проектов. Но необходимо заметить следующее: книга была издана до распада СССР, то есть она не ориентирована на изменения, которые произошли в стране в 90-е гг. минувшего века.
«Долговременная программа развития областного центра предусматривает к 2000 году ввести в строй более двух миллионов квадратных метров общей площади, то есть фактически построить второй Магадан и тем самым решить проблему обеспечения каждой семьи благоустроенной квартирой или индивидуальным домом», - говорится в статье. Что ж, несмотря на то, что строительство активно ведется и сейчас, «второго Магадана» мы все-таки не получили, хотя город существенно расширился. Это связано с тем, что в 90-е гг. наблюдался массовый отток людей из Магадана в другие города, который, впрочем, продолжается и сейчас. По данным сайта www.49gov.ru, на начало 2019 года в Магаданской области проживает около 141 тыс. человек. Какая информация указывается в статье? «Сегодня Магадан – это крупный современный город, в котором (включая поселки Уптар и Сокол) живет более 160 тысяч человек».
«На месте домиков полувековой давности, разбросанных на склонах Нагаевской сопки, вырастут современные многоэтажные здания», - указывается в статье. Тем не менее, несмотря на то, что действует программа по сносу ветхого жилья, именно в районе Нагаево мы можем видеть много одноэтажных построек, которые, в большинстве своем, уже «отжили свой век». Будем надеяться, что в скором будущем планы, намеченные в далеком 1989 году, воплотятся в жизнь.
«Из города к самому морю, - читаем мы далее, - поведет широкий бульвар со спусковыми лестницами, а у самой воды расположится гидропарк с системой прудов, лодочных станций, пляжей». Эта задумка с позиции современности выглядит и вовсе трудноосуществимой. Хотя не стоит забывать, что за последние годы в Магадане были сооружены такие объекты, как футбольный комплекс «Колымский», ледовый дворец, многофункциональный спортивный комплекс «Территория спорта». Можно, конечно, помечтать о «гидропарке с системой прудов», но в этом случае лучше следовать народной мудрости: «Нужно ценить то, что имеешь».
«Берега Магаданки оденутся в бетон. Её набережная станет одной из красивейших магистралей города», - когда читаешь это предложение, ненароком вспоминаются строчки из петербургской повести «Медный всадник» А.С. Пушкина: «В гранит оделася Нева…» и т.д. (описание величественного Петербурга). Мечтам о «бетонной набережной», видимо, так и не суждено сбыться – наверное, в этом просто нет большой необходимости.
Прошло 30 лет: Магадан преобразился и, надо признать, - в лучшую сторону! Мы снова строим далеко идущие планы, стараемся с оптимизмом смотреть в будущее. Поговаривают, что к 2030 году к Магадану должны провести железную дорогу, чтобы решить проблему транспортной напряженности в регионе. Доживем ли мы до этого «грандиозного» события? И не выглядит ли это утопией? Я спрашиваю об этом у самого себя – я спрашиваю об этом и у Вас.
«Планы большие, и направлены они на то, чтобы с каждым годом Магадан становился благоустроеннее, красивее, чтоб жить в нем было уютно и интересно». Дай-то Бог!..
Никита ИОНОВ, учитель русского языка и литературы, г. Магадан