М.Ю. Лермонтов и философия Н.Ф. Фёдорова
В палитре оценок жизни и творчества М.Ю. Лермонтова взгляд Н.Ф. Федорова на деятельность поэта имеет особое значение: это взгляд исключительно глубокий, с позиций предельно возвышенных (в лучшем смысле этого слова) и вместе с тем очень конкретно-ясных и полных нравственных идеалов. С учетом этого мы вправе ожидать, что федоровское восприятие Лермонтова точнее всего отражает сущность судьбы и творчества поэта (по крайне мере, на фоне оценок современников), вместе с тем неся в себе присущее именно оценкам современникам чувство реальности оцениваемых фактов, их живой сопричастности настоящему.
Оценка деятельности Лермонтова у Федорова исключительно корректна и по сути являет собой оценку равновеликого гения другим гением, человека сложной судьбы человеком по-своему непростой судьбы. Суждение Федорова о Лермонтова — это оценка человека. который может представить, о ком. о человеке какого значения и какой сложной судьбы идет речь. Очень многие крайние суждения о Лермонтове исходя из несоизмеримости их авторов и предмета, вряд ли следует всерьез брать в расчет Их авторы могут судить о великом поэте примерно так же как пресловутые индийские слепые мудрецы о слоне, ощупывавшие разные части его тела и затем, исходя из этого, давшие каждый свое определение слона, отличное от всех других У Федорова же с Лермонтовым, помимо масштабов личности, довольно много общих черт Оба лишились родителей в детстве, оба (хотя в разной мере) ощутили «стыд рождения» (Федоров 1995-2000/1, с. 277) — для Лермонтова это было то, что воспринималось воспитавшей его бабкой как позор — позор происхождения от отца, у которого были всего лишь сотни, а не тысячи крепостных, оба гения сочетали творческое и чиновное служение Сверх того, по российским меркам родные места Федорова и Лермонтова находятся довольно близко друг от друга: Тамбовская и Пензенская губернии граничат друг с другом
Попытаемся отыскать в творчестве Лермонтова те идейные мотивы, которые побудили Федорова, довольно сдержанного в отношении положительных оценок и не всегда умеренного в критике, проявить по сути комплиментарную, внимательную и осторожную позицию при рассмотрении личности и творчества поэта.
Идейных мотивов схожих с федоровскими, следовало бы ожидать прежде всего, в тех стихотворениях Лермонтова, которые могут быть отнесены к линии, которую можно без преувеличения назвать «славянофильской» (или. если точнее предславянофильской) канвой его поэтических размышлений Если мотивы позже ставшие характерными для деятельности славянофилов, звучали в творчестве Лермонтова с ранней юности («Песнь барда», 1830, совершенно определенно — «Умирающий гладиатор», 1836), то стихотворение 1838 года «Дума» — не только дальнейшая конкретизация «славянофильских» идей поэта, но и переброс идейного мостика от шеллингианства и славянофильства — к телеологической и деонтологической проблематике Высказывания Федорова в этой связи, очень точно подходят в качестве ответов на лермонтовские вопросы завуалированно содержащиеся в этом стихотворении Чтобы более рельефно выявить идейный каркас стихотворения «Дума», определим в нем строки, соответствующие золотому сечению, отсчитав их от построчного размера стихотворения (44 строки). В шедеврах поэзии мы можем ожидать явления совпадения структурной гармонии основному смыслу произведения, заложенного в него автором (см.: Розенов 1982. с. 119-156). И действительно, стержневой смысл стихотворения очень точно укладывается в строки, совпадающие с рядами золотого сечения
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно.
Меж тем. под бременем познанья и сомненья.
В бездействии состарится оно... (4, ф5)
...И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели. (7, ф4).
Как пир на празднике чужом.
...Перед опасностью позорно-малодушны... (11, ф3)
...Мы иссушили ум наукою бесплодной... (17, ф2)
...Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад... (28. ф)
...И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат. (11, ф3)
...Над миром мы пройдем без шума и следа. (7, ф4)
...И прах наш. с строгостью судьи и гражданина. (4. ф5)
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Эти строки выражают в афористической форме одну из основных проблем, решаемых отечественной мыслью (в частности, в трудах И. В. Киреевского и Федорова) — отрыв теоретического разума от практического, как следствие отсутствия достойных целей человеческого существования. Причина создавшегося положения, по Лермонтову — «пир на празднике чужом», развитие России по чуждому пути вследствие «ошибок отцов». То есть видение причин проблем современной ему России, а. следовательно, как мы можем предположить, и путей их разрешения, у Лермонтова вполне славянофильское, хотя и прозвучавшее раньше формулировки подобных идей основоположниками славянофильства. Более того, лермонтовские идеи выражены в стихотворениях совершенно определенно и афористично, а для этого они должны были еще и созреть. Если мы вспомним славянофильское звучание стихотворения 1830 г. «Песнь барда», то смело можно утверждать, что Лермонтов опередил своих современников на 15 и более лет! Несмотря на знакомство Лермонтова с одним из лидеров славянофилов — Ю.Ф. Самариным, мы с большими основаниями можем предположить влияние старшего по возрасту Лермонтова на Самарина, чем влияние Самарина на Лермонтова.
Таким образом. Лермонтов внес свою лепту в формирование славянофильской идеи, и его представители могли по праву гордиться тем, что причастны к «гением начатому труду». Несомненно, что мотивы, созвучные зарождающемуся славянофильскому направлению появляются в стихотворениях Лермонтова «Умирающий гладиатор», «Последнее новоселье» (1841), «Родина» (1841). Причем стихотворение «Родина» («Люблю Отчизну я. но странною любовью ...») даже вызвало своим славянофильским звучанием пародию К. Пруткова «Родное».
Давно отмечено большое влияние на А.С. Пушкина его окружения, тогда как Лермонтов в этом плане значительно более бескомпромиссен и независимо от внешних влияний жил, прежде всего своей внутренней жизнью и по своей воле, вопреки внешним обстоятельствам Ф. И. Тютчев, а, со временем, и А. С. Пушкин посвящают себя общественно-государственному служению, обретая в нем смысл своей деятельности. Лермонтов же рассматривал это служение как выполнение более масштабного, всечеловеческого призвания. (И эта характерно лермонтовская черта проявилась, пожалуй, у самого глубокого мыслителя славянофильского направления — И. В. Киреевского). Лермонтов в значительно большей мере, если вспомнить слово Достоевского, «всечеловек», чем Пушкин и Тютчев. «Характерно, что иностранцы любой национальности, с которыми мне приходилось разговаривать, будь то немец или японец, поляк или араб, заражаются эмоциональным звучанием и признают наличие мировых масштабов не у Пушкина, а у Лермонтова» (Андреев 1992. с. 182), — утверждал Д. Л. Андреев. По сравнению с этими национальными гениями за Лермонтовым следует признать больший творческий потенциал и масштаб личности, вмещающий как всечеловеческое, так и патриотическое служение.
Однако размышления о путях Отечества — далеко не единственная тенденция лермонтовского творчества последних лет Стихотворение «Договор» содержит в себе афористично переданную идею недооценки относительных ценностей, родственную философии С.Н. Булгакова. Что же касается стихотворения «Дума», то это практически конспективное изложение некоторых из идей, позднее разрабатывавшихся в философии Федорова, исходя из чего поэт и мыслитель предстают как единомышленники. Несомненно, что лермонтовская лира не могла оставить Федорова равнодушным.
Федоров отмечал деятельный характер поэзии Лермонтова: Лермонтов не довольствуется «искусством для искусства», а ищет приложения своих способностей в жизни. Идет мучительный поиск новых форм, так как старые не могут вместить сил, которые чувствовал в себе гений. И оттого — мучительная лермонтовская душевная раздвоенность, ибо «Как возможно внутреннее счастие для кого-либо, когда несчастие кругом? <...>
Он ищет не смысла жизни... он ждет вестника избавления, который откроет жизни назначенье, цель упований и страстей.
Скучно (потому что дела нет) и грустно от одиночества, следовательно, нужно дело, но дело не одиночное, а совокупное.
Скука. грусть и тоска. Скука от бездействия, грусть от одиночества (от розни), тоска — чувство смертности.
Не найдя сочувствия у существ чувствующих, он обращается к бесчувственной природе и путем одушевления, мифологизации он обращает природу в храм (показывая тем всю глубину своей религиозности), в котором наверху на небе "торжественно и чудно": там и “звезда с звездою говорит’’ и даже "пустыня внемлет Богу”, хотя он “от жизни не ждет ничего", но желает в этом храме сохранить дыхание жизни, желает вместо отпевания слышать песнь о любви» (Федоров 1995-2000/3. с. 528-529).
Итак, в идейном плане Лермонтов был близок Федорову тем. что усматривал в поэзии мощное идейное средство мобилизации людей для деятельного преобразования мира (что особенно ярко проявилось в стихотворении «Поэт» 1838 г.). Лермонтовское же стихотворение «Смерть поэта» (1837) фактически пронизано идеей «скрытого убийства», которую позже сформулировал и развил Федоров. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что Лермонтов в восприятии Федорова — это не только единомышленник, но и соратник, заплативший цену преждевременной гибели за те уроки судьбы, которые смогли учесть пришедшие за ним
По сути дела, у 25-26-летнего Лермонтова звучат идеи, разработанные в ходе дальнейшего, примерно столетнего, развития русской философии! Трудно представить себе последствия усиления славянофильского течения русской мысли в 1840-е, 1850-е и 1860-е годы такими гениальными мыслителями, быстро проникавшими в суть явлений и афористично формулировавшими свои идеи, какими являлись Лермонтов и Пушкин, но попытаемся это сделать. Можно было бы отрицать возможность такого развития событий с позиций крайнего детерминизма, но эта позиция означает, вместе с тем, отрицание свободы воли, т. е. отрицание очевидного, и. что еще хуже, по сути блокирует обучение на историческом опыте, а также препятствует корректировке поведения с учетом уроков истории (поскольку если все «детерминировано», то и вообще учиться бессмысленно).
Если же пойти еще дальше в плане моделирования событий прошлого по «оптимистическому сценарию», то Лермонтова можно представить не только в качестве популяризатора идей Федорова, но и в качестве его со-творца. Хотя, разумеется, утопично даже пытаться представить себе социальное учение, которое могла создать совместная работа двух гениев: с одной стороны, гения художественного слова и беспощадного критического анализа, а с другой — гения высочайших нравственных прозрений и стройного идейного синтеза. Здесь следует отметить, что для учения Федорова была свойственна идея регулируемого развития общества (включая экономическую сферу), присущая также социалистическим учениям. Однако при этом решающее значение отводилось достижению такого нравственного уровня, который позволял бы обществу вступить на этот путь добровольно, благодаря естественно-эволюционному развитию.
Кроме того, учение Федорова основывалось на отечественной культурной традиции и не было механическим перенесением чужого опыта на российскую почву, в отличие от анархизма и марксизма и даже революционного народничества (в идейной основе которого в значительной мере лежал позитивизм О. Конта).
Если предположить, что Лермонтов и Пушкин остались бы живы хотя бы в течение двух-трех (а для Лермонтова и четырех) последующих десятилетий, то мы вправе были бы ожидать не просто такого изменения исторического пути России, на котором имел бы место существенный общественный прогресс, но и того, что Россия могла стать флагманом для всего мира в деле утверждения нового социально-экономического пути развития задолго до утверждения в ней советской власти и марксизма-ленинизма в качестве господствующей идеологии. Причем, флагманом не кровавого, а, напротив, миротворческого пути, имеющего религиозно-нравственную специфику, «нашего русского социализма», который, по определению Ф. М. Достоевского, есть ни что иное, как «всесветное единение во имя Христово» (Достоевский 1984, с. 19).
В творчестве Лермонтова намечается продолжившаяся у Федорова, Достоевского, С.Н. Булгакова и др. выработка альтернативных путей развития страны. Если бы предложенные ими идеи возобладали, Россия и мир могли бы развиваться по пути, когда лучшее новое строится на фундаменте лучшего в прошлом, не отрицая его, а цели развития не противопоставляются его средствам (как в научном принципе детерминизма). Строительство же лучшего общества протекало бы без тех ошибок и просчетов, которые, в конечном счете, превратили поступательное развитие СССР в движение по порочному кругу и привели к откату назад конца 1980-х— начала 1990-х гг., когда всерьез пропагандировалась идея, что «рыночная стихия все наладит» (меж тем как езда на автомобиле с отпущенным рулем еще никого до добра не доводила). Русская мысль шла к признанию возможности мирного сочетания таких преимуществ социализма, как регулируемая экономика и социальные гарантии, с традиционными для России православно-монархическими ценностями. Такая тенденция достаточно четко просматривается в славянофильстве с его идеями общинности и соборности при несомненном дефиците идейной широты, а также определенности социальных целей и духовной мощи проповеди. Несомненно, что эта идейная тенденция могла бы быть значительно сильнее выражена Пушкиным и Лермонтовым, чем общеизвестными представителями славянофильства, доживи они до споров славянофилов и западников 1840-х гг.
Весьма возможно, что в критике Лермонтова В. С. Соловьевым (Соловьев 1990. с 274-291), представлявшей собой критику поэта как человека, т. е. — не столько его творчества, сколько его нравственной позиции, Федоров уловил ноты ревности к поэту со стороны своего младшего современника, назвавшего философа всеобщего дела «своим учителем и отцом духовным» (Соловьев 1909, с. 345). но ощутившего нехватку сил перед грандиозностью учения. Это не случайно, поскольку сам Соловьев по сути не смог осуществить призыв людей разных вер к единению в общем деле воскрешения, которым «московский Сократ» увлек «русского Платона». Для В.С. Соловьева осуществление этой идеи стало непосильной задачей и крестной, смертельно тяжелой ношей. Поэтому и оправдывает Федоров Лермонтова, прежде всего, как гения, одушевленного колоссальной верой в человеческие возможности и реализовавшего их в своей непродолжительной, но мощной и разносторонней деятельности. Соловьев же в негативном взгляде на гения проявляет свое собственное отчаяние в возможности занять деятельную позицию То, что он называет «смирением», есть смирение отчаяния, причем отчаяния такой степени, что оно усматривает грех в деятельном дерзновении Лермонтова. В критике Федорова в адрес Соловьева и в федоровской оценке Лермонтова, данной в противовес Соловьеву, звучат явные (хотя и довольно жесткие) ноты ободрения (и, прежде всего, как раз в адрес философа богочеловечества и всеединства).
Для Федорова Лермонтов — воодушевляющий пример человеческих возможностей, и именно такова его оценка поэта. «Приняв во внимание годы, можно смело сказать, что едва ли кто более совершил военных подвигов, путешествий и столько написал, хотя не достиг возраста ни Ахилла, ни Александра и дважды был изгнан, не говоря об изгнании из Университета. Его личность была поэтичней всех стихотворений. Россия в нем лишилась великого поэта и величайшего полководца» (Федоров 1995-2000/4, с. 88). Несомненно, что на протяжении своей жизни Лермонтов не подчинялся судьбе, а стремился управлять ее обстоятельствами, подобно тому как это делали многие великие люди. А.Л. Чижевский писал: «При изучении истории походов Александра Македонского, Юлия Цезаря, Карла Великого, Фридриха Великого, Наполеона и других знаменитых полководцев может показаться, что эти гениальные вожди умели поднимать свои и вражеские полки вне какой бы то ни было зависимости от напряженности в деятельности Солнца...» (Чижевский 1995, с. 318). Такое же впечатление складывается при изучении количественных показателей лермонтовской поэзии (в частности, динамики числа стихотворений и строк в них), как правило, идущих вразрез с показателями электромагнитной активности Солнца — числами Вольфа, что отличает творчество Лермонтова от творчества Пушкина (см.: Абрамов, Волошинов 1999, с. 75-86).
Итак, давая положительную оценку жизни Лермонтова, Федоров утверждает творческое дерзновение над унынием под маской смирения, свободу воли над детерминизмом, и, в конечном итоге, воскрешение — над искусственным погружением себя в состояние смерти при жизни, каковым является отчаяние
Литература:
Абрамов. Волошинов 1999 — Абрамов М А. Волошинов АВ Пушкин и законы симметрии II Человек. 1999 №3. С. 75-86
Андреев 1992 — Андреев Д Л Роза Мира М. 1992
Гачева 2004 — Гачева А Г ВС Соловьев и Н Ф Федоров История творческих взаимоотношений II НФ Федоров pro et contra В 2 кн Кн. 1. СПб.. 2004. С. 844-936
Достоевский 1984 —Достоевский Ф М Поли собр. соч.: В 30 т. Т. 27. Л.. 1984
Розенов 1982 — Розенов Э К Закон золотого сечения в поэзии и в музыке II Розенов Э К Статьи о музыке: Избранное. М., 1982 С. 119-156.
Соловьев 1990 — Соловьев В С Лермонтов II Соловьев В С Литературная критика. М.. 1990. С. 274-291.
Федоров 1995-2000/1-4. Доп — Федоров НФ Собр. соч В 4 т. М 1995-1999: Дополнения Комментарии к T. IV. М. 2000
Чижевский 1995 — Чижевский АЛ Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. М.1995
М.А. АБРАМОВ, И.А. БОГАЧЕВ
«Московский Сократ»: Николай Фёдорович Фёдоров (1829-1903). Сборник научных статей