Люди Страны Советов в произведениях Александра Дейнеки
Богата талантами Курская земля. На ней родились Михаил Щепкин, Афанасий Фет, Георгий Свиридов, имена которых вписаны в золотые страницы русской культуры. В Курске родился и Александр Дейнека — один из крупнейших мастеров отечественного искусства. Своё творчество он всецело посвятил изображению жизни советских людей — строителей коммунизма, их самоотверженному труду и активному отдыху, будням и праздникам.
Александр Александрович Дейнека родился 125 лет назад — 20 мая 1899 года. Сын слесаря паравозного депо, он и сам сначала планировал пойти по стопам своего отца и даже мечтал в будущем стать инженером. Однако художественный талант властно заявлял о себе. И Дейнека поступил в местную художественную студию. А в 1915 году он был принят в Харьковское художественное училище. Дейнека восторженно встретил Февральскую, а затем и Октябрьскую революции. В 1919 году он был мобилизован в Красную Армию в качестве военного художника. Свои талант и навыки Дейнека использовал прежде всего в агитационных плакатах, призывавших рабочих к классовой борьбе.
Позднее он был командирован в Москву для совершенствования своего профессионального мастерства. В столице Дейнека поступил во Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские), где его преподавателями были такие известные мастера, как Владимир Фаворский и Игнатий Нивинский. Учась во Вхутемасе, Дейнека увлёкся авангардными течениями. Больше всего его заинтересовал кубизм как направление, особенно отвечавшее его художественному дарованию и характеру промышленного производства.
Первые крупные произведения Дейнеки как раз и посвящены изображению труда индустриальных рабочих. Так, в картине «Текстильщицы» (1927) стройные фигуры работниц вписаны в геометрически организованное пространство цеха. Они самозабвенно погружены в свой труд. Но цветовая гамма — свежая и светлая — передаёт ощущение радости и счастья от повседневного созидательного труда.
В начале 1930-х, когда страна постепенно поднималась из разрухи после Гражданской войны, очень востребованным оказался труд Дейнеки как плакатиста. Дейнека создаёт замечательные плакаты, призывающие советских людей к новым трудовым свершениям. Одна из самых выразительных работ Дейнеки той поры — плакат «Механизируем Донбасс» (1930), построенный на энергичных цветовых контрастах и мощном диагональном движении, направленном ввысь. Ещё один знаменитый плакат называется «Ударник, будь физкультурником!» (1930). Он изображает рабочего у станка, а рядом крупным планом тот же рабочий — стройный и мускулистый — совершает мощные движения руками.
Спортивная тема становится одной из ключевых в творчестве Дейнеки. Спорт для художника был символом товарищества, состязательности, честной борьбы и устремлённости ко всё большим и большим высотам. В жизни самого Александра Дейнеки спорт играл важную роль. На «Автопортрете» 1948 года он демонстрирует свою идеальную осанку и сильное мускулистое тело, а его взгляд излучает спокойствие и уверенность в себе.
Художник часто посещал стадионы, а во время спортивных состязаний делал зарисовки и эскизы для своих будущих картин. Знаменитое полотно «Бег» (1934) привлекает виртуозным композиционным мастерством. В этом произведении для подчёркивания своей мысли художник использует приём обратной перспективы. Спортсмены на заднем плане больше атлетов на переднем. Таким образом художник всецело заполняет пространство полотна и как бы передаёт зрителю свою очарованность спортивной борьбой, её масштабностью и величием.
В 1934 году Дейнека побывал в Крыму, где даже участвовал в тренировочных полётах лётчиков. О своих впечатлениях во время этих полётов художник написал так: «Солнце над вами и под вами, в расплавленном бесконечном пространстве блеск моря. Воздух прозрачен и плотен, как стекло…»
В 1935 году Дейнека побывал в США, Италии и во Франции. В результате этих поездок Дейнека написал ряд картин, которые посвящены тяжёлой судьбе простых людей в обществе, где царит культ чистогана. Так, в картине «Парижанка» (1935) он показывает лицо молодой и красивой женщины. Но её печальный взгляд как бы погружён вглубь себя и в свои тягостные раздумья.
Во время своей поездки по Италии Дейнека увидел воочию произведения монументально-декоративного искусства, созданные мастерами Возрождения. Это дало толчок его собственной творческой мысли, нашедшей затем воплощение в мозаичных панно на строившихся станциях Московского метрополитена. Во время работы над мозаиками для потолка станции «Маяковская» Дейнека даже спускался на сорокаметровую глубину, чтобы соизмерить свои мозаики с архитектурными особенностями этой станции. Дейнека также является автором мозаичных украшений станции метро «Новокузнецкая».
Когда началась Великая Отечественная война, художник также не остался в стороне от всенародной борьбы с жестоким и коварным врагом. Чтобы создать правдивые и убедительные произведения о войне, художник сам побывал на фронте, где, находясь в траншеях, он делал эскизы и зарисовки, на основе которых затем создавал масштабные живописные произведения.
Так возникло его знаменитое полотно «Оборона Севастополя» (1942). Сражение советских воинов с фашистами художник трактует как противостояние сил света и тьмы. Одетые в белое моряки мужественно держат оборону против облачённых в грязно-серую форму немцев. Действие разворачивается на фоне поднимающегося над морем огненного зарева. На первом плане одетый в белое матрос готовится метнуть в сторону врага связку гранат. Он стоит, широко, по-флотски, расставив ноги. И становится ясно, что его дух несокрушим. Несмотря на лёгкое ранение, он будет биться до конца, так же как и все остальные советские воины, изображённые на картине.
В 1943 году произошла историческая Сталинградская битва. Это событие нашло отражение в картине «Сбитый ас» (1943). Изображённый на ней поверженный немецкий лётчик отвесно падает вниз из самолёта, бессмысленно держась за кольцо нераскрывшегося парашюта. Его гибель неотвратима так же, как и поражение всей фашистской орды, вторгшейся на советскую землю.
И совершенно иная по настроению картина «Раздолье», которая написана в 1944 году, когда наша Победа уже была предрешена. Она изображает девушек в светлой спортивной форме, которые взбегают вверх по пригорку, как бы предвосхищая состояние всеобщего духовного подъёма, охватившего советских людей в послевоенные годы.
Ощущением радости и счастья проникнута и картина «Эстафета по кольцу «Б» (1947), показывающая соревнование на Садовом кольце и тот энтузиазм, которым захвачены и участники, и зрители пробега. «Я работал над этой картиной с особым удовольствием, — вспоминал впоследствии художник. — Это вполне конкретное место — Садовое кольцо, около улицы Чайковского». (Ныне — Новинский бульвар. — Прим. авт.).
В это же время Дейнека продолжает создавать произведения, посвящённые самоотверженному труду советских людей, поднимавших разрушенное войной народное хозяйство. Так, в картине «Донбасс» (1947) художник изображает двух женщин, которые перекидывают лопатами каменный уголь, а чуть поодаль рабочие-мужчины перевозят заполненные углём вагонетки.
С начала 1950-х годов Дейнека создаёт масштабные произведения монументально-декоративного искусства. Вершиной творчества художника в этом жанре стали мозаичные работы для Кремлёвского Дворца съездов, за которые в 1964 году он был удостоен Ленинской премии.
В 1963 году Дейнеке присвоили звание народного художника СССР. А в 1969-м он был награждён орденом Ленина и Золотой Звездой Героя Социалистического Труда. Александр Александрович Дейнека скончался 12 июня 1969 года. Он является одним из самых выдающихся представителей социалистического реализма и одним из крупнейших мастеров мирового изобразительного искусства ХХ века.
Владимир СОКОЛОВСКИЙ, член Ассоциации искусствоведов
Источник: «Правда»