Люди Страны Советов в произведениях Александра Дейнеки

Люди Страны Советов в произведениях Александра Дейнеки

Богата талантами Курская земля. На ней родились Михаил Щепкин, Афанасий Фет, Георгий Свиридов, имена которых вписаны в золотые страницы русской культуры. В Курске родился и Александр Дейнека — один из крупнейших мастеров отечественного искусства. Своё творчество он всецело посвятил изображению жизни советских людей — строителей коммунизма, их самоотверженному труду и активному отдыху, будням и праздникам.

Александр Александрович Дейнека родился 125 лет назад — 20 мая 1899 года. Сын слесаря паравозного депо, он и сам сначала планировал пойти по стопам своего отца и даже мечтал в будущем стать инженером. Однако художественный талант властно заявлял о себе. И Дейнека поступил в местную художественную студию. А в 1915 году он был принят в Харьковское художественное училище. Дейнека восторженно встретил Февральскую, а затем и Октябрьскую революции. В 1919 году он был мобилизован в Красную Армию в качестве военного художника. Свои талант и навыки Дейнека использовал прежде всего в агитационных плакатах, призывавших рабочих к классовой борьбе.

Позднее он был командирован в Москву для совершенствования своего профессионального мастерства. В столице Дейнека поступил во Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские), где его преподавателями были такие известные мастера, как Владимир Фаворский и Игнатий Нивинский. Учась во Вхутемасе, Дейнека увлёкся авангардными течениями. Больше всего его заинтересовал кубизм как направление, особенно отвечавшее его художественному дарованию и характеру промышленного производства.

Первые крупные произведения Дейнеки как раз и посвящены изображению труда индустриальных рабочих. Так, в картине «Текстильщицы» (1927) стройные фигуры работниц вписаны в геометрически организованное пространство цеха. Они самозабвенно погружены в свой труд. Но цветовая гамма — свежая и светлая — передаёт ощущение радости и счастья от повседневного созидательного труда.

В начале 1930-х, когда страна постепенно поднималась из разрухи после Гражданской войны, очень востребованным оказался труд Дейнеки как плакатиста. Дейнека создаёт замечательные плакаты, призывающие советских людей к новым трудовым свершениям. Одна из самых выразительных работ Дейнеки той поры — плакат «Механизируем Донбасс» (1930), построенный на энергичных цветовых контрастах и мощном диагональном движении, направленном ввысь. Ещё один знаменитый плакат называется «Ударник, будь физкультурником!» (1930). Он изображает рабочего у станка, а рядом крупным планом тот же рабочий — стройный и мускулистый — совершает мощные движения руками.

Спортивная тема становится одной из ключевых в творчестве Дейнеки. Спорт для художника был символом товарищества, состязательности, честной борьбы и устремлённости ко всё большим и большим высотам. В жизни самого Александра Дейнеки спорт играл важную роль. На «Автопортрете» 1948 года он демонстрирует свою идеальную осанку и сильное мускулистое тело, а его взгляд излучает спокойствие и уверенность в себе.

Художник часто посещал стадионы, а во время спортивных состязаний делал зарисовки и эскизы для своих будущих картин. Знаменитое полотно «Бег» (1934) привлекает виртуозным композиционным мастерством. В этом произведении для подчёркивания своей мысли художник использует приём обратной перспективы. Спортсмены на заднем плане больше атлетов на переднем. Таким образом художник всецело заполняет пространство полотна и как бы передаёт зрителю свою очарованность спортивной борьбой, её масштабностью и величием.

В 1934 году Дейнека побывал в Крыму, где даже участвовал в тренировочных полётах лётчиков. О своих впечатлениях во время этих полётов художник написал так: «Солнце над вами и под вами, в расплавленном бесконечном пространстве блеск моря. Воздух прозрачен и плотен, как стекло…»

В 1935 году Дейнека побывал в США, Италии и во Франции. В результате этих поездок Дейнека написал ряд картин, которые посвящены тяжёлой судьбе простых людей в обществе, где царит культ чистогана. Так, в картине «Парижанка» (1935) он показывает лицо молодой и красивой женщины. Но её печальный взгляд как бы погружён вглубь себя и в свои тягостные раздумья.

Во время своей поездки по Италии Дейнека увидел воочию произведения монументально-декоративного искусства, созданные мастерами Возрождения. Это дало толчок его собственной творческой мысли, нашедшей затем воплощение в мозаичных панно на строившихся станциях Московского метрополитена. Во время работы над мозаиками для потолка станции «Маяковская» Дейнека даже спускался на сорокаметровую глубину, чтобы соизмерить свои мозаики с архитектурными особенностями этой станции. Дейнека также является автором мозаичных украшений станции метро «Новокузнецкая».

Когда началась Великая Отечественная война, художник также не остался в стороне от всенародной борьбы с жестоким и коварным врагом. Чтобы создать правдивые и убедительные произведения о войне, художник сам побывал на фронте, где, находясь в траншеях, он делал эскизы и зарисовки, на основе которых затем создавал масштабные живописные произведения.

Так возникло его знаменитое полотно «Оборона Севастополя» (1942). Сражение советских воинов с фашистами художник трактует как противостояние сил света и тьмы. Одетые в белое моряки мужественно держат оборону против облачённых в грязно-серую форму немцев. Действие разворачивается на фоне поднимающегося над морем огненного зарева. На первом плане одетый в белое матрос готовится метнуть в сторону врага связку гранат. Он стоит, широко, по-флотски, расставив ноги. И становится ясно, что его дух несокрушим. Несмотря на лёгкое ранение, он будет биться до конца, так же как и все остальные советские воины, изображённые на картине.

В 1943 году произошла историческая Сталинградская битва. Это событие нашло отражение в картине «Сбитый ас» (1943). Изображённый на ней поверженный немецкий лётчик отвесно падает вниз из самолёта, бессмысленно держась за кольцо нераскрывшегося парашюта. Его гибель неотвратима так же, как и поражение всей фашистской орды, вторгшейся на советскую землю.

И совершенно иная по настроению картина «Раздолье», которая написана в 1944 году, когда наша Победа уже была предрешена. Она изображает девушек в светлой спортивной форме, которые взбегают вверх по пригорку, как бы предвосхищая состояние всеобщего духовного подъёма, охватившего советских людей в послевоенные годы.

Ощущением радости и счастья проникнута и картина «Эстафета по кольцу «Б» (1947), показывающая соревнование на Садовом кольце и тот энтузиазм, которым захвачены и участники, и зрители пробега. «Я работал над этой картиной с особым удовольствием, — вспоминал впоследствии художник. — Это вполне конкретное место — Садовое кольцо, около улицы Чайковского». (Ныне — Новинский бульвар. — Прим. авт.).

В это же время Дейнека продолжает создавать произведения, посвящённые самоотверженному труду советских людей, поднимавших разрушенное войной народное хозяйство. Так, в картине «Донбасс» (1947) художник изображает двух женщин, которые перекидывают лопатами каменный уголь, а чуть поодаль рабочие-мужчины перевозят заполненные углём вагонетки.

С начала 1950-х годов Дейнека создаёт масштабные произведения монументально-декоративного искусства. Вершиной творчества художника в этом жанре стали мозаичные работы для Кремлёвского Дворца съездов, за которые в 1964 году он был удостоен Ленинской премии.

В 1963 году Дейнеке присвоили звание народного художника СССР. А в 1969-м он был награждён орденом Ленина и Золотой Звездой Героя Социалистического Труда. Александр Александрович Дейнека скончался 12 июня 1969 года. Он является одним из самых выдающихся представителей социалистического реализма и одним из крупнейших мастеров мирового изобразительного искусства ХХ века.

Владимир СОКОЛОВСКИЙ, член Ассоциации искусствоведов

Источник: «Правда»

Читайте также

Видеоконференция «Русского Лада»: Владимир Федоткин о славянофилах Видеоконференция «Русского Лада»: Владимир Федоткин о славянофилах
21 ноября 2024 года состоялась 50-я видеоконференция руководителей региональных отделений «Русского Лада» с основной темой «Славянофилы и современность». В ходе конференции была обсуждена книга члена ...
9 декабря 2024
Фильм, который невозможно смотреть равнодушно Фильм, который невозможно смотреть равнодушно
Чем движется жизнь? Такой вопрос задаёт вчерашний фронтовик Егор Трубников, ставший председателем колхоза «Труд», своему желторотому племяшу, простодушному шестнадцатилетнему парнишке. Ответа он, есте...
9 декабря 2024
В обновлённом государственном единстве – ключ к спасению братских народов! Заявление Центрального Совета РУСО В обновлённом государственном единстве – ключ к спасению братских народов! Заявление Центрального Совета РУСО
Вот уже целое десятилетие длится величайшая трагедия – территориальный развал и братоубийственное противостояние на Украине. Война на полное уничтожение ведётся не только против украинского и русского...
9 декабря 2024