Л. Калинина. «Месса си минор»

Л. Калинина. «Месса си минор»

Остров Дятлинка – с детства мой самый любимый уголок города. Перебравшись с родителями из озерного Себежа в сухопутные Великие Луки, я, тогда еще совсем небольшая девочка, сразу же отправилась на поиски городского пляжа. Он располагался на острове Дятлинка.

Увидев зеленые джунгли острова, я забыла, зачем пришла. Сказки еще прочно сидели в моей голове, и, путешествуя по острову, путаясь в его высоченных травах, я надеялась встретить своих любимых сказочных героев. Я не сомневалась в том, что они проживали в приземистых дятлинских домиках, утонувших в зарослях крапивы и разукрашенных гирляндами вьюнков.

На пляж я так и не попала. Звонкие хоры дятлинских птиц заглушили смех и визги моих закупавшихся подружек.

Почти 40 лет Дятлинка была со мною рядом. Так уж получилось, что окно моего класса в детской музыкальной школе имени Мусоргского, в которой я проработала четверть века, смотрело прямо на мой любимый остров.

В раме окна была видна картина иного мира. Высокие речные берега надежно укрывали от городской суеты реку Ловать, бережно держащую в своих ладонях маленький кораблик-остров с его зелеными парусами. А небесные своды заключали святое это место в неземную, драгоценную шкатулку.

В ней не было примет времени – ни прошлого, ни настоящего, лишь тишина и великий покой. О нем так хорошо сказал советский поэт Николай Заболоцкий:

«Тот дивный покой, пред которым,

Волнуясь и вечно спеша,

Смолкает с опущенным взором

живая людская душа»

(стихотворение «Прохожий», 1948 г.)

Любимый остров всегда помогал мне в работе и вдохновлял на педагогические эксперименты. Отбросив законы возрастной психологии, я подводила учеников к окну и предлагала им сыграть так, как проплывают над островом озаренные небесным светом облака. Или спрашивала детей, какая музыка созвучна картине за окном. Мнения часто совпадали: музыка Иоганна Себастиана Баха.

Я соглашалась. И.С. Баху всегда удавалось извлечь корень Вечности из простой, обыденной жизни и передать в музыке «красоту Великого в малом». И мы с детьми пытались сыграть самые легкие пьесы Баха. Того Баха, что был за окном…

Случалось иногда, что игра учеников и они сами преображались. Пускай ненадолго, на мгновение, на чуть-чуть…

На острове, у самой воды, впереди всех других деревьев, росло мое любимое дерево – высокая, могучая ива. Капитан острова-корабля. В детстве я до слез жалела растения за их покорность своей судьбе. Всю жизнь стоять на одном месте! И нельзя дать сдачи обидчику, нельзя убежать от топора…

В последние годы дерево-капитан стояло «по колено» в воде. Но не сдавалось, оставаясь все таким же крепким и сильным, каким и надлежало быть капитану корабля. Зимой капитан надолго замирал на своем посту и был особенно хорош в белом кителе из бархатистого снега…

Тот ясный, морозный день середины февраля 1990 года я запомнила на всю жизнь. Утром, войдя в свой класс, я, как всегда, заспешила к окну. В привычном, знакомом до мельчайших деталей мире Дятлинки что-то изменилось и насторожило меня. Мне показалось, что дерево-капитан очнулось от зимнего сна и ожило.

Нет, на нем среди зимы не появились зеленые листочки, но явно ощущалось какое-то внутреннее движение. И вдруг дерево зазвучало: заговорило, запело, органными звуками обращаясь к Небу!

Мои терпеливые читатели!

Не спешите записывать меня в экстрасенсы или на прием к врачу-психиатру. Надеюсь, что такой же, как я, непутевый дачник меня поймет. Поймет и образцовый, если его дача – в глухом лесу, где непуганые зайцы загорают на грядках, а медведи заходят на медок. Меня поймет любой из вас, мои дорогие читатели, если узнает, что на своей даче я, вместо того чтобы срочно прополоть грядки с морковкой, валяюсь на траве – в обществе этих самых непуганых зайцев – и вместе с ними внимаю песенкам процветающих на грядках с морковкой одуванчиков.

И все это потому, что с детства я увлекаюсь не только музыкой Баха, но и музыкой растительного и животного царств. И кое-что могу рассказать вам о ней. Со своей, далекой от науки колокольни.

Растения поют свои песни-молитвы всегда. Об этом знают не только поэты, но и монахи-отшельники, живущие в скитах.

Особенно богат молитвами растений август. Дозревают дети - плоды и семена. Растения-родители выполнили главную задачу своего жизненного цикла и могут заняться собой. А что главное для стареющих тружеников, стоящих у дверей перехода в иной мир? Подготовка к нему и раздумья о вечном. 

Вот и наступают в природе особые дни: ясные, теплые, очень тихие, - дни всеобщей, соборной молитвы растений. Кажется, что по всей нашей матушке-земле разливается необыкновенная, благоговейная тишина. Даже облака, если они вообще есть в такой день, стараются уйти высоко в небо и там залечь в дрейф, чтобы не мешать соборной молитве.

И тогда тончайшие золотистые нити и беловатые, нежные дымки-фимиамы устремляются в голубое небо. От каждого растения, от каждой травинки. Тихая, спокойная, невесомая песня-молитва. Но и по-своему сильная. Потому, что соборная. Ее может услышать и человек. Если умеет слушать сердцем. Быть в такие дни в не тронутом цивилизацией месте и молиться в унисон с природой – большая удача и счастье.

Но то август, а сейчас на дворе февраль. Что же случилось с деревом? – забеспокоилась я.

А дерево продолжало петь. На нем горели сотни свечей. Даже на самых крохотных веточках капитан зажег свои маленькие, но яркие свечки. Голубое небо казалось мне фиолетовым, ночным. И на его темном фоне отчетливо были видны оранжевые, пламенеющие звуки-лучи, улетающие в Вечность с дерева-органа, с дерева-подсвечника. Я забывала об учениках и улетала ввысь вместе с ними.

Три недели продолжалась эта необыкновенная песнь.  В ней не было привычных мне чувств: радости, восторга, горя, страданий. Только высокий, чистый, бесстрастный экстаз. Как у Баха в «Страстях по Матфею», в заупокойной «Мессе си минор». Постепенно песнь становилась все глуше, все слабее. И, наконец, растаяла вместе с последним дятлинским снегом…

Я с нетерпением ждала весны. Мне хотелось знать, что случилось с деревом. Ведь то, что я чувствовала и ощущала, вовсе не означало, что так было на самом деле. Наши чувства и ощущения ограничены рамками возможностей восприятия и далеко не всегда переводимы в слова.

…Но вот деревья зазеленели. И на фоне юной листвы, украсившей старые дятлинские липы и ивы, как всегда, впереди, одиноко чернел ствол мертвого дерева- капитана.

Я смотрела на погибшее дерево, и в моей душе снова звучала его последняя, обращенная к Богу песнь. Как баховская Месса си минор…

Мертвое дерево еще долго стояло на Дятлинке. Я не могла смотреть на него без слез, не могла спокойно работать. И без раздумий перешла в детскую музыкальную школу номер два, недавно открытую в новом микрорайоне «Дружба». Там в окне моего класса вместо деревьев виднелись горы строительного мусора, а по небу спешили озабоченные своими проблемами облака…

Необычная эта история случилась четверть века назад. И, переживая ее, я думала, что у растительного мира земли – и прежде всего у деревьев – может быть своя, очень важная миссия на планете. Они – антенны. Но ловят эти антенны не только солнечную энергию для собственного роста, но и незримый свет Вечности.

И случайность ли то, что Бог дал возможность мне, человеку, прикоснуться к тайне смерти дерева? И не на даче, не в лесу, а в одном из главных, на мой взгляд, мистических центров наших древних Великих Лук – на острове Дятлинка.

И я восприняла это неординарное событие как знак, знак грядущих перемен. В моей жизни, в судьбах острова, города, страны. В наших с вами душах…

Время показало, что так оно и получилось.

Л.П. КАЛИНИНА, г. Великие Луки, Псковская область

Читайте также

В. Катасонов. Скрыто кулисами Рима В. Катасонов. Скрыто кулисами Рима
«Римский клуб» – международная неправительственная организация, которая была создана в далеком 1968 году. Она, по ее собственным заявлениям, объединила наиболее авторитетных представителей политическ...
13 сентября 2024
В Москве на Пресне снесли старинный дом культуры – от него оставили две стены В Москве на Пресне снесли старинный дом культуры – от него оставили две стены
В столице ведутся работы по сносу бывшего Дома культуры Трехгорной мануфактуры по адресу Трехгорный вал, 6. Он является памятником федерального значения, однако это не помешало собственникам уничтожит...
13 сентября 2024
Модель наукодеревни в инновационном развитии русского села и продвижении сельского туризма Модель наукодеревни в инновационном развитии русского села и продвижении сельского туризма
Сближение города и деревни является одной из самых острых социально-экономических проблем современной России. В новых реалиях содружества стран БРИКС она приобретает все более позитивное звучание, по...
12 сентября 2024