Курс — на создание общего образовательного пространства
Сразу три крупных мероприятия состоялись в Минске: VIII Белорусско-российский молодёжный форум, II форум Ассоциации вузов Белоруссии и России, а также совместная коллегия министерства образования РБ, министерства просвещения и министерства науки и высшего образования РФ. На протяжении трёх дней их участники обсуждали вопросы молодёжной и образовательной политики.
В рамках молодёжного форума работали тематические секции, посвящённые социальным программам поддержки молодёжи. Юноши и девушки посетили Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж» и храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, где встретились с участниками международной акции «Во славу общей Победы».
На другой день активисты присоединились к республиканскому молодёжному патриотическому проекту «Память сердца», возложили цветы к стеле «Минск — город-герой» и побывали в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны, где работала дискуссионная площадка «Сохранение исторической памяти» с участием министра образования Белоруссии И. Карпенко и министра науки и высшего образования России В. Фалькова.
II форум Ассоциации вузов двух стран проводился в очно-дистанционном формате, участвовали руководители 80 вузов из двух стран. Ректоры обсудили ключевые вопросы образовательного и научного сотрудничества.
Приветствуя участников форума, И. Карпенко отметил, что межвузовское взаимодействие двух государств насчитывает не одно десятилетие. Все эти годы оно развивалось системно, динамично и целенаправленно. Его итогом стала реализация масштабных совместных образовательных и научных проектов и программ по самому широкому спектру направлений. Значительно укрепились межрегиональные связи. Сегодня учреждения высшего образования Белоруссии реализуют более 1400 прямых договоров с российскими партнёрами.
По словам И. Карпенко, Ассоциация вузов Белоруссии и России — важный инструмент координации взаимодействия учреждений высшего образования в гуманитарном сотрудничестве, направленном на формирование общего образовательного и научно-технологического пространства Союзного государства, совершенствование процесса подготовки специалистов на основе передовых методов и технологий.
«Всё больше белорусских и российских студентов, магистрантов и аспирантов учатся в университетах в рамках обменов. Наибольшей популярностью у молодёжи пользуются специальности, востребованные современной экономикой и касающиеся техники, энергетики, медицины и пр. Особый интерес для Беларуси представляют направления, по которым не осуществляется подготовка: например, в области ядерной энергетики и космоса», — рассказал министр.
На совместном заседании коллегии профильных министерств рассматривались вопросы, связанные с функционированием общего образовательного и единого научно-технологического пространства Союзного государства, реализацией согласованной молодёжной политики.
«Беларусь и Россия заинтересованы в едином образовательном пространстве, — отметил
И. Карпенко. — В числе приоритетных направлений — унификация подходов в проведении вступительной кампании, прежде всего в сближении централизованного тестирования и единого государственного экзамена, которые отличаются по форме и содержанию. Нельзя не учитывать и наличие национального контента в учебных программах».
Заместитель государственного секретаря Союзного государства В. Сиренко рассказал, что профильные министерства двух стран работают продуктивно. Совсем недавно подписан документ, содействующий совместной аккредитации вузов. В Белоруссии работают два филиала российских университетов. Крайне важно, чтобы их выпускники в последующем были востребованы на рынке труда, чтобы образование, полученное там, было очень высокого уровня.
В Могилёве работает Белорусско-Российский университет, который является единственным вузом в стране, осуществляющим обучение по российским и белорусским программам. По линии Союзного государства была обновлена материально-техническая база учреждения.
«Ориентирами совместной работы выступают приоритетные направления и первоочередные задачи развития Союзного государства на 2018—2022 годы. В ближайшее время в Беларуси будет создано Национальное агентство по обеспечению качества образования. В связи с этим мы заинтересованы в изучении опыта работы российской Федеральной службы по надзору в сфере образования, сотрудничестве с Российской академией образования и Высшей школой экономики по обучению национальных экспертов в области оценки качества образования. Важным и эффективным направлением работы по сближению систем образования является совместная разработка учебно-методических пособий. Уже разработано одно по истории Великой Отечественной войны из серии под единым названием «Россия и Беларусь: страницы общей истории», — рассказал И. Карпенко.
Министр просвещения России С. Кравцов, участвовавший в заседании коллегии в онлайн-режиме, выступил с инициативой создания ассоциации школ двух государств, которая поможет развивать школьные обмены и стажировки преподавателей на базе школ-партнёров, реализовывать совместные образовательные программы с привлечением ведущих вузов педагогического профиля двух стран. В качестве опорной организации министр предложил определить Международный центр образования «Интердом» им. Е.Д. Стасовой.
Спектр вопросов, обсуждённых на заседании совместной коллегии, довольно широкий: развитие профессионального образования в условиях цифровизации общества и экономики, взаимодействие в области дополнительного образования, организация отдыха и оздоровления детей и молодёжи. Особое внимание было уделено перспективам научно-технических программ Союзного государства и премиям в области науки и техники. Кстати, их впервые получат в следующем году три научных коллектива.
Участники заседания приняли планы совместных мероприятий в сфере молодёжной политики и по развитию сотрудничества в области образования и науки на 2021 год. Кроме этого, были подписаны 14 договоров между вузами.
Прочный правовой фундамент двустороннего взаимодействия создаёт необходимые условия для модернизации национальных систем образования, обеспечивает равенство прав граждан двух стран при их приёме на обучение, сопоставимость образовательных программ и сроков получения образования, согласованность специальностей и квалификаций профессионального образования, а также признание документов об образовании.
Сергей ГРИШКЕВИЧ
Источник: «Правда»