Кто он, Иванушка из русской сказки?

Кто он, Иванушка из русской сказки?

В русских сказках «Иван-дурак», «Иван-Царевич», «Иван и серый волк», «Иван коровий сын», «Иван Быкович», «Иван крестьянский сын», «Иван и морской царь», «Иван и Сивка-Бурка», «Иван и Царевна-лягушка», «Иван и Чудо-Юдо», «Иван и Кощей-Бессмертный» и во многих других главным героем является крестьянский сын, иногда, правда, и царевич по имени Иван, но всегда в семье младший.

В сибирских семьях Иванами называли старших сыновей. Об этом мне рассказала сибирячка из Забайкалья. И правда, не могут все младшенькие называться Иванами. А семьи, как правило, были большие. Почему же героем большинства сказок, любимым сказочным персонажем стал младшенький, да еще имя реального старшего сына к нему перешло?

Первая загадка отгадывается просто. Старших сыновей отпускали в мир. На плечи младшего ложилась забота о престарелых родителях, о хозяйстве, обо всем, что составляет быт крестьянина. Об этом в предисловии к сборнику сибирских сказок старожилов Забайкалья написал их собиратель, фольклорист В.П. Зиновьев. Сказки сочиняют обычно люди старшего поколения, так как они могут не уважать и не любить младшенького за его труд и заботу?

Попробуем разобраться, почему практически в каждой русской сказке главного героя зовут Иван. Когда-то имена были наполнены конкретным содержанием. Владимир владеет миром. Святослав, Любомир, Владислав, Святополк… Азиатские народы до сих пор имеют смысловые имена. Имена Иван и Иоанн широко распространены в славянских странах: в Хорватии, Сербии, Боснии и Герцеговине, Словении, Болгарии, Беларуси, Украине, Северной Македонии, Черногории, в меньшей степени у чехов и словаков. Начиная с ХХ века, имя становится популярным в Италии (как оригинальная форма, так и итальянизированная версия Ivano), в Испании (как Iván), в Португалии (Ivã). Но более всего оно распространено в России. Глубинный смысл и происхождение имени можно понять только в контексте русской истории.

Смотрим по санскриту (древнеиндийский язык, во многом сходный с древнеславянским!) «Иван», вероятнее всего, происходит от священного дерева «Ива», почитавшегося у славян, кельтов и греков как защитник от злых сил. Связано с понятиями «лес», «дерево», «роща», а также «источник», «исток» от санскритского «vana» (ива всегда растет у воды). Иван – человек, «посвящённый Богу леса». По словам М. Ломоносова, у древних русичей даже был закон, запрещающий ломать ветки деревьев под страхом наказания! По тем же законам наказывали тех, кто наносил вред рекам, озёрам, змеям.

А еще в санскрите имя Иван переводится как первосмысл, Божий человек, «процветающий» – «ian» означает «родиться», «рождаться», а «iana» – человек. А родом он из ВАНА. Древние скандинавские саги упоминают о Ванах, или Венедах, т.е. это родовое имя означает принадлежность к этому народу. Звук «и» в древности означало ВОИН. Заметим, Венеды, Русы, Словены, Скифы, Сарматы, Чудь Белоглазая, Роксоланы, Анты – это один и тот же народ, и все они были хорошими воинами. (См.: Солнцев Н.В. Краткий русско-санскритский словарь).

«Сказание о Словени и Руси» рассказывает о древнейших временах истории этого народа, потомков Иафета, начиная с 3264 г. до н.э. Вот сколько лет может быть народным сказкам с главным героем Иваном!

Интересно, что реальная история из жизни древних скифов как бы предложила сочинителю сказок такой сюжет. Когда персидский царь Дарий отказал скифскому царю Ианцирусу дать свою дочь в супружество и потребовал покориться и дать ему «воды и земли», то скиф отправил Дарию лягушку и пять стрел по количеству колен скифских. И ответил, что не признаёт иного государя, кроме Юпитера, невесты царицы скифской. Отметим в имени скифа составляющую «иан». Её же имел в имени другой скифский царь – Ариантес. По информации М. Ломоносова, читавшего русские летописи не по переложениям, скифы верили в единого Бога, как бы он не назывался. Жили они с греками на одной территории в Причерноморье, пока из-за тесноты не перешли на север в район озера Ильмень (совр. название), где построили города, назвав их своими именами – Словенск и Русса. На этих местах позднее возникли Великий Новгород и Старая Русса. Новгород основан в 2423 г. до н. э.

В более поздние времена имя Иван было любимым русским мужским именем не только по красивому звучанию или по тому, что было популярно настолько, что в некоторые периоды каждый второй мальчик назывался так. Из 336 дней в году в Святцах 170 дат были посвящены Иоанам (Иванам). Замечу, Петр 1 развел имена по категориям. В документах могло быть имя только Иоанн, а народ должен был выбирать сам, и ребёнок по жизни мог идти только с этим именем: Иоанн или Иван, которое стало официальным, давалось при крещении.

Причина любви другая. Имя за века, за то время, как оно появилось, а это глубокая древность, стало представлять русский народ. Оно как бы впитало память предков. Старшие в семье вырастали, отделялись, и родители, не колеблясь, называли Иваном и третьего, и девятого или десятого. Как будто хотели сохранить какое-то важное знание о своем роде. Поговорка о Иванах, не помнящих родства имела прямое и глубокое, сакральное значение и конкретный смысл. По словам историка князя Михаила Щербатова, одного скифского военачальника, имеющего мать греческого происхождения, казнили за «поклонение греческим богам и тайное творение обрядов». Главный завет скифов – не менять обычаи предков. По закону «всякий, кто тщился переменить обычай своей страны, смертию наказывался».

Интересно, что когда ловили беглых каторжан, то они, как правило, делали вид, что не помнят, где они родились, жили и как их зовут. Все были Иванами. Во многих странах, когда хотят обобщенно назвать русских, часто называют их иванами. Имя Иван (Иваны) нередко использовалось во время Второй мировой войны как общее название страны Советов. Иван – собирательный образ целого народа. Оно стало символом русской нации! Вл. Даль утверждал, что имя это «по всей азиатской и турецкой границе нашей, от Дуная, Кубани, Урала и до Амура, означает русского».

Так что имя Иван (Ваня) – больше чем имя. В нём раскрывается суть Руси Изначальной. И звучало оно именно так: Иван, а не Иоанн. Некоторые утверждают, что имя Иван произошло от греческого Иоаннес. Широко распространено также представление о том, что греки заимствовали его из Библии, где оно звучит как Йоханан. Или в другом звучании Иоканаан. Они переводит его как «Бог милостив» или «Яхве сжалился». Яхве – это собственно имя Бога в Ветхом Завете. Но в «Ветхом Завете» такого имени нет! Оно появилось только в «Новом Завете». По преданию, сестра Марии Елисавета и Захария выбирали имя своему первенцу. И Святой Дух предложил назвать мальчика необычным именем Иоанн, предсказав ему и судьбу необычную. В историю вошел как Иоанн Предтеча. Имя Иван было у славян задолго до появления христианства. Так что эти утверждения необоснованны. Считается, что самым ранним известным человеком, носившим это имя, был болгарский святой Иван Рильский (876–946). Многим сказочным сюжетам уже больше тысячи лет. Так, исследователи утверждают, что некоторые сказки старше Библии и древнегреческих мифов. Признали, что Сказка «Кузнец и дьявол» появилась 6000 лет назад, в эпоху бронзы, возможно, это самый древний из дошедших до нас сюжет.

Иван в русских сказках встречается с Бабой-Ягой. За прошедшие века образ Бабы-Яги претерпел значительные изменения. В эпоху матриархата она величалась Богиней, Великой Матерью богов, в эпоху патриархата приобрела демонические черты, а в период сарматских нашествий (111 в. до н. э. – нач. н. э.) стала врагом русских. Иван встречается в бою с Кощеем Бессмертным, Чудо-Юдом, с Драконами и Змеями, которые так же нетерпимы к «русскому духу». Они же были врагами русского народа и в период борьбы с хазарами. А ещё Иван никогда не молится, не носит креста, не ходит в церковь, не соблюдает постов, понимает язык животных, которые становятся его помощниками. Это еще раз доказывает, что Иван – древнерусское имя, никак не связанное ни с христианством, ни с иудаизмом. Скорее, другие народы заимствовали его у русов (славян). Форма имени Иоанн более позднего происхождения. В лингвистике есть такое понятие, как «зияние», когда подряд идут в слове несколько гласных. Это признак нерусского слова.

Сохранилось устойчивое приложение к имени Иван – дурак. Почему Иван «дурак»? Таким его воспринимают старшие братья: непутевый, глупый, ленивый и т.д. Над ним подсмеиваются. В современных словарях русских имен и фамилий читаем, что Дур и Дурас – славянские нецерковные имена, распространенные в старину. «Связь их с корнем «дур» (дурной, глупый) бесспорна». При этом не применяется сравнительно-исторический метод исследования. Когда-то могло быть и другое значение. А вот у Вл. Даля есть и такое определение: «прикидываться дурачком, напускать на себя дурь, чудить, быть шутником, шутом», он «дурачит, мистифицирует».

В применении к нашему герою это уже говорит об его уме, о веселом характере, открытости, мудрости. Шутить – удел умных людей. Иван и на самом деле часто говорит загадками, недомолвками, намеками, в речи часто использует шутки и прибаутки. На первый взгляд, он говорит нелепицу, что не придет в голову никому. Читаем в одной из сказок: «А что, ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-от и сам добежит». И печь его сама и бежит. Вспоминаются шуты, которых за умнейших людей держали возле себя русские цари, а среди них, смею заметить, было аж шесть Иванов! Младшенький в семье Ванюша, хотя и медлителен, но умнее, сообразительнее, трудолюбивее старших братьев! Вспомним, как он ответственно выполняют волю отца и терпеливо, в отличие от старших братьев, сидит в засаде и узнаёт, кто наведывается по ночам на их хозяйское поле. Когда его стрела попадает в болото к лягушке, без ропота, со смирением ждет своей участи. Известно, что древние славяне прекрасно стреляли.

Он скромен, не демонстрирует свои способности и умения. Не отвечает на обидные замечания братьев, не вступает с ними в словесную перепалку, а честь и достоинство защищает делами, поступками, что опять же говорит о его мудрости. Он делами доказывает свои возможности и способности. Он самодостаточен. Ему удается сделать то, что недоступно другим его братьям. Так почему они его называли дураком и что на самом деле в то врем обозначало это слово?

Вот одно из толкований: «На Руси ребенок часто до 11-13 лет носил ложное, ненастоящее имя, чтобы, прельстившись красивым словом, черти и другая нечистая сила не возгорелись вдруг желанием похитить малыша. Нужно было имя-оберег. А в семьях очень часто детей называли по очередности их появления на свет: Первыш, Другак, Третьяк, Четвертой, Пятой, Шестой (Шестак) и так далее примерно до 13-го включительно. Слово Другак с течением времени вполне могло упроститься в Дурак».

А вот схожее мнение: «Дурак» был именем-оберегом. Если ребенок рождался с красивой внешностью, то его могли назвать Рылом, а если с рождения проявлял признаки смышлености – Дураком. Это делалось, чтобы обмануть нечистую силу». Известно также что в древности столы делали из досок со следами от сучков по количеству ребятишек. И когда рождался очередной малыш, доски меняли, но тщательно скрывали подмену от посторонних, опасаясь сглаза.

Есть в санскрите и такая подсказка: «dur» – это дверь, а «dur-anta» – дверь в бесконечность. Намек на то, что «дурак», а как мы видим, умный, просветленный человек, имел связь с космической мудростью или Разумом, или Богом, которые никогда не подводили его. Надо только прислушаться к его голосу, научиться чувствовать, предчувствовать, т.е. полагаться на свое чутье, и поступать так, как подсказывает душа. Разберем слово «дурак» по составу:

«Ду» – два, множество. «Ра» – сияние, свет, Солнце. Множество сияющих потоков информации! Близко по содержанию слово «радуга». Алфавит объясняет смысловое значение буквиц: Д (добро), У (укъ), Р (рецы), А (азъ), К (како). По словам исследователя, «Дурак» – «просветлённый человек, живущий на земле, потомок Богов, проявляя творчество, отсекая всё лишнее, приближается к основному Потоку, получая духовный и душевный опыт». Иван и обращается не столько к своим знаниям, сколько к интуиции, полагается на помощь Божественных сил и смело идет «туда, не зная куда», получает то, что ему нужно.

Легко сочиняет сложные загадки из своего жизненного опыта, всегда отгадывает царские загадки, правда, иногда с помощниками. Совершает добрые поступки, не ищет в них никакой выгоды, не ждет награды, любит лес, общается с животными и птицами, к которым проявляет заботу, сказочными персонажами, проявляет свое духовное богатство, скромность, щедрость и доброту. С помощью настойчивости, смекалки, проницательности, дальновидности, смелости и решительности он находит выход из любого положения. В результате получает материальные богатства, к которым не стремится.

У скифов внутреннее чувство справедливости, склонность к добродетели и неустрашимой храбрости – характерные черты. Всякая кража у них была строго запрещена, они не знают, что такое пожелать имения другого. Иванушка унаследовал эти качества. Неустрашим с врагом, чужое не возьмет, но и своё не отдаст. Они питаются молоком и мёдом… Иванушка часто довольствуется и сухариком. Их сила стояла в коннице и лучевых стрелках. Стреляли из лука в цель даже тогда, когда их лошадь скакала во весь опор. В сказках мы видим героя с луком и стрелами. Он сражается с Кощеем Бессмертным, с многоголовыми Змеями. И отцу говорит, что есть защитники русской земли!

Известно, что образ удачливого младшего брата встречается в устном народном творчестве у многих народов – европейских, африканских, австралийских, североамериканских и т.д. Там герой попадает в комические ситуации, смешит слушателя. Вроде нашего Петрушки. Но только в России Иванушка вызывает не только улыбку или смех, но и удивление, даже восхищение. И пусть не совсем понятны окружающим его поступки, не отгадываются его авторские загадки, непонятны его образы, он непредсказуем, парадоксален, ни на кого не похож, народ принимал его за своего, любил, ставил в каждую новую сказку главным героем, уже в названии упоминая его имя. «Умом Россию не понять…» Даже свою народную игрушку назвал его именем – Ванька-встанька. Чтоб помнили, откуда мы родом. А в названии характер и судьба!

Лилия КОБЯКОВА

Газета «Русский Лад в Иркутской области»

Читайте также

Размышления о духовности Размышления о духовности
Человек создан как точная копия всему, что есть во Вселенной (Высший Разум создал Человека по образу и подобию своему)....
21 апреля 2024
Ярославль. Творческая встреча в Некрасовке Ярославль. Творческая встреча в Некрасовке
20 апреля председатель Ярославского регионального отделения Всероссийского Созидательного Движения "Русский Лад" Алексей Филиппов по приглашению известной ярославской поэтессы Елены Морозовой принял...
21 апреля 2024
Поразительное для историка простодушие. Об экспозициях Вытегорского историко-этнографического музея Поразительное для историка простодушие. Об экспозициях Вытегорского историко-этнографического музея
В статье О. Ларионова «Холодный взор «росомахи» («НГ», июль 2023 г.) речь шла об экспозициях Вытегорского историко-этнографического музея, посвященных Советско-финской войне. В них, по мнению ряда...
21 апреля 2024