Красноярск. В гостях у Корнея Чуковского

Красноярск. В гостях у Корнея Чуковского

В марте исполняется 140 лет со дня рождения К.И. Чуковского. Этому юбилею была посвящена литературная гостиная, которую провели педагоги и учащиеся красноярской школы №3, детской школы искусств №16 и члены краевого отделения Всероссийского созидательного движения «Русский Лад».

В небольшом актовом зале школы №3 яблоку негде упасть. Чувствуется приближение праздника. Руководитель литературной гостиной Людмила Алексеевна Леменкова приглашает всех совершить увлекательное путешествие в страну Чукоккалу и побывать в гостях у замечательного писателя, поэта, литературного критика Корнея Чуковского.

Кстати, настоящее имя Чуковского – Николай Иванович Корнейчуков. Родился он в Санкт-Петербурге 31 (19 по старому стилю) марта 1882 года. О детстве писателя интересно рассказали Полина Пономарёва и Алёна Кудреватых, наши постоянные ведущие. От них мы узнали, что отцом Чуковского был петербургский студент Эммануил Левенсон. Мать, крестьянка Полтавской губернии Екатерина Корнейчукова, была прислугой в его семье. Через три года после рождения сына Левенсон оставил её, и она с двумя детьми вынуждена была переехать на житьё в Одессу. Вероятно, отец давал вначале какие-то деньги на воспитание детей, и их отдали в одесскую гимназию.

О своей учёбе в гимназии Корней Чуковский увлекательно рассказал в автобиографической повести «Серебряный герб». В одной из глав он с юмором описал изобретение им «телефона», который должен был спасти от провала его одноклассников во время диктовки по русскому языку. Но изобретение оказалось несовершенным, а его товарищи, слепо понадеявшись на «телефон», уже не шевелили своими мозгами и по сигналу ставили запятые чуть не внутри каждого слова… После этого дня Николай долго не мог ни кашлянуть, ни засмеяться – так болели у него рёбра от той благодарности, которую выразили ему сверстники… Драматизм ситуации замечательно удалось передать Денису Гусарову и его одноклассникам Лёне Лабазникову, Алёше Кожанову и Максиму Кравченко, которые инсценировали главу «Телефон».

А через два года, в пятом классе, с Николаем случилась новая беда. В то время по высочайшему указу о так называемых «кухаркиных детях» учебные заведения освобождались от детей рабочих, мастеровых, судомоек, приказчиков и т.д. И в один из дней его мать получила бумагу, в которой «Педагогический Совет Пятой гимназии» извещал её, что её сын исключён из гимназии «за малоуспешность в науках и вредное влияние на учащихся». На самом же деле он был виноват лишь в том, что у его матери не было ни своего дома, ни бань, ни трактиров, ни лавки – у неё не было ничего, кроме рук, стёртых до крови от стирки чужого белья.

Началась трудовая жизнь. Чем только не занимался Николай: работал шпательщиком, расклеивал афиши, давал уроки военному писарю, читал престарелой полковнице романы из журналов … В это же время он самостоятельно изучал английский язык, освоил программу шестого и седьмого классов, прочитал всего Диккенса, Смальса, Спенсера. Прочитал Лескова и Тургенева. На третий год он экзаменовался и получил наконец аттестат.

В 1901 году в жизни юноши произошло важное событие. Газета «Одесские новости» напечатала его «эскиз», и с того времени началась литературная деятельность Чуковского, которая не прекращалась до конца его жизни.

В 1903 году в качестве корреспондента «Одесских новостей» Чуковский был направлен в Лондон. Позднее он признавался: «Корреспондентом я был из рук вон плохим: вместо того чтобы посещать заседания парламента и слушать речи о высокой политике, я целые дни проводил в библиотеке Британского музея… Газета перестала печатать мои письма из Лондона, далёкие от злободневной тематики…»

Вернувшись в Россию, Чуковский пережил в Одессе дни броненосца «Потёмкина», побывал на мятежном корабле и познакомился с повстанцами. Настроения боевого подъёма, которыми в то время жила Россия, захватили его, и поэтому, приехав в Петербург, он затеял издание сатирического журнала «Сигнал». Но после 4-го номера был посажен в тюрьму и отдан под суд «за оскорбление величества», «царствующего дома» и т.д. Защищал Чуковского знаменитый адвокат Грузенберг и добился его оправдания.

Согласитесь, мы многого не знаем о Чуковском. Например, о том, что уже в начале 20 века он начал писать критические очерки о современных писателях, впоследствии собранные в книгах «От Чехова до наших дней», «Лица и маски», «Книга о современных писателях». Чуковский считал, что каждый писатель – это отдельный мир, и освоил миры каждого, о ком писал. В 1914 году в статье «Футуристы» он делает такой вывод: «Нужно претворяться в того, о ком пишешь, нужно заразиться его лирикой, его ощущением жизни», то есть понять другого, как бы став им. «Если критик хоть на час не становился Толстым или Чеховым, что он знает о них!»

Значит, для того чтобы понять самого Чуковского, нужно тоже хоть ненадолго стать им. По-моему, это прекрасно удалось Ивану Сергеевичу Шабовичу, сыгравшему роль К.И. Чуковского. «Образ писателя мне показался очень близким, – говорит Иван Сергеевич, – и я без особых трудностей сделал его мысли и высказывания своими. В образе Чуковского мне близка любовь к природе, к детям, его непосредственность и жизнелюбие».

Много интересного о Чуковском-критике рассказали Руслан Борисов и Арина Дрюкова. Они сделали акцент на книге «Мастерство Некрасова», которая в 1962 году была удостоена Ленинской премии. «Мне хотелось смыть с Некрасова «хрестоматийный глянец», представить его читателям не как абстрактного носителя таких-то и таких-то идей, а как близкого, живого человека», - говорил Чуковский.

Несколько своих работ Корней Иванович посвятил Чехову. Он полагал, что Чехов, как и Некрасов, был одним из наиболее оболганных русских писателей. И он считал своим долгом «освободить его образ от многолетней лжи, которую горе-критики нагромоздили вокруг его имени». Отрывки из книги «О Чехове» выразительно прочитали наизусть Аня Чебодаева и Маша Малышева. Считается, что выразительность – тест на понимание прочитанного. Мне кажется, девочки сдали этот тест на пятёрку. Ещё с одним творческим портретом, созданным Корнеем Чуковским, присутствующих познакомила ученица 10 класса Наталья Манько. Она проникновенно прочитала отрывок из статьи «Анна Ахматова».

Эльвира Овчарова и Павел Плотников рассказали о жизни Чуковского в финском местечке Куоккале, об альманахе «Чукоккала», отразившем творческую жизнь нескольких поколений деятелей искусства, о книге «От двух до пяти», в которой Чуковский первым доказал, что все маленькие дети очень любят поэзию и что их потребности в такой духовной пище впитаны с молоком матери, о перевёртышах, о лепых нелепицах, о детских рифмах... Вместе с залом ведущие порассуждали о том, чем детские рифмы отличаются от недетских, попробовали срифмовать слова так, как это делают маленькие дети (например, ножики -– ложики, начало – кончало, открытка – закрытка и т.д.) и, наконец, дошли до самого интересного – до сказок.

Кстати, о сказках. Знаете ли вы, сколько пришлось натерпеться Корнею Ивановичу из-за своих сказок? В автобиографии он писал: «Среди моих сказок не было ни одной, которой не запрещала бы в 20-е годы та или иная инстанция, пекущаяся о воспитании детей. Сказка «Мойдодыр, например, была осуждена за то, что я в ней будто бы оскорбил … трубочистов. С «Крокодилом обошлись ещё проще: возвестили в газетах и на собраниях, будто я изобразил в этой сказке – что бы вы думали? – мятеж генерала Корнилова. Впрочем, «Крокодил» был счастливчиком по сравнению с «Мухой-Цокотухой», от которой не раз спасали советских детей. Прежде всего на том основании, что Муха – «переодетая принцесса», а комар – «переодетый принц». В другой раз за двустишие: А жуки рогатые/ Мужики богатые. Это, по мнению Комиссии Государственного учёного совета, свидетельствует, что я выражаю сочувствие кулацким элементам».

Чуковскому и в голову тогда не приходило, что когда-нибудь эти гонимые сказки будут печататься миллионами экземпляров и что он доживёт до поры, когда те дети, для которых эти сказки написаны, превратятся в седых стариков и будут читать их своим внукам и правнукам. «Все другие мои сочинения, – писал он, – до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме «Мойдодыров» и «Мух-Цокотух» вообще ничего не писал». Что тут возразишь?

Но вернёмся к нашей гостиной, к тому моменту, когда ведущие предложили всем перенестись в мир волшебной чуковской сказки и пригласили на сцену театральную группу, которая инсценировала сказку «Доктор Айболит». Свои роли с воодушевлением исполнили Артём Никитин (Доктор Айболит), Анастасия Логинова (Лиса), Мария Шестова (Зайчиха), Роман Заруба (Пёс), Дарья Иванова (Шакал). От автора читала Дарья Боровая.

Сказки Корнея Чуковского вдохновили многих композиторов и художников на создание замечательных произведений. Так композитор Михаил Красев написал оперу «Муха-Цокотуха». На нашей литературной гостиной в исполнении вокального ансамбля детской школы искусств №16 (художественный руководитель – Бадиева Мария Сергеевна) прозвучала песня Мухи-Цокотухи и заключительная песня из оперы «Муха-Цокотуха». Без преувеличения скажу, что своими ангельскими голосами Лошакова Прасковья, Рачкова Майя, Волынкина София, Меркулова Мирослава, Садовская София, Иванова Маша, Харламова Маргарита, Берг Анастасия, Трегубова Дарья, Субботина Анастасия покорили сердца зрителей. А преподаватель Александра Валерьевна Сидорова виртуозно исполнила на фортепиано инструментальный номер из этой оперы.

Настроение праздника помогли создать иллюстрации к сказкам К.И. Чуковского, выполненные учащимися школы искусств №16. Все присутствующие с большим интересом посмотрели весёлый видеоролик о юных художниках – авторах замечательных рисунков, украсивших наш зал.

И ещё об одной грани таланта Корнея Чуковского мы не могли не сказать. О том, что он был замечательным переводчиком. Полина Пономарёва и Алёна Кудреватых рассказали, что для младших школьников он пересказал миф о Персее, перевёл английские народные песенки. В пересказе Чуковского дети познакомились с «Приключениями барона Мюнхгаузена» Эриха Распе, «Робинзоном Крузо» Даниэля Дефо, «Томом Сойером» Марка Твена и др. произведениями.

В 1957 г. Корнею Чуковскому была присвоена учёная степень доктора филологических наук, в 1962 г. – почётное звание доктора литературы Оксфордского университета. Чуковский был награждён орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени и медалями.

Встречу с Чуковским руководитель гостиной закончила словами его любимого поэта Уолта Уитмена:

«Время – ничто и пространство ничто,

Я с вами, люди будущих поколений».

И сегодня, в 21 веке, он с нами, наш любимый добрый сказочник Корней Чуковский.

Председатель Красноярского регионального отделения Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» Владимир Семёнович Бедарев сердечно поблагодарил педагогов, без которых бы этот праздник не состоялся: Деревянных Людмилу Валерьевну, Аверину Анну Андреевну, Леменкову Людмилу Алексеевну, Маркарян Марину Сейрановну, Яруллину Аллу Викторовну, Шабовича Ивана Сергеевича, Бадиеву Марию Сергеевну, Тухватулину Нину Рувимовну, Фанталкину Светлану Викторовну, Сидорову Александру Валерьевну, Мишину Алину Александровну.

Все участники гостиной получили благодарственные письма КРО ВСД «Русский Лад». Закончилась встреча коллективным фотографированием на память.

Людмила ЛЕМЕНКОВА, учитель МАОУ СШ №3, член правления КРО ВСД «Русский Лад» (Красноярск)

Читайте также

В.Н. Федоткин. Славянофилы – о нравственности и патриотизме В.Н. Федоткин. Славянофилы – о нравственности и патриотизме
Без нравственности и патриотизма у России нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего....
18 сентября 2024
В Красноярске обсудили Указ «Об историческом просвещении» В Красноярске обсудили Указ «Об историческом просвещении»
В Краевой библиотеке проведён круглый стол, организованный Красноярским региональным отделением Всероссийского созидательного движения «Русский Лад», по обсуждению указа президента РФ от 8 мая 2024 го...
16 сентября 2024
Русский вопрос в нашей перспективе Русский вопрос в нашей перспективе
В предыдущие 35 лет в самой жуткой демографической яме оказались украинцы и русские, потерявшие почти 50 млн человек...
16 сентября 2024