Космос, космизм и Революция

Космос, космизм и Революция

Если честно, то одним из интереснейших – и при этом совершенно не отрефлексированных – феноменов русской истории следует признать «аномальное» нарастание интереса к «конструктивному поведению», произошедшее перед Революцией. Кстати, у него есть и «зеркальное отображение» – такой же аномальный рост деструкции перед гибелью СССР.

Впрочем, «второй случай» надо рассматривать отдельно. Тут же мы обратимся к тому, что наблюдалось в России на рубеже XIX-XX веков: огромное количество той же рабочей молодежи «неожиданно» воспылало жаждой знания! Да, это было реально неожиданный момент: после работы – а работа для рабочего тогда, на границе веков, занимала очень много времени (не менее 10 часов, а часто и 12) – они, эти молодые рабочие, шли не домой, «в койку», и не в кабак, как было принято в то время. А ... посещали лекции, ходили в различные «вечерние школы» и т.д. (Кстати, именно на указанном моменте, по сути, и поднялось социал-демократическое движение – «эсдеки» организовывали реальные просветительские лекции и школы).

Еще раз: вдумайтесь в данное явление! После тяжелого трудового дня рабочий идет не «водку пьянствовать» – а слушать разговоры про астрономию, механику, биологию. Скажи это в каком-нибудь 1988 году – не поверили бы. Не верили тому, что при наличии дешевой водяры вдоволь кто-то мог идти на лекции или покупать дорогие книги. Или – идти в театр на «классическую постановку», в филармонию и т.д. (при том, что были в товарном количестве доступные бордели) И – как вишенка на торте – на заседания какого-нибудь «общества трезвости», которые с конца позапрошлого века стали крайне популярными (вот тут «обитатель 1989 года» просто не поверил бы).

Итог – к условному 1917 году значительная часть рабочих (к этому времени уже не молодых, но молодежи это также касалась) оказалась охвачена идеей «рационализации окружающей жизни», перестройки ее под гораздо большее удобство для человека. Причем – не ради каких-то там «личных выгод», ради превращения себя лично в аналог божества – как это принято у западных «фаустов». Нет, речь шла именно об «улучшении реальности» – хотя понятно, что и для каждого обитателя ее жизнь должна была улучшаться! Последний момент также очень важен: он ответственен за то, что «рабочая власть» – а Советская власть в начальный период была именно властью рабочих (в ВКП(б) доля последних была 80%) – избежала борьбы различных «наполеончиков» за власть. То есть, того, что, собственно, сгубило и Временное Правительство, и различные «белые» силы.

Еще раз – рабочие в 1917 году, в целом: а) хотели улучшить свою жизнь путем рационализации последней (т.е., введения некоторых улучшений производства, социальных систем и т.д.); б) не хотели «лезть в Наполеоны». Вот разного рода интеллигентские «вожди» – от Колчака и Деникина до Петлюры и Унгерна – «наполеонировали» крайне эффектно, хотя, разумеется, исключительно с отрицательным результатом. Были и «крестьянские наполеончики» – вроде Махно и иже с ними (разного рода «зеленые братья», любящие говорить, что они «за простой народ и против комиссаров»). А вот рабочие – нет. Они предпочитали подчиняться некоей «внешней дисциплине» и выполнять приказы руководства (даже если оным был такой «великий полководец», как Троцкий).

«На местах» это выглядело порой дико – но, в конечном итоге, привело Советскую власть к победе (а вот «наполеонирование» ее противников всегда вело к поражению). Но вообще, если вспомнить про условия, в которых началась Гражданская война, про то, что уже в середине 1917 года «российская власть» посыпалась, как песочный замок, само подобное поведение выглядит, как чудо. (Про «террор» не надо. Потому что «белый террор» был больше красного, а «зеленые» вообще на терроре жили!)

И да, разумеется: указанное «движение к конструктиву» было заметно у большевиков – а именно данная партия была авангардом «конструктивного направления» и одновременно чуть ли не исключительно пролетарской организацией – с самого начала. С того времени, как созданная сразу после 25 октября Красная Гвардия начала активно бороться с любыми проявлениями мародерства – которое для значительной части солдат (бывших крестьян) рассматривалось, как норма. Хотя, казалось бы, «социально близкие».

А вот белые своих «социально близких» мародеров не трогали, скорее наоборот. В том смысле, что те же «белоказаки» тащили себе все, что не приколочено – у Мамантова были целые обозы с награбленным. (Хотя кавалергард!) А вот у «красноказаков» любой грабеж населения означал расстрел! Потому, что с точки зрения «рабочей власти» – то есть власти, выражавшей именно представления рабочих – грабить нельзя, даже если речь идет о врагах. Собственно, именно поэтому красные и победили – а белые проиграли, несмотря на всю поддержку Запада! Потому, что красные даже в условиях блокады и т.д. поддерживали работу местной экономики, а белые умудрялись разрушить все коррупцией и низовой преступностью!

Впрочем, разбирать указанное надо отдельно – потому, что тема Гражданской войны и разницы в «базовом поведении» ее сторон есть тема бесконечная! Тут же следует только указать то, что и после случившегося ситуация сильно не изменилась – скорее наоборот. В том смысле, что огромный «конструктивный потенциал» рабочего населения – понятый и подхваченный большевиками – стал главным фактором послевоенного (после гражданской войны) развития. Ну да: «главный проект» большевистской России – проект ГОЭЛРО – был основан именно на этой «жажде преобразования». Голодным и холодным людям показали, фактически, чистую фантастику – такую, которую даже фантаст Герберт Уэльс считал невозможной – а они в нее поверили и начали на нее работать!

Кстати, «аномальность 1920-х» в этом плане не уступает «аномальности гражданской войны» – в том смысле, что в стране, где, казалось бы, с точки зрения «здравого смысла» должно было наступить «упрощение», обращение к как можно более архаичным практикам (что и предсказывалось некоторыми «интеллигентами»), случилось обратное. А именно: резкий рост интереса к «сложным областям» – к электро- и радиотехнике, к автомобилестроению, авиастроению и даже ... к освоению космического пространства! Еще раз: в 1924 году в Москве было создано ... «Общество изучения межпланетных сообщений»! Вдумайтесь в это: в голодном городе, только-только начавшем отходить от ужасов гражданской войны, люди занимались тем, что разрабатывали космические ракеты!

И это, между прочим, были не бесплодные романтики. То есть, конечно, романтиками они были – но при этом реально «плодовитыми»: тот же Цандер (один из основателей Общества) стал организатором знаменитой Группы по изучению реактивного движения – ГИРД. Той самой, что «породила», по сути, советскую «ракетную школу», включая С.П. Королева! То есть, голодные инженеры и рабочие из начала 1920 гг. открыли тот Великий Путь, что завершился триумфальным 12 апреля 1961 года!

В общем, да! Космос – в смысле, освоение космического пространства – который является одной из главных «фишек» СССР, был порожден очевидным образом этим самым «аномальным» конструктивным миропониманием российских рабочих. За котором угадывается тот самый «русский космизм» – пускай, в большинстве своем, и не отрефлексированный. Хотя тот же Циолковский – человек, немало давший для нашей страны – прекрасно его рефлексировал. Или, скажем, Вернадский – основатель «радиевого проекта» (на самом деле Вернадский вообще много где приложил руку) – также вполне очевидно ассоциировал себя с «космическим миропониманием».

То есть, с миропониманием себя, как «преобразователя мира» – но не ради личного могущества, как пресловутый Фауст или реальные носители «фаустовского мировоззрения», делавшие свои дела ради славы, власти и богатства. (Многочисленные западные ученые, добившиеся признания при жизни или инженеры, ставшие миллионерами.) Но ради самого преобразования, ради «улучшения Вселенной». Кстати, тот же Уэллс прямо обозвал В.И. Ленина – который явно может быть отнесен к данной «традиции» – «кремлевским мечтателем». Дескать, он ведет себя не как реальный правитель реальной страны – то есть как западный политик, «наполеон», которого ожидал увидеть фантаст. (Ну да: с западной точки зрения, во время революций к власти приходят именно что «наполеоны» – жаждущие власти честолюбцы, кои тратят все имеющиеся возможности для «прославления себя любимого» и получения невиданного до того богатства.) А как некий «фанатик», «ненормальный, охваченный сверхидеей».

Но ненормальные, как известно, не побеждают. А Ленин победил: его «план ГОЭЛРО» был не просто выполнен – а перевыполнен в срок, и уже через 20 лет после смерти Владимира Ильича созданная им страна стала супердержавой (т.е., страной, которая определяет развитие всего мира). И Циолковский с Цандером победили – космические ракеты стали реальностью уже через 30 лет после начала их активной деятельности. И Вернадский со своим «радиевым проектом», как нетрудно понять, также одержал победу! И реально Россия стала настоящей «космической страной» – страной, имеющей в руках электричество, атом, космос, авиацию и т.д.

Правда, уже в 1950-е годы стало заметно снижение «космистской направленности» в советской жизни, а к 1970-м годам от нее не осталось ни следа – что и привело к известным последствиям. Но это уже отдельная тема. Тут же следует только указать на то, что да, у нашей страны реально имелся (и имеется сейчас) свой собственный, отличный от Запада «культурный код». Который, конечно, много слабее созданного «фаустовской цивилизацией» мегамонстра – но при этом не имеет его недостатков. Потому что космизм – это «проект рассвета», а не «проект заката», как «фаустовский мир», но указанное надо рассматривать уже отдельно.

Антон ЛАЗАРЕВ

Источник: «Живой Журнал»

Читайте также

Модель наукодеревни в инновационном развитии русского села и продвижении сельского туризма Модель наукодеревни в инновационном развитии русского села и продвижении сельского туризма
Сближение города и деревни является одной из самых острых социально-экономических проблем современной России. В новых реалиях содружества стран БРИКС она приобретает все более позитивное звучание, по...
12 сентября 2024
«Будь сыном не только своего отца, но и сыном своего народа» «Будь сыном не только своего отца, но и сыном своего народа»
6 сентября 1888 года в семье крестьянина-удмурта в деревне Омутница Глазовского уезда родился сын удмуртского народа – Иосиф Алексеевич Наговицын. Благодаря Иосифу Наговицыну удмуртский народ соз...
12 сентября 2024
А. Стерликов. Мокрые трущобы Леборги А. Стерликов. Мокрые трущобы Леборги
4 июля 2024 года исполнилось 80 лет Анатолию Егоровичу Стерликову – писателю, другу «Русского Лада», постоянному автору нашего сайта. Хоть и с большим опозданием, поздравляем Анатолия Егоровича с заме...
12 сентября 2024